МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Международный факультет управления Кафедра Экономики
УТВЕРЖДАЮ Декан международного
факультета управления
______________П.Ф. Тарасенко
__________________ 2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины
«Государственное регулирование экономики»
Направление подготовки: 081100 «Государственное и муниципальное управление»
Профиль подготовки:
Управление социальными коммуникациями
Финансово-экономическое территориальное управление
Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»
Форма обучения: очная
Томск 2013
Цели освоения модуля (дисциплины)
Бакалавр по направлению подготовки 081100 готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
организационно-управленческая;
информационно-методическая;
коммуникативная;
проектная;
вспомогательно-технологическая (исполнительская).
Изучение курса «Государственное регулирование экономики» способствует реализации указанных целей следующим образом. Дисциплина нацелена на подготовку бакалавров по следующим направлениям деятельности:
1. Организационно-управленческая деятельность:
участие в разработке и реализации управленческих решений,
участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития;
участие в процессах бюджетного планирования и оценки эффективности бюджетных расходов;
участие в обеспечении рационального использования ресурсов
участие в развитии системы планирования профессиональной деятельности.
2. Информационно-методическая деятельность:
участие в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений;
информационно-методическая поддержка и сопровождение управленческих решений;
сбор и классификационно-методическая обработка информации об имеющихся политических, социально-экономических, организационно-управленческих процессах и тенденциях;
3. Коммуникативная деятельность:
участие в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами;
4. Проектная деятельность:
участие в разработке и реализация проектов в области государственного и муниципального управления;
участие в проектировании организационных систем;
проведение расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке проектов. 2. Место модуля (дисциплины) в структуре ООП
Данная дисциплина входит в цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Реализуется в третьем семестре общим объемом в 108 часов.
Цель изучения курса «Государственное регулирование национальной экономики» - ознакомить студентов с основными направлениями и методами государственного регулирования экономики, особенностями экономической политики государства в современной России .
Изучение данной дисциплины основано на знаниях экономической теории, истории экономики, финансов, основ налоговой системы.
Для полноценного усвоения данного курса большое значение имеют знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные студентами, на следующих дисциплинах «Философия», «История», «Математика».
Дисциплина дает базовые экономические знания, которые позволят освоить следующие дисциплины экономического профиля: «Государственные и муниципальные финансы», «Мировая экономика» и пр.
В программе сделана попытка учета будущей профессиональной деятельности студентов (экономистов и управленцев). Поэтому большое внимание уделяется вопросам практической организации регулирующей деятельности государства на федеральном и региональном уровне, функциям органов государственного управления, функционированию госсектора. 3 . Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
Общекультурные:
знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде (ОК-7);
владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);
умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; (ОК-14);
владение навыками самостоятельной, творческой работы; умение организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);
Профессиональные:
умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);
способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);
способность принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6);
умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);
способность разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);
наличие навыков разработки проектной документации (ПК-43);
способность оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44).
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
– иметь представление о сложных механизмах и проблемах государственной экономической политики;
– понимать необходимость государственного регулирования рыночной экономики и знать критерии эффективности и границы этого регулирования;
– четко представлять себе сущность и отличия административных и экономических методов государственного регулирования;
– знать основные направления государственного регулирования и функции государства в условиях рынка;
– уметь анализировать конкретные экономические программы правительства, направленные на решение социально—экономических задач, с точки зрения их реальности и возможных последствий;
– знать возможные источники финансирования государственных программ разных уровней;
– уметь учитывать особенности переходной экономики при анализе экономической политики;
– знать и уметь анализировать правовую базу государственного регулирования в России;
– понимать особенности регионального развития и необходимость их учета в экономической политике. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| лекции
| семинары
| СРС
| итог
|
| 1.
| Место и роль государства в экономике
|
| 1, 3
| 1
| 1
| 2
| 4
|
| 2.
| Концепции и модели государственного регулирования экономики
|
| 1,3
| 1
| 1
| 2
| 4
|
| 3.
| Цели и объекты государственного регулирования экономики
|
| 2, 4
| 1
| 1
| 2
| 4
|
| 4.
| Методы и инструменты регулирования экономики государством
|
| 2, 4
| 1
| 1
| 2
| 4
|
| 5.
| Реформирование российской экономики. Государственное регулирование при переходе к рынку
|
| 3, 5
| 2
| 2
| 4
| 8
|
| 6.
| Инвестиционная политика правительства
|
| 4,6
| 2
| 2
| 4
| 8
|
| 7.
| Структурная политика и структурная перестройка российской экономики
|
| 5,7
| 2
| 2
| 4
| 8
|
| 8.
| Научно-техническая политика
|
| 6,8, 9
| 2
| 4
| 8
| 14
| Контрольная работа
| 9.
| Промышленная политика
|
| 7, 10
| 2
| 2
| 4
| 8
|
| 10.
| Аграрная политика
|
| 8, 11
| 2
| 2
| 4
| 8
|
| 11.
| Регулирование предпринимательской деятельности
|
| 9, 12
| 2
| 2
| 4
| 8
|
| 12.
| Регулирование рынка товаров и услуг
|
| 10, 13
| 2
| 2
| 4
| 8
|
| 13.
| Социальная политика
|
| 11, 14,
15
| 2
| 4
| 6
| 12
| Контрольная работа
| 14
| Внешнеэкономическая политика
|
| 12, 16
| 2
| 2
| 4
| 8
|
|
|
|
|
| 24
| 28
| 54
| 108
| ЭКЗАМЕН
| |