Кисловодский гуманитарно-технический институт
Кафедра экономики и управления на предприятии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ История экономических учений
Специальность:
080100.62 – «Экономика»
Квалификация «бакалавр экономики»
Кисловодск
2012
Кисловодский гуманитарно-технический институт
Программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета, по профессионально-образовательной программе 080100.62 «Экономика» (бакалавр)
Кисловодск
2012
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе Гочияева Р. Ш.
«___» «_____________» 20 г.
Составитель: кандидат экономических наук Незнамова Л.А
Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Гочияев К.Б.
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета, по профессионально-образовательной программе 080100.62 «Экономика» (бакалавр). – Кисловодск: Издательский отдел КГТИ, 2012г. – 25 с.
Рабочая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Кафедра экономики и управления на предприятии
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры от «___» «____________» 2012 г. Зав кафедрой
Краткое содержание дисциплины: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
Цели и задачи дисциплины.
Неотъемлемой составной частью экономической подготовки специалистов в области экономики и управления является учебный курс «История экономических учений». Его изучение – важное подспорье для выявления объективных закономерностей развития мировой и отечественной экономики.
Цели преподавания «Истории экономических учений»:
способствовать формированию экономического мышления студентов,
расширить и углубить их экономические знания,
формировать профессиональные умения анализировать экономические явления и процессы современной жизни.
Для этого необходимо решение следующих задач:
помочь студентам усвоить социально-экономические предпосылки появления изучаемых экономических школ, идеи крупнейших экономистов мировой и отечественной экономической науки,
рассмотреть на семинарских занятиях главные произведения ведущих ученых - экономистов,
обратить внимание на развитие экономической науки в России, на вклад российских ученых в мировую экономическую науку,
использовать межпредметные связи с экономической теорией, историей, историей экономик.
Цели и задачи изучения дисциплины
Цели изучения студентами истории экономических учений:
-знакомство с концепциями наиболее известных экономистов различных эпох и стран;
-изучение трактовок экономических категорий и законов у различных представителей экономической науки;
-понимать историю экономических учений как исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей, концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах и направлениях;
формирование критического, альтернативного экономического мышления;
Задачи изучения учебной дисциплины:
-Познакомиться с основными школами и направлениями истории экономических учений, судьбами и взглядами крупнейших как зарубежных, так и российских ученых, которые внесли вклад в историю экономической науки;
-Понимать объективные закономерности развития мировой и отечественной экономики;
-Сформировать у будущих управленцев эрудицию и умение свободно ориентироваться в экономических теориях, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельные решения по практической реализации отдельных практических задач;
-Знать категориальный аппарат, отражающий историю экономических учений.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
-основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
-взгляды крупнейших экономистов как прошлого, так и современности, как зарубежных, так и российских ученых;
-основные этапы развития экономической науки;
-основные понятия учебной дисциплины;
-характерные особенности методов экономического анализа различных школ и направлений экономической науки.
уметь:
- анализировать сильные и слабые стороны различных экономических теорий;
- работать с первоисточниками, энциклопедиями, хрестоматиями;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
- дать характеристику наиболее известных экономических теорий;
-организовать выполнение конкретного порученного этапа работы.
владеть:
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
В результате изучения базовой части профессионального цикла обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
расчетно-экономическая деятельность
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7); способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
организационно-управленческая деятельность
способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
педагогическая деятельность
способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
Формы и методы проведения учебных занятий.
В учебном процессе дисциплины используются лекционная форма занятий, семинарские и практические занятия, тестовые формы обучения.
В рамках изучения дисциплины предусматривается выполнение письменных работ и докладов согласно предложенным темам и требованиям, изложенным в методических рекомендациях.
Промежуточный контроль – выполнение практических ситуаций (предоставление отчетов), тестовые формы оценки, устные ответы.
Итоговый контроль – устный опрос/тест.
Распределение часов по темам и видам занятий.
Общая трудоемкость дисциплины
№ п/п
| Виды занятий
| Дневная форма обучения (4 года), 1 курс, 2 семестр.
| Заочная форма обучения (5 лет), 1курс
| 1.
| Лекции
| 18 часов
| 10 часов
| 2.
| Практические занятия
| 36 часов
| 6 часов
| 4.
| Самостоятельная работа
| 34 часа
| 70
| 5.
| Контрольная работа
| -
| V
| 6.
| Форма контроля
| Экзамен 2 часа
| Экзамен 4 часа
|
Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «История экономических учений» для студентов очной формы обучения
№№ п/п
| Темы курса
| Количество часов
| Сам. раб.
| Всего часов
| Лекции, час.
| Семина-ры, час.
| Всего
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья
| 1
| -
| 1
| 2
| 3
| 2.
| Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы
| 2
| -
| 2
| 2
| 4
| 3.
| Классическая школа политической экономии
| 2
| 6
| 8
| 4
| 12
| 4.
| Марксизм
| 2
| 4
| 6
| 4
| 10
| 5.
| Неоклассическое направление
| 2
| 4
| 6
| 4
| 10
| 6.
| Австрийская школа
| 2
| 4
| 6
| 4
| 10
| 7.
| Кейнсианство
| 2
| 4
| 6
| 4
| 10
| 8.
| Монетаризм
| 2
| 4
| 6
| 4
| 10
| 9.
| Институционализм
| 1
| 4
| 5
| 2
| 7
| 10.
| Русская экономическая мысль конца 19-20 веков
| 2
| 6
| 8
| 4
| 12
|
| Итого
| 18
| 36
| 54
| 34
| 90
|
Расчет учебных часов по видам занятий дисциплины «История экономических учений» для студентов заочной формы обучения
№№ п/п
| Темы курса
| Количество часов
| Сам. раб.
| Всего часов
| Лекции, час.
| Семина-ры, час.
| Всего
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья
| 1
| -
| 1
| 8
| 9
| 2.
| Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы
| 1
| -
| 1
| 6
| 7
| 3.
| Классическая школа политической экономии
| 1
| -
| 1
| 8
| 9
| 4.
| Марксизм
| 1
| 1
| 2
| 6
| 8
| 5.
| Неоклассическое направление
| 1
| 1
| 2
| 8
| 10
| 6.
| Австрийская школа
| 1
| 1
| 2
| 6
| 8
| 7.
| Кейнсианство
| 1
| 1
| 2
| 8
| 10
| 8.
| Монетаризм
| 1
| 1
| 2
| 6
| 8
| 9.
| Институционализм
| 1
| -
| 1
| 6
| 7
| 10.
| Русская экономическая мысль конца 19-20 веков
| 1
| 1
| 2
| 8
| 10
|
| Итого
| 10
| 6
| 16
| 70
| 90
|
Содержание дисциплины.
|