Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования






НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/14
Дата публикации16.03.2017
Размер0.99 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет/отделение факультета/Подразделение
Мировой экономики и мировой политики, направление Международные отношения
Кафедра Мировой политики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: «Проблема Южно-Китайского моря» в отношениях между КНР и странами АСЕАН на современном этапе»

Студент группы № 469

Пятачкова Анастасия Сергеевна

Руководитель ВКР

Д.и.н. профессор кафедры мировой политики

Канаев Евгений Александрович

Москва, 2013 г.

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Глава 1.   Значимость Южно-Китайского моря для Китая и стран АСЕАН 7

1.1.Экономический потенциал Южно-Китайского моря 7

1.2.Военно-стратегические возможности Южно-Китайского моря 14

1.3.Влияние проблемы Южно-Китайского моря на эмоционально-психологическую составляющую отношений между КНР и странами АСЕАН 19

Глава 2. Проблема Южно-Китайского моря в отношениях КНР-АСЕАН до 2009 г. 24

2.1 Историческая аргументация территориальных конфликтов в Южно-Китайском море до 1945 г. 24

2.2. Эволюция конфликта с начала «холодной войны» до конца 1980-х гг. 26

2.3. Развитие ситуации в Южно-Китайском море с конца 1990-х до 2009 г. 41

Глава 3 Проблема ЮКМ в отношениях КНР-АСЕАН после 2009 г. 55

3.1 Трансформация проблемы ЮКМ и ее влияние на отношения КНР-АСЕАН 55

3.2 Развитие дискуссии по проблеме Южно-Китайского моря на общерегиональных форумах АСЕАН 58

3.3. Движение от Декларации к Кодексу поведения сторон в Южно-Китайском море: проблемы и перспективы 65

3.4 Интересы и возможности России 73

Заключение 78

Список литературы 81

Приложения 90

Введение


В последнее время наблюдается неуклонное увеличение роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой политике и экономике, что во многом связано с его быстрым экономическим развитием на фоне кризисных явлений в мировом масштабе. Однако нельзя забывать, что АТР является довольно нестабильным регионом, в котором высока вероятность развития конфликтов, угрожающих как региональной, так и международной безопасности.

Одним из таких очагов напряженности является Южно-Китайское море. Традиционно территориальные споры имели значение лишь в контексте двусторонних отношений. Однако в связи с процессами глобализации и интеграции национальные интересы и межгосударственные конфликты стали приобретать международное значение, что оказало влияние на сотрудничество между КНР и странами АСЕАН, где проблема Южно-Китайского моря стала отдельным направлением дискуссии на многосторонних форумах.

Ситуация кардинально изменилась в 2009 году, когда произошло возвращение США в Азию. Определяющую роль в развитии конфликта начали играть сопернические взаимоотношения КНР и США, а государства-члены АСЕАН стали ориентироваться на улучшение отношений с Китаем и одновременно использовать присутствие США для сохранения баланса сил в регионе. В этой связи произошло заметное осложнение обстановки в Южно-Китайском море, что подтверждается возникающими время от время случаями «нарушения» национального суверенитета. Все эти факторы в совокупности с экономической и военно-политической ролью Южно-Китайского моря в АТР свидетельствуют об актуальности изучения данной проблематики.

Объектом данного исследования является проблема Южно-Китайского моря, предметом исследования – ее влияние на отношения между КНР и странами АСЕАН.

Гипотезу исследования можно сформулировать так: в ближайшей перспективе развитие американо-китайских отношений будет определяющим фактором в решении проблемы Южно-Китайского моря, при этом страны АСЕАН, на данном этапе занимающие центристскую позицию, будут вынуждены определить свои приоритеты в пользу одного из соперничающих акторов.

В связи с особенностью темы хронологические рамки исследования охватывают довольно большой временной промежуток, при этом основное внимание в работе сосредоточено на изучении событий, последовавших после окончания «холодной войны».

Целью данной работы является провести разносторонний анализ конфликта из-за островов в Южно-Китайском море в контексте отношений КНР и стран АСЕАН. Исходя их этого, в задачи исследования входит:

  1. Определить роль Южно-Китайского моря в формировании военно-политического и экономического потенциала стран региона;

  2. Показать воздействие проблемы Южно-Китайского моря на эмоционально-психологическую составляющую отношений между КНР и АСЕАН;

  3. Проследить динамику развития конфликта в историческом контексте;

  4. Выявить факторы, повлиявшие на трансформацию восприятия данного конфликта на современном этапе;

  5. Рассмотреть влияние многосторонних и двусторонних переговоров, институциональных изменений в структуре АСЕАН, создания нормативно-правовой базы и проч. на решение конфликта в Южно-Китайском море (в том числе, с учетом возможности перехода от Декларации к Кодексу поведения сторон в Южно-Китайском море)

  6. Сделать выводы о перспективах отношений КНР и АСЕАН в связи с проблемой Южно-Китайского моря.

С учетом поставленных задач, структура работы строится следующим образом. Первая глава посвящена описанию экономической и военно-политической значимости Южно-Китайского моря, а также его роли в восприятии отдельных заинтересованных сторон конфликта, прежде всего, КНР, другими участниками. Во второй главе рассматривается историческое развитие проблемы Южно-Китайского моря вплоть до 2009 г., то есть до ее превращения в составную часть американо-китайского спора о доминировании в регионе. В третьей главе дана характеристика и объяснены причины качественной трансформации проблемы Южно-Китайского моря после 2009 г., рассмотрены результаты прошедших в последние несколько лет многосторонних форумов, а также проанализирована возможность движения КНР и АСЕАН к подписанию Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море. Кроме того, в данной главе исследуется формат выстраивания дальнейших отношений России с АСЕАН и КНР в связи с изучаемой проблемой. В заключении представлены общие выводы по работе, приведены возможные сценарии развития ситуации.

Методологическую основу данной работы составляют комплексный анализ, сравнение и сопоставление фактов, а также использование системного подхода к изучению первоисточников и различной специализированной литературы отечественных и иностранных авторов по отдельным аспектам изучаемого вопроса.

Характеристика источников. Выводы исследования основаны на материалах из различных источников. В первую очередь, речь идет о нормативно-правовой базе, включающей в себя как общие документы (например, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальные (двусторонние договоры, протоколы, декларации и иные акты). Кроме того, в работе были использованы статистические данные, а также картографические и справочные материалы. Для получения наиболее актуальной информации по событиям в АТР были изучены статьи из научных журналов, средств массовой информации собраны данные из различных интернет-источников, в частности, официальных сайтов различных международных организаций и правительственных ведомств (в том числе на китайском языке).
Характеристика научной литературы. Говоря об уровне разработанности темы, стоит отметить, что проблемой Южно-Китайского моря занимаются многие отечественные и иностранные авторы, но несмотря на ее возрастающую актуальность, в России на эту проблематику написано довольно мало работ по сравнению с имеющимся количеством зарубежных исследований. Среди российских ученых наибольшее влияние на данную работу оказали труды Е.А. Канаева и Е.Д. Степанова, которые непосредственно занимались изучением проблемы Южно-Китайского моря, а также исследования общерегиональной направленности А.Д. Богатурова, В.В. Сумского, Г.М. Локшина и др. Говоря о зарубежных авторах, хотелось бы отметить работы М. Валенсия, М. Лифера Р. Бэкмена, Р. Северино, Т. Т. Тая, Т. Тайэра, А. Капта, Х. Шеня, К. Цзоу, С. У и др., в которых раскрыты разные аспекты данной темы (от политико-правового регулирования до проблем безопасности).

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе дается комплексный и многоаспектный анализ отношений КНР и АСЕАН с учетом специфики взаимодействия сторон по проблеме Южно-Китайского моря на различных этапах. Как правило, авторы рассматривают либо отдельные временные периоды и направления развития контактов между сторонами, либо характеризуют двусторонние отношения вовлеченных в конфликт участников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в работе выводы, сделанные на основе систематизации знаний о развитии проблемы Южно-Китайского моря в контексте отношений Китай-АСЕАН, могут быть использованы в качестве материалов для анализа международной обстановки в АТР представителями академических кругов и правительственных ведомств, в том числе занимающихся выработкой внешнеполитического курса РФ, а также могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся международной проблематикой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную