Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование»






Скачать 356.06 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование»
страница1/3
Дата публикации03.09.2017
Размер356.06 Kb.
ТипМетодические указания
e.120-bal.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3
Министерство транспорта Российской Федерации
Новосибирская государственная академия водного транспорта

65.9(2)42

Б 953
Г.С. Быков
Сборник заданий

и методические указания к практическим занятиям

по дисциплине «Рыночное ценообразование»
для студентов четвертого курса специальности 060800

«Экономика и управление на предприятии транспорта»

Новосибирск 2003

УДК 338.516

Б 953

Быков Г.С. Сборник заданий и методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование», для студентов четвертого курса специальности 060800 «Экономика и управление на предприятия транспорта». Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 2003.
Сборник содержит задания на практические занятия и тематику семинаров по теоретическим темам общей трудоемкостью 30 часов, а также краткие методические указания по их выполнению. Приведен также перечень рекомендуемой литературы.

Сборник можно использовать для занятий со студентами заочного обучения, при этом задача 7.1 рекомендуется в качестве контрольной работы по дисциплине.

Индивидуализация заданий при необходимости производится ведущим преподавателем соответствующим подбором исходных данных, не меняющих границы корректного решения.

Сборник одобрен и рекомендован к изданию кафедрой Экономики водного транспорта.

 Быков Г.С., 2003

 Новосибирская государственная

академия водного транспорта, 2003

Тема: ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ И ЕЕ СУЩНОСТЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Вводный семинар
Цель занятия – выявления остаточных знаний студентов по основам экономической теории рыночного ценообразования, их восстановление и усвоение.
План и основные положения семинара

  1. Понятие цены и причина трудностей ее восприятия.

    1. Цена – как количество денег, уплачиваемых за изменение прав собственности в расчете на единицу товара (экономика изучает не товары, а экономическое отношения!).

Деньги – как средство обмена и мера обязательств в экономических отношениях. Важное следствие для осмысления сущности денег после терактов 11 сентября 2001 г. – прощание с пониманием денег как неким всеобщим товарным эквивалентом.

    1. Цена – как выраженная в денежной форме количественная оценка отношений (обязательств) между экономическими субъектами по поводу собственности на конкретный товар, услугу и т.п.

    2. Виды цен (по обслуживаемому обороту; по месту их формирования, т.е. заключения сделок; по времени действия; по степени дифференциации качества товара; по методу и уровню регулирования; по условиям поставок; по экономическому содержанию) – как факт их многообразия и сложности мира цен

Многообразие цен. Цена спроса, цена оферта (предложения), цена рыночного равновесия, цена выбора. Цены и тарифы.

  1. Сущность цены. Поведение покупателя и продавца.

    1. Купля-продажа – как процесс согласования экономических интересов продавца и покупателя. Выбор в условиях ограниченности ресурсов. Ценность и стоимость товара. Принцип предельности.

    2. Цена спроса. Альтернативные затраты – как основа определения экономической ценности и стоимости товара для потребителя (покупателя). Свобода выбора и цена выбора для покупателя (потребителя).

    3. Цена предложения. Издержки производства и желаемая прибыль – как ценность и стоимость товара для изготовителя (продавца). Неуправляемость прошлого. Ограниченность свободы выбора и цена выбора для продавца (изготовителя).

    4. Ценность (англ. – Value, нем. – Wert) товара, т.е. субъективное восприятие его предельной полезности экономическими субъектами как основа и сущность цены.

  2. Основополагающие факторы ценообразования. Цена и справедливость.

    1. Ограниченность ресурсов, предельная полезность товара и выгода экономических субъектов – основополагающие факторы ценообразования и рыночной цены.

    2. Цена – как денежное выражение предельной ценности товара, согласовывающее в конкретных обстоятельствах места, времени и условий экономические интересы (т.е. выгода) его изготовителя (продавца) и потребителя (покупателя).

Три принципа определения выгоды: альтернативность, доступность и наиболее высокая эффективность способа достижения (использования товара).

Объективные предпосылки существования верхнего и нижнего пределов цены для изготовителя (продавца) и потребителя (покупателя).

    1. Рыночная цена – как средство наиболее рационального и эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов. Цена и справедливость. Недостатки рыночных цен. Экономические цены.

  1. Сферы ценообразования: цены на продукцию фирм и цены на факторы производства. Прокатные цены пользования и капитальные цены приобретения в собственность.


Время на проведение занятия – 2-4 часа.
Литература – 2, с. 3-20; 4, с. 18-37; 5, с. 12-40; 6, с. 6-26.

Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНЫ. ЦЕНА, СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА
Задание 1


  1. Используя данные, представленные в таблице 1, выполнить следующее:

а) построить графики спроса и предложения;

б) определить цену рыночного равновесия;

в) рассчитать показатели эластичности спроса по цене;

г) рассчитать показатели эластичности предложения по цене;

д) определить возможную выручку для продавца товара;

е) определить возможные расходы покупателя;

ж) выявить и показать на графике возможный экономический выигрыш (эффект) продавца и покупателя.

Таблица 1

Исходные данные к заданию 1

Значение цены за единицу товара, руб.

Объем предложения, тыс. единиц

Объем спроса, тыс. единиц

1000

25

10

900

22

12

800

17

14

600

10

22

400

5

35

350

3

40

300

2

60




  1. Ответить на вопросы:

  • Что такое цена рыночного равновесия?

  • Что такое цена выбора?

  • Какое экономическое значение для фирмы имеет эластичность спроса по цене?

  • Приведите примеры абсолютной неэластичности спроса по цене. Чем это может обуславливаться?




  1. Методические указания:

3.1. Цену рыночного равновесия определить по точке пересечения линий спроса и предложения.

3.2. Показатели эластичности спроса и предложения по цене рассчитать как средние величины по формуле дуговой эластичности, а также для каждого интервала цены.

3.3 При определении выручки продавца и расходов покупателя учесть, что часть спроса не будет удовлетворена из-за дефицита товара.

3.4 По результатам расчетов и построенным графикам сделать краткие выводы.
Время на выполнение задания – 2 часа.
Литература – 6, с. 50-62.
Тема: ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕНУ ТОВАРА
Задание 2


  1. Вывести аналитическое выражение, с помощью которого можно определять наиболее выгодную для фирмы величину цены, обеспечивающую ей максимум прибыли от реализации товара.

  2. Ответить на вопросы:

    • Какие основные факторы определяют величину прибыли фирмы? Расположите эти факторы по мере снижения их значимости.

    • Какова связь между продажной ценой товара и величиной прибыли фирмы. Всегда ли повышение цены товара ведет к росту прибыли?

    • Какое влияние на динамику прибыли оказывают постоянные расходы? В чем состоит отличие маржинальной прибыли от общей балансовой?




  1. Методические указания:

3.1. В качестве исходной модели прибыли фирмы принять следующую:
, (1)
где - объем продаж товара,

- постоянные расходы фирмы.

- удельная величина переменных расходов на единицу товара;

ц – цена за единицу товара.
При этом . (2)
3.2. Взять первую производную прибыли (выражение 1) по цене, учитывая сложную зависимость объема продаж от цены, и исследовать ее на экстремум (максимум), приравняв к нулю.

3.3. Умножить каждый член полученного выражения на соотношение (положительная величина) и, осуществив необходимые преобразования, должны получить

, (3)
где - наивыгоднейшее для фирмы значение цены продаваемого товара, обеспечивающее ей максимум прибыли.

ε – показатель эластичности спроса на товар по цене.

3.4. По результатам задания сформулировать краткие выводы, о том, что принимать в качестве нижнего и верхнего пределов цены.
Время на выполнение задания – 2 часа.
Литература - 6, с. 59-62.
Тема: ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕНУ ТОВАРА
Задание 3


  1. Фирма выпускает и продает товары широкого потребления и столкнулась с проблемами их реализации. Менеджер фирмы предложил снизить цену на 10 % и восполнить величину ожидаемой прибыли за счет увеличения объема продаж. Сможет ли фирма достичь этой цели, если цена за единицу товара составляла до снижения 3000 руб., удельные переменные расходы на его производство и реализацию – 1600 руб., а эластичность спроса по цене – 2,7?

Если при заданных условиях фирма не может достичь восстановления получаемой прибыли, то определить, какую задачу на снижение удельных переменных расходов по рассматриваемому товару должен поставить менеджер?

  1. Ответить на вопросы:

    • Почему спрос на товар конкретной фирмы обычно эластичен по цене?

    • В каких случаях это положение может не выполняться?

    • Приведите примеры экономических ситуаций, когда фирма не может воспользоваться свойством эластичности спроса по цене в своих интересах.

    • Что такое маржинальная прибыль фирмы? Поясните определение маржинальной прибыли на рис. 1




  1. Методические указания:

3.1. Для решения задачи необходимо вначале выявить:

а) какое значение относительного роста (или прироста) продаж после снижения цены требуется фирме для сохранения ее маржинальной прибыли

по рассматриваемому товару, т.е. выявить необходимое условие или , при котором П1марж П0марж , памятуя, что
Пмарж = (ц – sперем) Q; (4)
б) какое значение относительного роста (прироста) продаж по рассматриваемому товару будет обеспечено по условию эластичности спроса и цены, исходя из ее общего определения:
, (5)
т.е. , (6)

а , (7)
где Q0, Q1 – объем продаж товара до и после снижения цены;

ц0, ц1 – цена единицы товара до и после снижения;

ε - показатель эластичности спроса на товар по цене;

П0марж, П1марж – маржинальная прибыль фирмы от продажи рассматриваемого товара до и после снижения цены;

sперем – удельные переменные издержки на производство и реализацию товара.

3.2. Если относительный рост (прирост) продаж по условию эластичности (формулы 6 и 7) превысит значение аналогичного показателя по условию (4), желаемая цель фирмы после снижения цены будет достигнута.

3.3.Если относительный рост (прирост) продаж по условию эластичности окажется ниже значений аналогичных показателей по условию (4), для восполнения прибыли после снижения цены фирме потребуется уменьшить удельные переменные издержки – sперем так, чтобы площадь прямоугольника S2 на рис. 1 оказалась не меньше площади S1.


Цены, расходы, руб./ед


Линия спроса на товар



ц1





S1




ц0

sперем




S2










0 Q0 Q1 Объем продаж, един

Рис. 1
3.4. По результатам задания сформировать краткие выводы.
Время на выполнение задания – 2 часа.
Литература – 2, с. 95-107.

Тема: МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Задание 4
Задача 4.1.

1. Составить калькуляцию полной себестоимости и отпускной договорной цены с НДС на судовую электрическую лебедку и выбрать наиболее рационального поставщика для потребителя по исходным данным, представленным в табл. 2.
Таблица 2

Исходные данные к заданию 4.1

Показатель

Значение показателя

поставщик А

поставщик Б

1. Масса лебедки в готовом виде, кг

4350

4350

2. Основные материалы и сырье для лебедки, руб.

9800

10000

3. Стоимость покупных комплектующих изделий получаемых от контрагентов, руб.

13500

14000

4. Транспортные расходы для завода-поставщика, %

15,5

16,0

5. Сметная трудоемкость работ по изготовлению лебедки поставщиком, чел.- час.

1100

800

6. Средняя ставка заработной платы,

руб./чел.-час.

18,0

20,0

7. Отчисления на социальные нужды, %

36,5

36,5

8. Цеховые и общезаводские расходы (в процентах к заработной плате)

300

330

9. Специальные и индивидуальные расходы (в процентах к сумме предыдущих)

7,0

7,0

10. Внепроизводственные расходы (в процентах к заводской себестоимости)

0,6

0,6

11. Норматив прибыли (в процентах к полной себестоимости)

15,0

15,0

12. Налог на добавленную стоимость, %

20,0

20,0

13. Транспортно-заготовительные расходы (с НДС) для потребителя, т.руб./един.

17,0

15,0




  1. Ответить на вопросы:

    • Назовите основные положения и порядок калькуляции себестоимости и определения отпускной цены изделий по «заводскому методу», широко распространенному в России.

    • В чем заключаются, на Ваш взгляд, основные недостатки этого метода калькуляции и ценообразования?

    • Какой метод ценообразования может оказаться более эффективным для продукции производственно-технического назначения ограниченного применения?




  1. Методические указания:

3.1. Для калькуляции себестоимости и определения проекта договорной цены использовать широко распространенный в России «заводской метод» расчета.

3.2. Выбор поставщика произвести по условию минимума совокупных затрат для потребителя, включающих:

а) договорную цену изделия,

в) транспортно-заготовительные расходы в расчете на одно изделие,

б) НДС к цене.
Задача 4.2.

  1. Определить проект цены на новый тип судового дизель-генератора повышенной мощности по исходным данным, представленным в таблице 3.

Таблица 3

Исходные данные к задаче 4.2

Показатель

Значение показателя

выпускаемый тип

новый тип

1. Марка дизель-генератора

ДГР 150/750

ДГР 200/750

2. Мощность генератора, кВт

150

200

3. Напряжение, вольт

380

380

4. Вид вырабатываемого тока

перемен.

перемен.

5. Тип дизеля

6 Ч 18/22

6 ЧН 18/22

6. Масса дизель-генератора, кг

6469

7348

7. Вид используемого топлива

дизельное

дизельное

8. Частота вращения, об./мин.

750

750

9. Отпускная цена завода, тыс. руб.

360

?

10. Себестоимость изготовления, тыс. руб.

300

?




  1. Ответить на вопросы:

  • Какие рыночные методы ценообразования Вы знаете?

  • Как определить и измерить тесноту связи между экономическими параметрами?




  1. Методические указания:

3.1. Для определения проекта цены в данной ситуации наиболее целесообразно использовать параметрический метод на основе однородного аналога.

3.2. В качестве основного ценообразующего параметра, интересующего потребителя, рекомендуется принять мощность дизель-генератора.

3.3. Показатель тесноты связи между ценой и мощностью (коэффициент торможения цены), устанавливаемый на основе статистического корреляционного анализа, принять равным 0,6.

3.4. Установить прибыльность и приемлемость рассчитанной цены для завода-изготавителя, приняв во внимание, что его расходы зависят от массы изделия, а показатель тесноты связи между расходами и массой – 0,9.
Задача 4.3.

  1. Определить рыночную цену на новую модель бытового телевизора по следующим исходным данным (таблица 4).

Таблица 4

Исходные данные к задаче 4.3

Показатель

Значение показателя

модель-конкурент

новая модель

1.Размер экрана, мм

64

65

2. Потребляемая мощность, Вт

90

90

3. Гарантийный срок, годы

3

3

4. Габаритная толщина по кинескопу, мм

323

317

5. Масса, кг

9,8

9,5

6. Рыночная цена, руб.

6000

?

7. Сравнительная оценка характеристик телевизора тремя экспертами, баллы

1

2

3

1

2

3

7.1 Качество изображения

60

57

56

60

60

58

7.2 Качество звука

35

37

38

37

40

38

7.3. Внешний дизайн

13

15

12

14

14

13

7.4 Надежность и удобство пользования

28

26

25

30

28

30




  1. Ответить на вопросы:

    • Как вы понимаете метод ценообразования «следование за конкурентом с учетом ощущаемой ценности товара»?




  1. Методические указания:

3.1. В качестве ощущаемой ценности принять общую сумму бальной экспертной оценки, сравнительное соотношение которой может в данной ситуации стать основной для определения цены новой модели товара.

Время на выполнение задания - 4 часа.
Литература – 6, с. 96-101, 126-131; 2, c. 19-31, 33-45, 295-300.

Тема: МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Задание 5
Задача 5.1.

1. Фирма участвует в тендерном конкурсе на изготовление продукции производственно-технического назначения ограниченного применения. Установить, какую цену ей следует предложить в оферте конкурса, если она располагает исходной информацией, представленной в табл. 5.

Таблица 5

Исходные данные к задаче 5.1

Наименование показателя

Значение показателя

1. Исходная цена за поставляемую продукцию по условиям конкурса, тыс.руб./един.

2000

2. Годовая программа поставки продукции, един.

20

3. Прямые удельные переменные издержки фирмы на изготовление единицы продукции, тыс.руб./един.

950

4. Постоянные издержки фирмы, относимые на рассматриваемый вид продукции, тыс.руб.

12000

5. Вероятность выигрыша конкурса в зависимости от цены:

2000

1950

1900

1850

1800

1700

1600

1500

1400

0,00

0,10

0,20

0,45

0,60

0,75

0,85

0,95

0,99




  1. Ответить на вопросы:

    1. Охарактеризуйте сущность ценообразования по методу тендерных торгов («запечатанного конверта»).

    2. Какова, на Ваш взгляд, сфера применения этого метода?




  1. Методические указания:

    1. Для определения предлагаемой конкурсной цены следует использовать метод тендерных торгов («запечатанного конверта»).

    2. В качестве критерия для решения задачи принять величину реально ожидаемой, т.е. наиболее вероятной удельной прибыли, которую может иметь фирма с учетом предполагаемой вероятности выигрыша конкурса.

    3. Для большей надежности выводов расчеты целесообразно выполнить на основе как общей балансовой, так и маржинальной прибыли.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование» iconМетодические указания к изучению курса и практическим занятиям для...
Методические указания содержат рабочую программу дисциплины «Основы экономической деятельности предприятий», контрольные тесты по...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика»
Антимонопольная политика : метод указания к практическим занятиям / сост. Бобкова Е. В.; Владим. Гос. Ун-т. – Владимир : Ред издат....

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика труда»
Методические указания разработаны канд экон наук, ст преподавателем Л. П. Пулькиной

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы и к практическим...
Методические указания разработаны канд экон наук, ст преподавателем А. В. Иконниковой, ст преподавателем В. В. Иконниковым

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование» iconЭкономика городского хозяйства методические указания к практическим занятиям
Экономика городского хозяйства: Метод указания к практическим занятиям / Владим гос ун-т; Сост.: Т. К. Снегирева, П. Н. Захаров....

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Специальные вопросы экономики»
А. Л. Кунц, доцент кафедры организации строительного производства (нгасу (Сибстрин))

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Организация...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование» iconМетодические указания практическим занятиям и самостоятельной работе...
«томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур)

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Транснациональные...
Федеральное агентство по рыболовству фгоувпо «мурманский государственный технический университет»

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине для студентов...
Методические указания предназначены для закрепления и практического применения в самостоятельной работе знаний, полученных при изучении...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную