Конференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00]






НазваниеКонференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00]
страница1/7
Дата публикации01.09.2017
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

Конференция №8. «Что первично — кризис экономический или кризис духовный?»

[00:00:00]

Александр Нотин: Я президент автономной некоммерческой организации «Переправа», член Изборского клуба. Во-первых, я хотел поблагодарить организаторов этого форума за то, что эта идея, которая, конечно, перезрела давно уже, надо было вчера начинать, или, может быть, позавчера, она, наконец, состоялась. И мы наконец, уже на исходе третьего десятка осуществления в России либерального проекта, мы приступаем к самым важным и существенным задачам нашего домостроительства. Вопрос поставлен абсолютно правильно, речь идет о кризисе не только экономическом, мы сейчас можем еще 5-10 проявлений глобальных этого кризиса, но прежде всего, кризисе духовном. До тех пор, пока мы не расставим правильно акценты, не отделим духовность от нравственности, не определим значение духовности для всех сфер жизни человечества, никуда мы не двинемся. Мы так и будем, как слепые котята, толкаться и мешаться друг другу под ногами, двигаться разнонаправленно. Их будет все больше и больше, они будут приходить во все большее противоречие друг другом. Все больше подвергаться лоббистским усилиям, и в итоге мы будем получать то, что мы получаем. К сожалению великому, потеря изначального корня, из которого все растет на планете Земля, духовности, она как раз и привел к событиям, которые мы наблюдаем. Мне хотелось бы первое сказать, во-первых, Юрий Викторович, ограничьте регламент.

Юрий Рязанов: Кстати, тема духовности такая обширная… Наверное, в начале спикерам будет давать 5-7 минут, в дальнейшем 3-5 минут.

Александр Нотин: В Евангелии сказано «Дух творит себе формы, Дух дышит, где хочет». Сегодня мы наблюдаем явление, которое называется «суд Божий». Вообще, еще век-другой назад, люди не знали слова «кризис». Это греческое слово, которое означает «суд Божий». Тогда мы задаем второй логичный вопрос, над чем суд и почему суд? Человек был создан из праха земного, и вторым актом Господь сотворил его от дыхания Своего. Дыхание Божие, войдя в тело человека, оживило это тело. Создался единый двуипостасный человек. В дальнейшем человечество прошло много катаклизмов. Крупнейший из них был потоп. Вспомните грозные слова Господа, Который объясняет сущность потопа, почему погибло первое человечество, а остался только Ной с его чистым семейством? Это произошло потому, что «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им». Человек не понял ту миссию, которая была на него Господом возложена, и, будучи свободным абсолютно, неправильно истолковав эту заданность, постепенно начал склоняться к скотам.

Сегодня мы видим, что деградирует практически все, от экологии до экономики. Мы пытаемся что-то исправить, но каждый раз проходим мимо этого момента. Существуют уровни бытия. Наш корабль глобальной цивилизации перевернулся вверх дом. То, что наверху, оказалось внизу, вещественно стало выше духовного. А что такое духовное? Тогда мы должны ввести четкую градацию, понять, что такое нравственность и духовность. Нравственность – это внешняя культура, внешнее проявление. Человек может быть нравственным, но не духовным. Дух же – это тонкие намерения. Апостол Павел говорит «тайные дела человеков». Мавроди строил свою пирамиду, он же понимал, что пирамиду строит?

[00:05:00]

Понимал. Но он будет ее украшать тысячей разных аргументов, оправданий, а в итоге оградит и разорит, разрушит судьбы многих десятков людей. То же самое происходит в глобальной экономике. Всегда у каждого основания, экономического деяния, решения, выбора есть тонкое духовное намерение. К великому сожалению, сегодня вещественное – расчет, прибыль, нажива – оказались бесконечно выше того, к чему призван человек Богом. Возьмите такой вопрос, как разумная достаточность. Совершенно очевидно, что каждый живой человек во плоти знает эту меру свою. Причем чем он будет старше, тем эта мера будет меньше. Он может жить только в одной комнате, смотреть только в одно окно, спать только на одной кровати. Почему, откуда возникает этот синдром снегоуборочной машины, когда люди начинают хапать, а потом, как собака на сене, охранять это накопленное. А потом выделять себя в золотой миллион, пытаться контролировать весь мир, а потом убирать ненужных.

Что хочет Господь от нас всех? Он хочет очень простых вещей, Он хочет, чтобы мы были добрыми, Он хочет, чтобы любили ближнего, Он хочет, чтобы мы слушались Его заповедей. А заповеди – это не строгие законы карающего Бога, Который извне нам посылает повеление, и мы это повеление либо исполняем, тогда Он нас хвалит и награждает, либо не исполняем, и тогда Он нас наказывает. Заповеди – это законы духовного мира, которые существуют, хотим мы того или нет, знаем или не знаем, признаем или не признаем. Этот духовный мир существует. И точно так же, как в вещественном мире, когда мы не исполняем законы, например, закон всемирного тяготения, и прыгаем с 10-го этажа, то последствия будут неумолимы. Так и здесь. Все эти заповеди – этот подсказки Господа, пожелания Господа свободному человеку, что ему надо делать, чтобы жить радостно. Сейчас все говорят об успехе, экономический успех. И вот этот вопрос, успех, удача – это все выросло, возвысилось над Богом, и мы тогда получаем страшную вещь. Человек живет, подвергается этим иллюзиям, идет не в том направлении. А потом на выбор: инфаркт, инсульт, рак или, упаси Боже, несчастный случай. И все заканчивается, жизнь прожита впустую. Так и наша нынешняя экономика, она разрушает, а не созидает. Она отошла бесконечно далеко от Духа Божия, погрузилась в дух мамоны. Спасибо.

Дмитрий Березин: Я священник, а по совместительству еще и кандидат экономических наук, поэтому форуму очень близок по духу. Я постараюсь быть кратким и в силу того, что здесь собрались профессионалы, поделиться какими-то мыслями в такой теплой компании. если говорить о кризисе экономическом и духовном, для нас кризис экономики – это часто повод вспомнить о духовности. Почему? Потому что современный человек живет чаще всего в некой цикличной схеме потребления. Потребляет продукты и услуги, развлечения, в том числе, потом восстанавливает свои силы, чтобы заработать и снова потребить. В этой цикличной схеме все предсказано заранее. Все уже предусмотрено, есть расписание, понимание дальнейшего движения, и там нет места для духовности. Человек засасывается этой профессиональной схемой, она формируется специалистами. Когда происходит кризис, человек внезапно понимает, этот круг начинает разрываться. Привычная стабильность разрушается, уверенность в своей экономической стабильности тоже куда-то девается, и человек оказывается один на один с проблемами, которые его окружают. С другой стороны, история нашей страны показывает, что мы пережили огромное количество кризисов. И то, что мы сейчас называем кризисом экономическим, это детский сад по сравнению с тем, что было в истории.

[00:10:12]

При этом попадание под экономическую зависимость есть следствие духовного кризиса, когда смещаются приоритеты, когда цель жизни человека меняется. Вместо того, чтобы жить ради вечной жизни и пользоваться теми благами, которые Господь дает на Земле, человек начинает целью своей жизни видеть стяжание этих благ. Для себя, для детей, и так далее. Это бесконечный процесс, и здесь мы вспоминаем слова евангельские: не собирай себе сокровищ на Земле, где будут сокровища ваши, там будет и сердце ваше. Когда сердце человека приковывается к земле, человек теряет смысл жизни. Отсутствие смыслов, которое наиболее очевидно в современной культуре и в обществе, ведет к потере смысла жизни и смысловому хаосу, в котором большинство людей пребывает, не имея основания. Здесь можно вспомнить притчу о доме, который стоит на камне, и доме, который стоит на песке. Когда приходит буря, песок этот подмывается, дом разрушается, человек не знает, что дальше делать. Если говорить об устройстве экономики, в которое мы прыгнули кто-то с радостью большой, кто-то с опасением, капиталистическом устройстве, то задача экономики капиталистической – снижение затрат, повышение доходов, а как следствие – увеличение прибыли.

Конечно, люди все добрые, в том числе, многие и бизнесмены. Поэтому появились такие концепции, как социальная ответственность предпринимателей, забота о сотрудниках. Часть прибыли тратится на людей. При этом это сокращение затрат и повышение доходности достигается весьма неэтичными зачастую средствами. Чем дешевле закупаемые материалы, тем меньше затраты. И здесь мы можем на любую упаковку современных продуктов посмотреть, там 20-30 наименований на непонятном языке. Есть смысл поговорить о концепции некоего православного устройства экономики, то есть, экономики основанной и учитывающей православные ценности. Я даже не говорю о христианских, потому что капиталистическая экономика во многом построена на протестантизме. И здесь можно говорить о бизнесе, в котором есть нравственное начало и этика. Там есть ответственность за качество и полезность продукта, за этичное продвижение, этичные продажи товаров и услуг, за этичное наполнение. Здесь один из достаточно удачных проектов, который сейчас реализуется группой «Опора и созидание», называется «Новая модель российского предпринимательства». Где в деталях, достаточно подробно рассматривается, как строить бизнес конкретно, на уровне микроэкономики, с учетом этики. Если говорить о нравственном устройстве экономики, здесь интересно затронуть ту сферу, в которой мы с вами пребываем. Сферу информационного пространства.

И опять же, говоря о качестве продукта, из каких источников берется информация, качество самой информации, критика и авторитет, как некие понятия, которые могли бы наполнять наше информационное пространство в противовес трафику, который монетизируется. Здесь как раз совершенно четкое противостояние между качеством и этичностью и монетизацией. Противостояние между духом и материей. Если говорить о СМИ, то это сенсации, заголовки и фейки вместо того, чтобы информация была полезна, а не заполняла внутреннюю пустоту. Если говорить о конкретных предложениях, здесь необходимо сосредоточиться на таких понятиях, одно из конкретных, это некий знак качества. СМИ могли бы обладать таким знаком качества и отвечать за ту информацию, которую они транслируют. Сейчас даже центральные СМИ нельзя назвать качественными в этом смысле. Может быть, особая премия, которая бы за честность журналистскую выделялась.

[00:14:45]

Второй аспект – это искусство, и важнейшее из искусств, которым является кино. Проблема кинематографа – это также большая проблема. Во-первых, само нравственное состояние творцов, которые творят кино, а второе – это отсутствие некого четкого заказа на фильмы с положительной повесткой дня. Формирование такого заказа, особенно то, что касается семейных ценностей, просто необходимо с точки зрения государства. Одна из рекомендаций – формировать фильмы с положительной повесткой дня, в том числе, и сериалы, которые массово, сотнями тысяч современные люди поглощают. И как дополнение, поддержка российских мультипликаторов с их хорошими современными проектами. И последнее, что хотел отметить, это интернет. Анонимность в интернете ведет к свободному доступу детей и подростков к любой информации. В качестве предложения некий добровольный отказ от анонимности, возможность возрастного запрета на определенные информационные ресурсы и какого-то контроля с точки зрения провайдеров.

Юрий Рязанов: Сейчас я хотел бы дать слово Семенову Виктору Александровичу, основателю группы компаний «Белая дача». Бывший министр сельского хозяйства РФ, Виктор Александрович также является создателем движения «Русь Православная».

Виктор Семенов: Спасибо. Я, пользуясь случаем, что здесь Константин Анатольевич находится, хочу поблагодарить вообще за этот форум. Сколько лет уже ему, четвертый год. Я как раз сегодня ехал в машине, все каналы, особенно бизнес-каналы, цитируют уже с этого форума. Несмотря на то, что этот форум не очень жалуют представители правительства, цитируемость очень велика, даже более, чем те форумы, которые изобилую представителями правительства. я впервые на экономическом форуме выступаю не как предприниматель, поэтому, если чего не то скажу, не обессудьте. Для меня понятно, что если говорить, кризис, что впереди – духовность или экономический аспект, понятно, что духовность первична, она же и конечна. Экономика где-то посерединке бегает.

Я бы не стал сейчас глубоко шагать, я бы рассказал, что наш духовный кризис, а за ним и экономический, последний идет как раз 120-130 лет. Вспомните одного нашего святого, мучительно после выступления коллеги вспоминал, кто это сказал, он сказал: «Откуда начался октябрьский переворот? Он начался в семинарии». Если посмотрим, что произошло в конце XVIII века, люди по привычке ходили в храмы, многие учились даже в семинариях, так надо было. Но откуда о попе и Балде у Пушкина? Он писал, что была потеря ориентиров и авторитетов, но это было постепенно, незаметно. Так не бывает, что только большевики заставили, и начали храмы рушить. 95% было воцерковленных людей в России, крестьяне все были воцерковленные. Почему же они стали сбрасывать колокола с колоколен? Значит Бог был на бумаге, а в сердце у многих Его не было. Веровали не сердцем, а умом, надо так. Поэтому так легко кому-то удалось матрицу эту снять. После этого матрица заполнялась экономическими штампами какими? Полное равенство. И ведь кстати прикрывались евангельскими заповедями. Посмотрите, кодекс строителя коммунизма и десять заповедей. Во многом пересечения идут. Здесь вопрос, как это все…

[00:19:52]

Наталья Румянцева: Кодекс лучше.

Виктор Семенов: Выступите потом, дайте мне договорить. Я в этом плане не сильный спорщик. Для меня это первое выступление, в области экономики я могу более жестко спорить, а здесь для меня тема новая совершенно. Я вам говорю свои ощущения. Сегодня и последние 30 лет мы говорим о неолиберальной реформе. Абсолютно согласен. И когда мы прикрываемся единством, справедливостью, равенством, то же самое было у французской революции, к чему это привело, мы все знаем. Сейчас пошла другая крайность – демократия, либерализм, свобода. Но не свобода во Христе, а свобода в грехе. Грех и добродетель уравняли, говорят, это демократия, пусть народ сам выберет. А мы с вами понимаем, что это путь в никуда. Дальше пошла экономическая ситуация. Если там навязывалось категорически крайнее равенство, а все-таки мы все же разные, не одинаковые, то здесь другая ситуация возникает. От чего я хотел бы всех обезопасить. Смотрите, какая пошла сейчас другая крайность после неолиберализма? Мы ненавидим богатых.

А ведь Господь не ненавидел богатых. И вообще богатство Он не отрицал. А мы сегодня богатство записываем как главный грех. Не грех богатство, а грех, как ты им распоряжаешься. Богатство – это огромная ответственность. Если мы говорим, что должны быть все нищими, это тоже неправильно. Я вам как экономист могу сказать. Вот с сегодняшнего форума. Выступает Ушачев, он говорит, что 27% аграрного сектора – это агрохолдинги, и они вытаскивают все, и экономику, и аграрный сектор. Остальные все в тяжелом положении. Я их не осуждаю. А как можно создать агрохолдинг? Только тогда, когда есть концентрация капитала. Я бы хотел, чтобы на этом форуме подумали над таким вопросом, как стимулировать сегодня тех предпринимателей, которые занимаются социально ответственным бизнесом, благотворительностью. Как на уровне государства стимулировать благотворительность. Вот вам один такой пример. Я больше десяти лет возглавляю один благотворительный фонд, к предпринимателям приходил все эти годы. Мне говорили: Виктор, хорошая идея. Готов дать деньги, но только наличными. Я говорю, наличными не беру. Я понимаю, что это искушение. Говорю, только на фонд. Он говорит, не могу. Почему? Голова местный узнает, он меня просто убьет. Скажет, я тебе говорю, куда деньги давать на благотворительность, а ты в какой-то фонд отдал. Пока мы не перейдем эти вещи, пока не будет благотворительности от души, пока государство административным ресурсом не будет вмешиваться в эту благотворительность, ничего толком у нас не будет. Мы должны вместе найти этот компромисс. Спасибо за внимание.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00] iconМировой экономический кризис 1929 1933 гг. Пути выхода
Образовательная цель: рассмотреть Мировой экономический кризис, его причинами и проявлениями в разных странах мира

Конференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00] iconКризис как катарсис?
В. В. Путин уподобил мировой финансовый кризис стихии, но считает, что реализацию "Стратегии 2020" нельзя откладывать в долгий ящик....

Конференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00] iconФинансово-экономический кризис на Украине и антикризисная программа
Финансово-экономический кризис на Украине – один из самых глубоких как на фоне стран снг, так и государств Центральной и Восточной...

Конференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00] iconФинансово-экономический кризис на Украине и антикризисная программа
Финансово-экономический кризис на Украине – один из самых глубоких как на фоне стран снг, так и государств Центральной и Восточной...

Конференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00] icon@заголовок = Кризис еврозоны точка возврата, похоже, пройдена
Евросоюза и последовавшие затем события показали, что ес вступил в нынешнем месяце в новую эпоху, когда переживаемый им финансовый,...

Конференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00] iconГ. В. Плеханова экономический кризис. Двигатель или балласт?
Происходит движение, стремление к идеалу, основой чего является чёткая и активная позиция участников экономической жизни, модернизация...

Конференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00] iconЭкономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас

Конференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00] iconПривалов Н. Г. доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Ургэу
Первый структурный кризис в послецарское время Россия пережила в 1998 году. Этот финансовый региональный кризис, имевший в основном...

Конференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00] iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Интегрированный урок-конференция по географии обществознанию «Экологические проблемы – кризис или катастрофа?»

Конференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00] iconДискурсы самоидентификации мажоритарного этноса Республики Молдова
Кризис идентичности, в том числе этнический кризис самоидентификации, является следствием изменения соотношения этих двух составляющих....






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную