История экономических учений






НазваниеИстория экономических учений
страница1/7
Дата публикации01.09.2017
Размер1.16 Mb.
ТипУчебное пособие
e.120-bal.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

О.В. Корнейко, Е.В. Астахова

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2015


УДК

ББК

Рецензенты:
В.С. Носовский, доктор экономических наук, профессор

Дальневосточного федерального университета;

В.А. Осипов, доктор экономических наук, профессор

Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Корнейко, О.В.

История экономических учений: учебное пособие / О.В. Корнейко, Е.В. Астахова – Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2015. – 89 с. : ил.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «История экономических учений» и предназначено для студентов специальностей 080100.62 Экономика.

Может использоваться на практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к зачетам и экзаменам и других формах активной работы. В рамках каждой темы представлены вопросы для размышления и контроля, а также тестовые задания. Тесты и задания, вошедшие в учебное пособие, прошли апробацию в учебном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ).

1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ.

2. Методология курса

3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?

Контрольные задания и тесты

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

  1. Экономическая мысль Древнего Востока

  2. Экономическая мысль античного мира

Контрольные задания и тесты

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России

  1. Экономические воззрения канонистов.

  2. Меркантилизм.

  3. Экономические идеи в средние века в России.

Контрольные задания и тесты

Тема 4. Формирование классической школы.

  1. Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.).

  2. Физиократия.

  3. Основные постулаты и идеи классической школы.

Контрольные задания и тесты

Тема 5. Неортодоксальная экономическая теория XIX века

1.Критически-утопический социализм.

2. Старая историческая школа

3. Марксизм

Контрольные задания и тесты

Тема 6. Маржинализм: этапы развития и теоретические школы

  1. Общая характеристика маржинализма.

  2. Австрийская и Лозанская школы маржинализма

  3. Неоклассическая экономическая школа.

Контрольные задания и тесты

Требования к эссе и примеры работ

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

У каждого человека сформировано обыденное экономическое мышление. Оно отражает непосредственные жизненные наблюдения людей. Обыденный взгляд на экономику возникает у людей, которые воспринимают мир через призму личных целей и интересов. Поэтому свои повседневные экономические решения – что купить, куда пойти работать, как сберечь накопленный доход – человек обычно принимает без сложных расчетов, руководствуясь здравым смыслом. По выражению Нобелевского Лауреата по экономике Пола Самуэльсона, «при более тщательном исследовании здравый смысл может оказаться сущей бессмыслицей».

Экономические понятия, которыми мы мыслим, складывались в разные эпохи и могут нести совсем не тот смысл, который мы по инерции в них вкладываем. Мы копим деньги, порой, так, как это делали наши предки столетия тому назад, хотя деньги тогда были из драгоценных металлов, а ныне они бумажные. Мы легко ссылаемся на рост ВВП, плохо осознавая, что за этим стоит. Мы верим обещаниям политиков сделать нашу жизнь богатой и счастливой, не различая, каким обещаниям можно верить, а какими нас откровенно обманывают.   

История любой науки – очень увлекательная вещь. Нет ничего интереснее истории развития человеческого духа, человеческой мысли. Развитие экономической мысли носит нелинейный характер, то есть происходит не вперед и вверх, а возвратно поступательно, с отступлениями, противоречиями, с многочисленной путаницей. Если мы возьмем историю математики, то там мы можем с достаточной уверенностью полагать, что то, что было самым правильным в ее истории осталось в современной математике, а все неправильное не осталось и не жалко. Совсем другая ситуация в экономической науке. Ее объект – человеческое поведение. А это очень сложная вещь, поэтому изучать его приходится с помощью очень сильных абстракций. Таких абстракций, таких моделей может быть несколько и ни одна не может быть исчерпывающей, и ни одна не может отменить другую. Поэтому в каждый момент времени существует несколько экономических теорий, они конкурируют между собой и есть за что. За все время существования экономики как науки произошло большое количество различных революций внутри нее. Были разные течения, которые с переменным успехом друг у друга отвоевывали преимущество в текущем споре. Разобраться в этой ситуации, разобраться в противоречиях, революциях, происходящих в экономической науке – это захватывающе и интересно. Экономическая наука - непростая наука, она касается каждого. В свое время А. Блок в поэме «Возмездие» писал, что 19 век был веком разбивания лбов о стену экономических доктрин, поэтому интересно узнать о что именно разбивали лбы наши не такие далекие предки. Что касается нынешнего века, то здесь мы не сильно ушли от века 19. Опять идут кризисы, экономические проблемы и опять общество спрашивает: «Кто виноват?». Виноваты, конечно, экономисты. И тут, возникают вопросы к историкам: «Как так случилось, что экономическая теория как наука не выполняет важную прогностическую миссию, которая позволяет сказать, подсказать человечеству, какую выбрать траекторию устойчивого развития?». Проблема эта вечно актуальна, злободневна и интересна.

История экономической мысли – это квинтэссенция опыта решения сложных проблем хозяйственной жизни; опыта, который складывался в борьбе идей, отражавших конфликтующие социальные интересы. В данном пособии обобщаются уроки выдающихся экономических мыслителей: Адама Смита и Карла Маркса, Леона Вальраса и Йозефа Шумпетера, Торстейна Веблена и Николая Кондратьева, Джона М. Кейнса и др. Мы будем разбираться в том, как, отвечая на вызовы своего времени, они создавали корпус современного экономического знания с его возможностями и ограничениями. Тем самым мы рассчитываем сделать экономический здравый смысл наших студентов более тренированным и просвещенным.

История экономических учений – это неотъемлемое звено курса «Экономическая теория (модуль 1, 2)».

Учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «История экономических учений» и предназначено для студентов специальностей 080100.62 Экономика.

Рабочая программа дисциплины предусматривает написание эссе по предложенным темам. В связи с тем, что выполнение этой задачи вызывает у студентов первого курса определенные трудности, авторы пособия включили в него раздел с требованиями по выполнению данного вида работ, а также примеры эссе с высокой оценкой, выполненные студентами предыдущих курсов.

Представленное учебное пособие по дисциплине «История экономических учений» может использоваться на практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к зачетам и экзаменам и других формах активной работы. В рамках каждой темы представлены вопросы для размышления и контроля, а также тестовые задания. Тесты и задания, вошедшие в учебное пособие, прошли апробацию в учебном процессе.

Теоретической базой представленного учебного пособия послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области истории экономической мысли.


Тема 1: Предмет и задачи курса «История экономических учений» (ИЭУ).
1. Предмет, метод и структура курса ИЭУ.

2. Методология курса

3. Как зарождалась экономическая мысль человечества?
Зачем нам изучать историю науки, в которой сосредоточено максимальное количество споров. Ученые выстраивают систему взглядов на проблемы и вопросы, с которыми сталкивается человечество и предлагают свои варианты решения этих проблем. Но эти предложения не всегда работают. Мы учим учебники по экономической теории, написанные специалистами, которые не видят наступление кризиса. А значит, многие считают их бесполезными, потому что их содержимое оторвано от реальности.

Мори́с Алле́ (1911-2010) — французский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1988 года «за вклад в теорию рынков и эффективного использования ресурсов». Так вот он говорил: «Любая теория имеет научную ценность тогда, когда она подтверждается данными опыта и, если она представляет собой сгусток реальности».

Но в экономической теории так не получается. За все время существования экономики как науки произошло большое количество различных революций внутри нее. Были разные течения, которые с переменным успехом друг у друга отвоевывали преимущество в текущем споре. Со стороны может показаться: если экономисты так много спорят и не могут договориться о многих базовых вещах, то, наверное, экономику и ее историю пока еще рано изучать. Это неинтересная наука, ничего не понято.

Несмотря на всевозможные передряги, которые происходили в экономической науке, каждый раз мы выносили для себя очень важные уроки. Кризис 2008-го – 2011-го годов мог быть намного глубже, если бы мы не поняли многое за последние 80 лет существования одного из разделов экономической теории - макроэкономики.

Её создатель, английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории однажды заметил: «Изучение истории идей с необходимостью предшествует освобождению мыслей».

Что это значит? Свободная мысль – это не следствие стечения обстоятельств, это результат длительных и постоянных усилий многих людей по ее формированию. История идей – это школа мыслей. Пройти эту школу- значит не только расширить знания, но и укрепить свободу мыслей.

И опять Кейнс. Вот что он пишет о роли мыслителей в истории развития общества. Это его цитата из «Обшей теории занятости, процента и денег»: «Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать, - писал лорд Кейнс, сам великий экономист. - В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад. Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей».

Роберт Л. Хайлбронер (24.03.1919 - 4.01.2005) - известный американский экономист и социолог, автор «Философов от мира сего» точно заметил, что владеющий умами людей обладает властью большей, чем оружие или государство: именно поэтому мыслители-экономисты на самом деле определяли очертания мира и управляли им. Мало кто из них пошевелил ради этого хоть пальцем; в основном они были учеными и работали тихо и неприметно. Из-за них погибали целые империи, они обрушивали политические режимы; по их велению класс восставал против класса, народ — против народа; и все происходило из-за потрясающей силы их идей.

Кто они – властители умов миллионов, великие экономисты всех времен и народов?

Адам Смит был Адамом экономики, т. е. первым экономистом и основателем всей экономической науки. Следуя Роберту Л. Хайлбронеру, его имя было знакомо Вольтеру, он близко дружил с Юмом, а желающие послушать его запутанные, но увлекательные лекции находились даже в России. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг. Маргарет Тэтчер утверждала, что носила экземпляр этой книги с собой. Идеи Смита до сих пор вызывают много споров. Наверное, людям не очень понравилась мысль, что нами движет не что-то более возвышенное, а всего лишь вульгарная жажда наживы.

Дэвид Рикардо Как и многие другие экономисты, Рикардо был евреем. У него были состоятельные родители, но когда он женился на нееврейке, они лишили его наследства. Рикардо пришлось самому зарабатывать себе на жизнь, и надо сказать, что он в этом весьма преуспел. Он сделал карьеру в банке и был избран в парламент, но ни то, ни другое не удовлетворило его интеллектуальных запросов. В результате Рикардо разработал концепцию международной торговли.

Роберт Оуэн — «благородный господин Оуэн из Нью-Ланарка» — являл собой странную смесь практичности и наивности, успешности и неудачливости, здравого смысла и безумия. Этот человек призывал отказаться от плуга в пользу лопаты; из бедняка он превратился в великого капиталиста, а из великого капиталиста — в ярого противника частной собственности. Он защищал милосердие на том основании, что оно приносило денежную выгоду, и настаивал на уничтожении денег как таковых. И хотя ни один человек со сколь угодно богатым воображением не причислит Роберта Оуэна к экономистам, можно с уверенностью сказать, что он был чем-то большим — экономическим первопроходцем, навсегда изменившим нашу жизнь.

Карл Маркс. Маркс имел ворчливый характер, он был многодетен и беден. Ему часто приходилось прибегать к помощи своего друга Энгельса, успешного бизнесмена. Это настораживает, потому что большинство экономистов, открывших законы экономики, сумели свои открытия использовать в корыстных целях. чем глубже становится наше знание истории капитализма, и особенно в последние десятилетия, тем лучше мы можем оценить как и проницательность Маркса, так и ограниченность его выводов.

Джон Мейнард Кейнс Если вы думаете, что экономисты — люди скучные и занудливые, значит, вы ничего не знаете о Кейнсе. Кейнс тусовался с писателями, художниками и прочей лондонской богемой и был женат на русской балерине Лидии Лопуховой. Впрочем, женитьба удовлетворения ему не принесла, поскольку он был гомосексуалистом. Кейнс не только учил других, как управлять экономикой, но и сам изрядно разбогател, играя на бирже.

Йозеф Шумпетер В бытность свою студентом Венского университета Шумпетер поклялся стать лучшим экономистом, наездником и любовником в столице империи. Уже будучи пожилым, он сожалел, что хороший наездник из него не вышел.

Пол Кругман. Вел колонку в газете «Нью-Йорк Таймс», в которой он на протяжении всех восьми лет правления Джорджа Буша безжалостно и остроумно критиковал его политику. Колонки были блистательно написаны и невероятно рациональны. Их читала огромная аудитория в Америке и по всему миру, поэтому Кругман остается самым знаменитым современным экономистом. И кто знает, может поэтому он стал обладателем Нобелевской премии по экономике. Будучи поначалу горячим сторонником Обамы, Кругман теперь критикует уже его политику. Причем если республиканцы и консерваторы считают, что Вашингтон тратит слишком много, то Кругман утверждает, что даже при дефиците государственного бюджета в 1,3 триллиона долларов государство должно тратить почти на 1 триллион долларов больше, чтобы вывести американскую экономику из застоя.

Согласно Хайлбронеру, все эти люди имеют странного рода славу. С точки зрения учебников истории, они были никем: не командовали армиями, не посылали людей на смерть, не правили империями и редко участвовали в принятии решений, влиявших на ход истории. Часть из них достигла определенной известности, но никто не стал национальным героем; некоторые подвергались открытым нападкам, но ни один не считался врагом государства. Они принадлежали к разным народам, занимали разные общественные положения, обладали непохожими характерами. Некоторые из них были интереснейшими людьми, другие — занудами; одни обладали редким обаянием, а кого-то с трудом можно было выносить. По меньшей мере трое сколотили себе состояние, но еще больше было таких, кто так и не смог овладеть элементарной экономикой собственных расходов. И все же то, чем они занимались, зачастую оказывалось важнее для истории, чем деяния гревшихся в лучах славы государственных деятелей, и приносило больше благ и несчастий, чем королевские указы и законы.

Учения этих и многих других людей мы и будем учить. Неправильно недооценивать экономистов прошлых эпох только потому, что сейчас мы знаем гораздо больше: ведь этими знаниями, инструментами, теоретическими подходами мы обязаны им.

И еще ИЭУ заставит вас искать ответы на старые «наивные вопросы». И просто расширить багаж профессиональных знаний. Т.е. стать более эрудированным в профессии.

История экономических учений – это неотъемлемое звено курса «экономическая теория». Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.

Методы. Методологически история экономических учений опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: исторический, индукции, логической абстракции, каузальный, функциональный, системный, математического моделирования и др.

Пример дедукции.

Помощь Международного Валютного Фонда всегда и всех ведёт к процветанию.

России давно помогает МВФ.

Следовательно, Россия процветает

Методологические принципы. Их множество. Рационализм и иррационализм и эмпиризм. А также Органицизм - целостный (системный) подход к изучению объектов

Релятивизм -абсолютизация положений об изменчивости действительности

Эволюционизм.

Остановимся на ИРРАЦИОНАЛИЗМЕ. Одно из самых известных делений исследователей и вообще людей — на рационалистов, эмпириков и иррационалистов.

В том, что разум управляет человеком, его поведением, есть ПРОТИВОРЕЧИЕ. С одной стороны, понятно, что в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением. Но, с другой, как может “часть” (а разум лишь “часть” человека, пусть главная, но всё же “часть”) управлять, “вертеть” целым?

Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “Есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”. Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а ИРРАЦИОНАЛИСТЫ — на его ограниченности, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни. Истина как всегда посередине.

Факторы эволюции экономической мысли

Известный нобелевский лауреат по макроэкономике, Роберт Солоу в конце 1960-х сказал фразу “Macroeconomics is finished”. "Макроэкономика закончена. Все, мы создали эту науку. Она уже есть. Мы понимаем основные постулаты. Теперь нам осталось только ее совершенствовать, придумывать какие-то дополнительные модели.

Конечно, он глубоко заблуждался. Экономика - меняющийся объект! Кроме того, экономическая мысль находится на пересечении экономики, науки, культуры и политики. Меняются все составляющие предмета ИЭУ: совершенствуется методология науки, меняются политические инструменты, ставящие перед наукой различные задачи, общественный прогресс, правила и нормы поведения, бизнес-успехи меняют культурное содержание общественной и научной жизни.

Свое начало история экономических учений берет со времени древнего мира, т.е. с появления первых государств, особенностью которых было господство натурального хозяйства и экстенсивный характер воспроизводства. В эту эпоху экономическая наука еще объективно не могла сформироваться, а в качестве выразителей экономической мысли выступали, как правило, философы, правители государств, религиозные идеологи, чьи воззрения объединяло неприятие рыночных отношений. С тех пор и до настоящего времени осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке и технике постоянно обновляется и совершенствуется экономическая теория.

Так, например, особым периодом в развитии экономической мысли является меркантилизм - первая теоретическая концепция рыночного хозяйства, зародившееся в недрах натурального хозяйства. С этого времени по существу и произошло обособление экономической теории в самостоятельное звено отраслей науки. Ее называли в ту пору «политическая экономия», а основным теоретико-методологическим принципом являлся протекционизм.

Далее мы рассмотрим периоды эволюции школ и направлений экономической мысли, придерживавшихся теоретико-методологических принципов laissez faire, т.е. принципов ничем не ограниченной свободы предпринимательской деятельности. Именно в эту эпоху возникли «бесспорные», как казалось, положения «невидимой руки» А. Смита и «закона рынков» его последователя -Ж.Б. Сэя. Ведь почти 200 лет классики и затем около половины столетия неоклассики не допускали в своих научных изысканиях возможности государственного вмешательства в экономические процессы.

В истории экономических учений нельзя обойти новейшие теоретико-методологические достижения двадцатого столетия, связанные с творческим наследием авторов вновь появившегося социально-институционального направления, а также новых лидеров неоклассического направления.

Наиболее значимым достижением экономической мысли ХХ в. Стали концептуальные решения государственного вмешательства в экономические процессы, которые появились в 30-е гг. и совершенствуются вплоть до наших дней. Эти теории в экономической литературе подразделяют на кейнсианские и неолиберальные и именно их эволюция положила начало дискуссиям о теоретических моделях «социального рыночного хозяйства», монетарных экономических доктринах «рейганомика», «тэтчеризм», концепции «неоклассического синтеза» и т.д.

Направления, течения и школы современной экономической мысли выражают, таким образом, все многообразие взглядов на проблемы формирования социально ориентированной рыночной экономики, что одновременно свидетельствует и об альтернативных возможностях для их практического воплощения в жизнь. В этой связи весьма уместно знаменитое напутствие Джоан Вайолет Робинсон, английского экономиста и общественного деятеля, последователя кейнсианского и посткейнсианского направления в экономической науке, профессора Кембриджского университета, по словам которой, «смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам».
Вопросы для размышления и самоконтроля
1) Мы учим учебники по экономической теории, написанные специалистами, которые не видят наступление кризиса. Можно ли считать экономическую теории и ее историю бесполезными, потому что их содержимое оторвано от реальности?

2) Кейнс однажды заметил: «Изучение истории идей с необходимостью предшествует освобождению мыслей». Что это значит?

3) Какова роль мыслителей в истории развития общества?

4) Кто такие Адам Смит, Давид Рикардо, Роберт Оуэн, Карл Маркс, Джон Мейнард Кейнс, Йозеф Шумпетер, Пол Кругман?

5) Назовите самое известное деление исследователей и вообще людей? Отсюда и сформировались соответствующие методологические принципы в науке?

6) Известный нобелевский лауреат по макроэкономике, Роберт Солоу в конце 1960-х сказал: «Macroeconomics is finished (макроэкономика закончена)». Все, мы создали эту науку. Она уже есть. Мы понимаем основные постулаты. Теперь нам осталось только ее совершенствовать, придумывать какие-то дополнительные модели. Конечно, он глубоко заблуждался. Назовите факторы эволюции экономической мысли.
Тесты

1. Объектом изучения истории экономических учений не является

1)история экономической теории как науки

2)история отдельных экономических теорий

3)история способов производства материальных благ

4)история категорий, используемых экономической теорией
2. Предметом изучения истории экономических учений является

1)исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций

2)экономические законы и категории, действующие на уровне отдельного человека, семьи, фирмы

3)анализ механизма функционирования экономических систем

4)изучение основ экономической политики государства
3. Метод, состоящий в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении наиболее глубокой сущности предмета или явления – это 1)метод сравнительного анализа

2)метод научной абстракции

3)метод математического моделирования

4)метод индукции
4. Метод, представляющий собой описание экономического явления на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов – это

1)метод сравнительного анализа

2)метод научной абстракции

3)метод математического моделирования

4)метод индукции
5. Метод, состоящий в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов – это

1)метод сравнительного анализа

2)метод научной абстракции

3)метод математического моделирования

4)метод индукции
6. Установите соответствие между отдельными методами экономических исследований и их содержанием

1)анализ 2)синтез 3)индукция 4)дедукция

A)соединение отдельных частей экономического явления в процессе его познания в единое цело

B)познание экономического явления, предполагающее делать выводы на основе перехода от частных фактов к общим

C)познание экономического явления, предполагающее делать выводы при переходе от общих фактов к частным

D)познание экономического явления на основе разделения его на отдельные составные части и изучение каждой из частей
7. В переводе с греческого слово «экономика» означает

1)накопление богатства

2)искусство ведения домашнего хозяйства

3)эффективность организации общественного производства

4)рациональное распределение ограниченных благ
8. Автором высказывания: «Любая теория имеет научную ценность тогда, когда она подтверждается данными опыта и если она представляет собой сгусток реальности» является

1)А.Морис

2)К.Маркс

3)А.Смит

4)Ф.Хайек
9. Автором знаменитой книги «Теория экономического развития» является

1)Адам Смит

2)Йозеф Шумпетер

3)Пол Кругман

4)КарлМаркс
10. Автором известного высказывания «Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам» является

1)Адам Смит

2)Марк Блауг

3)Джоан Вайолет Робинсон

4) Роберт Оуэн
11. Принцип экономического либерализма означает

1)абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь

2)абсолютный контроль деловой жизни со стороны государства

3)частичное регулирование государством валютно-денежных отношений

4)переход экономики на более высокую ступень развития

12. Автором известного высказывания «Экономическая наука добилась большего продвижения вперед, чем какая-либо другая отрасль общественных наук, поскольку она является более определенной и точной, чем все другие отрасли» является

1)А.Маршалл

2)М.Блауг

3)Дж. Робинсон

4)М. Вебер
13. Автором известного высказывания «Экономика – это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование» является

1)Л.Робинс

2)Р.Коуз

3)К.Маркс

4)М.Вебер
14. Иррационализм, как методологический принцип, предполагает

1)отрицание познавательного значения разума

2)абсолютизацию положений об изменчивости действительности

3)медленное изменение количественных характеристик , позволяющие констатировать происходящие глубокие и качественные изменения

4)целостный (системный) подход к изучению объектов
15. Органицизм, как методологический принцип, предполагает

1)отрицание познавательного значения разума

2)абсолютизацию положений об изменчивости действительности

3)медленное изменение количественных характеристик , позволяющие констатировать происходящие глубокие и качественные изменения

4)целостный (системный) подход к изучению объектов
16. Релятивизм, как методологический принцип, предполагает

1)отрицание познавательного значения разума

2)абсолютизацию положений об изменчивости действительности

3)медленное изменение количественных характеристик , позволяющие констатировать происходящие глубокие и качественные изменения

4)целостный (системный) подход к изучению объектов
17. Эволюционизм, как методологический принцип, предполагает

1)отрицание познавательного значения разума

2)абсолютизацию положений об изменчивости действительности

3)медленное изменение количественных характеристик, позволяющие констатировать происходящие глубокие и качественные изменения

4)целостный (системный) подход к изучению объектов
18. Автором известного высказывания ««Любая теория имеет научную ценность тогда, когда она подтверждается данными опыта и если она представляет собой сгусток реальности».» является

1)Морис Алле

2)Дж.М.Кейнс

3)Дж. Робинсон

4)М. Вебер
19. Автором известного высказывания «Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад. Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей» является

1)Дж. М.Кейнс

2) Морис Алле

3) Роберт Л. Хайлбронер

4)М. Вебер
20. Роберт Л. Хайлбронер является автором следующего произведения

1)Исследование о природе и причине богатства наций

2)Общая теория занятости, процента и денег

3)Начала политической экономии и налогового обложения

4)Философы от мира сего


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История экономических учений iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений»
Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического...

История экономических учений iconЕ. М. Скворцова Экономические реформы
Рецензенты: Ядгаров Я. С., профессор кафедры «Экономическая история и история экономических учений», доктор экономических наук, Черных...

История экономических учений iconРабочая программа дисциплины «История экономических учений»
Дисциплина «История экономических учений», индекс б. 2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла...

История экономических учений iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...

История экономических учений iconИстория экономических учений
История экономических учений: Практикум / Науч ред. В. Л. Василенок.  Спб.: СпбгуниПТ, 2002.  88 с

История экономических учений iconПрограмма дисциплины История экономических учений для специальности...
История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М, 2009

История экономических учений iconПланы семинарских занятий по курсу «История экономических учений»...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «история экономических учений» 3

История экономических учений iconФинансовый университет Кафедра «Экономическая история и история экономических учений»
Л. А. Муравьева, доцент кафедры «Экономическая история и история экономических учений», кандидат исторических наук, А. В. Пачкалов,...

История экономических учений iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических...
...

История экономических учений iconИстория экономических учений
Малиновский Л. Ф. История экономических учений. Учебная программа и методические рекомендации. Для студентов Института экономики...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную