Утверждаю Рассмотрена и утверждена заведующий кафедрой на заседании кафедры Протокол №__________
_______________Мосейкин Ю.Н. от ____________________
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Национальная экономика» 6 семестр
(54 часа)
Рекомендуется для направления 080100 «Экономика»
Профиль «Экономика»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр о
Москва, 2013
Содержание Учебно-методический 1
комплекс по дисциплине 1
«Национальная экономика» 1
1. Программа курса 3
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11
2.1 основная литература 11
2.2 дополнительная литература 11
3. Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14
1. Программа курса
Программа дисциплины
«Национальная экономика»
Автор: к.э.н., доцент Маловичко И.И..
Москва, 2012 1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины – дать студентам целостное представление о национальном хозяйстве, его сферах, отраслевых и региональных структурах, совокупном экономическом потенциале страны, а также об организационной, методической, регулирующей, контролирующей деятельности органов государственной власти и хозяйственного управления всех уровней.
Содержание дисциплины выступает в качестве системы теоретико-методологических и организационно-практических основ, определяющих уровень теоретических знаний и практических навыков и позволяющих студенту иметь целостное представление о характере функционирования национальной экономики страны, ее сфер, отраслей и регионов.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
ознакомление с содержанием и категорийным аппаратом учебного курса;
усвоение теоретических положений о характере и типах национальной экономики;
получение знаний, обеспечивающих возможность оперативно и грамотно оценить социально-экономическую ситуацию;
овладение методами анализа национальной хозяйственной системы в целом, отдельных отраслей и сфер экономики, ее субъектов;
ознакомление с особенностями и проблемами интеграции национальной экономики в систему международных экономических связей.
раскрытие взаимосвязи превалирующих экономических интересов и механизмами ее реализации;
дать понимание инструментального наполнения в том или ином подходе к реализации целей государства в экономической и социальной сфере, в области внешнеэкономической деятельности, и других сферах деятельности;
привить студентам навыки широкого осмысления социально-экономических процессов с привлечением арсенала средств смежных наук.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к вариативной части ГСЭ (Профессиональный цикл дисциплин). Цикл Б.3
Дисциплина является предшествующей для курсов стратегическое планирование, социально-экономическое прогнозирование, экономика общественного сектора. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК- 3);
способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
Суть категорий, определяющих содержание отдельных разделов и тем курса.
Закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;
Содержание важнейших макроэкономических показателей и пропорций национальной экономики, ее отраслевого и территориального состава, способы их расчета и анализа.
Экономику государств с точки зрения реализуемых ими стратегий и экономической политики.
Инструменты государственной политики, используемые при реализации стратегии социально-экономического развития.
Уметь:
Использовать и анализировать отечественную и зарубежную экономическую информацию для разработки планов, прогнозов, программ.
Формулировать и формировать стратегию, цели и задачи.
Разрабатывать систему показателей национальной экономики и классифицировать их.
Оценивать уровень социально-экономического развития страны через систему показателей.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 часов (в зачетных единицах 3 кредитов).
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 6
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
| 54
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 36
| 36
|
|
|
| Семинары (С)
| 18
| 18
|
|
|
| Из них в интерактивной форме
| 18
| 18
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 54
| 54
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Подготовка 2-х творческих работ
| 20
| 20
|
|
|
| Самостоятельное изучение рекомендуемой литературы и повторение содержания лекций
| 15
| 15
|
|
|
| Изучение отдельных вопросов семинаров для участия в дискуссиях
| 15
| 15
|
|
|
| Подготовка к рубежной и итоговой аттестациям
| 4
| 4
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (экзамен)
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 108
| 108
|
|
|
| 3
| 3
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Методологические основы анализа национальной экономики
| Место курса «Национальная экономика-I» в системе экономических дисциплин. Германская историческая школа – основоположник национально-исторического подхода в анализе национальных систем хозяйствования.
| 2.
| Потенциал и хозяйственные комплексы национальной экономики
| Сущность, понятия и состав совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы. Базовые отрасли экономики и экономические предпосылки и последствия воздействия государства на их функционирование. Экономическое содержание и особенности формирования инвестиционного потенциала.
| 3.
| Основные сектора национальной экономики
| Конкурентная среда рыночной экономики, особенности ее формирования в условиях национальных экономических систем. Взаимосвязь динамики денежной массы, обменного курса и инфляции в национальной экономике. Домашнее хозяйство в системе отношений национальной экономики. Роль ВЭС в экономическом развитии. ВЭП и средства ее реализации..
| 4.
| Экономический рост и экономическое развитие национальной экономики
| Факторы экономического роста. Земля, труд, капитал и предпринимательская активность как факторы экономического роста. Основные модели развития национальной экономики: неокейнсианские модели экономического роста, неоклассические теории развития, теории стадий роста и теория периферийной экономики.
| 5.
| Национальная экономика и мировая экономическая система
| Закономерности интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему. Влияние глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики. Элементы экономической безопасности: экономическая независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к прогрессу.
| 6.
| Экономическая политика государства
| Место и роль экономической политики в системе функций государства. Теоретические основы экономической политики государства. Государственный сектор в экономике. Бюджетная политика. Денежно-кредитная политика. Промышленная политика
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Региональная экономика
|
|
| +
|
|
| +
| 2.
| Мировая экономика
|
| +
|
|
| +
|
| 3.
| Стратегическое планирование
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 4.
| Социально-экономическое прогнозирование
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Интер. форма
| Семин
| СРС
| Все-го
час.
| 1.
| Методологические основы анализа национальной экономики
| 6
|
| 2
| 2
| 10
| 20
| 2.
| Потенциал и хозяйственные комплексы национальной экономики
| 6
|
| 2
|
| 8
| 16
| 3.
| Основные сектора национальной экономики
| 6
|
| 2
|
| 8
| 16
| 4.
| Экономический рост и экономическое развитие национальной экономики
| 6
|
| 2
| 2
| 10
| 20
| 5.
| Национальная экономика и мировая экономическая система
| 6
|
|
| 2
| 8
| 16
| 6.
| Экономическая политика государства
| 6
|
| 2
| 2
| 10
| 20
|
| Всего
| 36
|
| 10
| 8
|
| 108
|
6. Лабораторный практикум. Не предусмотрен.
7. Практические занятия (семинары)
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудо-емкость
(час.)
|
| 1
| Введение в курс «Национальная экономика-I»: предмет и задачи курса
Основные теоретические положения о характере и типах национальной экономики.
Макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики
| 2
|
| 2
| Совокупный экономический потенциал национальной экономики
Деморесурсный потенциал национальной экономики
Отраслевые комплексы национальной экономики
Инвестиционный потенциал национальной экономики
Региональная структура национальной экономики
| 2
|
| 3
| Реальный сектор национальной экономики.
Финансовый сектор национальной экономики.
Домашний сектор в национальной экономике.
Внешний сектор национальной экономики.
| 2
|
| 4
| Экономический рост и развитие как категории национальной экономики.
Теории и модели экономического роста.
| 2
|
Темы интерактивных занятий
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Тематика интерактивных занятий
| Трудо-емкость
(час.)
|
| 1
| Макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики
| 2
|
| 2
| Совокупный экономический потенциал национальной экономики
Деморесурсный потенциал национальной экономики
| 2
|
| 3
| Реальный сектор национальной экономики.
Финансовый сектор национальной экономики.
| 2
|
| 5
| Экономическая безопасность национальной экономики.
| 2
|
| 6
| Место и роль экономической политики в системе
| 2
| Основные интерактивные методы и формы обучения:
Круглые столы;
Дискуссия, диспут, дебаты;
Интерактивные лекции;
Проблемная лекция.
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Этапы эволюции национальной экономики: общее и особенное.
Роль отношений собственности в формировании и характеристике особенностей национальной экономической системы.
Баланс межотраслевых связей «затраты-выпуск» В. Леонтьева.
Макроэкономические показатели измерения результатов хозяйствования: динамика в условиях экономических преобразований.
Национальное богатство России: количественные и качественные характеристики.
Экономико-математическая модель баланса. Межотраслевой баланс в СНС.
Минерально-сырьевая база страны: особенности использования и развития.
Современные факторы и условия роста национальной экономики.
Промышленная политика в российской экономике: аргументы «за» и «против».
Сравнительный анализ национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения.
Методы обоснования темпов роста национальной экономики. Показатели и критерии экономического роста национальной экономики.
Тенденции развития промышленности России.
Характеристика занятости населения в РФ.
Инвестиционная деятельность в национальной экономике.
Современное состояние и перспективы развития отрасли (отрасль выбирается студентом самостоятельно).
Современное состояние и перспективы развития рынка труда.
Внешнеэкономическая деятельность России: факторы, содержание, особенности.
Территориальная структура национальной экономики: особенности и проблемы.
Налоговая система России: структура и тенденции развития.
Бюджетная система РФ: структура и тенденции развития.
Тенденции и особенности развития российской банковской системы.
Монетаризм о роли госсектора и его расходов.
Основные модели развития национальной экономики: неокейнсианские модели экономического роста.
Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития.
Экономический рост национального хозяйства: особенности, факторы, проблемы.
Международные экономические связи и их роль в развитии национальной экономики.
Проблемы глобализации национальных хозяйственных систем.
Государственный сектор экономики: современное состояние и проблемы развития.
Роль теневого сектора в экономике России
|