Программа курса 3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11 1 основная литература 11 2 дополнительная литература 11 Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14 > Программа курса Программа дисциплины «Национальная экономика»






НазваниеПрограмма курса 3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11 1 основная литература 11 2 дополнительная литература 11 Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14 > Программа курса Программа дисциплины «Национальная экономика»
страница1/6
Дата публикации01.09.2017
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма курса
e.120-bal.ru > Экономика > Программа курса
  1   2   3   4   5   6
Утверждаю Рассмотрена и утверждена
заведующий кафедрой на заседании кафедры
Протокол №__________

_______________Мосейкин Ю.Н. от ____________________

Учебно-методический

комплекс по дисциплине

«Национальная экономика»


6 семестр

(54 часа)

Рекомендуется для направления 080100 «Экономика»

Профиль «Экономика»


Квалификация (степень) выпускника бакалавр о

Москва, 2013

Содержание


Учебно-методический 1

комплекс по дисциплине 1

«Национальная экономика» 1

1. Программа курса 3

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11

2.1 основная литература 11

2.2 дополнительная литература 11

3. Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14



1. Программа курса



Программа дисциплины

«Национальная экономика»

Автор: к.э.н., доцент Маловичко И.И..


Москва, 2012
1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – дать студентам целостное представление о национальном хозяйстве, его сферах, отраслевых и региональных структурах, совокупном экономическом потенциале страны, а также об организационной, методической, регулирующей, контролирующей деятельности органов государственной власти и хозяйственного управления всех уровней.

Содержание дисциплины выступает в качестве системы теоретико-методологических и организационно-практических основ, определяющих уровень теоретических знаний и практических навыков и позволяющих студенту иметь целостное представление о характере функционирования национальной экономики страны, ее сфер, отраслей и регионов.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

  • ознакомление с содержанием и категорийным аппаратом учебного курса;

  • усвоение теоретических положений о характере и типах национальной экономики;

  • получение знаний, обеспечивающих возможность оперативно и грамотно оценить социально-экономическую ситуацию;

  • овладение методами анализа национальной хозяйственной системы в целом, отдельных отраслей и сфер экономики, ее субъектов;

  • ознакомление с особенностями и проблемами интеграции национальной экономики в систему международных экономических связей.

  • раскрытие взаимосвязи превалирующих экономических интересов и механизмами ее реализации;

  • дать понимание инструментального наполнения в том или ином подходе к реализации целей государства в экономической и социальной сфере, в области внешнеэкономической деятельности, и других сферах деятельности;

  • привить студентам навыки широкого осмысления социально-экономических процессов с привлечением арсенала средств смежных наук.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части ГСЭ (Профессиональный цикл дисциплин). Цикл Б.3

Дисциплина является предшествующей для курсов стратегическое планирование, социально-экономическое прогнозирование, экономика общественного сектора.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК- 3);

  • способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

  • владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

  • способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  1. Суть категорий, определяющих содержание отдельных разделов и тем курса.

  2. Закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

  3. Содержание важнейших макроэкономических показателей и пропорций национальной экономики, ее отраслевого и территориального состава, способы их расчета и анализа.

  4. Экономику государств с точки зрения реализуемых ими стратегий и экономической политики.

  5. Инструменты государственной политики, используемые при реализации стратегии социально-экономического развития.


Уметь:

  1. Использовать и анализировать отечественную и зарубежную экономическую информацию для разработки планов, прогнозов, программ.

  2. Формулировать и формировать стратегию, цели и задачи.

  3. Разрабатывать систему показателей национальной экономики и классифицировать их.

  4. Оценивать уровень социально-экономического развития страны через систему показателей.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 часов (в зачетных единицах 3 кредитов).

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6










Аудиторные занятия (всего)

54

54










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

36

36










Семинары (С)

18

18










Из них в интерактивной форме

18

18










Самостоятельная работа (всего)

54

54










В том числе:

-

-

-

-

-

Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка 2-х творческих работ

20

20










Самостоятельное изучение рекомендуемой литературы и повторение содержания лекций

15

15










Изучение отдельных вопросов семинаров для участия в дискуссиях

15

15










Подготовка к рубежной и итоговой аттестациям

4

4










Вид промежуточной аттестации (экзамен)
















Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108










3

3












5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Методологические основы анализа национальной экономики

Место курса «Национальная экономика-I» в системе экономических дисциплин. Германская историческая школа – основоположник национально-исторического подхода в анализе национальных систем хозяйствования.

2.

Потенциал и хозяйственные комплексы национальной экономики

Сущность, понятия и состав совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы. Базовые отрасли экономики и экономические предпосылки и последствия воздействия государства на их функционирование. Экономическое содержание и особенности формирования инвестиционного потенциала.

3.

Основные сектора национальной экономики

Конкурентная среда рыночной экономики, особенности ее формирования в условиях национальных экономических систем. Взаимосвязь динамики денежной массы, обменного курса и инфляции в национальной экономике. Домашнее хозяйство в системе отношений национальной экономики. Роль ВЭС в экономическом развитии. ВЭП и средства ее реализации..

4.

Экономический рост и экономическое развитие национальной экономики

Факторы экономического роста. Земля, труд, капитал и предпринимательская активность как факторы экономического роста. Основные модели развития национальной экономики: неокейнсианские модели экономического роста, неоклассические теории развития, теории стадий роста и теория периферийной экономики.

5.

Национальная экономика и мировая экономическая система

Закономерности интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему. Влияние глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики. Элементы экономической безопасности: экономическая независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к прогрессу.

6.

Экономическая политика государства

Место и роль экономической политики в системе функций государства. Теоретические основы экономической политики государства. Государственный сектор в экономике. Бюджетная политика. Денежно-кредитная политика. Промышленная политика



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Региональная экономика







+







+

2.

Мировая экономика




+







+




3.

Стратегическое планирование

+

+

+

+

+

+

4.

Социально-экономическое прогнозирование

+

+

+

+

+

+




    1. Разделы дисциплин и виды занятий




№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Интер. форма

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Методологические основы анализа национальной экономики

6




2

2

10

20

2.

Потенциал и хозяйственные комплексы национальной экономики

6




2




8

16

3.

Основные сектора национальной экономики

6




2




8

16

4.

Экономический рост и экономическое развитие национальной экономики

6




2

2

10

20

5.

Национальная экономика и мировая экономическая система

6







2

8

16

6.

Экономическая политика государства

6




2

2

10

20




Всего

36




10

8




108


6. Лабораторный практикум. Не предусмотрен.

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)



1

Введение в курс «Национальная экономика-I»: предмет и задачи курса

Основные теоретические положения о характере и типах национальной экономики.

Макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики

2



2

Совокупный экономический потенциал национальной экономики

Деморесурсный потенциал национальной экономики

Отраслевые комплексы национальной экономики

Инвестиционный потенциал национальной экономики

Региональная структура национальной экономики

2



3

Реальный сектор национальной экономики.

Финансовый сектор национальной экономики.

Домашний сектор в национальной экономике.

Внешний сектор национальной экономики.

2



4

Экономический рост и развитие как категории национальной экономики.

Теории и модели экономического роста.

2


Темы интерактивных занятий

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика интерактивных занятий

Трудо-емкость

(час.)



1

Макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики

2



2

Совокупный экономический потенциал национальной экономики

Деморесурсный потенциал национальной экономики


2



3

Реальный сектор национальной экономики.

Финансовый сектор национальной экономики.


2



5

Экономическая безопасность национальной экономики.

2



6

Место и роль экономической политики в системе


2

Основные интерактивные методы и формы обучения:

  • Круглые столы;

  • Дискуссия, диспут, дебаты;

  • Интерактивные лекции;

  • Проблемная лекция.


Примерная тематика курсовых проектов (работ)

  1. Этапы эволюции национальной экономики: общее и особенное.

  2. Роль отношений собственности в формировании и характеристике особенностей национальной экономической системы.

  3. Баланс межотраслевых связей «затраты-выпуск» В. Леонтьева.

  4. Макроэкономические показатели измерения результатов хозяйствования: динамика в условиях экономических преобразований.

  5. Национальное богатство России: количественные и качественные характеристики.

  6. Экономико-математическая модель баланса. Межотраслевой баланс в СНС.

  7. Минерально-сырьевая база страны: особенности использования и развития.

  8. Современные факторы и условия роста национальной экономики.

  9. Промышленная политика в российской экономике: аргументы «за» и «против».

  10. Сравнительный анализ национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения.

  11. Методы обоснования темпов роста национальной экономики. Показатели и критерии экономического роста национальной экономики.

  12. Тенденции развития промышленности России.

  13. Характеристика занятости населения в РФ.

  14. Инвестиционная деятельность в национальной экономике.

  15. Современное состояние и перспективы развития отрасли (отрасль выбирается студентом самостоятельно).

  16. Современное состояние и перспективы развития рынка труда.

  17. Внешнеэкономическая деятельность России: факторы, содержание, особенности.

  18. Территориальная структура национальной экономики: особенности и проблемы.

  19. Налоговая система России: структура и тенденции развития.

  20. Бюджетная система РФ: структура и тенденции развития.

  21. Тенденции и особенности развития российской банковской системы.

  22. Монетаризм о роли госсектора и его расходов.

  23. Основные модели развития национальной экономики: неокейнсианские модели экономического роста.

  24. Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития.

  25. Экономический рост национального хозяйства: особенности, факторы, проблемы.

  26. Международные экономические связи и их роль в развитии национальной экономики.

  27. Проблемы глобализации национальных хозяйственных систем.

  28. Государственный сектор экономики: современное состояние и проблемы развития.

  29. Роль теневого сектора в экономике России


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса 3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11 1 основная литература 11 2 дополнительная литература 11 Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14 > Программа курса Программа дисциплины «Национальная экономика» iconУчебно методическое и информационное обеспечение дисциплины основная литература
О. М. Островский, В. Б. Либерман, г н. Козлова. Под ред проф. В. с. Рож нова. М

Программа курса 3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11 1 основная литература 11 2 дополнительная литература 11 Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14 > Программа курса Программа дисциплины «Национальная экономика» iconУчебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Экономика...
Архипов А. И. Экономическая теория / А. И. Архипов. – М.: Проспект, 2010. – 672с. Isbn: 978-5-392-01175-9

Программа курса 3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11 1 основная литература 11 2 дополнительная литература 11 Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14 > Программа курса Программа дисциплины «Национальная экономика» iconУчебно методическое и информационное обеспечение дисциплины основная литература
Аксёнов А. П. Экономика предприятия / А. П. Аксёнов, И. Э. Берзинь, Н. Ю. Иванова и др. М: «КноРус», 2012. Цифровая книга (эбс «КноРус»,...

Программа курса 3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11 1 основная литература 11 2 дополнительная литература 11 Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14 > Программа курса Программа дисциплины «Национальная экономика» iconУчебно-методическое и информационное обеспечение рекомендуемая литература...
Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. Учебник для вузов: Пер с англ. / Под ред. В. П. Колесова, М....

Программа курса 3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11 1 основная литература 11 2 дополнительная литература 11 Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14 > Программа курса Программа дисциплины «Национальная экономика» iconКонтрольные вопросы и система оценивания Учебно-методическое и информационное...
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Программа курса 3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11 1 основная литература 11 2 дополнительная литература 11 Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14 > Программа курса Программа дисциплины «Национальная экономика» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...

Программа курса 3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11 1 основная литература 11 2 дополнительная литература 11 Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14 > Программа курса Программа дисциплины «Национальная экономика» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...

Программа курса 3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11 1 основная литература 11 2 дополнительная литература 11 Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14 > Программа курса Программа дисциплины «Национальная экономика» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...

Программа курса 3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11 1 основная литература 11 2 дополнительная литература 11 Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14 > Программа курса Программа дисциплины «Национальная экономика» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...

Программа курса 3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11 1 основная литература 11 2 дополнительная литература 11 Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий 14 > Программа курса Программа дисциплины «Национальная экономика» iconПрограмма предназначена для студентов направления подготовки «Экономика»
Программа предназначена для студентов направления подготовки «Экономика» ивключает в себя: цели освоения дисциплины; место дисциплины...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную