Скачать 77.05 Kb.
|
Тезисы на заседание Правления РСПП (Слайд 1)
(Слайд 2) В условиях нестабильности мировых рынков и неопределенной ситуации в российской экономике может возникнуть вопрос - зачем заниматься долгосрочными документами, если мы не можем предсказать, что будет на следующей неделе. Капитал убегает из страны, фондовые рынки сильно «просели» по сравнению с началом года, курс рубля – тоже. Единственный позитивный момент – ситуация последнее время стабилизируется. (Слайд 3) Правда Индекс деловой среды РСПП, как и значительная часть подиндексов, ушли в сентябре в негативную зону (Справочно: ниже 50 пунктов). Но именно в такое время нужно заниматься стратегическим планированием. На события на мировом финансовом или нефтяном рынке Россия, к сожалению, слабо влияет. Если Греция все-таки обанкротится или китайская экономика затормозит – что мы можем сделать? А вот сформировать представление о России, какой мы хотим ее видеть через 10-20 лет, и создать условия для достижения поставленных целей – вполне реалистично.
(Слайд 4) Стратегий действительно много. Есть действующая Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, есть огромное количество секторальных, отраслевых, региональных стратегий. Есть ФЦП, которые по своему статусу и срокам реализации ближе к стратегическим документам, чем к «бюджетной росписи». Есть программы политических партий, например, предпринимательское сообщество активно участвовало в подготовке Народной программы, которая, к сожалению, пока не стала публичной. (Слайд 5) Теоретически, если бы можно было реализовать все эти документы, то к 2020 году или даже раньше Россия стала бы «страной-садом» с идеальным предпринимательским климатом, эффективным государством и развитой социальной системой. (Слайд 6)
Стратегические документы противоречат друг другу - одни ставят задачу снизить нагрузку на бизнес, другие – содержат конкретные предложения по ее повышению. Все министерства и ведомства любят заниматься простыми тактическими мерами вместо того, чтобы подумать о долгосрочной или хотя бы среднесрочной перспективе. Лучший пример – пенсионная система. Обсуждающиеся предложения – это латание дыр, а не формирование основных контуров системы после 2014 года, что хотелось бы. Даже доведенные до уровня законов решения не исполняются. В прошлом декабре принят закон, предусматривающий введение льготного налогового режима для долгосрочных инвесторов в высокотехнологичные ценные бумаги, а по имеющейся у нас информации подготовка необходимых подзаконных актов не завершена. РСПП неоднократно ставил вопрос о необходимости подготовки всех проектов подзаконных актов ко второму чтению. В некоторых случаях позиция бизнеса просто игнорируется, как с обязательным страхованием опасных объектов, когда тарифы без учета жесткой позиции четырех крупнейших бизнес-объединений «тихо» утвердили 1 октября. Производственному бизнесу теперь надо либо урезать инвестпрограммы, либо менять место дислокации, либо покупать страховые компании – почти 20 млрд. рублей дополнительных расходов на дороге не валяются (по оценкам экспертов РСПП и ТПП расходы бизнеса вырастут с 2 млрд. до 20 млрд. руб. в год). Да и Минфину стоит еще раз посчитать, как это скажется на поступлениях в бюджет налога на прибыль.
Справилось. Практически все компании и члены Правления РСПП, принимавшие участие в подготовке замечаний и предложений, отмечают высокое качество документа. Стратегия содержит ответы на практически все острые вопросы, которые есть у предпринимательского сообщества. Документ оказался достаточно «бизнесовым» и практичным - есть цели, задачи, риски и ограничения, возможные стратегии, а главное - предложения по мерам в рамках предпочтительной стратегии. Не зря бизнес-сообщество активно участвовало в подготовке документа. Эксперты не загонялись в жесткие рамки. Поэтому была возможность анализировать все основные варианты действий и выбрать оптимальный.
(Слайд 7)
Вроде бы в стратегии предлагаются абсолютно правильные меры по снижению нагрузки, как фискальной, так и административной. Но есть оговорка - необходимо согласовывать введение налоговых льгот с бюджетными проектировками, основанными на пессимистическом макроэкономическом прогнозе. (Слайд 8) Идеология раздела - снижение или, по крайне мере, неувеличение налогового бремени на бизнес при более эффективном изъятии рентных доходов. Когда доходит дело до оценки снижения налоговой нагрузки, авторы говорят, что это возможно в рамках двух сценариев: снижение уровня бюджетных расходов и бюджетных обязательств; комплексная перестройка российской налоговой системы на основе отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Но такие сценарии не рассматривались в качестве основных. А в реальности речь идет об увеличении нагрузки на бизнес. Некоторые направления налоговых новаций приведены на слайде, причем не все они сконцентрированы в профильном разделе – их еще надо было «вылавливать» по тексту Стратегии. С какими-то из предложений невозможно спорить - или решение уже принято, или за ним стоит определенная экономическая, а не только бюджетная логика. В отношении других сложно в полном объеме оценить последствия для экономики из-за мультипликативного эффекта, но, то, что они будут отрицательными - бесспорно. Сколько бизнес-сообщество говорило, что текущий формат налога на имущество - тормоз для модернизации, что его снижение для нового оборудования - простая и легко администрируемая льгота. Не можем решить эту задачу - давайте вернемся к вопросу снижения НДС. Кроме того, надо определиться, что будем делать с обязательным страхованием, которое разрастается как снежный ком. (Слайд 9)
Но в реальности в проекте Стратегии преобладают именно фискальные и перераспределительные меры. При этом задача поиска недостающих источников финансирования на кратко- и долгосрочную перспективу в рамках работы пенсионной группы не решалась.
(Слайд 10)
(Слайд 11)
не бояться ставить амбициозные задачи, особенно в части снижения уровня нагрузки на бизнес. Мы предлагаем зафиксировать предельный уровень прямой финансовой нагрузки на бизнес, который будет включать налоги, таможенные пошлины, расходы компаний на социальное и обязательное страхование. Причем считать этот уровень необходимо не по отношению к ВВП, а выручке или прибыли компаний. Если хочется ввести новый вид обязательного страхования – снижайте налоги. Хотите повысить налог на прибыль – снижайте ставки в части социального страхования; активнее готовить предложения по улучшению институтов и доводить их до стадии реализации. не менее важна системность решений. Нам надоело слушать о дыре в бюджете Пенсионного фонда и росте нагрузки. Мы хотим знать, как пенсионная система будет выглядеть в 2020 году, как исходя из этого будет распределяться нагрузка на бизнес и граждан, где будет найдено дополнительное финансирование, будут развиваться страховые принципы или надо ждать возврата к распределительной системе. У нас есть своя точка зрения – мы неоднократно ее озвучивали и готовы повторить - долгосрочный вектор обновления пенсионной системы должен ориентироваться на развитие накопительной системы; дополнительные средства надо искать не через повышение налогов или страховых платежей, а в приватизации, использовании Фонда будущих поколений, передаче активов, прямо или косвенно принадлежащих государству, в управление Пенсионному фонду. И снижать через два года величину тарифов. перестать избыточно ориентироваться на красивые даты. Конечно, Стратегия-2020 звучит красиво, но это был подходящий вариант для 2008 года, а теперь после принятия документ будет действовать менее 10 лет; отказаться от идеологии жесткого разделения между «плохим» и «хорошим бизнесом». Сырьевой бизнес тоже может быть инновационным. А производители вина в Италии или Франции вряд ли рассматриваются как «вредный» бизнес, который надо «душить» акцизами; не совершать традиционную бюрократическую ошибку и на завершающей стадии максимально открыть процесс доработки Стратегии для всех заинтересованных экспертов. Мы предлагаем, во-первых, приглашать на оставшиеся заседания экспертных групп представителей всех ключевых бизнес-ассоциаций, включая РСПП. Во-вторых, приглашать их на узкие заседания, особенно в Минэкономразвития России. Не надо бояться цивилизованного лоббизма. Или мы получим «однобокие» предложения, или это будет комплексный документ, в подготовке которого участвуют все заинтересованные стороны.
|
![]() | Совместное заседание Комиссии рспп по апк, Комиссии рспп по банкам и банковской деятельности, Комитета рспп по интеграции, торгово-таможенной... | ![]() | Президент рспп а. Н. Шохин направил письмо Председателю Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадкову, в котором излагается точка... |
![]() | Модератор: Сергей Васильев, Заместитель председателя правления, член правления, гк «Банк развития и внешнеэкономической деятельности... | ![]() | Предложенный Минэнерго законопроект по решению проблемы «последней мили» только усугубляет ситуацию и противоречит правовым нормам,... |
![]() | Центре международной торговли состоялось заседание «Меркурий-клуба», посвященное теме «Надежды и тревоги отечественного бизнеса на... | ![]() | Комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебным органами, Независимой организации «Гражданское общество»... |
![]() | Одновременно урезается срок, в который работодатель должен объявить работнику о предстоящем увольнении из-за сокращения штата сотрудников.... | ![]() | Комиссия рспп по рыбному хозяйству и аквакультуре в 2013 году провела 3 заседания |
![]() | Российский союз промышленников и предпринимателей (рспп) считает, что на современном этапе развития России, при существующих тенденциях... | ![]() | Сегодня мы уже имеем единую таможенную территорию с Казахстаном и Беларусью и готовы идти дальше – мы ведём активную работу по формированию... |