Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет) Кафедра «Экономическая история и история экономических учений»
Е.А. Ялозина
Экономическая история Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся по направлениям: 38.03.01 «Экономика»
38.03.02 «Менеджмент»
(программа подготовки бакалавра)
(очная, заочная, ускоренные формы обучения)
Москва 2015
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет) Кафедра «Экономическая история и история экономических учений» утверждаю
Ректор
_________ М.А. Эскиндаров
«___» ___________ 201__ г.
Е.А. Ялозина Экономическая история
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся по направлениям:
38.03.01 «Экономика»
38.03.02 «Менеджмент»
(программа подготовки бакалавра)
(очная, заочная, ускоренная формы обучения)
Рекомендовано Ученым советом
Факультета международных экономических отношений и Международного финансового факультета
(протокол № 25 от 16 июня 2015 г.) Одобрено кафедрой «Экономическая история и история экономических учений» (протокол № 10 от 22 мая 2015 г.)
Москва 2015
УДК 338(09)(073)
ББК 65.03я73
Я51
Рецензенты:
А.В. Пачкалов, к.и.н., доцент кафедры «Экономическая история и история экономических учений» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Л.Н. Рябчикова, к.и.н., доцент кафедры «Экономическая история и история экономических учений» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Е.А. Ялозина Экономическая история: Рабочая программа дисциплины предназначена для студентов, обучающихся по направлениям 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» (программа подготовки бакалавра, очная, заочная, ускоренная формы обучения). - М.: Финансовый университет, кафедра «Экономическая история и история экономических учений», 2015. – 59 с.
В рабочей программе дисциплины определены перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, место дисциплины в структуре образовательной программы, содержание дисциплины, учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся, фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации, перечень ресурсов, необходимых для реализации образовательного процесса. Учебное издание
Елена Алексеевна Ялозина Экономическая история
Рабочая программа дисциплины Компьютерный набор и верстка: Е.А. Ялозина
Формат 60×90/16. Гарнитура Times New Roman Усл.п.л.. Изд. № ..... - 2015. Тираж 30 экз.
Заказ № __________
Отпечатано в Финансовом университете ÓЯлозина Е.А., 2015
Ó Финансовый университет, 2015 СОДЕРЖАНИЕ
|
| Стр.
|
| Наименование дисциплины………………………………………….......
| 5
|
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………………….
| 5
|
| Место дисциплины в структуре образовательной программы………
| 6
|
| Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)………
| 8
|
| Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий…………………………….................................
| 11
|
| 5.1. Содержание дисциплины……………………………………………
| 11
|
| 5.2. Учебно-тематический план…………………………………………
| 18
|
| 5.3. Содержание семинарских занятий…………………………………
| 26
|
| Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине……………………………………………
| 33
|
| Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………………………………
| 42
|
| Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины……………………………….
| 52
|
| Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………
| 53
|
| Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.
| 54
|
| Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем…………………………………
| 58
|
| Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………
| 59
|
1. Наименование дисциплины
Дисциплина «Экономическая история» (Б.1.1.1.5.)
Очная форма обучения
Направление подготовки 38.03.01. «Экономика»
Направление подготовки 38.03.02. «Менеджмент», профиль «Управление проектами».
Дисциплина Экономическая история (Б.1.1.1.6)
Направление подготовки 38.03.02. «Менеджмент»
Дисциплина Экономическая история (Б.1.1.1.7)
Ускоренная форма обучения
Направление подготовки 38.03.01. «Экономика»
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы Дисциплина «Экономическая история» для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» (профили указаны в Разделе 1 РПД), обеспечивает формирование следующих компетенций:
способность использовать основные научные законы в профессиональной деятельности (ОНК-1)
| владения
| умения
| знания
|
представлением о концепциях, теориях, раскрывающих фундаментальные основы историко-экономического процесса; представлением об основных направлениях, тенденциях исследования истории мировой и отечественной экономики в научных школах и мировом экономическом сообществе; представлением о закономерностях и особенностях экономической истории; месте и роли страны в истории экономического развития
|
анализировать историко-экономические процессы, проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
выявлять и соотносить общее и особенное в сравниваемых моделях и этапах экономического развития, процессах и событиях;
анализировать, соотносить и актуализировать положения основных концепций историко-экономического развития
|
закономерностей и особенностей экономического развития государств и обществ в конкретной исторической эпохе; основных процессов, этапов, фактологии, персоналий отечественной и мировой экономической истории
| владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу и мировоззренческой оценке происходящих процессов и закономерностей (ОНК-2)
| владения
| умения
| знания
|
культурой историко-экономического мышления, способностью к обобщению, критическому анализу информации, постановке цели и определению путей ее достижения; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по историко-экономической проблематике с использованием современных научно-исследовательских методов и информационных технологий; навыками самостоятельной работы с историческим материалом на локальном, национальном и глобальном уровнях конкретной исторической эпохи; мотивированной способностью к саморазвитию, повышению уровня историко-экономического знания
|
способность использовать арсенал общефилософских, эмпирических и специально-научных методов при анализе социально-экономических явлений и изучении экономической истории;
собирать и анализировать многоаспектные историко-экономические источники информации; использовать и актуализировать знания и понимание исторического опыта хозяйственно-экономической деятельности в прогностических целях; логически верно, аргументировано, ясно, грамотно строить устную и письменную речь
|
базовых ценностей и опыта мирового экономического развития; готовность опираться на них в своем
личностном, общекультурном и профессиональном формировании
| 3. Место дисциплин в структуре образовательной программы
Дисциплина «Экономическая история» входит в базовую часть (Б.1.1.) социально-гуманитарного модуля (Б.1.1.1.) цикла дисциплин подготовки бакалавра по направлениям 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент».
Дисциплина «Экономическая история» базируется на знаниях, умениях, владениях приобретенных в рамках школьного или среднего профессионального образования курса всемирной и отечественной истории, курса обществознания. Программа дисциплины «Экономическая история» дает возможность качественно расширить и углубить имеющиеся знания, умения и владения, освоить новый учебный материал, базирующийся на современных научных исследованиях, использовать учебно-методический и мировоззренческий арсенал дисциплины в процессе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Требования к входным знаниям, умениям и владениям
Для освоения дисциплины «Экономическая история» студент должен:
знать:
основные закономерности историко-экономического процесса,
периодизацию экономической истории, основные события, процессы,
важнейшие методы анализа историко-экономических явлений;
уметь:
анализировать и оценивать историко-экономические события, социально-экономические проблемы и процессы
формулировать и обосновывать характерные особенности отечественной и мировой экономической истории;
логически и аргументировано строить устную и письменную речь;
аргументировать свою позицию по историко-экономическим вопросам мирового и отечественного развития;
владеть:
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
категориальным аппаратом по истории, базовыми экономическими категориями и понятиями на уровне понимания и свободного воспроизведения;
навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по историко-экономической проблематике, в том числе с использованием современных информационных технологий.
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию) А) Очная форма обучения Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент»
Направление подготовки 38.03.01 «Экономика»*,
профили: «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративные финансы», «Страхование», «Международные финансы» (обучение на английском языке), «Государственный финансовый контроль»
Вид учебной работы по дисциплине
| Всего
(в з/е и часах)
| Семестр 1
(в часах)
| Семестр 2*
(в часах)
| Общая трудоемкость дисциплины
| 4/144
| 4/144
| 4/144
| Аудиторные занятия
| 51
| 51
| 51
| Лекции
| 17
| 17
| 17
| Семинарские занятия, в т.ч.
| 34
| 34
| 34
| Занятия в интерактивных формах
| 9
| 9
| 9
| Самостоятельная работа
| 93
| 93
| 93
| В семестре
| 57
| 57
| 57
| В сессию
| 36
| 36
| 36
| Вид промежуточной аттестации
|
| экзамен
| экзамен
|
Б) Ускоренное обучение Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика», профиль: «Государственные и муниципальные финансы» / «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»*
Вид учебной работы по дисциплине
| Всего
(в з/е и часах)
| Семестр 1 (в часах)
| Общая трудоемкость дисциплины
| 3/108
| 3/108
| Аудиторные занятия
| 34/51*
| 34/51*
| Лекции
| 17
| 17
| Семинарские занятия, в т.ч.
| 17/34*
| 17/34*
| Занятия в интерактивных формах
| 4/9
| 4/9
| Самостоятельная работа
| 74/57*
| 74/57*
| В семестре
| 38/21*
| 38/21*
| В сессию
| 36
| 36
| Вид промежуточной аттестации
| экзамен
| экзамен
|
В) Заочная форма обучения
Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент»
Вид учебной работы по дисциплине
| Всего
(в з/е и часах)
| Семестр 1 (в часах)
| Общая трудоемкость дисциплины
| 4/144
| 4/144
| Аудиторные занятия
| 16
| 16
| Лекции
| 8
| 8
| Семинарские занятия
| 8
| 8
| Занятия в интерактивных формах
| 2
| 2
| Самостоятельная работа
| 128
| 128
| В семестре
| 92
| 92
| В сессию
| 36
| 36
| Вид промежуточной аттестации
| экзамен
| экзамен
|
Г) Второе высшее образование
Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»
Вид учебной работы по дисциплине
| Всего
(в з/е и часах)
| Семестр 1 (в часах)
| Общая трудоемкость дисциплины
| 4/144
| 4/144
| Аудиторные занятия
| 12
| 12
| Лекции
| 8
| 8
| Семинарские занятия
| 4
| 4
| Самостоятельная работа
| 132
| 132
| Занятия в интерактивных формах
| 1
| 1
| В семестре
| 96
| 96
| В сессию
| 36
| 36
| Вид промежуточной аттестации
| экзамен
| экзамен
|
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов
учебных занятий 5.1. Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ I. ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
|