Экономика торговых предприятий






НазваниеЭкономика торговых предприятий
страница1/8
Дата публикации06.07.2016
Размер1.29 Mb.
ТипУчебное пособие
e.120-bal.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

С.Р. Царегородцева

ЭКОНОМИКА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Учебное пособие

Для студентов вузов


Кемерово 2005

УДК 658.6.003 (075)

ББК 65.421я7

Ц18

Рецензенты:

О.Н. Дорошина, канд. техн. наук, доцент кафедры «Коммерция и маркетинг» Российского Государственного Торгово-экономического университета

(Кемеровский филиал);

И.Ф. Панин, генеральный директор Торгового дома «Интекс».
Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института

пищевой промышленности

Царегородцева С.Р.

Ц18 Экономика торговых предприятий: Учебное пособие / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2005. - 92 с.


Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным стандартом и программой дисциплины «Экономика торговых предприятий» и предназначено для студентов специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров» всех форм обучения. В учебном пособии отражены основные экономические понятия и определения в области торговой деятельности. Отдельные темы посвящены основным фондам торговых предприятий, издержкам обращения, вопросам формирования валового дохода и прибыли, финансам.

В приложении предложены вопросы для выполнения контрольных работ, а также вопросы для самоподготовки по данной дисциплине.

© С.Р. Царегородцева, 2005

© КемТИПП, 2005

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сфера торговли способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворение разносторонних потребностей людей. Торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.

В течение длительного времени планирование, и развитие торговли основывалось на возможностях производства, а не на потребностях населения.

С началом экономических реформ 90-х гг. страна вступила в новый исторический этап своего развития. Формирование механизмов и инструментов рыночной экономики предполагает необходимость кардинальных изменений и в сфере торговли. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения.

В учебном пособии разъясняются направления этого процесса и его содержание в торговых организациях. Специальные темы посвящены вопросам формирования основных и оборотных фондов торгового предприятия, составу издержек обращения, осуществлению обоснованной ценовой политики, формированию фонда заработной платы и финансовых результатов, оценке финансового состояния и осуществлению мер по его улучшению и др.

Наряду с другими учебными дисциплинами этот курс способствует всесторонней подготовке будущих специалистов в сфере торговли.

Тема 1. ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ТОРГОВОГО ДЕЛА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД



  1. Сфера обращения

  2. Механизм рыночных отношений

  3. Понятие рынка. Модели рынка

  4. Функции, структура и субъекты рынка



    1. Сфера обращения


Обращение - это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений.

Развитие общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.

В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий.

Социально-экономические условия возникновения обмена:

  • возможность получения прибавочного продукта;

  • определенная степень развития разделения труда.

Названные условия

  1. предполагают способность отдельного производителя получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить;

  2. закладывают противоречие между многообразием потребностей производителя и ограниченностью видов продуктов для их удовлетворения за счет самостоятельного производства.

Поскольку процессу движения продукта от производителя к потребителю присуще материальное (вещественное) и экономическое содержание, то существует 2 основных условия рыночного обмена.

  • объекты обмена должны удовлетворять различные потребности, т.е быть качественно различными;

  • объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.

Иными словами, объекты обмена качественно различны как потребительские стоимости (иначе нет смысла производить обмен), но равны как стоимости.

На определенном этапе экономического развития внешним выражением стоимости товара становятся деньги - всеобщий эквивалент. Экономическое содержание, собственно суть обмена, заключается в смене форм стоимости или перемене состояния. В актах купли - продажи, опосредованных деньгами, происходит движение потребительских стоимостей, реализация товаров.


  1. Механизм рыночных отношений


Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие взаимосвязанные проблемы:

  • что производить - это принятие решения о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве в данное время.

  • как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.

  • для кого производить - это проблема, решающая кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-разному.

При административно - командной экономике это решает государство путем воздействия на производство, распределение, обмен через систему планов.

В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков.

Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли.

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества. Наиболее яркое проявление соперничества - конкуренция.

Конкуренция - это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.

Необходимые предпосылки возникновения конкуренции:

  • наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок.

  • отсутствие преград (экономических, юридических, политических) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых).

  • доступность информации, генерируемой рынком: о предложении и спросе, ценах, норме прибыли.

Экономическая действительность характеризуется многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности продавцов, продавцы желают продать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности. Работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, работодатели заинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате и т. д. Разрешение этих противоречий обеспечивает система рынков, цен и фактор конкуренции.

Рыночная система имеет свои сильные и слабые стороны.

Сильные стороны рынка:

  • применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек;

  • информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов;

  • сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

Слабые стороны рынка:

  • ослабевают контрольные функции рыночного механизма и значение конкуренции;

  • поглощение слабых сильными;

  • сильная социальная дифференциация населения;

  • свойственные этой системе хозяйствования неравенства в доходах и неспособность учитывать коллективные потребности препятствуют производству товаров, в первую очередь необходимых обществу;

  • исчезает гарантия полной занятости рабочей силы и стабильности уровня цен;

  • рыночные отношения не обеспечивают эффективную защиту окружающей среды.

Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:

  1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение 3 основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов;

  2. отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий;

  3. рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно - технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества.



  1. Понятие рынка. Модели рынка


Согласно современной экономической теории, рынок - это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Рынок - это механизм, сводящий вместе продавца и покупателя.

Различают следующие основные типы рынков:

1. Чистая (совершенная) конкуренция. Возникает при определенных условиях:

  • наличие множества мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Для потребителя безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;

  • доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительна, так что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта;

  • фирма может свободно, без ограничений входить и выходить из отрасли;

  • фирма без ограничений имеет возможность получить любую информацию о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из принципов чистой конкуренции, называется несовершенной.

2. Чистая монополия является полной противоположностью чистой конкуренции. В условиях чистой монополии в отрасли действует только одно предприятие, т.е. границы фирмы и отрасли совпадают. Чистая монополия обычно возникает там, где выпускаемый предприятием продукт является в известном смысле уникальным, отсутствуют его аналоги или близкие заменители. Причиной возникновения монополии может быть наличие барьеров для вступления в отрасль. Барьеры могут носить экономический (например, исключительное право предприятия на какой-нибудь производственный ресурс, патент на изобретение или технологию) или административный характер (например, необходимость получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности).

Если в условиях совершенной конкуренции предприятие выбирает только объем производства, цена задается внешним образом и предприятие вынуждено приспосабливаться к ней, то в условиях монополии предприятие - монополист не только определяет собственный объем производства, но и устанавливает цену.

3. Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли действуют десятки предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товаров, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причинами выбора покупателя может быть привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидку цены, более удачное расположение магазина или время работы магазина. Важное значение поэтому приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки в рассрочку и т.д.

При значительной дифференциации производимой продукции трудно найти два предприятия, производящих совершенно аналогичный продукт или услугу. Каждое предприятие проводит самостоятельную ценовую политику и осуществляет товарную стратегию. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, и в сфере услуг (кондитерские фабрики - конфеты московские и кемеровские).

4. Олигополия - рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (медь, алюминий), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка. Обычно выделяют жесткую (классическую) олигополию, при которой главную роль играют 3-4 фирмы, и мягкую (аморфную), когда основная часть продукции выпускается 6-8 предприятиями.

Олигопольная ситуация порождается наличием высоких барьеров для вступления в отрасль. Они могут быть связаны с эффектом масштаба - экономически эффективным в ряде отраслей (например, в автомобильной промышленности) оказывается только крупномасштабное производство, патентной монополией (например, в наукоемких отраслях), монопольным контролем за редким источником сырья (например, в нефтедобыче), высокими расходами на рекламу (например, в шоу-бизнесе и производстве прохладительных напитков), другими барьерами.




  1. Функции, структура и субъекты рынка


Функции рынка

  1. информационная - о меняющихся ценах и кредитных ставках под влиянием изменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг. Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяет каждому хозяйствующему субъекту сверять свое производство с меняющимися условиями рынка.

  2. посредническая - связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальных рыночных отношениях с развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика, а продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

  3. ценообразующая - на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг.

  4. регулирующая - это важнейшая функция, поскольку рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в осуществлении этой функции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности труда, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулирует перелив капитала и заставляет направлять его в наиболее перспективные отрасли, тем самым меняя структуру экономики.

  5. санирующая - конкуренция на рынке заставляет освобождаться от экономически неустойчивых предприятий и способствует развитию тех предприятий, где развито предпринимательство и эффективно ведется хозяйственная деятельность.

Структура рынка. В структуре объектов внутреннего рынка выделяют следующие основные группы рынков:

  • средств производства и производственных видов деятельности;

  • потребительских товаров, услуг;

  • рабочей силы;

  • ценных бумаг, валюты;

  • информации;

  • недвижимости.

Рынок классифицируется также по географическому положению, характеру продаж и другим факторам.

Субъекты рынка. Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством купли-продажи:

  • государство;

  • предприятия;

  • домашние хозяйства.


Вопросы для самоконтроля

  1. Какие существуют социально-экономические условия возникновения обмена?

  2. Какие проблемы решает рынок?

  3. Что такое конкуренция и каковы предпосылки ее возникновения?

  4. Назовите сильные и слабые стороны рынка.

  5. Какие основные типы рынков выделяют?

  6. Какие выделяют основные функции и группы рынков?



  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экономика торговых предприятий iconФормирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на...
Охватывает в совокупности финансовые и нефинансовые показатели деятельности предприятий сферы услуг (на примере розничных торговых...

Экономика торговых предприятий iconРабочая программа по дисциплине
Целью дисциплины являетсяусвоение основных понятий, связанных с экономикой и организацией деятельности торговых предприятий в условиях...

Экономика торговых предприятий iconРабочая программа по дисциплине
Целью дисциплины являетсяусвоение основных понятий, связанных с экономикой и организацией деятельности торговых предприятий в условиях...

Экономика торговых предприятий iconОбеспечение конкурентоспособности розничных торговых предприятий шаговой доступности
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский...

Экономика торговых предприятий iconСписок Торговых площадок, входящих в Ассоциацию Электронных Торговых площадок
Примечание: значком отмечены площадки, доступ к которым осуществляется по сертификату электронной цифровой подписи

Экономика торговых предприятий iconПрограмма производственной практики для направления подготовки 080100....
Экономика и в соответствии с рабочими учебными планами профиля подготовки Экономика предприятий и организаций, утвержденными ректором...

Экономика торговых предприятий iconАнализ положения крупных торговых сетей
...

Экономика торговых предприятий iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экономика и организация предприятий питания»
При разработке электронного умкд учебной дисциплины «Экономика и организация предприятий питаний» в основу положены

Экономика торговых предприятий iconМетодические указания по проведению учебной практики по профилю «Экономика...
Методические указания предназначены для бакалавров направления 38. 03. 01 (080100) «Экономика», профиль «Экономика предприятий и...

Экономика торговых предприятий iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»
Основная задача изучения дисциплины «Экономика организаций (предприятий)»-реализация требований, установленных Государственным образовательным...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную