Рабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса моу «Гимназия №5»






Скачать 157.39 Kb.
НазваниеРабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса моу «Гимназия №5»
Дата публикации04.07.2016
Размер157.39 Kb.
ТипРабочая программа
e.120-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса МОУ «Гимназия № 5» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Смирновой Т.В., которая обеспечена учебным пособием: Смирнова Т.В. «Белка и компания: Экономика для младших школьников.» - Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2011.

Исходя из общей цели системы Л.В. Занкова, направленной на достижение оптимального общего развития каждого школьника, курс Экономики в начальных классах решает следующие задачи:

-содействовать, посредством ознакомления учащихся с экономическими категориями и понятиями, целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;

-способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;

-формировать первоначальный минимум знаний, умений и навыков по экономике, необходимых ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;

-развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием, анализировать возникающие в повседневной жизни экономические коллизии.

В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельном приобретении школьниками новых знаний.

Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических теорий и понятий.

Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а также те, на основе которых могут складываться острые межличностные конфликты.

Главная особенность данного курса экономики - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.

Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести стремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.

В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, для чего? Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.

Нравственное воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.

Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определять выгодность, перспективность любого дела, уметь делать выбор.

К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.

В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельном приобретении школьниками новых знаний.

В основе курса лежат следующие дидактические принципы:

Обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала в учебном пособии "Белка и компания", овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия, иногда прибегая к помощи других учеников или учителя.

Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включены в общую деятельность.

Быстрый темп изучения материала. На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал.

Ведущая роль теоретических знаний заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков.

Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.

Оптимальное развитие всех детей. Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках предмета "Экономика", привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.

Одно из основных направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой.

Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.

В конце данной программы выделены знания, умения и навыки, подлежащие усвоению ребенком.

Содержание учебного предмета не передается детям в виде готовых сентенций и выводов. Им предоставляется возможность самим находить решение.

Экономические знания нельзя рассматривать как изолированные. Они тесно переплетаются с социологическими, психологическими проблемами, вопросами права и философии.

Программа предполагает сочетание в преподавании логически приемов, причинно-следственных связей и аналогий.

Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии. Вопрос в том, каким образом можно найти выход из конфликта. Перед учащимися раскрываются два пути: обострение противоречий, вплоть до антагонистической их формы, и другой путь - выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и поворот ситуации на пользу всем участникам. При этом применяется экономический инструментарий и раскрывается важность его грамотного использования.

Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов практического курса экономики, представленного в отдельном учебном пособии: задачник рабочая тетрадь. Чтобы решать задачи по экономике, ученику необходимо, во-первых, овладеть теоретическими знаниями о сущности основных экономических понятий, во-вторых, научиться мыслить экономически грамотно, осознать то, что экономическая логика и формальная логика - не одно и то же.

Содержание курса распределено на три ступени.

Первая ступень (1-2 классы)

На этом этапе предполагается первичное знакомство с экономическими отношениями: с производственной и хозяйственной деятельностью людей, направленной на удовлетворение их материальных потребностей. На бытовом уровне рассматриваются основные экономические понятия: потребности; хозяйство; труд: заработная плата как плата за труд; товар; деньги; торговля; сделка договор; платежи; бюджет: доходы и расходы.

Вторая ступень (2-3 класс)

Изучаются следующие основные экономические понятия: торговля, посредничество, услуги как особый вид коммерческой деятельности; аренда; банк как особый финансовый институт. Производство материальных благ как основы жизни. Понятие о налогах. Способы ведения хозяйства.

Третья ступень (4 класс)

Поскольку процесс обучения экономике носит характер спирали, на каждом последующем ее витке расширяется и углубляется ранее изложенный материал, представляемый на более высоком уровне сложности. Даются новые дополнительные знания.

На третьей ступени изучаются следующие основные экономические понятия: маркетинг; основные виды и формы торговли амортизация; расчеты между покупателями и продавцами; формы и виды налогов; биржа - организационная форма оптовой торговли; понятие о земельной ренте; внешняя торговля - экспорт, импорт; эффективность производства, развитие производства.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-2 класс

Труд в быту. Разделение труда в быту. Обмен результатами своего труда.

Работа. Заработная плата как плата за работу.

Домашнее хозяйство. Товар и деньги в домашнем быту. Понятие о потребностях.

Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве.

Понятие о покупателе и продавце. Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет, минимаркет и т.д.

Процесс купли-продажи, обмен товара, чека и денег. Виды денег: монеты, купюры.

Кто распределяет деньги в семье. Доходы и расходы.

Понятие услуги. Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парикмахерская, фотостудия и т.д.

Понятия государственной казны. Налоги. Налогообложение.

Самое первое представление о банке. Сбережения - накопления. Формы накопления денег. Вклад. Свободные деньги. Использование накопленных средств. Понятие о вложениях. Выгода. Начальное представление о конкуренции. Понятие сделки.

Первое понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат. Понятие убытков.

Соотношение затрат и полученных результатов.

Приусадебное хозяйство. Запасы.

Самое первое представление о прибыльности какого-либо дела.

Понятие страхования. Страховой взнос.

Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора.

2-3 класс

Экономика как наука. Краткие исторические сведения о ее возникновении и развитии. Потребности. Виды потребностей (в пище,

одежде, транспорте, творчестве и т.д.).

Понятие о товаре, цене и прибыли. Собственные затраты.

Понятие о торговле. Формы торговли: оптовая/розничная. Понятие о посредничестве.

Спрос и предложение. Реклама. Формы и этические нормы рекламы. Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги.

Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею.

Понятие об аренде. Арендная плата. Арендный договор. Условия аренды.

Понятие о банке. Кредит. Банковский процент.

Производство. Материальные и трудовые затраты. Качество

производимой продукции. Штрафы. Конкуренция.

Налоги. Виды налогов. Источники налогов.

4 класс

Конкуренция. Маркетинг. Организации производства и сбыта

продукции. Реклама. Формы и виды рекламы. Учет требований

рынка.

Основные виды и формы торговли. Розничная и оптовая торговля. Производитель и потребитель.

Амортизация. Износ.

Расчеты между покупателями и продавцами. Наличные деньги

и безналичный расчет. Банк как финансовый посредник.

Налоги. Система налогообложения. Формы и виды налогов. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Потребление и накопление.

Понятие о земельной ренте. Аренда. Арендная плата как форма получения земельной ренты.

Внешняя торговля. Понятие об экспорте, импорте. Развитие

производства.

Работа над задачами

Экономическая задача в виде рисунка - как особый вид экономического задания.

Текстовая экономическая задача.

Экономическая задача в схематическом изображении.

Установление отличительных признаков задачи. Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса.

Выявление условий, необходимых, достаточных и лишних.

Установление логических и экономических связей и зависимостей между основными экономическими понятиями и категориями.

Выбор верного решения из нескольких предложенных.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу периода обучения

обучающиеся должны иметь представление:

По теме «Торговля, посредничество, услуги»

_ о товаре;

_ о производителе (тот, кто производит товар);

_ о потребителе (тот, кто потребляет товар);

_ о собственных затратах;

_ о прибыли (разница между выручкой от продаж товаров и

услуг и затратами, необходимыми для производства и продажи

этих товаров и услуг);

_ о цене оптовой (цена, по которой производитель продаетсвой товар);

_ о цене розничной (цена, по которой торговец продает этот

же товар конечному потребителю);

_ о торговле как особом роде деятельности;

_ о торговой прибыли;

_ о формах торговли: оптовой и розничной;

_ о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой;

_ о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью

привлечь потребителей и увеличить спрос;

_ об услугах как особой форме коммерческой деятельности;

_ о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности;

По теме «Аренда»

_ о собственности и о праве ею распоряжаться; об аренде как временном пользовании чужой собственностью за определенную плату;

По теме «Банк. Кредит»

_ о кредите и кредитоспособности;

_ о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы;

_ о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег;

По теме «Производство»

_ о производстве как воздействии человека на природу с целью

создания экономических благ;

_ о производителе, о собственных затратах производителя,

о прибыли производителя;

_ об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями

товаров, о розничной цене как цене, по которой конечный потребитель приобретает товар, о разнице между ними;

_ о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за счет снижения затрат;

_ о качестве производимого продукта;

_ о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств;

_ о свободной конкуренции;

По теме «Налоги, пошлины, платежи»

_ о налогах, о видах налогов и налоговых поступлениях;

уметь:

_ работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке: Экономическая сказка для детей. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Смирнова Т.В. Белка и компания: Экономика для младших школьников. Самара: Корпорация «Федоров».

Смирнова Т.В., ПросняковаТ.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник_рабочая тетрадь по экономике: В 2 частях. Самара: Корпорация «Федоров».

Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Смирнова Т.В. Новые приключения Белки и ее друзей: Учебное пособие для 4 кл. Самара: Корпорация «Федоров».

Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Календарно-тематическое планирование факультатива

«Экономика: первые шаги»

2 класс 33ч




Тема

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Труд в быту.

1







2

Разделение труда в быту.

1







3

Обмен результатами своего труда.

1







4

Работа. Заработная плата как плата за работу.

1







5

Домашнее хозяйство.

1







6

Товар и деньги в домашнем быту.

1







7

Понятие о потребностях.

1







8

Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве.

1







9

Понятие о покупателе и продавце.

1







10

Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет, минимаркет и т.д.

1







11

Процесс купли-продажи, обмен товара, чека и денег.

1







12

Виды денег: монеты, купюры.

1







13

Кто распределяет деньги в семье.

1







14

Доходы и расходы.

1







15

Понятие услуги.

1







16

Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парикмахерская, фотостудия и т.д.

1







17

Понятия государственной казны.

1







18

Налоги. Налогообложение.

1







19

Самое первое представление о банке.

1







20

Сбережения - накопления.

1







21

Формы накопления денег. Вклад.

1







22

Свободные деньги. Использование накопленных средств.

1







23

Понятие о вложениях. Выгода.

1







24

Начальное представление о конкуренции.

1







25

Понятие сделки.

1







26

Первое понятие о собственных затратах.

1







27

Экономия собственных затрат.

1







28

Понятие убытков.

1







29

Соотношение затрат и полученных результатов.

1







30

Приусадебное хозяйство. Запасы.

1







31

Самое первое представление о прибыльности какого-либо дела.

1







32

Понятие страхования. Страховой взнос.

1







33

Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора.

1







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса моу «Гимназия №5» iconРабочая программа факультатива «Экономика: первые шаги» для 1-4 классов (автор Корнеева О. С.)
Моу сош №13 г. Белгорода, реализующем фгос ноо, в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в 1–4 классах вводится...

Рабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса моу «Гимназия №5» iconРабочая программа факультатива «Экономика: первые шаги» для 1-4 классов (автор Корнеева О. С.)
Моу сош №13 г. Белгорода, реализующем фгос ноо, в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в 1–4 классах вводится...

Рабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса моу «Гимназия №5» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»
Программа разработана на основе умк"Начальная школа 21века" под рук. Н. Ф. Виноградовой изд."Вентана-Граф"2012г

Рабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса моу «Гимназия №5» iconРабочая программа «Экономика» для 10 класса уровень базовый один год обучения на 1и 2 полугодие
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №22 города Калининграда

Рабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса моу «Гимназия №5» iconПримерная рабочая программа по истории для 8 класса основного общего образования
Примерная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования...

Рабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса моу «Гимназия №5» iconРабочая программа по краеведению для 9 класса Рассмотрено на заседании
Рабочая программа курса краеведение предназначена для 9 класса на базовом уровне

Рабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса моу «Гимназия №5» iconАвтономова В. С., Азимова Л. Б
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов

Рабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса моу «Гимназия №5» iconРабочая программа разработана на основе фгос второго поколения и...
Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной...

Рабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса моу «Гимназия №5» iconПрограмма факультативного курса для 8 класса. «Трудная задача. Начнем по порядку»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села имени Полины Осипенко муниципального...

Рабочая программа факультативного курса Экономика: первые шаги для 2 «А» класса моу «Гимназия №5» iconРабочая программа «География России. Население и хозяйство». для 9 класса уровень базовый
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №22 города Калининграда






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную