Тема опыта






НазваниеТема опыта
страница1/4
Дата публикации04.07.2016
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4
Дошкольное воспитание
Тема опыта: «Различные приемы работы со сказкой в организованной образовательной деятельности как средство формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста»

Авторы опыта: Финк Ольга Николаевна, Ковалёва Оксана Семёновна, воспитатели МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 45 «Росинка» г. Старый Оскол.

Рецензенты:

Стручаева Т.М., профессор кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО БелИРО, кандидат педагогических наук.

Терехова С.Е., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО БелИРО.
Раздел I

Информация об опыте работы

Условия возникновения опыта. Педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида №45 «Росинка», расположенном в микрорайоне Олимпийском, в центре жилого массива, вблизи образовательных учреждений: МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2», ДЮСШ «Лидер», МБОУ «Гимназия №18», МОУ «ООШ №22».

Педагоги реализуют основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе федерального государственного стандарта дошкольного образования с использованием примерной основной образовательной программы «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.) [2].

В подготовительной группе педагогов 27 детей. Началом работы по теме стал детальный анализ деятельности участников образовательного процесса по формированию экономических представлений. На начальном этапе обследования уровня экономических представлений у дошкольников по заданиям, разработанным А.А. Смоленцевой (Приложение №1) было выявлено, что большинство детей испытывают затруднения в выполнении игровых заданий экономического содержания, пассивны, отвечают только на те вопросы, с которыми знакомы из личного опыта, речь бедна экономическими понятиями: средний уровень экономических представлений составляет 21%, низкий уровень – 79%. В ходе обследования высокого уровня не выявлено.

Беседы с родителями показали, что теоретически родители признали необходимость и пользу экономического воспитания детей, но их знания о приобщении детей к миру экономики минимальны.

Данные анализа свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по формированию у детей экономических представлений через использование сказки во всех видах образовательной деятельности.

Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новые жизненные условия, складывающиеся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же, работник. Именно поэтому знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Формирование экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает интерес и любознательность дошкольников. Сказка поможет ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

Детальный анализ образовательного процесса на основе примерной основной образовательной программы «Детство» показал, что экономическому воспитанию в программе уделяется недостаточное внимание. С детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась.

Таким образом, в процессе работы по данной проблеме были обнаружены противоречия:

- между необходимостью ознакомления дошкольников с азами экономики и отсутствием целенаправленной работы по формированию экономических представлений на основе сказки.

- между возможностью комплексного использования сказки для формирования элементарных экономических знаний у дошкольников и необходимостью обогащения развивающей предметно-пространственной среды, направленной на стимулирование познавательной деятельности, проявление инициативности, самостоятельности.

- между интересом детей старшего дошкольного возраста к жизненным экономическим понятиям и недостаточным вниманием родителей к данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении системы работы со сказкой в организованной образовательной деятельности для формирования у дошкольников экономических представлений.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом включает в себя три этапа:

1 этап - констатирующий, сентябрь – ноябрь 2010 года, на котором была выявлена проблема, подобран диагностический материал и проведена начальная диагностика, изучена научно-методическая литература, проведено анкетирование родителей.

2 этап – формирующий, декабрь 2010 года – март 2013 года, педагогом разработана система работы по формированию экономических представлений у дошкольников на основе сказки.

3 этап – контрольный, апрель – май 2013 года, итоговая диагностика.

Диапазон опыта охватывает включение народных и авторских сказок экономической направленности во все виды детской деятельности: в организованную образовательную деятельность, в режимные моменты и в совместную деятельность с семьей (педагог – воспитанники – родители).

Теоретическая база опыта. Анализ научно – методической литературы показывает, что проблемы экономического образования детей дошкольного возраста вызывают интерес как исследователей дошкольного детства, так и практических работников.

Итогом экономического воспитания дошкольников, как считает автор инновационной программы предшкольного образования Л. А. Голуб «Экономическое воспитание дошкольников», должно быть «внедрение» в маленького человечка экономических понятий и категорий, осознания им их содержания, умение ими пользоваться[1].

В основу опыта по определению системы работы по формированию экономических представлений у детей дошкольного возраста легли авторские пособия А.Д. Шатовой «Дошкольник и …экономика» [12], Е.А. Курак, Л.А. Михиревой «Экономическое воспитание дошкольников» [6].

Различные методы и формы работы с детьми по формированию экономических представлений, педагоги использовали из методических пособий Л.Г. Киреевой «Играем в экономику»[3], Л.М. Клариной «Уроки гнома Эконома и феи Экологии» [4],И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой «Экономика в сказках и играх» [5], И.В. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика» [7].

Из пособия И.А. Сасовой «Экономическое воспитание детей в семье» [8] были взяты рекомендации по организации работы с родителями.

В пособии А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» раскрыта точка зрения, которая заключается в том, что обучение экономическим представлениям состоит не в организации специального обучения экономике, что требует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей, а в обогащении различных видов детской деятельности (математической, художественно-творческой, трудовой и др.) экономическим содержанием. Автор дает определение экономическим представлениям, как чувственному образу предметов и явлений, с которыми дошкольник уже знаком [9]. В практическом пособии «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок» (автор А. А. Смоленцева) даны рекомендации по использованию сказок для формирования элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста, сказка определяется автором как средство приобщения к экономическим категориям [10].

Из книги Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» авторы позаимствовали нестандартные методы и приемы работы со сказками, свободными продолжениями и переложениями [11].

Новизна опыта состоит в комбинировании технологии А.А. Смоленцевой по работе со сказками экономического содержания и технологии А.Д. Шатовой по формированию экономических представлений у детей дошкольного возраста.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Опыт авторов может быть применен в дошкольных образовательных учреждениях различных типов и видов, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования.
Раздел II

Технология опыта

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики в работе по формированию у дошкольников экономических представлений посредством сказки.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

- создание условий для формирования элементарных экономических знаний у детей - формирование умения ценить и понимать окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему уважительно;

- раскрытие на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие – и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта;

- обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному расходованию;

- развитие у дошкольников интереса к экономическим знаниям;

- воспитание у детей навыков и привычек речевого этикета, культурного поведения в быту;

- обогащение педагогических знаний родителей по экономическому воспитанию детей.

Эффективности реализации поставленных задач способствовала организованная развивающая предметно – пространственная среда, направленная на стимулирование познавательной деятельности, проявление самостоятельности, инициативности:

- оформлен наглядно – иллюстративный материал, тематические альбомы «Герои сказок», «Потребности человека», помогающие детям лучше усвоить экономические понятия;

- подобрана библиотека «Гнома Эконома», где помещены сказки с экономическим содержанием;

- разработана экономическая игротека «В гостях у Гнома Эконома»;

- оформлено «Экономическое дерево», листочками которого являются слова экономического характера;

- подобран занимательный материал по экономике: загадки, ребусы, кроссворды, проблемные ситуации;

- разработан маршрут путешествия в страну Экономику;

- воспитанники с интересом путешествуют по карте «Бизнес леса»;

- оформлен театр Гнома Эконома;

- собрана коллекция «Деньги народов мира»;

- частый гость у детей – кукла Гном Эконом.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических представлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Работа по формированию экономических представлений посредством сказки охватывает все виды детской деятельности (коммуникативная, трудовая, двигательная, изобразительная (Приложение №2), восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательской (Приложение №3), с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок применял в игровой деятельности.

Образовательная деятельность с дошкольниками по формированию экономических представлений строится в соответствии с принципами образовательного процесса:

- принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем;

- принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

- принцип психологической комфортности заключается в снятии по возможности стрессовых факторов;

- принцип дифференцированного подхода способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

- принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.

С целью определения системы работы по формированию экономических представлений посредством сказки педагоги сначала отобрали сказочные произведения разных видов (народные, авторские сказки), наиболее ценные с точки зрения экономического содержания. После воспитатели детально проанализировали содержание сказок, вычленили в них экономические представления (деньги, товар, доход и т.д.). Затем сказки были систематизированы с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и имеющегося у них личного опыта ориентирования в экономических вопросах.

Народные сказки использовались педагогами для ознакомления с экономическими представлениями (труд, производство, обмен и др.) и для воспитания таких «экономических» качеств личности: хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность и др. Народные сказки являются неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка. Нравственный аспект важнейший в сфере экономических отношений. С народными сказками педагоги знакомили детей средней и старшей группы.

Авторские сказки значительно сложнее по содержанию и больше по объему. Они использовались педагогами в работе с детьми подготовительной к школе группы.

В работе со сказкой педагоги наметили такие этапы:

1 этап – определялись вопросы экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).

2 этап – дети знакомились со сказкой, происходило целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.

3 этап – дети осваивали «экономическое» содержание сказки, овладевали умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.

4 этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.) (Приложение №4).

Сущность такого подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствовало развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделало этот процесс более осознанным.

В средней группе педагоги ввели такие элементарные экономические категории, как потребности, труд, товар. В старшей группе данные категории систематизировались и расширялись, и добавлялись новые понятия: экономика, ремесло, деньги, выгода, убыток. В подготовительной группе происходило обобщение и систематизация знаний детей по известным категориям и введение новых: бартер, реклама, бизнес, капитал (Приложение № 5).

В процессе формирования у дошкольников экономических представлений педагоги использовали следующие методы, приемы и формы.

Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.

Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному и позволяет детям наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.

И в народных и в авторских сказках экономическое содержание раскрывалось перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развило логику, самостоятельность и нестандартное мышление (Приложение № 6).

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повысило интерес ребенка к экономическим знаниям. Творческие задания побудили детей к сочинению сказок экономического содержания.

Игры-драматизации дали возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывали интерес к экономическому миру, развивали внимание, мышление, воображение.

Работа с экономическим словарем оказала незаменимую помощь в концентрации внимания дошкольников, сформировала словарь детей, дала объяснения многим непонятным экономическим явлениям.

Использование различных методов и приемов способствовало развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учило действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Педагоги инициировали у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.

Доминирующими формами работы явилось общение педагогов с ребенком в рамках личностно – ориентированной модели взаимодействия и игра.

Используя в работе с дошкольниками сказки, педагоги разделили их на группы.

Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении

товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формировались представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливали взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомились с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.

Например, в ходе работы со сказкой «Терем-теремок» в средней группе воспитатель использовал кукольный театр. После просмотра театра детям были заданы такие вопросы:

- Какими видами труда занимались жители теремка?

- Как вы думаете, почему каждый занимался одним (своим) делом?

- Как был восстановлен теремок?

В ходе обсуждения сказки с использованием вопросов уточняются такие понятия, как труд, разделение труда, польза, выгода. Сделали вывод, что каждый житель Теремка имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому все у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге.

В старшей группе в работе со сказкой «Как Коза избушку построила» педагоги использовали наглядно-иллюстративный материал и вопросы:

- Почему Коза решила строить дом?

- Для чего Коза с козлятами ушла от старухи – горюхи?

- Какая опасность угрожала Козе?

- Какие качества помогли Козе найти место для избушки и построить ее?

Вместе с детьми пришли к выводу, что Коза ушла от старухи – горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хорошую избушку, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.

Для раскрытия значимости жизненно важных потребностей в жизни человека педагоги использовали в подготовительной группе сказку К.И. Чуковского «Телефон» и наглядно – иллюстративный материал (карточки с изображением потребностей человека). После чтения детям отрывка из произведения, педагог задавала вопросы:

- Что попросил слон? (после ответа детей, один ребенок выкладывает на магнитной доске карточку с нарисованной плиткой шоколада)

- Что попросил крокодил? (ребенок выкладывает карточку с нарисованными калошами) и т.д.

- А что бы попросили вы, ребята?

Воспитатели внимательно слушали ответы детей и приходили к выводу, что все желания, высказанные героями сказки и детьми, можно назвать одним словом – потребности.

Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными

сказками, дети уточняли и расширяли знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяли цепочку трудовых действий, устанавливали связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивали цепочку трудового процесса. Дети знакомились с понятиями: награда, расплата, убытки, труд, изделие.

Работая со сказкой «Колобок» в средней группе, педагоги вместе с детьми отмечали: бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло. Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру – какой он пышный да румяный. Лиса хитрая – обманула Колобка.

С целью формирования представлений о цепочке связей в трудовой деятельности, определения взаимосвязи трудовых процессов, значения ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда в старшей группе на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко» педагоги предлагали детям проблемную ситуацию. В процессе работы использовались иллюстрации к сказке и дети отвечали на вопросы:

- Как герои сказки помогли петушку?

- Каким образом получился продукт их труда?

- Почему все герои сказки помогали петушку?

- Смог бы петушок один справиться со своей бедой?

Совместно с педагогами дошкольники делали вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопонимание спасли петушка.

С целью расширения представления о сельскохозяйственном труде, объяснения значимости своевременного выполнения сельскохозяйственных работ в подготовительной к школе группе педагоги использовали сказку Л. Толстого «Наши пряли, а ваши спали». В ходе работы детям предлагались вопросы:

- Каким трудом занимались Иван и Петр?

- Почему нужно каждую работу выполнять в свое время?

- С чем в итоге остался Иван?

- Что будет если наш помощник воспитателя, воспитатель, водитель, садовод не выполнят свою работу в срок?

- Какое отношение к Петру и Ивану имеет пословица «Наши пряли, а ваши спали»?

Дети отмечали, что трудолюбивый Петр понимал, что траву нужно косить в определенное время. Не скосишь – оставишь корову без сена. А Иван был ленивый, думал, что сено никуда не убежит, вот и остался в убытке.

Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы»,

«выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.

Например, работая с отрывком из сказки «Три поросенка» в старшей группе, дети познакомились с экономическим понятием – расходы и записывают это слово в словарь.

В подготовительной группе, на примере знакомой сказки о Винни Пухе, предлагалась проблемная ситуация: Пятачок и Ослик хотят сделать покупки в лесном магазине. У Пятачка купюра достоинством в 5 рублей, у Ослика – в 1 рубль. Кто купит больше товаров? Почему?

Дети предложили такие варианты ответов:

- Больше товаров купит Пятачок, потому что 5 больше 1.

- Меньше товаров купит Ослик, потому что 1 меньше 5.

- Пятачок и Ослик купят одинаковое количество товаров.

Для доказательства правильности ответов сравнивали две купюры, определяли, чем они похожи и в чем отличие. Находили одно существенное отличие – достоинство купюр. 5 рублей больше чем 1 рубль. Приходили к выводу: чем больше достоинство купюры, тем выше ее покупательная способность.

Дошкольники с желанием решали арифметические задачи, которые оживили работу в группе, активизировали деятельность детей: у сестрицы Аленушки было 5 рублей. На подарок братцу Иванушке она потратила 3 рубля. Сколько денег осталось у Аленушки? В ходе решения данной арифметической задачи у детей уточнились представления о подарках.

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических»

качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

В средней группе педагоги использовали проблемную ситуацию на основе сказки «Мужик и медведь». От Мишки пришло письмо, где он рассказывает, что у него в доме скопилось много старых газет. Он не знает, что с ними делать. «Как продлить жизнь газетам?». Дети высказывают свои предположения, а затем рассматривают сувениры из папье-маше, поделки оригами и др. вместе с детьми приходим к выводу, что старым ненужным вещам можно найти другое применение и продлить их жизнь. Затем проводилась продуктивная деятельность «Поможем Мишке».

В процессе работы со сказкой «Теремок» в старшей группе происходило расширение представлений детей о необходимости использования (вложения) денег для получения прибыли. Педагоги использовали проблемную ситуацию: «Выгодно ли распределила деньги Мышка – норушка?»: Жила-была Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат. Занимала Мышка одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это деньги. «Как потратить полученные деньги: купить себе новую шубку или вложить их в строительство кафе-мороженого? – размышляет мышка. – в лесу нет ни одного кафе, а его жители любят мороженое и с удовольствием будут его покупать». И Мышка твердо решает построить кафе-мороженое.

В подготовительной группе педагоги с детьми разбирали проблемную ситуацию из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята решили помочь маме Козе по хозяйству: сварить обед, навести порядок в доме. Они подумали, что суп будет вкусным, если его сварить из капусты, картофеля, яблок и орехов. «Все сразу сложить в кастрюлю, залить водой – и на плиту», - говорит один козленок. «Ковер будет чистым, если по нему побегать, покувыркаться, попрыгать», - высказывает свою точку зрения другой козленок. Мама Коза была не рада, когда увидела «помощь» своих козлят. Она сказала: «Нужно знать секреты ведения домашнего хозяйства», дети с педагогами определяют секреты домашнего хозяйства». Дети с педагогами определили секреты домашнего хозяйства.

Данные сказки формируют умение выделять деловые качества героев сказок, воспитывают деловые качества личности, смекалку, предприимчивость. Эта группа сказок позволяет формировать у детей такие понятия, как покупатели, продавцы, товар, расчет.

Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Совместная работа педагогов и родителей необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Экономическая подготовка родителей позволила приобщить детей к миру экономической действительности, формируя при этом правильные экономические представления. Поэтому были определены направления совместной деятельности педагогов и родителей по данной проблеме.

Педагоги регулярно информировали родителей о задачах и содержании работы по формированию у детей экономических представлений. В ходе консультации «Экономическое воспитание в семье» педагоги нацеливали родителей на привлечение детей к домашнему труду путем организации систематических поручений и совместной трудовой деятельности всех членов семьи.

Воспитателями были подготовлены советы и рекомендации «Познакомьте с профессиями родных и близких», с целью формирования у детей представлений о многообразии профессий, о целостности труда родителей и близких родственников. Родителям предлагались памятки «Как воспитать предприимчивого ребенка?», «Дети и деньги». Постоянно обновлялась рубрика «Юный экономист». Был разработан цикл рекомендаций «Предлагаем обсудить» о привлечении детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания правильного (рационального) отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи; об обогащении опыта впечатлений детей о красоте, богатстве окружающего мира, но вместе с тем ограниченности ресурсов.

С целью расширения знаний детей об экономической картине окружающей действительности, о способах рационального использования имеющихся ресурсов, о значении бережного отношения к природным богатствам педагоги предлагали для чтения художественную литературу «Советуем прочитать детям».

Особый интерес у родителей вызвали праздники и развлечения: «Королевство мудрецов», «Теремок на новый лад», «Ярмарка» (Приложение № 7), «Аукцион», в ходе которых взрослые и дети решали познавательно – экономические, практические, игровые задачи. Такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом, обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых в общих делах.

Воспитатели советовали родителям создавать обогащенную развивающую среду в домашних условиях, предлагая картотеку «Экономические игры дома».

Экономическое воспитание в семье не заменило и не продублировало работу воспитателей. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определенный опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема опыта iconТема опыта: «Метод проектов как средство формирования познавательной...
Автор опыта: Хозяинова Людмила Юрьевна, учитель начальных классов гбоу нао «сш с. Оксино»

Тема опыта iconТема опыта
«Система патриотического воспитания детей и подростков в моу «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа»

Тема опыта iconТема «Сочетание национального, общечеловеческого и духовно нравственного...
На основании имеющегося опыта работы по духовно – нравственному воспитанию в доу

Тема опыта iconПрезентация управленческого инновационного опыта Тема «Управление...
«Стратегии развития сельской школы: образовательный потенциал, перспективы развития»

Тема опыта iconРоссийской федерации
«Регламентация и нормирование труда» является передача студентам теоретических знаний, отечественного и зарубежного опыта регламентации...

Тема опыта iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,...

Тема опыта iconСоциологическое воображение вадим Волков
Тема Социальная обусловленность индивидуального опыта. Социологическое воображение. Чем отличается социолог от обывателя. Обыденное...

Тема опыта iconМатрицы42. Тема Определители93. Тема Системы линейных уравнений144....
Контрольные работы по Линейной алгебре для студентов заочного отделения экономических специальностей: Методическая разработка. /...

Тема опыта iconСтатья : «Из опыта работы по экспериментальной площадке «Интеграция предмета «Английский язык»
Статья: «Из опыта работы по экспериментальной площадке «Интеграция предмета «Английский язык» в предметы гуманитарного профиля»

Тема опыта iconМетодические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории...
Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.)






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную