Дошкольное воспитание Тема опыта: «Различные приемы работы со сказкой в организованной образовательной деятельности как средство формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста»
Авторы опыта: Финк Ольга Николаевна, Ковалёва Оксана Семёновна, воспитатели МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 45 «Росинка» г. Старый Оскол.
Рецензенты:
Стручаева Т.М., профессор кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО БелИРО, кандидат педагогических наук.
Терехова С.Е., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО БелИРО. Раздел I
Информация об опыте работы
Условия возникновения опыта. Педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида №45 «Росинка», расположенном в микрорайоне Олимпийском, в центре жилого массива, вблизи образовательных учреждений: МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2», ДЮСШ «Лидер», МБОУ «Гимназия №18», МОУ «ООШ №22».
Педагоги реализуют основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе федерального государственного стандарта дошкольного образования с использованием примерной основной образовательной программы «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.) [2].
В подготовительной группе педагогов 27 детей. Началом работы по теме стал детальный анализ деятельности участников образовательного процесса по формированию экономических представлений. На начальном этапе обследования уровня экономических представлений у дошкольников по заданиям, разработанным А.А. Смоленцевой (Приложение №1) было выявлено, что большинство детей испытывают затруднения в выполнении игровых заданий экономического содержания, пассивны, отвечают только на те вопросы, с которыми знакомы из личного опыта, речь бедна экономическими понятиями: средний уровень экономических представлений составляет 21%, низкий уровень – 79%. В ходе обследования высокого уровня не выявлено.
Беседы с родителями показали, что теоретически родители признали необходимость и пользу экономического воспитания детей, но их знания о приобщении детей к миру экономики минимальны.
Данные анализа свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по формированию у детей экономических представлений через использование сказки во всех видах образовательной деятельности.
Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новые жизненные условия, складывающиеся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же, работник. Именно поэтому знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).
Формирование экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает интерес и любознательность дошкольников. Сказка поможет ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.
Детальный анализ образовательного процесса на основе примерной основной образовательной программы «Детство» показал, что экономическому воспитанию в программе уделяется недостаточное внимание. С детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась.
Таким образом, в процессе работы по данной проблеме были обнаружены противоречия:
- между необходимостью ознакомления дошкольников с азами экономики и отсутствием целенаправленной работы по формированию экономических представлений на основе сказки.
- между возможностью комплексного использования сказки для формирования элементарных экономических знаний у дошкольников и необходимостью обогащения развивающей предметно-пространственной среды, направленной на стимулирование познавательной деятельности, проявление инициативности, самостоятельности.
- между интересом детей старшего дошкольного возраста к жизненным экономическим понятиям и недостаточным вниманием родителей к данной проблеме.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении системы работы со сказкой в организованной образовательной деятельности для формирования у дошкольников экономических представлений.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом включает в себя три этапа:
1 этап - констатирующий, сентябрь – ноябрь 2010 года, на котором была выявлена проблема, подобран диагностический материал и проведена начальная диагностика, изучена научно-методическая литература, проведено анкетирование родителей.
2 этап – формирующий, декабрь 2010 года – март 2013 года, педагогом разработана система работы по формированию экономических представлений у дошкольников на основе сказки.
3 этап – контрольный, апрель – май 2013 года, итоговая диагностика.
Диапазон опыта охватывает включение народных и авторских сказок экономической направленности во все виды детской деятельности: в организованную образовательную деятельность, в режимные моменты и в совместную деятельность с семьей (педагог – воспитанники – родители).
Теоретическая база опыта. Анализ научно – методической литературы показывает, что проблемы экономического образования детей дошкольного возраста вызывают интерес как исследователей дошкольного детства, так и практических работников.
Итогом экономического воспитания дошкольников, как считает автор инновационной программы предшкольного образования Л. А. Голуб «Экономическое воспитание дошкольников», должно быть «внедрение» в маленького человечка экономических понятий и категорий, осознания им их содержания, умение ими пользоваться[1].
В основу опыта по определению системы работы по формированию экономических представлений у детей дошкольного возраста легли авторские пособия А.Д. Шатовой «Дошкольник и …экономика» [12], Е.А. Курак, Л.А. Михиревой «Экономическое воспитание дошкольников» [6].
Различные методы и формы работы с детьми по формированию экономических представлений, педагоги использовали из методических пособий Л.Г. Киреевой «Играем в экономику»[3], Л.М. Клариной «Уроки гнома Эконома и феи Экологии» [4],И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой «Экономика в сказках и играх» [5], И.В. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика» [7].
Из пособия И.А. Сасовой «Экономическое воспитание детей в семье» [8] были взяты рекомендации по организации работы с родителями.
В пособии А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» раскрыта точка зрения, которая заключается в том, что обучение экономическим представлениям состоит не в организации специального обучения экономике, что требует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей, а в обогащении различных видов детской деятельности (математической, художественно-творческой, трудовой и др.) экономическим содержанием. Автор дает определение экономическим представлениям, как чувственному образу предметов и явлений, с которыми дошкольник уже знаком [9]. В практическом пособии «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок» (автор А. А. Смоленцева) даны рекомендации по использованию сказок для формирования элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста, сказка определяется автором как средство приобщения к экономическим категориям [10].
Из книги Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» авторы позаимствовали нестандартные методы и приемы работы со сказками, свободными продолжениями и переложениями [11].
Новизна опыта состоит в комбинировании технологии А.А. Смоленцевой по работе со сказками экономического содержания и технологии А.Д. Шатовой по формированию экономических представлений у детей дошкольного возраста.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Опыт авторов может быть применен в дошкольных образовательных учреждениях различных типов и видов, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Раздел II
Технология опыта
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики в работе по формированию у дошкольников экономических представлений посредством сказки.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
- создание условий для формирования элементарных экономических знаний у детей - формирование умения ценить и понимать окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему уважительно;
- раскрытие на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие – и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта;
- обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному расходованию;
- развитие у дошкольников интереса к экономическим знаниям;
- воспитание у детей навыков и привычек речевого этикета, культурного поведения в быту;
- обогащение педагогических знаний родителей по экономическому воспитанию детей.
Эффективности реализации поставленных задач способствовала организованная развивающая предметно – пространственная среда, направленная на стимулирование познавательной деятельности, проявление самостоятельности, инициативности:
- оформлен наглядно – иллюстративный материал, тематические альбомы «Герои сказок», «Потребности человека», помогающие детям лучше усвоить экономические понятия;
- подобрана библиотека «Гнома Эконома», где помещены сказки с экономическим содержанием;
- разработана экономическая игротека «В гостях у Гнома Эконома»;
- оформлено «Экономическое дерево», листочками которого являются слова экономического характера;
- подобран занимательный материал по экономике: загадки, ребусы, кроссворды, проблемные ситуации;
- разработан маршрут путешествия в страну Экономику;
- воспитанники с интересом путешествуют по карте «Бизнес леса»;
- оформлен театр Гнома Эконома;
- собрана коллекция «Деньги народов мира»;
- частый гость у детей – кукла Гном Эконом.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических представлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Работа по формированию экономических представлений посредством сказки охватывает все виды детской деятельности (коммуникативная, трудовая, двигательная, изобразительная (Приложение №2), восприятие художественной литературы, познавательно – исследовательской (Приложение №3), с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок применял в игровой деятельности.
Образовательная деятельность с дошкольниками по формированию экономических представлений строится в соответствии с принципами образовательного процесса:
- принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем;
- принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- принцип психологической комфортности заключается в снятии по возможности стрессовых факторов;
- принцип дифференцированного подхода способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
С целью определения системы работы по формированию экономических представлений посредством сказки педагоги сначала отобрали сказочные произведения разных видов (народные, авторские сказки), наиболее ценные с точки зрения экономического содержания. После воспитатели детально проанализировали содержание сказок, вычленили в них экономические представления (деньги, товар, доход и т.д.). Затем сказки были систематизированы с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и имеющегося у них личного опыта ориентирования в экономических вопросах.
Народные сказки использовались педагогами для ознакомления с экономическими представлениями (труд, производство, обмен и др.) и для воспитания таких «экономических» качеств личности: хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность и др. Народные сказки являются неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка. Нравственный аспект важнейший в сфере экономических отношений. С народными сказками педагоги знакомили детей средней и старшей группы.
Авторские сказки значительно сложнее по содержанию и больше по объему. Они использовались педагогами в работе с детьми подготовительной к школе группы.
В работе со сказкой педагоги наметили такие этапы:
1 этап – определялись вопросы экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).
2 этап – дети знакомились со сказкой, происходило целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.
3 этап – дети осваивали «экономическое» содержание сказки, овладевали умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
4 этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.) (Приложение №4).
Сущность такого подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствовало развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделало этот процесс более осознанным.
В средней группе педагоги ввели такие элементарные экономические категории, как потребности, труд, товар. В старшей группе данные категории систематизировались и расширялись, и добавлялись новые понятия: экономика, ремесло, деньги, выгода, убыток. В подготовительной группе происходило обобщение и систематизация знаний детей по известным категориям и введение новых: бартер, реклама, бизнес, капитал (Приложение № 5).
В процессе формирования у дошкольников экономических представлений педагоги использовали следующие методы, приемы и формы.
Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.
Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному и позволяет детям наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.
И в народных и в авторских сказках экономическое содержание раскрывалось перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развило логику, самостоятельность и нестандартное мышление (Приложение № 6).
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повысило интерес ребенка к экономическим знаниям. Творческие задания побудили детей к сочинению сказок экономического содержания.
Игры-драматизации дали возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывали интерес к экономическому миру, развивали внимание, мышление, воображение.
Работа с экономическим словарем оказала незаменимую помощь в концентрации внимания дошкольников, сформировала словарь детей, дала объяснения многим непонятным экономическим явлениям.
Использование различных методов и приемов способствовало развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учило действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Педагоги инициировали у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.
Доминирующими формами работы явилось общение педагогов с ребенком в рамках личностно – ориентированной модели взаимодействия и игра.
Используя в работе с дошкольниками сказки, педагоги разделили их на группы.
Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении
товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формировались представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливали взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомились с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
Например, в ходе работы со сказкой «Терем-теремок» в средней группе воспитатель использовал кукольный театр. После просмотра театра детям были заданы такие вопросы:
- Какими видами труда занимались жители теремка?
- Как вы думаете, почему каждый занимался одним (своим) делом?
- Как был восстановлен теремок?
В ходе обсуждения сказки с использованием вопросов уточняются такие понятия, как труд, разделение труда, польза, выгода. Сделали вывод, что каждый житель Теремка имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому все у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге.
В старшей группе в работе со сказкой «Как Коза избушку построила» педагоги использовали наглядно-иллюстративный материал и вопросы:
- Почему Коза решила строить дом?
- Для чего Коза с козлятами ушла от старухи – горюхи?
- Какая опасность угрожала Козе?
- Какие качества помогли Козе найти место для избушки и построить ее?
Вместе с детьми пришли к выводу, что Коза ушла от старухи – горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хорошую избушку, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.
Для раскрытия значимости жизненно важных потребностей в жизни человека педагоги использовали в подготовительной группе сказку К.И. Чуковского «Телефон» и наглядно – иллюстративный материал (карточки с изображением потребностей человека). После чтения детям отрывка из произведения, педагог задавала вопросы:
- Что попросил слон? (после ответа детей, один ребенок выкладывает на магнитной доске карточку с нарисованной плиткой шоколада)
- Что попросил крокодил? (ребенок выкладывает карточку с нарисованными калошами) и т.д.
- А что бы попросили вы, ребята?
Воспитатели внимательно слушали ответы детей и приходили к выводу, что все желания, высказанные героями сказки и детьми, можно назвать одним словом – потребности.
Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными
сказками, дети уточняли и расширяли знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяли цепочку трудовых действий, устанавливали связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивали цепочку трудового процесса. Дети знакомились с понятиями: награда, расплата, убытки, труд, изделие.
Работая со сказкой «Колобок» в средней группе, педагоги вместе с детьми отмечали: бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло. Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру – какой он пышный да румяный. Лиса хитрая – обманула Колобка.
С целью формирования представлений о цепочке связей в трудовой деятельности, определения взаимосвязи трудовых процессов, значения ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда в старшей группе на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко» педагоги предлагали детям проблемную ситуацию. В процессе работы использовались иллюстрации к сказке и дети отвечали на вопросы:
- Как герои сказки помогли петушку?
- Каким образом получился продукт их труда?
- Почему все герои сказки помогали петушку?
- Смог бы петушок один справиться со своей бедой?
Совместно с педагогами дошкольники делали вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопонимание спасли петушка.
С целью расширения представления о сельскохозяйственном труде, объяснения значимости своевременного выполнения сельскохозяйственных работ в подготовительной к школе группе педагоги использовали сказку Л. Толстого «Наши пряли, а ваши спали». В ходе работы детям предлагались вопросы:
- Каким трудом занимались Иван и Петр?
- Почему нужно каждую работу выполнять в свое время?
- С чем в итоге остался Иван?
- Что будет если наш помощник воспитателя, воспитатель, водитель, садовод не выполнят свою работу в срок?
- Какое отношение к Петру и Ивану имеет пословица «Наши пряли, а ваши спали»?
Дети отмечали, что трудолюбивый Петр понимал, что траву нужно косить в определенное время. Не скосишь – оставишь корову без сена. А Иван был ленивый, думал, что сено никуда не убежит, вот и остался в убытке.
Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы»,
«выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
Например, работая с отрывком из сказки «Три поросенка» в старшей группе, дети познакомились с экономическим понятием – расходы и записывают это слово в словарь.
В подготовительной группе, на примере знакомой сказки о Винни Пухе, предлагалась проблемная ситуация: Пятачок и Ослик хотят сделать покупки в лесном магазине. У Пятачка купюра достоинством в 5 рублей, у Ослика – в 1 рубль. Кто купит больше товаров? Почему?
Дети предложили такие варианты ответов:
- Больше товаров купит Пятачок, потому что 5 больше 1.
- Меньше товаров купит Ослик, потому что 1 меньше 5.
- Пятачок и Ослик купят одинаковое количество товаров.
Для доказательства правильности ответов сравнивали две купюры, определяли, чем они похожи и в чем отличие. Находили одно существенное отличие – достоинство купюр. 5 рублей больше чем 1 рубль. Приходили к выводу: чем больше достоинство купюры, тем выше ее покупательная способность.
Дошкольники с желанием решали арифметические задачи, которые оживили работу в группе, активизировали деятельность детей: у сестрицы Аленушки было 5 рублей. На подарок братцу Иванушке она потратила 3 рубля. Сколько денег осталось у Аленушки? В ходе решения данной арифметической задачи у детей уточнились представления о подарках.
Сказки, помогающие понять значение таких «экономических»
качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
В средней группе педагоги использовали проблемную ситуацию на основе сказки «Мужик и медведь». От Мишки пришло письмо, где он рассказывает, что у него в доме скопилось много старых газет. Он не знает, что с ними делать. «Как продлить жизнь газетам?». Дети высказывают свои предположения, а затем рассматривают сувениры из папье-маше, поделки оригами и др. вместе с детьми приходим к выводу, что старым ненужным вещам можно найти другое применение и продлить их жизнь. Затем проводилась продуктивная деятельность «Поможем Мишке».
В процессе работы со сказкой «Теремок» в старшей группе происходило расширение представлений детей о необходимости использования (вложения) денег для получения прибыли. Педагоги использовали проблемную ситуацию: «Выгодно ли распределила деньги Мышка – норушка?»: Жила-была Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат. Занимала Мышка одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это деньги. «Как потратить полученные деньги: купить себе новую шубку или вложить их в строительство кафе-мороженого? – размышляет мышка. – в лесу нет ни одного кафе, а его жители любят мороженое и с удовольствием будут его покупать». И Мышка твердо решает построить кафе-мороженое.
В подготовительной группе педагоги с детьми разбирали проблемную ситуацию из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята решили помочь маме Козе по хозяйству: сварить обед, навести порядок в доме. Они подумали, что суп будет вкусным, если его сварить из капусты, картофеля, яблок и орехов. «Все сразу сложить в кастрюлю, залить водой – и на плиту», - говорит один козленок. «Ковер будет чистым, если по нему побегать, покувыркаться, попрыгать», - высказывает свою точку зрения другой козленок. Мама Коза была не рада, когда увидела «помощь» своих козлят. Она сказала: «Нужно знать секреты ведения домашнего хозяйства», дети с педагогами определяют секреты домашнего хозяйства». Дети с педагогами определили секреты домашнего хозяйства.
Данные сказки формируют умение выделять деловые качества героев сказок, воспитывают деловые качества личности, смекалку, предприимчивость. Эта группа сказок позволяет формировать у детей такие понятия, как покупатели, продавцы, товар, расчет.
Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Совместная работа педагогов и родителей необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Экономическая подготовка родителей позволила приобщить детей к миру экономической действительности, формируя при этом правильные экономические представления. Поэтому были определены направления совместной деятельности педагогов и родителей по данной проблеме.
Педагоги регулярно информировали родителей о задачах и содержании работы по формированию у детей экономических представлений. В ходе консультации «Экономическое воспитание в семье» педагоги нацеливали родителей на привлечение детей к домашнему труду путем организации систематических поручений и совместной трудовой деятельности всех членов семьи.
Воспитателями были подготовлены советы и рекомендации «Познакомьте с профессиями родных и близких», с целью формирования у детей представлений о многообразии профессий, о целостности труда родителей и близких родственников. Родителям предлагались памятки «Как воспитать предприимчивого ребенка?», «Дети и деньги». Постоянно обновлялась рубрика «Юный экономист». Был разработан цикл рекомендаций «Предлагаем обсудить» о привлечении детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания правильного (рационального) отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи; об обогащении опыта впечатлений детей о красоте, богатстве окружающего мира, но вместе с тем ограниченности ресурсов.
С целью расширения знаний детей об экономической картине окружающей действительности, о способах рационального использования имеющихся ресурсов, о значении бережного отношения к природным богатствам педагоги предлагали для чтения художественную литературу «Советуем прочитать детям».
Особый интерес у родителей вызвали праздники и развлечения: «Королевство мудрецов», «Теремок на новый лад», «Ярмарка» (Приложение № 7), «Аукцион», в ходе которых взрослые и дети решали познавательно – экономические, практические, игровые задачи. Такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом, обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых в общих делах.
Воспитатели советовали родителям создавать обогащенную развивающую среду в домашних условиях, предлагая картотеку «Экономические игры дома».
Экономическое воспитание в семье не заменило и не продублировало работу воспитателей. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определенный опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.
|