МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Рабочая программа учебной дисциплины
по программам бакалаврской подготовки 022000.62 «Экология и природопользование»
Владивосток Издательство ВГУЭС 2014
ББК 65.9(2) 28
Рабочая программа по дисциплине «Экономика природопользования» составлена в соответствии с требованиями ООП: 022000.62 «Экология и природопользование» на базе ФГОС ВПО. Составитель: Филичева Т.П., канд. геогр. наук, доцент кафедры менеджмента
Утверждена на заседании кафедры менеджмента, протокол №14 от 15.03.2011 г. Редакция 2014 г., протокол кафедры №18 от 13.05.2014 г.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института управления ВГУЭС, протокол №2 от 29.05.2014 г.
.
© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014 2
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время экологические проблемы занимают все более важное место в системе мировых приоритетов. Часто преобладает тра-диционно «узкий» подход к экономике природопользования. При этом в центре внимания оказываются две проблемы: рациональное использо-вание природных ресурсов и охрана окружающей среды. Решение мно-гих экологических проблем возможно только в рамках всей экономики в целом. Только разобравшись в сложившихся экономических структу-рах, особенностях функционирования отраслей, можно сформировать эффективную эколого-экономическую политику как в регионах так и в масштабах страны и экономические инструменты ее реализации. Со-временный макроэкономический подход к экономике природопользова-ния требует формирования иного эколого-экономического мышления в науке, исполнительных и законодательных структурах власти. Решаю-щие значения для разрешения противоречий между экономикой и при-родой имеет формирование устойчивого типа экономического развития. Сейчас главной критической ситуацией является сложившийся техногенный природоразрушающий тип. И для решения многих стоя-щих перед экономикой страны задач необходима смена типов экономи-ческого развития. Данному вопросу уделено в дисциплине «Экономика природопользования» достаточно много внимания. А также рассматриваются слабо изученные эколого-экономические проблемы, возникшие в условиях перехода к рыночной экономике: со-четание прямых и рыночных механизмов регулирования, определение экономической ценности и оценки природных благ, эффективности и платности природопользования и др. Курс тесно связан с такими ранее изученными дисциплинами, как экономическая теория и макроэкономика, необходимыми для рассмот-рения теоретических и практических проблем экономики природополь-зования. Опираясь на целостный макроэкономический подход к анализу эколого-экономического развития страны можно по новому раскрыть само понятие природопользования.
3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Целью настоящего курса дать необходимые знания экономических основ взаимодействия общества и природы, познакомить студентов с экономическими проблемами рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Основные задачи – научить определять экономическую ценность природных ресурсов, эффективность природопользования, дать оценку экологического воздействия и ущерба, выстраивать приоритеты и цели при разработке экологизации экономического развития. 1.2. Связь с другими дисциплинами «Экономика природопользования» как учебная дисциплина в сис-теме подготовки специалистов базируется на знании основ статистики, основ экономики и бухгалтерского учета.
Компетенции, которые должен приобрести студент
результате изучения дисциплины
результате изучения курса молодой специалист должен уметь верно ориентироваться в механизме взаимодействия общества и приро-ды. Научиться использовать рыночные инструменты в природопользо-вании, сочетать прямые и рыночные механизмы регулирования приро-допользования, овладеть методами определения экономической эффек-тивности и платности природопользования и создания системы стиму-лирования природоохранной деятельности.
В результате изучения дисциплины будут сформированы следующие компетенции:
ООП
| Вид компетенций
| Компетенции
| 022000..62, Экология и природопользование. Экология и природопользование
| Профессиональные
| ПК-6 знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
| ПК-7 знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
|
В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы знания, умения, владения:
ООП
| Коды компетенций
| Знания, Умения, Владение
| 022000..62, Экология и природопользование. Экология и природопользование
| ПК-6
| Умения:
| излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;
| учитывать важную роль предпринимательства в природопользовании и устойчивом развитии
| Владение
| навыками оценки ущерба от антропогенного воздействия на природную среду; определения экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий
| ПК-7
| Умения
| оценивать показатели состояния функциональной целостности экосистем и среды обитания человека; выявлять причины изменения этих показателей и оценивать последствия таких изменений
|
1.4.Объем и сроки изучения курса Дисциплина «Экономика природопользования» преподается сту-дентам очной формы обучения специальностям «Экология», в объеме 100 часов (в том числе 34 часа – лекции, 17 часов – практических занятий), 16 часов интерактивных занятий. Интерактивные формы
№ темы
| Название
| Интерактивная форма
| Часы
|
| Устойчивое развитие
| Деловая игра: расчет зависимости функций устойчивого развития от фак-торов: трудовых ресурсов, созданного капитала, средств производства, природных ресурсов, институционального фактора.
| 2
|
| Природоемкость на макроуровне
| Решение задач: Расчет показателя природоемкости на макроуровне
| 2
|
| Природоемкость на отраслевом уровне
| Кэйс: расчет показатели природоемкости на отраслевом уровне.
| 2
|
| Природная ресурсоотдача
| Решение задач: расчет показателя природной ресурсоотдачи.
| 2
|
| Загрязнение атмосферы
| Решение задач: расчет показателей за загрязнение атмосферы
| 4
|
| Природные платежи
| Деловая игра: расчет платежей за сбросы в водные ресурсы
| 4
| Всего:
| 16
|
15
Техническое и программное обеспечение
дисциплины Лекционные занятия проводятся в аудитории, оснащенной презен-тационным оборудованием. Особых требований к техническому и про-граммному обеспечению практических занятий нет.
4
особенности их проведения при изучении дисциплины
Лекции читаются в потоке с использованием презентации. Практи-ческие занятия и семинары проводятся раз в две недели. На занятиях решаются задачи, выполняются тесты, обсуждаются важные вопросы, заслушиваются рефераты, проводятся деловые игры. Самостоятельная работа заключается в выполнении заранее заданной темы или подготов-ке реферата. Промежуточный контроль осуществляется при помощи оценки вы-полнения контрольных работ, тестов, решения задач, подготовки рефе-ратов. Итоговая оценка формируется в баллах, включает результаты промежуточного контроля и сдачи экзамена в электронном виде.
5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Перечень тем лекционных занятий
Разделы курса В структуру курса входят четыре взаимосвязанных раздела:
Раздел I. Экономическое развитие и экономический фактор Раздел II. Переход от техногенного к устойчивому типу развития Раздел III. Экономические механизмы экологизация экономики Раздел IV. Международный опыт и сотрудничество в решении эко-номических проблем Темы лекционных курсов Введение курса. Основные понятия: природная среда, природные ресурсы, природопользование. Классификация природных ресурсов и ее критерии: исчерпаемость, заменимость, собственность, использование. Роль природных ресурсов и условий в общественном развитии на разных исторических этапах. Характеристики природных благ: общественные блага, совместное потребление, неисключимость. Антропогенное воздействие на природу и его результаты. Контрольные вопросы:
Какие вопросы изучает экономика природопользования?
Дайте определение основанных понятий экономики природо-пользования: природной среды, природных ресурсов, природных усло-вий. Проанализируйте их взаимосвязь.
Какие критерии классификаций природных ресурсов сущест-
вуют?
Приведите примеры природных ресурсов, выделяемых по кри-терию использования.
Приведите примеры влияния природных ресурсов на экономи-ческое развитие различных стран на разных исторических этапах.
Тема 1. Учет экологического фактора в экономических системах Три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусствен-но созданные средства производства, природные ресурсы. Техногенный тип экономического развития, его особенности. Модели технического типа: фронтальная экономика, концепция охраны окружающей среды. Теория эктопии. Глобальные экономические проблемы: изменение кли-мата, истощение озонового слоя, сокращение биоразнообразия, обезле-сение, кислотные дожди, дефицит пресной воды, загрязнение Мирового
6
океана. Связь глобальных экономических проблем с другими пробле-мами: демографической, продовольственной и. др. Форма антропоген-ного воздействия на окружающую среду. Концепции мирового развития в связи с экономическими ограни-чениями. Социальные и экономические проблемы в докладах Римскому клубу. Контрольные вопросы:
Какие факторы лежат в основе экономического развития?
В чем заключаются функции природного капитала?
Назовите характерные черты техногенного типа экономическо-го развития.
Какую экономическую систему называют «фронтальной эконо-микой»?
Объясните причины появления концепции охраны окружающей
среды.
Перечислите глобальные экологические проблемы, объясните причины их возникновения.
Как интерпретируются экологические проблемы в докладах Римскому клубу.
Тема 2. Устойчивое экономическое развитие Определение устойчивого развития, его основные черты. Экономи-ческие аспекты устойчивого развития. Экономические приоритеты ус-тойчивого развития. Производственная функция экономического роста в рамках концепции устойчивого развития. Понятие слабой и сильной устойчивости в связи с взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью различных видов капитала (человеческого, физического, природного). Понятие критического природного капитала. Индикаторы устойчивого развития. Система экономико-экономического учета. Показатель «ис-тинных сбережений». Контрольные вопросы: 1. Дайте экономическую трактовку определению устойчивого раз-вития. 1. Проанализируйте этапы становления концепции устойчивого развития. 1. В чем заключается различия между слабой и сильной устойчи-востью? 1. Объяснения значения производственной функции экономиче-ского расчета в рамках концепции устойчивого развития.
1. Назвать критерии устойчивого развития. 1. Какие существуют подходы к разработке индикаторов устойчи-вого развития?
1. В чем заключается суть «истинных сбережений»?
7
|