Администрации кемеровской области постановление






НазваниеАдминистрации кемеровской области постановление
страница1/7
Дата публикации01.07.2016
Размер1.21 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7




КОЛЛЕГИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от « 24 » сентября 2014 г.391

г. Кемерово

О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.09.2013 № 376 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области

«Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса»

на 2014-2016 годы»


Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

  1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.09.2013 № 376 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса» на 2014-2016 годы»
    (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2013 № 573, от 28.02.2014 №88, от 04.07.2014 № 261) следующие изменения:

1.1. В заголовке и пункте 1 цифры «2016» заменить цифрами «2017».

1.2. Государственную программу Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса» на 2014-2016 годы (далее – Государственная программа), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению
к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области».

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике
и региональному развитию) Д.В. Исламова.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления в силу.

Положения паспорта Государственной программы,
раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2017 год, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части плановых значений целевого показателя (индикатора) на 2017 год (в редакции настоящего постановления) применяются
к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Раздел 6 текстовой части Государственной программы (в редакции настоящего постановления) вступает в силу с 01.01.2015.


Губернатор

Кемеровской области А.М. Тулеев

Приложение

к постановлению Коллегии

Администрации Кемеровской области

от 24 сентября 2014 г. № 391

Государственная программа Кемеровской области
«Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса»


на 2014-2017 годы

Паспорт

государственной программы
«Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса»


на 2014-2017 годы

Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса» на 2014-2017 годы (далее – Государственная программа)

Директор Государственной программы


Заместитель Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Д.В. Исламов

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы


Администрация Кемеровской области (департамент инвестиций и стратегического развития Администрации Кемеровской области)

Исполнители Государственной программы


Администрация Кемеровской области (департамент инвестиций и стратегического развития Администрации Кемеровской области), департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области

Наименование подпрограмм Государственной программы

«Формирование благоприятной инвестиционной среды»;

«Стимулирование инноваций»;

«Модернизация экономики моногородов»

Цели Государственной программы


Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области.

Создание условий развития инновационной деятельности в Кемеровской области.

Увеличение степени диверсификации экономики Кемеровской области

Задачи Государственной программы


Постоянное совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области
в части снижения административных барьеров и упрощения доступа к государственной поддержке;

создание инвестиционного имиджа Кемеровской области, демонстрация привлекательной для потенциальных инвесторов характеристики экономики Кемеровской области;

обеспечение участия предприятий Кемеровской области в федеральных и региональных программах, создании особых экономических зон (зон экономического благоприятствования) в Кемеровской области, в других механизмах привлечения инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты (на условиях государственно-частного партнерства) для их эффективного использования и снижения инвестиционных рисков;

развитие кредитно-финансовых механизмов (в том числе создание Инвестиционного фонда Кемеровской области), внедрение различных финансовых технологий, направленных на развитие инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области;

повышение эффективности деятельности органов государственной власти Кемеровской области в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности;

обеспечение государственной поддержки инновационной деятельности в Кемеровской области;
создание условий для развития рынка инноваций;
развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение инноваций;
совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности;
увеличение вклада науки в развитие инновационной сферы в Кемеровской области;

повышение эффективности производства на действующих предприятиях моногородов;

развитие инфраструктуры, необходимой для реализации ключевых инвестиционных проектов, нацеленных на развитие видов деятельности, не относящихся к профильным для экономики моногородов;

развитие малого и среднего бизнеса моногородов;

поддержание стабильности на рынке труда моногородов;

развитие инфраструктуры инновационного территориального кластера в сфере чистой угольной энергетики и переработки техногенных отходов

Срок реализации Государственной программы

2014 – 2017 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы

в целом и с разбивкой по годам ее реализации

В 2014- 2017 годах общий объем финансирования Государственной программы составит 435 113 тыс. рублей,
в том числе по годам реализации:

2014 год – 138833 тыс. рублей;

2015 год – 98760 тыс. рублей;

2016 год – 98760 тыс. рублей;

2017 год – 98760 тыс. рублей;

в том числе по источникам финансирования:

за счет средств областного бюджета –
418 613 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год – 122333 тыс. рублей;

2015 год – 98760 тыс. рублей;

2016 год – 98760 тыс. рублей;

2017 год – 98760 тыс. рублей;

из них:

бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Кемеровской области – 150 000 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год – 0;

2015 год – 50000 тыс. рублей;

2016 год – 50000 тыс. рублей;

2017 год – 50000 тыс. рублей;

средства федерального бюджета – 16 500 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год – 16 500 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы


Увеличение налогооблагаемой базы предпринимательского сектора за счет стимулирования хозяйствующих субъектов к прозрачности бизнеса, уходу от «серых» схем налогообложения;

увеличение объемов налоговых поступлений в бюджет от инвестиционной деятельности;

создание к 2017 году до 2100 новых рабочих мест в рамках реализуемых региональных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства;

реализация инвестиционных проектов по приоритетным направлениям Кемеровской области;

привлечение дополнительных инвестиций в экономику Кемеровской области через механизмы развития региональных зон экономического благоприятствования (создание и развитие объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов муниципальной собственности);

создание визитной карточки Кемеровской области;

достижение объемов инвестиций
в основной капитал к 2017 году не менее
31 процента валового регионального продукта;

повышение объемов производства инновационной продукции субъектами экономической деятельности Кемеровской области;

выход инновационно активных субъектов экономической деятельности Кемеровской области на новые рынки продуктов и технологий;

обеспечение технологической модернизации ключевых секторов экономики Кемеровской области;

увеличение объемов экспорта и импорта инновационной продукции в Кемеровской области (повышение интеграции Кемеровской области в глобальную инновационную систему);

повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на цели стимулирования инноваций,
в расчете прироста объема инвестиций в приоритетные инновационные проекты на рубль государственной поддержки инновационной деятельности;

увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2017 году на 12 процентов относительно уровня 2013 года;

создание и обеспечение деятельности центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области;

создание и обеспечение деятельности регионального центра инжиниринга Кемеровской области;

снижение уровня монопрофильности муниципальной экономики городов Анжеро-Судженска и Юрги до уровня, не превышающего 20 процентов;

создание новых высокопроизводительных рабочих мест, привлечение дополнительных инвестиций в экономику региона, снижение уровня загруженности железнодорожной сети, сокращение уровня выбросов вредных летучих веществ в атмосферу, увеличение доли кузбасских предприятий на российском рынке углеродных материалов, концентрация в Кузбассе ведущих мировых знаний и компетенции в области чистых угольных технологий электро- и теплогенерации, а также углехимии




  1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем


Кемеровская область является крупнейшим индустриальным субъектом Российской Федерации, опорной базой для промышленного развития не только Сибири, но и страны в целом.

Сегодня на долю Кемеровской области приходится 58,3 процента добычи всех углей в России, 72,7 процента от добычи всех коксующихся углей, а по целой группе марок особо ценных коксующихся углей -
100 процентов. Кроме того, Кемеровская область для России это:
более 12 процентов чугуна и 7,5 процента стали, 23 процента сортового стального проката, более 11 процентов алюминия и 22 процента кокса,
56 процентов ферросилиция, более 10 процентов химических волокон и нитей, 100 процентов шахтных скребковых конвейеров, 70 процентов общероссийского экспорта угля.

Кемеровская область отправляет в 85 стран мира 1200 видов промышленной продукции, среди которых: уголь, кокс, прокат, алюминий, цемент, азотные удобрения, пластмассы, электротехническая продукция, продукция тяжелого машиностроения и другие.

К основным конкурентным преимуществам Кемеровской области следует отнести:

высокий уровень развития промышленности;

высокую обеспеченность природно-сырьевыми ресурсами;

наличие значительного потенциала постепенного снижения зависимости областного бюджета от финансовой помощи из федерального бюджета;

сохранение позитивной динамики ряда макроэкономических показателей, перспективы сохранения и расширения положительной динамики в долгосрочном периоде;

развитую инфраструктуру (плотная разветвленная сеть дорог, развитые городские агломерации и т.д.).

В 2012 году Кемеровская область заняла: 1-е место в Российской Федерации по добыче угля, 1-е место в Сибирском федеральном округе по иностранным инвестициям, 10-е место в Российской Федерации и 2-е место по Сибирскому федеральному округу по инвестициям в основной капитал.

Экономика Кемеровской области характеризуется ярко выраженной промышленной ориентированностью. При этом основной вклад
в промышленное производство вносят угольная промышленность
и металлургия. Невысокий уровень отраслевой диверсификации экономики обусловливает зависимость от нестабильной конъюнктуры мировых товарных рынков.

Инвестиции в основной капитал в 2012 году возросли по отношению к предыдущему году на 14 процентов (в 2010 году – на 36,6 процента,
в 2011 году – на 24,6 процента).

В 2012 году ситуация в мировой экономике ухудшилась, что достаточно быстро сказалось на темпах экономического роста Кемеровской области, в результате чего снизились поступления доходов в областной бюджет.

Таким образом, динамика развития экономики при существующей структуре производства свидетельствует о сохранении высокой доли монозависимости экономики области и определяет наличие дополнительных задач, которые органам власти Кемеровской области и региональному бизнесу необходимо решать во взаимодействии.

Одной из первоочередных задач является активизация работы, направленной на развитие обрабатывающих производств, сферы услуг, инновационного сектора, что приведет к повышению уровня диверсификации экономики региона.

В Кузбассе имеются все возможности для создания замкнутых циклов по производству высокого передела в угольной промышленности, развития углехимических комплексов, создания мини-электростанций на бортах шахт и разрезов, а также развития лесопереработки, туризма.

1.1. Инвестиционный климат

По совокупности природно-климатических, географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами и прочих факторов Кемеровская область является уникальным и инвестиционно привлекательным субъектом Российской Федерации.

Кузбасс в настоящее время — один из лидеров по объему инвестиций в основной капитал среди регионов Сибирского федерального округа и России в целом.

В области проводится активная политика, направленная на привлечение инвестиций.

По итогам 2012 года в экономику региона привлечено 264,4 млрд. рублей инвестиций, что на 14 процентов больше, чем в 2011 году.

В 2012 году каждый рубль, направленный на государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов Кемеровской области, привлек 72,8 рубля частных инвестиций в реализацию данных проектов.

За 2012 год в область поступило 1,3 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что в целом соответствует уровню 2011 года. При этом прямые иностранные инвестиции возросли на 30,8 процента по сравнению с показателем 2011 года.

В Кемеровской области в настоящее время завершается внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Наиболее актуальные положения стандарта инвестиционной привлекательности, реализованные в Кемеровской области:

разработаны и приняты Cтратегия привлечения инвестиций
в Кемеровскую область на период до 2030 года, инвестиционный меморандум Кемеровской области на 2013 и последующие годы;

функционирует совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области;

работающий на русском и английском языках интернет-портал keminvest.ru, который специализируется на предоставлении полной информации инвесторам (инвестиционный паспорт Кемеровской области, содержащийся на портале, доступен на четырех языках - русском, английском, немецком, китайском);

внедрение института оценки регулирующего воздействия.

В 2012 году на заместителя Губернатора Кемеровской области
(по экономике и региональному развитию) возложены полномочия инвестиционного уполномоченного в Кемеровской области.

В ноябре 2012 года международное рейтинговое агентство FitchRatings присвоило Кемеровской области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «BB», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B» и национальный долгосрочный рейтинг «AA-(rus)». Прогноз агентства по долгосрочным рейтингам – «Стабильный».

В Кемеровской области действует ряд региональных законов, способствующих повышению инвестиционной привлекательности Кемеровской области, которые гарантируют инвесторам:

снижение налога на прибыль с 18 процентов до 13,5 процента;

освобождение от налога на имущество организаций;

снижение до 5 процентов ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения.

Государственная поддержка предоставляется инвесторам различных категорий - субъектам инвестиционной деятельности, участникам зон экономического благоприятствования (ЗЭБ), инноваторам, товаропроизводителям. Всего в 2012 году перечисленным категориям предоставлено 205 млн. рублей государственной поддержки, в том числе налоговые льготы – 202,8 млн. рублей, субсидии для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам – 2,3 млн. рублей.

Отношения, связанные с государственной поддержкой инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, регулируются следующими законами Кемеровской области:

Закон Кемеровской области от 02.07.2008 № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области»;

Закон Кемеровской области от 02.07.2008 № 66-ОЗ
«Об инновационной политике Кемеровской области»;

Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 99-ОЗ «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения»;

Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, базовым организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования;

Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области»;

Закон Кемеровской области от 29.06.2009 № 79-ОЗ «Об основах государственно-частного партнерства»;

Закон Кемеровской области от 28.01.2010 № 5-ОЗ «О налоговых льготах резидентам технопарков и субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим деятельность по добыче природного газа (метана) из угольных месторождений на территории Кемеровской области»;

Закон Кемеровской области от 08.07.2010 № 87-ОЗ «О зонах экономического благоприятствования»;

Закон Кемеровской области от 23.07.2013 № 89-ОЗ
«О промышленной политике Кемеровской области»;

Закон Кемеровской области от 23.07.2013 № 90-ОЗ
«Об Инвестиционном фонде Кемеровской области».

Как показала практика, для государства более эффективно и экономически выгодно строить инженерную и дорожную инфраструктуры для целой группы компаний одной отрасли, сконцентрированных в одном месте. Инструментом, решающим данные задачи, на региональном уровне является создание зон экономического благоприятствования.

Действующим законодательством Кемеровской области предусматривается создание в регионе зон экономического благоприятствования (далее – ЗЭБ) четырех типов: промышленно-производственного, агропромышленного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного. Координацию деятельности участников ЗЭБ и реализацию плана развития ЗЭБ осуществляют управляющие компании.

Впервые на практике этот подход был опробован при реализации программ модернизации кузбасских моногородов.

В отдельных муниципальных образованиях на одной площадке локализован ряд ключевых смежных проектов из одной отрасли:

г. Ленинск-Кузнецкий – конвейерные системы, переработка промышленных отходов;

г. Таштагол – туристический комплекс;

г. Юрга – индустриальное домостроение и производство строительных материалов;

г. Прокопьевск – транспортное машиностроение.

В результате в 2010-2012 годах было создано четыре ЗЭБ (в конце
2010 года появились зоны в Таштагольском районе, Юргинском и Ленинск-Кузнецком городских округах, в конце 2012 года – в г. Прокопьевске). В 2013 году общее количество резидентов в 3 зонах экономического благоприятствования достигло 12. На территории зон уже реализуются крупные инвестиционные проекты общей стоимостью более 7,5 млрд. рублей. Практически все эти проекты были включены в комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов.
Приоритетные инвестиционные направления развития – «точки роста» экономики Кемеровской области.

Инвестиции в основном сосредоточены по 6 приоритетным направлениям – «точкам роста» экономики Кемеровской области, которые способны изменить структуру региональной экономики и обеспечить уход от монозависимости:

1. Развитие метано-угольной отрасли

В Кемеровской области создается новая метано-угольная отрасль, развитие которой обеспечивает получение нового ценного энергоносителя и безопасность шахтерского труда. Запасы метана в Кемеровской области составляют 13 трлн. куб. метров, это соответствует 9 процентам общемировых и 26 процентам российских разведанных запасов газа.

ООО «Газпром добыча Кузнецк», которая является резидентом
ОАО «Кузбасский технопарк» (далее также – Кузбасский технопарк), реализует проект по организации промышленной добычи метана.

К 2025 году угольный газ должен полностью заменить поставки в Кемеровскую область природного газа с месторождений северо-запада Сибири. Из Кемеровской области газ будет поставляться в субъекты Российской Федерации юга Западной Сибири.

За период с 2008 года и на 01.09.2013 вложено более 4,6 млрд. рублей инвестиций, добыто свыше 20 млн. куб. метров газа.

В 2010 году запущены две модульные электростанции, работающие на метане, в 2012 году запущены ещё две, проектируется еще три. Развитие промысла позволит обеспечить предприятия и население Кемеровской области новым видом топлива и дешёвой местной электроэнергией, а главное, повысит безопасность шахтёрского труда.

Общий объем инвестиций в проект с годовой производственной мощностью 4–4,5 млрд. куб. метров газа к 2030 году составит 85 млрд. рублей. Это на 30 процентов дешевле, чем аналогичные проекты на севере страны, и на 50 процентов выгоднее, чем газовые проекты на северном шельфе.

2. Развитие нефтеперерабатывающей отрасли

На севере области (Яйский муниципальный район, Анжеро-Судженский городской округ) ведется строительство трех нефтеперерабатывающих заводов.

В 2009 году ЗАО «НефтеХимСервис» приступило к реализации инвестиционного проекта – крупнейшего в Кемеровской области и одного из крупнейших в Сибири – строительству Яйского нефтеперерабатывающего завода с объемом переработки 6 млн. тонн в год и глубиной переработки до 93 процентов. В 2012 году запущена первая очередь завода мощностью 3 млн. тонн. Окончание строительства завода планируется в 2017 году.

С 2006 года реализуется проект строительства нефтеперерабатывающего завода мощностью 500 тысяч тонн в год в Анжеро-Судженском городском округе. В 2010 году запущена первая установка первичной перегонки нефти годовой производительностью
150 тысяч тонн. В 2013 году планируется завершение строительства Анжерского нефтеперерабатывающего завода. В дальнейшем мощность переработки будет доведена до 1 млн. тонн.

Еще один нефтеперерабатывающий завод в Анжеро-Судженском городском округе – «Северный Кузбасс» – при выходе на проектную мощность обеспечит мощность переработки в объеме 2 млн. тонн в год. Первая очередь завода введена в эксплуатацию в 2007 году, в 2018 году планируется окончательное завершение строительства.

3. Производство транспортных средств

В ЗЭБ «Северная промзона» (Ленинск-Кузнецкий городской округ) развивается кластер предприятий по производству конвейерного оборудования.

В Новокузнецком городском округе и в Новокузнецком муниципальном районе реализуются проекты по производству универсальных полувагонов, строительству и эксплуатации вагоноремонтного депо.

В сентябре 2012 г. ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» получило сертификат на инновационный полувагон модели 12-9850 на тележке модели 18-9800. Это четырехосный полувагон повышенной грузоподъемности с разгрузочными люками и осевой нагрузкой 25 тонна- сил (у старых моделей – 23,5), имеющий определенные конструктивные особенности и преимущества, а именно: увеличенный срок службы
до 32 лет, пробег до деповского ремонта 500 тыс. километров, увеличенный объем кузова до 90 куб. метров. В России это первый вагон с таким объемом кузова. Его использование позволит значительно повысить экономическую эффективность перевозок при той же протяженности железных дорог.

В октябре 2012 г. ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» прошло процедуру сертификации на соответствие требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS.
ОАО «НКВЗ» стало первым в России вагоностроительным заводом, получившим сертификат IRIS.

ООО «Сибирская вагоноремонтная компания» (дочерняя организация ООО «ЗапСиб-Транссервис») завершает проект «Строительство
и эксплуатация вагоноремонтного депо мощностью 4800 ремонтов в год в г. Новокузнецке Кемеровской области». Главная цель строительства – создание собственных ремонтных мощностей для обслуживания эксплуатационного парка головной компании ООО «ЗапСиб-Транссервис».

Одновременно компания налаживает партнерские отношения с другими вагоностроительными и эксплуатирующими российскими организациями для обслуживания их вагонов, включая создание специализированных центров.

Депо построено в г. Новокузнецке – одном из крупнейших грузовых узлов страны. Открыто депо в феврале 2013 г., на проектную мощность планируется выйти до конца 2013 года.

Мощности нового современного депо позволяют ремонтировать до 4,8 тыс. вагонов и до 25 тыс. колесных пар в год.

4. Формирование углехимического кластера

В Кемеровской области развивается инновационный кластер комплексной переработки угля и техногенных отходов, который направлен на создание принципиально нового вида экономической деятельности на стыке органической химии, химического материаловедения, коксохимии, в котором каменный и бурый угли являются первой (исходной) стадией в цепочке по формированию добавленной стоимости.

Россия может сохранить свое технологическое лидерство в сфере глубокой переработки углей, обладая большим перечнем готовых к внедрению технологий, которые локализованы на предприятиях и в научно-исследовательских организациях Кузбасса. Якорными предприятиями данного кластера являются ОАО «Кокс» и КОАО «Азот». Их дополняют два десятка малых инновационных предприятий (которые производят углеродные материалы, перерабатывают отходы и т.д.), единственные в России академические институты угля и углехимии (например, Институт углехимии и химического материаловедения СО РАН), профильные высшие учебные заведения, несколько специализированных проектных организаций.

Всего на предприятиях действующего углехимического кластера занято 26 тыс. человек (2 процента от экономически активного населения
в Кемеровской области).

Современные технологии позволяют производить из угля более
130 видов химических полупродуктов, которые в дальнейшем используются для производства свыше 5 тыс. видов продукции.

В результате глубокой переработки угля и техногенных отходов в рамках кластера планируется получать более 100 различных продуктов углехимии, среди которых: кокс, полукокс и коксовый газ; химические продукты (бензолы, фенолы, крезолы); углеродные материалы (сорбенты, волокна, пеки, нанотрубки); бензин, строительные и углеродные материалы.

В 2012 году по итогам конкурса пилотных программ развития инновационных кластеров в Министерстве экономического развития

Российской Федерации решением Правительства Российской Федерации кузбасский кластер «Комплексная переработка угля и техногенных отходов» включен в число 25 лучших проектов страны.

5. Развитие туристического кластера

В Таштагольском муниципальном районе создана зона экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа «Горная Шория», развивается международный курорт круглогодичного функционирования. Реализуются крупные инвестиционные проекты по созданию горнолыжного комплекса и развитию туристической инфраструктуры.

С 2000 года в развитие курорта вложено более 10 млрд. рублей, построено 48 гостиниц на 2,5 тыс. мест, 57 кафе и ресторанов, 17 подъемников, 4 культурно-развлекательных центра, 19 горнолыжных трасс мирового уровня общей протяженностью 42 км (сертифицированы по международным стандартам FIS).

С 2012 по 2020 год в развитие курорта планируется вложить еще более 3 млрд. рублей.

Крупнейшие инвестпроекты:

строительство гостиничного комплекса круглогодичного функционирования на 300 мест (инвестор ООО «Альпен-Клаб»). Объем инвестиций – 1,1 млрд. рублей;

строительство гостиничного комплекса «Каскад» (инвестор ООО «Каскад-Курорт»). Объем инвестиций – 1,6 млрд. рублей;

развитие горнолыжного комплекса в секторе «Е» (инвестор ХК «Кем-Ойл»). Объем инвестиций – 500 млн. рублей.

6. Развитие инноваций

Во взаимодействии с ОАО «Кузбасский технопарк» (г. Кемерово)
26 резидентов реализуют инновационные проекты в сфере производства углеродных материалов, производства средств безопасности ведения горношахтных работ, информационных технологий и другие проекты. Также на базе Кузбасского технопарка развивается биомедицинский кластер по производству биоматериалов и биопротезов для сердечно-сосудистой хирургии (якорное предприятие – ЗАО «НеоКор»).

Иностранные инвестиции в Кемеровской области

Кемеровская область прежде всего интересна тем иностранным инвесторам, которым регион интересен как рынок, – это производители горношахтного оборудования. Так, в Кемеровской области реализуются проекты крупных известных мировых компаний. Например, построены центры технической поддержки Komatsu (Япония, представитель – ООО «Комацу СНГ»), БелАЗ (Белоруссия, представитель – ООО «КузбассБелАвто»), продолжается создание сервисных центров компаний Joy (США, представитель – ООО «Джой Глобал»), Liebherr (Германия).

Также на территории Кемеровской области реализуются проекты с иностранным участием и в других отраслях: ЗАО «АФК» – создание предприятия по производству широкоформатной фанеры мощностью
60 тыс. куб. метров (совместно с Польшей).

Структура инвестиций

Вместе с тем распределение инвестиций по территориям неравномерное, преобладают «столичные» и «угольные» городские округа и муниципальные районы.

Так, в 2012 году на долю шести лидирующих муниципальных образований (город Кемерово, Новокузнецкий, Междуреченский, Беловский, Прокопьевский и Ленинск-Кузнецкий городские округа) приходилось 51,7 процента всех инвестиций, на долю пяти лидирующих муниципальных районов (Кемеровского, Новокузнецкого, Беловского, Прокопьевского и Ленинск-Кузнецкого) – 23,3 процента. Таким образом, три четверти инвестиций осуществлены в трети (11 из 34) муниципальных образований.

Такое распределение инвестиций по территориям является следствием распределения инвестиций по видам экономической деятельности. Так, среди крупных и средних предприятий более половины (55,4 процента) инвестиций осуществлены в сферу добычи полезных ископаемых, восьмая часть (12,8 процента) – обрабатывающие производства, десятая часть (9,7 процента) – транспорт и связь.

Среди обрабатывающих производств основные инвестиции приходились на металлургическое производство (8,7 процента).

Структура источников финансирования инвестиций у крупных и средних предприятий в 2012 году держится стабильно: доля собственных средств – на уровне двух третей, доля привлеченных средств – треть.

Стабильная структура финансирования инвестиций при значительном их росте в абсолютном выражении обеспечена ростом банковского кредитования. Объем банковского кредитования инвестиций вырос с 7,89 млрд. рублей в 2010 году, до 11,59 млрд. рублей – в 2011 году и
19,82 млрд. рублей – в 2012 году.

Появились новые инструменты инвестирования у Правительства Российской Федерации, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

На сегодняшний день налажено взаимодействие с дирекцией государственно-частного партнерства государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Направлены заявки на привлечение кредитных ресурсов Внешэкономбанка для реализации наиболее значимых для региона инвестиционных проектов.

Проводится активная работа с институтами развития. С целью получения федерального софинансирования из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в области создан Инвестиционный фонд Кемеровской области.

Как показывает мировой опыт, интенсивный экономический рост наступает при норме инвестирования 30 процентов. Кемеровская область уже перешагнула пороговое значение (по итогам 2012 года достигнут уровень инвестиций в 34 процента валового регионального продукта) и, учитывая тот факт, что и в среднесрочной перспективе прогнозируется рост объемов инвестиций в основной капитал, можно уверенно сказать, что регион встал на инвестиционный путь развития.

Промышленный комплекс Кемеровской области имеет одну из самых крупных фондоемкостей в Западной Сибири (около 20 процентов производственных фондов Западной Сибири с уровнем износа от 45 до 70 процентов), в связи с чем в 2011 году более 56 процентов инвестиций в основной капитал промышленных предприятий направлялось на создание и обновление основных фондов. Однако даже существующие объемы инвестиций примерно в 1,3 – 1,5 раза меньше требуемого уровня. Так, только потребность предприятий угольной промышленности в инвестициях на техническое перевооружение составляет ежегодно более 18 млрд. рублей.

Наряду с крупными инвестиционными проектами, требующими больших финансовых вложений, есть отрасли, такие как легкая, пищевая и перерабатывающая промышленность, производящие недостаточно товаров народного потребления, в том числе и конкурентоспособных.

В этой сфере открывается широкий спектр возможностей для инвестиционных вложений в производство товаров народного потребления, где уже есть и цеха, и промплощадки на территориях закрытых шахт и обанкротившихся предприятий, на базе которых возможно создание небольших и мобильных производств, которые не требуют больших финансовых вложений, поскольку уже имеют производственные мощности, квалифицированные кадры, гарантированные рынки сбыта продукции.

Разовое привлечение инвестиций также недостаточно, что диктует необходимость использования стратегического подхода к управлению инвестиционными процессами в регионе. Кроме того, привлечение инвестиций невозможно без хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.

Отсутствие более полной информации о предприятиях-товаропроизводителях и потенциальных инвесторах также влияет на ход инвестиционных процессов в регионе и создает определенные сложности в осуществлении эффективного поиска для сотрудничества.

В целях полного доступа к информации о развитии инвестиционной деятельности в Кемеровской области, существующей государственной поддержке субъектов инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области создан сайт «Инвестиционный портал Кемеровской области» (http://www.keminvest.ru), работающий на русском и английском языках (также в стадии доработки немецкая и китайская версии портала). Сайт содержит электронный вид законов Кемеровской области, нормативных правовых актов Коллегии Администрации Кемеровской области, Губернатора Кемеровской области, иных официальных документов в инвестиционной сфере, а также информацию об инвестиционных проектах и площадках, справочник инвестора
и инвестиционный паспорт Кемеровской области. Ежедневно на сайте размещаются новости о событиях, происходящих в сфере инвестиционного развития в Кемеровской области. Установлена опция обратной связи с посетителем сайта «Вопрос-ответ». Ежедневно сайтом пользуются более 100 посетителей.

При всех сложностях современной ситуации для отечественных и зарубежных компаний существуют все возможности для инвестиционной деятельности в регионе.

В настоящее время к экономике Сибирского федерального округа, в который входит Кемеровская область, проявляется большой интерес со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Все 12 регионов указанного округа имеют различный инвестиционный потенциал и уровень риска, что обуславливает разнообразие инвестиционных стратегий данных регионов и уровней инвестиционной активности в них.

Необходимо постоянно демонстрировать наиболее привлекательные стороны региона с помощью активной и грамотно поставленной информационной работы. Создаваемый с ее помощью имидж региона следует при этом рассматривать как хорошо зарекомендовавший себя товар: он должен быть мгновенно узнаваемым и вызывать у потенциального покупателя (инвестора) чувство доверия.

Мероприятия, направленные на привлечение инвестиций, включены в подпрограмму «Формирование благоприятной инвестиционной среды».

Подпрограмма призвана обеспечить проведение последовательной и эффективной инвестиционной политики государственными органами исполнительной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, что будет способствовать увеличению объемов инвестиций в основной капитал, экономическому росту, повышению социальной стабильности.

Мероприятия подпрограммы разработаны во исполнение положений, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации
от 07.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», которым определена необходимость принятия мер по увеличению объема инвестиций в экономику и доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте.

1.2. Инновационное развитие

Кемеровская область - крупнейший промышленный (в первую очередь угледобывающий) субъект Российской Федерации, самостоятельное научно-техническое, технологическое и техническое обеспечение развития промышленного потенциала которого является вопросом национальной безопасности.

Активизация процесса внедрения инноваций и модернизация традиционных секторов экономики являются обязательными предпосылками эффективного инновационного развития территорий.

В Кемеровской области существует значительный резерв для данного типа модернизации. Поскольку основу структуры ВРП составляет угольная промышленность и металлургия, то, безусловно, наибольший добавочный продукт можно получить именно в этих отраслях.

Вместе с тем недооценка и (или) неполное использование возможностей диверсификации экономики Кемеровской области с неизбежностью ведут к разрушительному для нее воздействию явлений глобальной экономической нестабильности (кризисов). Показательным оказался кризис 2008-2009 годов, в ходе которого экономика Кемеровской области (как и многих субъектов Российской Федерации) значительно пострадала в результате распространения кризисных явлений с базовых традиционных отраслей на всю экономику региона в целом.

Импульс развитию новых производств, за которыми не стоит такого крупного объема накопленных долговременных инвестиций, как за традиционными секторами, способно дать именно внедрение инновационных технологий, позволяющих предприятиям конкурировать, опираясь прежде всего на повышенное качество товаров и услуг, а не на повышенные сверхприбыли, определяемые доступом к месторождениям минеральных ресурсов, особым положением на рынке и т.д.

Региональная инновационная политика строится в рамках национальной инновационной политики. Однако существует ряд экономико-правовых проблем формирования эффективной инновационной системы как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

Общегосударственные проблемы обусловлены влиянием следующих факторов:

преимущественно точечный характер государственных проектов и программ инновационного развития экономики;

недостаточный уровень правового обеспечения инновационного развития, нуждающиеся в доработке механизмы реализации норм государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности, непроработанность правового механизма привлечения средств (кроме бюджетных) в научно-техническую и инновационную сферы;

отсутствие интереса к инновационной деятельности со стороны инвесторов, их ориентация на быстрый результат;

низкий уровень статистики инноваций, не всегда пригодный для принятия эффективных хозяйственных решений.

Региональная группа проблем связана с действием следующих факторов:

слабая регламентация механизмов взаимодействия федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

незавершенность этапа становления механизмов взаимодействия органов государственной власти Кемеровской области с субъектами инновационной деятельности.

Органам государственной власти Кемеровской области необходимо провести масштабную комплексную работу по решению наиболее остро стоящих проблем регионального развития, сглаживанию воздействия отрицательных глобальных и общенациональных тенденций.

В связи с этим в Кемеровской области реализуется комплексный подход при развитии инновационной экономики, который выражается в формировании эффективной региональной инновационной системы.

Модернизация существующих предприятий в Кузбассе должна привести к существенному изменению следующих показателей:

повышение производительности труда;

снижение себестоимости готовой продукции;

использование энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий;

повышение безопасности труда (что особенно актуально для угольной промышленности).

Вместе с тем инновационное развитие региона включает комплекс мер по созданию экономики, опирающейся как на модернизированные традиционные сектора, развитую транспортную инфраструктуру, так и на отрасли «новой экономики» – «экономики знаний».

На современном этапе развития экономике Кемеровской области свойственны как общие с Российской Федерацией тенденции, так и специфические черты, связанные с особой ролью региона как крупного территориально-производственного комплекса Западной Сибири и России.

Инновационный сектор экономики Кемеровской области (по данным Кемеровостата) с 2005 по 2012 годы демонстрировал неравномерные темпы развития (таблица 1). При анализе с опорой на действующий в настоящий момент инструментарий1 можно сделать выводы о существенном временном снижении инновационной активности предприятий к началу 2010 года.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Администрации кемеровской области постановление iconАдминистрации кемеровской области распоряжение
Кемеровской области, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07. 09. 2009 №860-р «О формировании...

Администрации кемеровской области постановление iconРаспоряжение
Кемеровской области на период до 2025 года и во исполнение распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 07. 09. 2009...

Администрации кемеровской области постановление iconПояснительная записка о реализации государственной программы Кемеровской...
Кузбасса (далее – Государственная программа) утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 08. 10. 2013...

Администрации кемеровской области постановление iconРаспоряжение
Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 февраля 2013 г. №138-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления...

Администрации кемеровской области постановление iconАдминистрация владимирской области постановление губернатора от 16...
В соответствии с Законом Владимирской области от 10. 12. 2001 n 129-оз "о губернаторе (главе администрации) и администрации Владимирской...

Администрации кемеровской области постановление iconАдминистрации волгоградской области постановление
Главы Администрации Волгоградской области от 29 июля 2005 г. N 762 "о совете при Губернаторе Волгоградской области по науке, технологиям...

Администрации кемеровской области постановление iconТаштагольский муниципальный район администрация таштагольского муниципального...
О комплексном инвестиционном плане модернизации моногорода Таштагола Кемеровской области

Администрации кемеровской области постановление iconИтоги работы департамента транспорта и связи Кемеровской области...
Транспортный комплекс Кемеровской области включает в себя 34 предприятия автомобильного и городского электрического транспорта, 9...

Администрации кемеровской области постановление iconПрограмма социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года
Социально-экономическое положение и основные проблемы развития Кемеровской области в 2001 – 2006 годах

Администрации кемеровской области постановление iconИсследовательская работа на тему: Функционирование и развитие рынка труда Кемеровской области
Целью данной работы является исследование функционирования и развития рынка труда Кемеровской области в современных условиях






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную