Тема. 1






Скачать 81.09 Kb.
НазваниеТема. 1
Дата публикации29.06.2016
Размер81.09 Kb.
ТипЗакон
e.120-bal.ru > Экономика > Закон
Практическое занятие № 1

Тема. 1.1. Введение в экономическую теорию.

Цель. Ознакомить с основными понятиями экономической теории, изучить основные проблемы экономики, сравнить типы экономических систем, охарактеризовать основные принципы рыночной экономики и особенности экономики современной России.
I. Подготовка к занятию

Изучить литературу и подготовиться к обсуждению предлагаемых вопросов [4], [5], [10], [11], [12], [14], [16], [20].

Выполнить практическое задание для самостоятельной работы (внеучебная деятельность).
II. Вопросы для обсуждения

Что изучает экономика?

С чем связано выражение «ограниченность ресурсов»?

Какие существуют факторы производства?

Какие экономические системы известны человечеству?

Почему рыночную экономику называют «миром компромиссов»?

Структура рыночной экономики и типы рынков.

Сравнительный анализ различных типов экономических систем.

Особенности экономического кругооборота.

Особенности экономики современной России.

Закон спроса и поведение покупателей.

Закон предложения и логика бизнеса.
III. Практические задания для самостоятельной работы

1.Изучить главные вопросы экономики.
Главные вопросы экономики:

1.Что производить?

2.Как производить?

3.Для кого производить?


  1. Товары, пользующиеся спросом в нужном количестве. То, что нужно покупателю, доступно по цене, выгодно производителю.

  2. С помощью, каких ресурсов будет создаваться товар.

  3. Товар должен быть ориентированным на того кто будет его употреблять.

Главной экономической целью является изучение поведения людей в тех или иных хозяйственных ситуациях с целью удовлетворения безграничных потребностей в условиях ограниченных ресурсов.
2. Определить сравнительные черты основных типов современных цивилизаций и заполнить таблицу 1.


«Чистый капитализм»

Частная собственность

Спрос ограничен

Нет

Поляризация общества

Неограниченная

Слабая

«Смешанная капиталистическая экономика»

Частная + государственная

Спрос ограничен

Регулирование

Умеренная дифференциация

Ограниченная

Сильная

Социализм

Государственная

Ресурсы ограничены

Планирование

Уравнительная

Отсутствует

Отчуждение

Современная Россия

Частная + государственная

Спрос ограничен

Регулирование

Поляризация

Неограниченная

Слабая



3.Определить специфические черты Рыночной экономики.

Недостатки

Достоинства

1.Рынок не способен противостоять монополистическим предприятиям.

В условиях рыночной экономики – возникают монополистические структуры ограничивающие свободу конкуренции.

1.Экономическая свобода выбора потребителей и производителей.

2. Не гарантирует полной занятости населения и стабильного уровня цен.

2.Эффективное распределение ресурсов.

3.Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага и общественные товары.

3.Высокая адаптивность к изменяющимся условиям.

4. Рынок не обладает способностью нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов.

4.Способность к удовлетворению разных потребностей за счёт повышения качества товаров и услуг.

5.Рынок подвержен нестабильному развитию и инфляционным процессам.

4. Схема кругооборота продуктов и капитала.

Характеристика потоков расходов и доходов.

Домохозяйства покупают товары и услуги, которые производят фирмы и поставляют на рынок товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, фирмы закупают экономические ресурсы это – труд, земля ,капитал и предпринимательские способности, собственностями которых являются домохозяйства. Материальные потоки опосредствованы денежными потоками и на оборот. Покупая товары и услуги, домохозяйства за них платят. Фирмы продавая свои товары домохозяйствам, получают выручку от этой продажи, из которой выплачивают домохозяйствам плату за ресурсы(для это издержки а для домохозяйств факторные доходы). Полученные доходы домохозяйства тратят на новую покупку товаров и услуг. Доходы и расходы движутся по кругу. Доход каждого экономического агента расходуется, создавая доход другому экономическому агенту, что служит основой для его расходов. Увеличение расходов ведёт к росту дохода, а рост дохода является предпосылкой для дальнейших расходов. Материальные потоки движутся против часовой стрелки , а денежные по часовой стрелке. Спрос движется по часовой стрелке, а предложение против.

Из данной схемы следует:

1. Стоимость каждого материального потока равна величине денежного потока.

2.Совокупный спрос равен совокупному предложению.

3.Совокупные доходы равны совокупным расходам.

5.Изучить плюсы и минусы развития России в командной системе и в переходной экономике.

Командная экономическая система

Плюсы:

1.Полная занятость населения и социальная защита.

2. Стабильная экономика (Отсутствие экономических кризисов, ярко выраженной инфляции)

3. Уверенность в будущем.

4. Гарантии всем минимума жизненных благ.

5.Организованный сбыт и производство.

6. Возможность мобилизовать достаточное количество ресурсов для быстрого решения острых проблем.

7.Экономия ресурсов.

Минусы:

1. Медленное внедрение новых технологий.

2. Нет экономических стимулов к эффективной работе, т. к. преобладает уравнительный подход к оплате труда.

3.Ценообразование и распределение ресурсов и товаров занимаются государственные плановые органы.

4.Монополия государственной собственности.

5. Экономика становится дефицитной. Относительно низкий уровень жизни.

6.Не имеет частную собственность.

7.Неконкурентноспособная продукция.

8.Вертикаль власти.

9. Не оперативный мониторинг потребностей.

Переходная экономическая система.

Минусы:

1.Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.

2. Низкий жизненный уровень: в РФ – 2% богатых, 87% бедных; в США – 2% богатых, 80% – средний класс.

3.Мафиозные структуры и коррупция. Число зарегистрированных преступлений в России в 90е годы (выявленных и взятых на учет органами внутренних дел общественно опасных деяний), предусмотренных уголовным законодательством, - выросло в России с 1,8 миллиона в 1990 году до 2,8 миллиона, в 1992-1993 годах, а затем, после некоторого снижения в 1997-1998 годах, - почти до 3,0 миллиона в 1999-2001 годах.

4.Преобладание финансового капитала над промышленным.

5.Неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах.

6.Малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства.

Плюсы:

1.значительная роль государства в перераспределении доходов населения и общественные формы присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это приводит к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

2.Государство осуществляет фиксальную (налоговую) экономическую деятельность, что способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

3.Интенсивное развитие всех новых форм, элементов, институтов.

4.Введение единых принципов налогообложения для различных секторов и отраслей, унификация ставок прямых налогов.

5.Переход государственных предприятий на полный коммерческий расчёт, разделение финансов предприятий и государства.

6.Ликвидация традиционного централизованного планирования.

7.Развёртывание малой приватизации, особенно в сфере розничной торговли и общего питания.

8.Обеспечение динамичного развития частного сектора во всех сферах народного хозяйства.

9.Достижение внутренней обратимости национальной валюты в свободно конвертируемые валюты по единому стабильному курсу.

6. Характеристика «дефицита» «излишки»

Цена — денежное выражение стоимости товара. Цена товара формируется на рынке, где сталкиваются интересы покупателей и продавцов.

Рыночная цена (РE) (цена равновесия) — это цена, при которой величина предложения товаров на рынке равна величине спроса на них.

Избыток предложения — ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса.

Дефицит предложения (избыток спроса) — ситуация, при которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения.

Графическое изображение рыночного равновесия

Если кривые спроса и предложения на определенный товар изобразить на одном графике, то получают точку пересечения E, отражающую совпадение интересов покупателей и продавцов.

Условие рыночного равновесия:

QD = QS

(Е — точка равновесия (эквилибриум); QЕ — равновесный объем; РЕ — равновесная цена.)

Изменение цены товара относительно равновесной цены

Р1 > РE

Р1 < РE

Если Р1 > РE, то QS > QD, возникает избыток предложения



Если Р1 < РE, то QS < QD, возникает дефицит предложения



Влияние изменения спроса и предложения на рыночную цену

РЕ

РЕ ¯

Увеличение спроса (D ® D1) ведет к возрастанию равновесной цены (РЕ ® P1)

Уменьшение спроса (D ® D1) ведет к снижению равновесной цены (РЕ ® P1)

Уменьшение предложения (S ® S1) ведет к возрастанию равновесной цены (РЕ ® P1)

Увеличение предложения (S ® S1) ведет к снижению равновесной цены (РЕ ® P1)





7.Решите задачу.

Предположим, после окончания школы, подросток стоит перед выбором: начать работать или учиться в ВУЗе. Если известно, что за весь период обучения затраты на питание составят 400 тыс. руб. , затраты на оплату обучения – 200 тыс. руб. ; совокупный доход от трудовой деятельности, который можно было бы получить за тот же период, равен 600 тыс. руб. , то какими в данном случае будут альтернативные издержки получения высшего образования?

а)1,2 млн. руб. ; б)1 млн. руб. ; в)800 тыс. руб. ; г)600 тыс. руб. ; д)400 тыс. руб. ; е)200 тыс. руб.

Ответ: г) Так как питаться он будет в любом случае, и если он не будет учиться он сэкономит 200 и заработает 600.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. 1 iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,...

Тема. 1 iconМатрицы42. Тема Определители93. Тема Системы линейных уравнений144....
Контрольные работы по Линейной алгебре для студентов заочного отделения экономических специальностей: Методическая разработка. /...

Тема. 1 iconМетодические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории...
Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.)

Тема. 1 iconУрок Тема Дата
Тема Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги

Тема. 1 iconТема История экономических учений как наука. 2
Тема Завершение классической политэкономии и становление социалистической экономической доктрины 39

Тема. 1 iconТема Мировая экономика. Сущность и основные этапы развития
Тема Факторы производства в мировом хозяйстве. Ресурсный потенциал современной цивилизации

Тема. 1 iconТема Тема Эпоха Петра Великого
Ни разу не выехав за пределы страны, Петр уже познакомился с европейскими обычаями и образом жизни, посещая

Тема. 1 iconТема работы
Тема работы: «Москва как «молодой» мфц: проблемы становления и перспективы развития»

Тема. 1 iconУчебное пособие по курсу " История журналистики зарубежных стран "
Тема 12. История сми австралии тема 13. Журналистика в современном мире

Тема. 1 iconТема заседания
Тема заседания: Обсуждение доклада А. Г. Коровкина «Состояние сферы занятости и рынка труда в России: макроэкономическая оценка»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную