Скачать 137.28 Kb.
|
![]() Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Когнитивная психология и принятие решений на финансовых рынках» для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Когнитивная психология и принятие решений на финансовых рынках для направления 080100.68 «Экономика» для магистерской программы «Мировая экономика» Автор программы: Ельцов Ю.В., преподаватель (eltsov.yu@gmail.com) Одобрена на заседании кафедры международных валютно-финансовых отношений «14» ноября 2011 г Зав. кафедрой В. Р. Евстигнеев Рекомендована секцией УМС мировой экономики и мировой политики « 24 » ноября 2011 г. Председатель И.Д. Иванов Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики « 19 » декабря 2011 г. Ученый секретарь А.И. Суздальцев ________________________ Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.68 «Экономика», обучающихся по магистерской программе «Мировая экономика», изучающих дисциплину «Когнитивная психология и принятие решений на финансовых рынках». Программа разработана в соответствии с: ФГОС; Образовательной программой 080100.68 «Экономика» подготовки магистра. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 «Экономика». 2Цели освоения дисциплиныОсновная задача курса – ознакомить студентов / слушателей с механизмом влияния психо-физиологических аспектов восприятия и анализа поступающей информации на интуитивное принятие инвестиционных решений на финансовых рынках. Основное внимание уделяется использованию современных достижений в когнитивной и финансовой науке для выявления, изучения и формализации субъективных механизмов формирования ожиданий. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать Уметь Иметь навыки (приобрести опыт) В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу социально-экономических дисциплин. Слушатели знакомятся с психо-физиологическими аспектами восприятия и анализа поступающей информации, современными моделями и теориями применения этих аспектов в анализе механизмов формирования массовых ожиданий инвесторами. Курс включает в себя обработку материалов и результатов массовых полевых экспериментов, которые были проведены ранее в рамках научного плана кафедры МВФО. Также слушатели используют вновь приобретаемые и ранее полученные знания в области математического анализа и математического моделирования для построения наглядных демонстрационных моделей для проверки и визуализации изучаемых теорий. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математический анализ», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Международные валютно-кредитные отношения», «Теория игр», «Мировой фондовый рынок», «Инвестиционные стратегии на финансовых рынках различного типа», и базовый блок экономических дисциплин («Микроэкономика-1», «Микроэкономика-2», «Макроэкономика-1», «Макроэкономика-2») 5Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
6.1 Критерии оценки знаний, навыковОценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Студентам предлагается выполнить практические задания по применению теоретических знаний, полученных на аудиторном занятии. Такое практическое применение проверяется в виде практического задания в аудитории; и Студенты, выполнившие все практические задания, могут быть освобождены от сдачи итогового зачёта и получить отличную итоговую оценку (8 баллов) «автоматом». Для повышения оценки до 9-10 баллов по просьбе студентов им будет предложено ответить на, соответственно, один или два устных вопроса из билетов к зачёту. Не выполнившие по крайней мере одного аудиторного практического задания не могут получить отличной итоговой оценки даже при оценке 10 баллов непосредственно за зачёт. При предъявлении результатов расчётов от студента требуется подробное объяснение теоретических предпосылок применённого метода. Как сдача зачёта, так и выступления в аудитории по итогам практических заданий предполагают умение прокомментировать полученные самостоятельно результаты.
1 Раздел 1. Физиологические процессы восприятия Основные вопросы Роль психо-физиологических аспектов в изучении механизмов принятия решений на финансовых рынках. Когнитивная психология и финансы. Описание базовых процессов и механизмов восприятия поступающей информации. Роль памяти в восприятии. Многозначность информации. Понятие зрительного восприятия и его особенности. Зрительные иллюзии. Природа появления иллюзий. Изучение восприятия в качестве динамической системы. Параметры внимания и параметры порядка. Эффект гистерезиса. Теория потенциала, физикалистская парадигма формализации интуитивного поиска решений. 4 часа. Литература:
2. Раздел 2. Зрительное восприятие. Саккадические траектории и распознавание. Основные вопросы Зрительное восприятие. Роль и важность зрительного восприятия в механизмах формирования ожиданий на финансовых рынках. Этапность и механизмы получения и обработки зрительных образов. Понятие саккадических скачков. Многозначность информации и траектории саккад. Дифференциальные уравнения и задание правила осмотра (template) наблюдаемого объекта. Решение неоднородных дифференциальных уравнений. Понятие внешней нагрузки. 4 часа. Литература:
3. Раздел 3. Теория потенциала и ассоциативные образы Основные вопросы Зрительное восприятие и распознавание образов. Теория распознавания образов. Персептрон Розенблатта. Нейронные сети и психо-физиология восприятия зрительного образа. Искусственные нейронные сети. Ассоциативная память и распознавание образов. Динамическое представление механизма распознавания. Теория потенциального поля и поверхности потенциала. Метод градиентного спуска и распознавание. 8 часов. Литература:
4. Раздел 4. Диссипативные системы и моделирование оптических потоков Основные вопросы Введение в теорию устойчивости. Динамические системы – важный формализм при моделировании принятия решений. Диссипативные системы и траектории саккадических скачков при зрительном восприятии. Распознавание многозначной информации. Задача Штурма-Лиувилля и формализм распознавания многозначных образов. 8 часов. Литература:
5. Раздел 5. Механизм припоминания и изменение распознаваемых образов. Оценка рациональности субъективных прогнозов Основные вопросы Модели и теории изучения памяти. Память и восприятие. Виды памяти. Многозначность информации. Физиология зрительного восприятия и память. Эксперименты Де-Гроота. Психо-физиология припоминания. Изменение информации в ходе припоминания. Двоичное кодирование при обработке входящих сигналов. Двухмерность графических образов при восприятии информации мозгом. Обработка поступающих сигналов мозгом и качественные характеристики сигналов. Формализм изменений информации в ходе ее припоминания. Обработка результатов массовых полевых экспериментов по выявления информационных отличий, полученных в ходе припоминания. Оценка рациональности субъективных прогнозов на основе обработки серий полевых экспериментов. Байесовская процедура и рациональность участников финансовых рынков. 8 часов. Литература
6. Раздел 6. Прообразы зрительного восприятия. Структура ассоциативной памяти Основные вопросы Ассоциативная память. Гештальт-психологическая теория. Теория архетипов К.Г. Юнга, Вертгеймера, Коффке, Кёлера. Формирование прообразов. Прообразы и распознавание образов. Психо-физиологическая детерминированность формирования прообразов. Дифференциальные уравнения и набор «базовых составляющих» прообразов восприятия. Решений задачи Штурма-Лиувилляю. 8 часов. Литература:
6Образовательные технологииЛекции, решение и обсуждение кейсов, построение финансовых моделей, домашняя и самостоятельная подготовка. Методические рекомендации студентамТребования к студентам: успешное усвоение курса требует базовых навыков математического анализа. Также необходимо понимание основ функционирования рыночных игроков и проводимых ими операций на финансовых рынках. 7Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаВопросы для оценки качества освоения дисциплины
8Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабо-чую ведомость. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = Ок/р ; Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следу-ющей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = 0,7·Озачет + 0,3·Отекущий В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныБазовый учебникБазовый учебник по дисциплине отсутствует. Слушателям предлагается набор монографических источников и периодики. |
![]() | В состав практикума включены практические задания и задачи по таким разделам, как финансовый анализ деятельности компании, принятие... | ![]() | Знания основ экономики, социологии и менеджмента, а также закономерностей поведения людей и социальных групп в объеме дисциплины... |
![]() | Целью проекта является создание учебного курса «Операции на финансовых рынках» в образовательной среде lm s e front с применением... | ![]() | Программа предназначена для аспирантов (соискателей) ученой степени по специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология |
![]() | Усиление взаимной экономической зависимости всех стран ведет к расширению сферы международных финансовых отношений, возрастанию объема... | ![]() | Рефлексия и рефлексивная психология. Актуальность рефлексивной психологии в современных условиях |
![]() | Дисциплина «Психология предпринимательства» относится к циклу дисциплин специализации по подготовке специалистов 030300 – Психология... | ![]() | ... |
![]() | Тема 6 Управленческие решения и их роль в менеджменте. Разработка и принятие управленческих решений. 57 | ![]() | Коллективное принятие хозяйственных решений путем централизации планирования экономической деятельности |