Нирс, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза






Скачать 118.43 Kb.
НазваниеНирс, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза
Дата публикации09.03.2016
Размер118.43 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Доцент кафедры «Мировая экономика и международные отношения»

Христолюбова Наталья Евгеньевна

НИРС, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза

Современной России при всех существующих сложностях и проблемах в социально-экономической, геополитической сферах, необходимо включиться в международное разделение труда и занять устойчивые, надежные и долгосрочные позиции, соответствующие ее стратегическим возможностям, планам экономического развития и инновационным амбициозным целям. Этот процесс осложняется тем, что Россия, после восемнадцати лет ожидания, в декабре 2011 года вошла во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россию в ВТО ждет качественно иной экономический миропорядок, с множеством производителей благ, в условиях жесткой инновационно-конкурентной среды, основанной на новых знаниях и инновационной экономике.

Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года заявил, что России именно сейчас, в сложный период развития мировой экономики, нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где можно получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши, создавать новые эффективные предприятия, внедрять самые передовые технологии.

Россия традиционно стремилась быть одним из лидеров во всех сферах жизнедеятельности человека, семьи и общества, особенно в научно-технологической. В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года отмечено, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающие безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по ППС).

Россия вступила в период своего развития, когда экономика более не может полагаться на копирование и тиражирования ноу-хау в режиме догоняющего развития более развитых стран или увеличивать производительность труда путем экстенсивного перераспределения трудовых ресурсов и находится перед угрозой замедления роста экономики.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Д. А. Медведев утверждает, что экономическая политика будут базироваться на уже заявленной концепции четырёх «И» - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплён и в подготовленной Правительством концепции развития до 2020 года. Реализовать его нужно в полном объёме, добавив к нему пятую составляющую – интеллект. «Наш приоритет - это производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры, - подчеркнул глава государства. - Достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит - даже в непростые финансовые периоды».

Создание новой инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в главный фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Роль человека, его качества, образа и уровня жизни, все в большей степени, будут возрастать и усиливать свое воздействие на управление государством, создавая новые виды социального проектирования и управления.

При реализации инновационной стратегии развития экономики важнейшее значение имеет развитие человеческого потенциала как источника, ресурса и результата деятельности людей и обладающего определенными конкретными и качественными характеристиками. Человеческий потенциал – это соответствие качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В настоящее время наблюдается прямая зависимость, заключающаяся в том, что чем больше степень развития человеческого потенциала, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту. Способность человека к инновационному образу мышления и поведения, то есть инновационность во многом определяется качеством, образом и стилем жизни, системой ценностей, культурой и одним из самых важных элементов – образованием.

Многие авторы занимаются изучением и прогнозами дальнейшего развития мира, так немецкий публицист Ганс–Питер Мартин и австрийский Герольд Шуман в широко известной в мире книге «Глобальная западня»1 пишут, что для эффективного функционирования мировой рыночной системы достаточно 20% наиболее квалифицированных работников, ученых и специалистов планеты. В настоящее время они в подавляющей части уже интегрированы странами «золотого миллиарда». А как быть 80% населения остальных стран мира, куда попадает и Россия? Ответа на этот вопрос авторами информационной модели общества не дается, но на него отвечает в работе «Экономический манифест - будущее российской экономики»2 академик РАН Д.С. Львов. Он пишет что, речь в лучшем случае может идти об оказании благотворительной помощи остальным странам со стороны стран «золотого миллиарда», а эта помощь ставиться в прямую зависимость от лояльности получателей по отношению к западному миропорядку. В таких сложных условиях предстоит провести свой экономически активный возраст молодым специалистам.

На всю систему образования, и, в частности, на систему высшего и профессионального образования, как структурообразующего элемента национальной инновационной системы, ложится особая миссия воспитать такого выпускника, который соответствовал бы всем тем ожиданиям, которые на него возлагаются не только обществом, государством, но и самим историческим моментом времени.

Требованием современного преподавания в вузе к процессу подготовки компетентного, креативного, конкурентоспособного на глобализирующемся рынке труда выпускника (бакалавра, специалиста, магистра) является обучение студента не только профессиональным, но и навыкам самообучения для занятия прочных и надежных позиций в среде постиндустриального общества. Эти новые условия предъявляют свои особые критерии к человеческому капиталу, который становится наряду с информацией главным фактором производства.

Знания и инновации в практическом использовании являются источником прибыли, это было отмечено еще в информационной теории стоимости Д. Белл, который по этому поводу писал: «Когда знания в своей систематической форме вовлекаются в практическую переработку ресурсов (в виде изобретений или организационного усовершенствования), можно считать что именно знание, а не труд выступает источником стоимости».3

Значение и место человека в структуре общественного производства не ограничивается оценкой его уровня квалификации, на передний план выходят такие характеристики, как творческий потенциал, широкий кругозор, предпринимательские способности, ответственность, готовность к выработке и принятию решений. Основой всех этих качеств является способность человека получать информацию и умение создавать из полученной информации новое знание.

Реализация инновационных процессов таких как, генерация знания, передача знания и их реализация в рамках национальной инновационной системы, сопровождается возникающим синергетическим эффектом в результате взаимодействия ее основных подсистем. Наука, например, может задавать высокий уровень образования, а образование питать науку и производство высококвалифицированными кадрами, обладающими набором всех необходимых и достаточных общекультурных и профессиональных компетенций.

Московский университет экономики и статистики (МЭСИ) является одним из лидеров в числе других учебных заведений, осуществляющих в последние годы систематическое обновление образовательного процесса с учетом требований компетентностного подхода, и применяющий разнообразные современные методы и технологии в обучении студентов их профессии.

В частности, на кафедре «Мировой экономики и международных отношений» (МЭ и МО) МЭСИ, как того требует Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения, в настоящее время реализуются компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления системно-деятельностного характера. Усилиями преподавателей кафедры и студентов сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Примером взаимодействия науки и образования в процессе обучения студентов в рамках НИРС, могут служить проекты, задуманные и реализованные на кафедре «Мировой экономики и международных отношений» (МО и МЭ) Института экономики и финансов (ИЭ и Ф) Московского экономико-статистического института МЭСИ (У), такие как учебное пособие «Атласа наглядных пособий по дисциплине «мировая экономика» (Атлас) и учебно-справочное пособие «Справочник инструментария мировой экономики» (Справочник).

Студенты МЭСИ (У), как будущие субъекты мирового рынка труда, получающие современное, разностороннее экономическое, информационное, техническое образование должны в процессе учебы использовать те возможности, которые дает НИРС, чтобы на тренировочных заданиях, таких как Атлас и Справочник, которые имитирует элементы последующей самостоятельной практической работы, повысить свою когнитивность и приобрети навыки самообучения, коллективной и индивидуальной творческой работы, креативного инновационного мышления, сформировать общекультурные и профессиональные компетенции. Инновация – это, прежде всего, состояние ума. Этот способ мышления открывает возможности перед студентом, выпускником быть востребованным, самореализоваться, заниматься квалифицированной творческой работой по выбранной профессии и интегрироваться в глобальную экономику. Арие де Геус по этому поводу писал: "Способность учиться быстрее, чем Ваши конкуренты может быть единственное, заслуживающее поддержки конкурентное преимущество". Инновационный образ мышления, инновационность, предполагает наличия у человека таких качеств, как вдохновение, изобретательность, активность, предприимчивость, когнитивность, эрудированность, самодисциплина, интуиция, гибкость и оригинальность мышления, высокий уровень нравственной культуры4. Практическое развитие, формирование и воспитание этих качеств у студентов и ставили перед собой организаторы данных проектов.

Особенностью Атласа и Справочника является самостоятельная практическая научная работа широкого круга студентов МЭСИ и распределенных кафедр в городах Ярославле и Твери, разных возрастов и специальностей, а так же уровня подготовленности, под научно-методическим руководством преподавателей. Участниками первого проекта Атласа были 75 студентов, а работа над Справочником вовлекла 180 студентов. Учебно-методическая новизна этих проектов, заключается в том, что это оригинальная, инновационная, когнитивная деятельность не имеет аналогов, как в учебной практике МЭСИ, так и в других вузах, обучающих студентов дисциплине «мировая экономика» и «международные экономические отношения».

Одной из главных задач при выборе данного вида научной работы со студентами руководители проекта видели в том, чтобы наделить студентов-участников приемами и методами самостоятельной научной работы, которые могут быть применены в процессе последующей учебы и будущей работы, а также создания креативных интеллектуальных продуктов, используемых на практике, как при выполнении квалификационных работах, таких как рефераты, курсовые проекты, дипломная работа, так и в самостоятельной работе по профилю выбранной профессии. Особенно важным является то, что это не просто теоретические познания, а навык поиска, обработки, анализа и авторской интерпретации полученных знаний закреплен практической деятельностью.

Участие в проекте требует от студентов связать воедино знания по таким учебным дисциплинам, как: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономика переходного периода», «История экономики», «История экономических учений», «Международные экономические отношения», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «История», «Философия», «Логика». В результате работы над проектами студенты-участники на практике понимают, как эти учебные дисциплины, изучаемые в разные семестры и учебные года логически связаны между собой, это способствует формированию системного подхода необходимого во всех общественно экономических формациях, и во всех сферах жизнедеятельности человека - экономический образ мышления, который, в свою очередь, является предпосылкой, составным элементом инновационного образа мышления. Формирование как экономического, как и инновационного мышления создает у студентов, студентов-выпускников конкурентные преимущества на рынке труда.

Для реализации данной цели перед студентами ставилась задача компетентно работать с широким кругом источников, использую не только, столь привычные для современных студентов - Интернет ресурсы, но и научиться составлять «древо» поиски информации по первичным и вторичным источникам, обязательно соблюдая требования стандарта библиографического описания документов. При этом дополнительно ставилась задача проследить выделенную тему в исторической ретроспективе (используется исторический метод в познании предмета), что имеет особое значение, так как связывает учебные профессиональные дисциплины, и создает фундамент для более углубленных профессиональных дисциплин в последующий период обучения.

Студенты ознакомились с требованиями государственных стандартов и применяли на практике, таких как: ГОСТ 7.32-2003 «Отчет о научно- исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическое описание документов. Общие требования и правила оформления», ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Знание и умение использовать эти стандарты, в условиях обострения внимания государства и общественности всего мира к соблюдению авторского права, связанного с вступление России в ВТО, дает дополнительную уверенность в своих возможностях студентам в творческой, инновационной деятельности.

Студенты-участники проектов, овладев методами и приобретя навыки научной работы, проявляли высокую активность во всех научных мероприятиях вуза, например, таких, как открытые он-лайн семинары с распределенными кафедрами МЭСИ; активно выступали и побеждали в научных студенческих конференциях, таких как «Проблемы мировой экономики» и «Инновационное развитие российской экономики», по результатам, которых опубликовали в общем счете примерно 30 статей в сборниках научных трудов студентов МЭСИ. На наш взгляд, эта прямая зависимость между широким кругом участников проектов и количеством желающих и способных принимать участие в научной жизни Университета доказывает важность, необходимость НИРС, как дополнительного обязательного элемента обучения студентов по специальности и формирования инновационного образа мышления с набором необходимых личностных качеств.

Неоспоримое требование и реальность современности - это проводить в жизнь принцип непрерывного через всю жизнь образования и профессионального самосовершенствования, к воспитанию акмеологического подхода самореализации личности, к осознанию потребности в получении нового знания, как экономической категории «блага», что является наивысшей потребностью в иерархии человеческих потребностей по А. Маслоу.

Важность роли человека, как источника интеллектуального потенциала значительно возрастает в постиндустриальном обществе, где интеллект нации, народа определяется, как совокупности интеллектов отдельных личностей, становится необходимым фактором производства.

В речи профессор Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубина, являющегося одним из самых авторитетных экспертов мира по вопросам глобальных финансов, на «Форуме России 2012» отмечается, что самые успешные экономики мира за последние 30 лет – это страны, где нет природных ресурсов. «Это такие страны, как Япония, Корея, Гонконг, Сингапур, Израиль. На 100% - это человеческие ресурсы, а не природные. Источник роста – инвестиции в человеческий капитал»5.

Список используемых источников:

  1. Мартин Г.-П., Шумен Г. Глобальная западня. Интерпекс. – М.: 1999.

  2. Экономический манифест – будущее российской экономики. – М.: ОАО «НПО «Из-во «Экономика», 2000.-54с.

  3. Глазьев С.Ю. Как добиться экономического роста? (Микродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения), Российский экономический журнал, 1996, №5, С. 7.

  4. http://www.vedomosti.ru/finance/analytics/24521/rossii_grozit_lovushka_srednego_dohoda_kotoraya_zamedlit#ixzz1mX5kdWC2

  5. Савельев А. Новый вызов? // Высшее образование в России. 2002. №1. С. 112 – 115.

  6. Bell D. The Social Framework of Information Society //The Computer Age: A twenty year view. London, 1981.

  7. Мартин Г.-П., Шумен Г. Глобальная западня. Интерпекс. – М.: 1999.

  8. Львов Д.С. Экономический манифест – будущее российской экономики. – М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000.- С. 54.

  9. Артур Шлезингер-младший. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Академия, 1992. С.5.

  10. Яковец Ю.В. эпохальные инновации ХХ1 века. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. С.40.

  11. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: е состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.

  12. Данилина Я.В. О реформе образования и инновационном развитии страны. Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 1./ материалы тринадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 10-11 апреля 2012г. М.: ЦЭМИ РАН, 2012. С.55.

  13. Христолюбова Н.Е. Стратегическое планирование качества жизни человека в условиях интенсивного потока инноваций (социально – экономический аспект) / Проблемы мировой экономики и международных отношений на современном этапе / Сборник научных трудов МЭСИ. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008

  14. Христолюбова Н.Е. Теоретические и учебно-методологические проблемы инновационного образования и формирования инновационного мышления. Статья в научно-практическом журнале «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО» №4 2009 МЭСИ М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2009.- 0,4 п.л.

  15. Христолюбова Н.Е. Обучение экономическому образу мышления в кризисных ситуациях – условие безопасности (в соавт. с Яковенко Е.Г., Артемьев Н.В.) - М.: Московский Университет МВД России, 2009.- о,6 п.л.

  16. Христолюбова Н.Е. Формирование и развитие экономического и инновационного образа мышления важнейшие предпосылки успешного развития российской экономики. Тезисы доклада. Международная конференция «Инновационное развитие российской экономики». (6-9 декабря 2010г.) М.: 2010 -4с.

  17. Христолюбова Н.Е. Атлас наглядных пособий по курсу «Мировая экономика»: учебное пособие МЭСИ М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), 2010.- 246 с. (в соавт. Худоренко Е.А.)





1 Мартин Г.-П., Шумен Г. Глобальная западня. Интерпекс. – М.: 1999.

2 Экономический манифест – будущее российской экономики. – М.: ОАО «НПО «Из-во «Экономика», 2000.-54с.

3 Bell D. The Social Framework of Information Society //The Computer Age: A twenty year view. London, 1981.

4 Федосова Р.Н. Ценностные повороты при реализации инновационной стратегии развития предприятий. М.: ЦЭМИ РАН.2012. С.158.

5 Христолюбова Н.Е. Роль качества и образа жизни в стратегическом планировании модернизации экономики России в условиях инновационного потока. М.: ЦЭМИ РАН. 2012. С.161.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нирс, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза iconПрограмма семинара-тренинга
«Совместные образовательные программы как инструмент интернационализации вуза: практические аспекты разработки и реализации»

Нирс, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза iconПроект 08. 11 Программа семинара-тренинга
«Совместные образовательные программы как инструмент интернационализации вуза: практические аспекты разработки и реализации»

Нирс, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза iconМеханизм формирования энергетической безопасности как ключевой инструмент регионального развития
Фгбоу впо «Кубанский государственный университет»; директор Бизнес-Школы Кубанского государственного университета

Нирс, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза iconЖилкина М. С. к э. н., Медиа-Информационная Группа
Обязательное страхование как инструмент обеспечения безопасности и стабильности формирования инновационной среды национальной экономики...

Нирс, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза iconПрограмма развития вуза
Миссия вуза

Нирс, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза iconНазвание компетенции
Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза

Нирс, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза iconНазвание компетенции
Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза

Нирс, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза iconНазвание компетенции
Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза

Нирс, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза iconОсновная образовательная программа обсуждена на заседании ученого...
Характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза по направению подготовки 8

Нирс, как инструмент формирования и развития инновационности у выпускника вуза iconТематическая подборка документов по теме: Управление кадрами вуза. Кадровая политика
Кадровый потенциал как фактор конкурентоспособности вуза/Кушель Е./Риск: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № С....






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную