Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Факультет Общеэкономический
Кафедра национальной и региональной экономики АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Национальная экономика (название дисциплины)
Направление подготовки 030200 "Политология _______________ Профиль подготовки __________________________________ Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Москва – 2012
Цель и задачи дисциплины:
Целью дисциплины «Национальная экономика» является изучение студентами теоретических, методологических и методических основ национальной экономики, ведущих тенденций и закономерностей развития хозяйственных систем различного иерархического уровня. Задачами дисциплины являются:
- знакомство с отечественным и зарубежным опытом исследования и управления национальной экономики;
- изучение особенностей социально-экономического развития хозяйственных систем;
- развитие аналитических способностей студентов;
- умение самостоятельно осуществлять сравнительный анализ основных тенденций развития страны, региона, отраслевого комплекса, города, предприятия;
- формирование основ для выработки практических навыков решения социально-экономических проблем национальной экономики.
Изучение студентами данной дисциплины будет способствовать формированию современного экономического мышления, целостного представления о развитии основных элементов национальной экономики. 2. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-2 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
ОК-3 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
ОК-4 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
ОК-5 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ОК-6 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-7- умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
ОК-11 способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
ОК-12 способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ПК-1 способен применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования
ПК-2 способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
ПК-3 способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
ПК-4 способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
ПК-5 способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
ПК-6 способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
ПК-8 способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
ПК-9 способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
ПК-11 способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
ПК-13 способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий 3. Содержание дисциплины:
(в данном разделе приводятся основные разделы/темы изучаемой дисциплины по представленной ниже форме).
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (темы)
| Кол-во часов
| …
| Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Предпосылки эффективного функционирования национальной экономики
| 3
|
| Тема 2. Типы национальных хозяйственных систем. Механизм рыночной сбалансированности
национальной хозяйственной системы.
| 3
|
| Тема 3. Система потенциалов национальной экономики
| 4
|
| Тема 4. Важнейшие макроэкономические показатели и пропорции развития национальной экономики
| 6
|
| Тема 5. Система национального счетоводства
| 4
|
| Тема 6. Экономический рост, экономические циклы и кризисы
| 4
|
| Тема 7. Государственное регулирование
национальной экономики
| 4
|
| Тема 8. Уровень жизни. Доходы. Потребление. Социальное развитие. Социальная поддержка и социальная защита населения
| 6
|
| Тема 9. Бюджетное планирование и кредитно-денежная
политика государства
| 6
|
| Тема 10. Прогнозирование и стратегическое планирование
развития национальной экономики
| 6
|
| Тема 11. Формирование программ
развития национальной экономики
| 6
|
| Тема 12. Стратегия внешнеэкономической деятельности
| 4
|
| Тема 13. НТП в рамках национальной экономики страны и его современное состояние в РФ
| 4
|
| Тема 14. Национальная экономика и экономическая безопасность
| 4
|
| Тема 15. Экономическая интеграция национальных хозяйственных систем
| 4
|
Форма контроля – экзамен
Разработчики:
Профессор кафедры национальной и региональной
экономики, д.э.н., доц. Н.В. Седова |