Скачать 144.13 Kb.
|
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ для поступающих на основную образовательную программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Экономика и управление» по направлению подготовки 38.06.01 «Экономика» по предмету «Экономика и управление» РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ 1. Экономическая теория 1.1 .Микроэкономика Предпочтения потребителя, кривые и карта безразличия. Оптимальный потребительский выбор. Кривая Энгеля и кривая спроса. Модель поведения потребителя. Функция индивидуального спроса: основные характеристики функции индивидуального спроса. Кривые «доход- потребление» и «цена-потребление»: построение, характеристики, классификация товаров. Эластичность спроса по цене: определение, содержание, вычисление значения прямой и перекрестной эластичности. Взаимосвязь эластичности спроса на товар по собственной цене и объема валовой выручки продавца. Производственная функция: определение, неоклассические постулаты. Понятие технологии производства. Понятие изокванты производственной функции. Замещение факторов производства. Понятие отдачи от масштаба. Типология факторов производства. Функция издержек: определение и свойства. Понятия бухгалтерских и экономических издержек. Понятие изокосты. Виды издержек. Общие, средние и предельные издержки. Минимальный уровень средних издержек. Функция прибыли: определение и свойства. Понятие экономической и бухгалтерской прибыли. Задача максимизации прибыли фирмы. Рыночные структуры. Совершенная конкуренция на рынке отдельного товара. Предпосылки поведения фирм-производителей и потребителей. Несовершенная конкуренция на рынке продуктов. Монополия. Естественная монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Рынки факторов производства. Спрос и предложение факторов производства. Общественное благосостояние. Эффективность по Парето. Несовершенства рынка и роль государства. 1.2. Макроэкономика Содержание, показатели и измерение валового внутреннего продукта. Характеристика совокупного спроса и совокупного предложения. Условия макроэкономического равновесия. Объем и структура денежной массы. Спрос на деньги и предложение денег. Монетарное равновесие. Функции Центрального банка и коммерческих банков в регулировании денежной массы. Сбережения, инвестиции и равновесный ВВП. Государственные расходы, налоги и равновесный ВВП. Экспорт, импорт и равновесный ВВП. Валютный курс и факторы его определяющие. Экономическая политика государства: бюджетные и кредитно-денежные рычаги. Основные инструменты внешнеэкономической политики. Общая характеристика макроэкономического развития России на современном этапе. 2. Менеджмент 2.1. Общий и стратегический менеджмент Основные школы управленческой мысли XX века. Вклад Ч. Барнарда и М.П. Фоллетт в теорию менеджмента. Школа человеческих отношений и концепция организационного поведения. Вклад П. Дракера в развитие теории менеджмента. Системный и ситуационный подходы в исследованиях менеджмента. Эволюция теории управленческих решений в XX в. Эволюция теории мотивации в XX в. Эволюция теории лидерства в XX в. Основные типы организационных структур: сравнительные преимущества. Разновидности сетевой формы организации бизнеса. Корпоративное управление: теории вопроса и национальные модели. Особенности развития теории менеджмента в конце XX в. Основные школы стратегического управления. Школа планирования и современное стратегическое управление. Ресурсная концепция стратегического управления. Вклад А. Чандлера в теорию стратегического управления. Вклад М. Портера в теорию стратегического управления. Вклад О. Уильямсона в теорию стратегического управления. Вклад Г. Хамела и К.К. Прахалада в теорию стратегического управления. Знания как активы фирмы: современная концепция управления знаниями. Концепция корпоративной социальной ответственности. Экономические теории фирмы и стратегическое управление. Актуальные вопросы теории менеджмента на рубеже XX-XXI веков 2.2. Собеседование по актуальным направлениям исследований по менеджменту Актуальные направления и области исследований по менеджменту. Основные методы исследований по менеджменту. Объект и предмет в исследованиях по менеджменту. Сочетание экономических и социальных вопросов в исследованиях по менеджменту. Обсуждение выбранного направления исследования (возможен выбор поступающим конкретного направления исследований по менеджменту, приведение примера конкретного исследования или научно-исследовательского проекта). РАЗДЕЛ II. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Экономическая теория Микроэкономика
Макроэкономика Учебники
Электронные источники
Менеджмент Общий и стратегический менеджмент
Собеседование по актуальным направлениям исследований по менеджменту В качестве литературы для подготовки к данному вопросу рекомендуются публикации за последние 3-5 лет в ведущих международных (по спискам ABS и FT-45, Web of Science и СКОПУС (Scopus) ) и российских (по импакт-фактору РИНЦ) научных журналах, например:
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Библиотеки Российская государственная библиотека www.rsl.ru Российская национальная библиотека www.nlr.ru Библиотека Академии наук www.rasl.ru Библиотека по естественным наукам РАН www.benran.ru Научная библиотека СПбГУ www.bio.spbuu.ru/library Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU www.elibrary.ru РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Форма проведения вступительного испытания: устно-письменная Продолжительность вступительного испытания: Письменная часть – 120 минут, устная – 50 минут (30 минут на подготовку, до 20 минут на ответ). Структура и содержание вступительного испытания Вступительное испытание проводится в устно-письменной форме и состоит из четырех вопросов. На первый, второй и третий вопросы ответ дается в письменном виде, оценивается письменный ответ поступающего. Максимальная оценка за первый, второй и третий вопросы составляет 10 баллов. Ответ на четвертый вопрос дается устно. Максимальная оценка за четвертый вопрос составляет 20 баллов. РАЗДЕЛ IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Оценка может быть изменена на 1 балл в сторону повышения или понижения с учётом уровня информационной культуры. Итоговая оценка выставляется по 5-балльной шкале с пересчетом по следующему принципу:
I. Content of the main topics and key references Part I. Economic theory 1.1. Microeconomics Consumer preferences, map and properties of indifference curves. Optimal consumer choice. Engel curve. Model of consumer behavior. Individual demand function: main properties. Income-demand and price-demand curves. Price elasticity of demand: definition, concept, direct and cross elasticity of demand. Interdependence of price elasticity of demand and total revenue of a firm. Production function: definition, neoclassical postulates. Economic definition of technology. Isoquant curve definition. Production factors substitution. Economies of scale definition. Production factors typology. Cost function: definition and properties. Accounting cost and marginal cost definition. Isocost line definition. Types of cost. Total, average total and marginal cost. Minimum average total cost. Profit function: definition and properties. Economic profit and accounting profit. Profit maximization problem. Types of market structures. Perfect competition. Assumptions about the supply side and demand side firm behavior. Imperfect competition. Monopoly. Natural monopoly. Oligopoly. Monopolistic competition. Market for production factors. Demand and supply side for production factors. Public welfare. Pareto efficiency. Market imperfections and the role of state. Exemplary recommended literature
1.2. Macroeconomics. Definition and measurement of GDP. Aggregate demand and aggregate supply properties. Macroeconomic equilibrium conditions. Monetary mass. Money demand and supply. Monetary equilibrium. Functions of central bank and commercial banks in regulation of monetary mass. Savings, investment and equilibrium GDP. State spending, taxes and equilibrium GDP. Export, import and equilibrium GDP. Exchange rate and its drivers. Economic policy: budgetary and monetary policies. Main tools of foreign economic policy. Exemplary recommended literature
Part II. Management 2.1. General and Strategic Management Main schools of managerial thought of the XX century. Contribution of Ch. Barnard and M.P. Follett. to the theory of management. Human relation school and organizational behavior concept. Contribution of P. Drucker to the management theory development. System and contingency approaches to research in management. Evolution of management decision-making theory of the XX century. Evolution of the motivation theory of the XX century. Evolution of leadership theory of the XX century. Types of organizational structure in management: comparative advantages. Types of network form of business organization. Corporate governance: theory and national models. Peculiarities of management theory development in the end of the XX century. Main schools of strategic management. School of planning and modern strategic management. Resource-based view in strategic management. Contribution of A. Chandler to the theory of strategic management. Contribution of M. porter to the theory of strategic management. Contribution of O. Williamson to the theory of strategic management. Contribution of G. Hamel and C.K. Prahalad to the theory of strategic management. Knowledge as an asset: modern concept of knowledge management. Concept of the corporate social responsibility. Economic theories of a firm and strategic management. Management theory development between the XX and the XXI centuries. Exemplary recommended literature
2.2. Interview on the topical directions of research in management Topical directions and areas of research in management. Main approaches and methods of research in management. Economics and social issues in management research. Discussion on pre-selected by the candidate direction of research (the applicant pre-selects the direction of research in management to be discussed, can provide examples of specific research projects or studies). Exemplary recommended literature It is advised to prepare for the interview by analyzing the most recent and topical research (during the last 3-5 years) published in top academic journals (ABS journal list, FT-45 journal list, Web of Science and Scopus journals). II. Organization of the examination and criteria for assessment The entry examination is conducted as a combination of a written and an oral part. The duration of the written part is 120 minutes, of the oral part – 50 minutes (30 minutes to prepare, up to 20 minutes – to present). The examination contains 4 questions. The first, second and third questions are written tasks with a maximum number of 10 points for each. The forth question is the oral one and the maximum number of points is up to 20 points. Criteria for assessment
The assessment can provided variation of 1 point depending on the quality of the answer. Final grade is given on the base of the 5-point scale as follow:
|
![]() | «Русская школа» историков (Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский, П. Г. Виноградов) | ![]() | Славянская прародина. Расселение восточных славян. Социальная и политическая организация, экономика, язычество восточных славян |
![]() | Новая политическая экономия (теория общественного выбора). Эволюционная экономическая теория. Монетаризм. Теории переходной экономики.... | ![]() | Новая политическая экономия (теория общественного выбора). Эволюционная экономическая теория. Монетаризм. Теории переходной экономики.... |
![]() | Вступительного экзамена на основную образовательную программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по специальности... | ![]() | Программа предназначена для поступающих на обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и включает... |
![]() | В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ![]() | В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... |
![]() | В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ![]() | В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... |