
| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Теория отраслевых рынков и конкурентная политика» для направления 38.06.01 «Экономика», профили «Экономическая теория», «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч. экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность, сфера услуг; экономика труда)», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Математические и инструментальные методы экономики», «Мировая экономика» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Программа дисциплины «Теория отраслевых рынков и конкурентная политика»
для направления 38.06.01 «ЭКОНОМИКА», профили «Экономическая теория», «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч. экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность, сфера услуг; экономика труда)», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Математические и инструментальные методы экономики», «Мировая экономика» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Авторы программы:
Авдашева С.Б., профессор, avdash@hse.ru
Одобрена на заседании Академического совета аспирантской школы по экономике
«30» октября 2014 г.
Академический директор
Аспирантской школы по экономике
_________________О.А.Демидова Москва - 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта по направлению 38.06.01 «Экономика», профили «Экономическая теория», «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч. экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность, сфера услуг; экономика труда)», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Математические и инструментальные методы экономики», «Мировая экономика» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов направления 38.06.01 «Экономика», профили «Экономическая теория», «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч. экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность, сфера услуг; экономика труда)», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Математические и инструментальные методы экономики», «Мировая экономика» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Программа разработана в соответствии c:
Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 38.06.01 «Экономика»;
Образовательной программой по направлению 38.06.01 «Экономика»;
Учебными планами подготовки аспирантов по направлению 38.06.01 «ЭКОНОМИКА», профили «Экономическая теория», «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч. экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность, сфера услуг; экономика труда)», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Математические и инструментальные методы экономики», «Мировая экономика», утвержденными в 2014 г.
1.Цели освоения дисциплины Цели освоения дисциплины Теория отраслевых рынков и конкурентная политика:
познакомить с проблемами и методами анализа в современных исследованиях отраслевых рынков и конкурентной политики;
освоить навыки применения методов микроэкономического анализа к решению проблем конкурентной политики;
приобрести навыки интерпретации результатов эмпирических исследований теории отраслевых рынков.
2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины аспирант должен:
знать основные разделы математического анализа, линейной алгебры, дифференциальных уравнений, оптимизации;
уметь интерпретировать полученные результаты;
обладать навыками современного экономического моделирования.
В результате освоения дисциплины аспирант осваивает следующие компетенции:
Компетенция (указываются в соответствии с ОС НИУ ВШЭ)
| Код по ОС НИУ ВШЭ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
| УК-3
| Умеет строить модели на основе вербального описания экономической ситуации и решать задачи
| Подготовка к лекциям, подготовка к написанию экзамену
| Способность формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях экономики.
| ПК-1
| Умение использовать полученные знания для решения экономических задач
| Решение задач на семинарах и написание экзамена
| Способность использовать экономические методы и теории при осуществлении профессиональной деятельности
| ПК-3
| Умение применять методы анализа отраслевых рынков для решения прикладных задач в области конкурентной политики
| Подготовка к лекциям, работа на семинарах, подготовка и презентация эссе
|
3.Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина относится к дисциплинам по выбору обучающихся по направлению 38.06.01 «Экономика», профили «Экономическая теория», «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч. экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность, сфера услуг; экономика труда)», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Математические и инструментальные методы экономики», «Мировая экономика».
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Микроэкономический анализ
Теория игр
Эконометрика (базовый курс)
Для освоения учебной дисциплины, аспиранты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Владение аппаратом микроэкономического анализа, включая теорию игр;
Владение аппаратом эконометрического анализа
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении специальных дисциплин:
Поведенческая экономика;
Экономика регулирования;
Теория контрактов.
4.Тематический план учебной дисциплины №
| Название темы
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| Раздел I. Ценовая конкуренция в краткосрочном и долгосрочном периоде
| 36
| 12
|
|
| 24
| 2
| Раздел II. Вертикальная организация рынков
| 32
| 8
|
|
| 24
| 3
| Раздел III. Дифференциация продукта, качество и реклама
| 24
| 12
|
|
| 12
| 4
| Раздел IV. Вход и стратегическое поведение
| 40
| 12
|
|
| 28
| 5
| Раздел V. Рынки платформ.
| 20
| 4
|
|
| 16
|
| Итого:
| 152
| 48
| 0
| 0
| 104
| 5.Формы контроля знаний аспирантов
Тип контроля
| Форма контроля
| Полугодие
| Параметры
| 1
|
| Текущий
| Письменные домашние задания
| 1
| 2 домашних задания
| Промежуточный
| Контрольная работа
| 1
| Контрольная работа длительностью 60 минут
| Итоговый по дисциплине
|
Экзамен
| 1
| Письменная работа длительностью 120 минут
| 6.Формы контроля знаний аспирантов
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Текущий
| Письменные домашние задания
| 2
|
|
|
| 2 домашних задания
| Промежуточные
| Контрольная работа
| 1
|
|
|
| Контрольная работа длительностью 60 минут
| Итоговый
| Экзамен
|
| 1
|
|
| Письменная работа длительностью 120 минут.
| 7.Критерии оценки знаний, навыков
Текущий контроль знаний по дисциплине «Теория отраслевых рынков и конкурентная политика» осуществляется путем регулярного решения задач и разбора кейсов на занятиях, а также в ходе проверки контрольной работы. Итоговый контроль знаний – в форме письменного экзамена длительностью 120 минут в конце 1-го семестра.
8.Порядок формирования оценок по дисциплине Итоговая оценка равна средневзвешенной оценки за контрольную работу (вес – 0,3) и экзамен (вес – 0,7).
9.Содержание дисциплины Раздел I. Ценовая конкуренция в краткосрочном и долгосрочном периоде
Парадокс Бертрана. Дифференциация продукта. Метод анализа эффектов слияний на рынке дифференцированного продукта. Индекс GUPPI.
Народная теорема.
Сговор и факторы, содействующие сговору.
Сговор в аукционах.
Применение антимонопольных запретов на сговор. Международные картели. Программа ослабления наказания. Вознаграждение доносчика. Правила закупок и стимулы к сговору.
Количество часов аудиторной работы – 12 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 24 часа.
Раздел II. Вертикальная организация рынков
Вертикальные внешние эффекты. Агентские проблемы и проблема коллективных действий в вертикальной организации.
Вертикальные ограничения и их замещаемость. Влияние вертикальных ограничений на конкуренцию.
Эмпирические исследования вертикальной организации в экономике и менеджменте.
Антимонопольные запреты в отношении условий вертикальных договоров. Взвешенный подход и его применение.
Количество часов аудиторной работы – 8 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 24 часа. Раздел III. Дифференциация продукта, качество и реклама Дифференциация продукта: горизонтальная и вертикальная.
Выбор дифференциации продукта. Влияние дифференциации продукта на структуру рынка.
Качество и выбор в условиях неполноты информации. Сигналы качества.
Исследования сигналов качества в экономике и менеджменте.
Количество часов аудиторной работы – 12 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 12 часов. Раздел IV. Вход и стратегическое поведенеие Вход и формирование структуры рынка. Эндогенная структура рынка. Результаты эмпирических исследований формирования структуры рынка.
Вход и его предоставление. Парадокс предотвращения входа.
Стратегическое предотвращение входа в условиях неполноты информации.
Применение антимонопольных запретов на ограничение входа и хищничество. Особенности ограничения входа в дерегулируемых отраслях.
Количество часов аудиторной работы – 12 часов.
Общий объем самостоятельной работы – 28 часов. Раздел V. Рынки платформ
Односторонние и многосторонние сетевые эффекты потребления. Уровень и структура цены на рынках многосторонних сетевых эффектов потребления.
Вход в условиях сетевых эффектов.
Исследования сетевых эффектов в экономике и бизнесе.
Конкурентная политика на рынке платформ (на примере рынка пластиковых карт). Проблемы применения антимонопольного законодательства на рынке платформ.
Количество часов аудиторной работы – 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы – 16 часов.
10.Образовательные технологии На лекциях дается теоретический материал, проводится разбор практических задач и кейсов.
11.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации аспиранта Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу для самопроверки аспирантов:
Модель Бертрана на рынке дифференцированного продукта и индекс GUPPI.
«Народная теорема» и анализ стимулов к сговору.
Программа ослабления наказания и стратегическое взаимодействие.
Вертикальные внешние эффекты на рынках.
Замещаемость вертикальных ограничений.
Неполнота информации и сигналы качества.
Неполнота информации о ценах и поиск.
Влияние дифференциации продукта на структуру рынка.
Эндогенная структура рынка: факторы, влияющие на число продавцов.
Парадокс невозможности ограничения входа и его разрешение.
Предотвращение входа и хищничество в условиях неполноты информации.
Уровень и структура цены на рынке платформ.
Конкуренция и вход на рынках платформ. Использование альтернативных платформ.
Антимонопольные запреты на соглашения о ценах и их применение.
Предотвращение сговора в закупках.
«Взвешенный подход» в отношении условий вертикальных договоров.
Предотвращение хищничества и демпинга в конкурентной политике.
Предотвращение ограничений входа на дерегулируемых рынках.
Анализ воздействия слияний на конкуренцию.
12.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. С-Пб., Экономическая школа, 1996. Основная литература
Church J., Ware R. Industrial Organization: a Strategic Approach. Irwin McGrow Hill, 2000. Литература для самостоятельного изучения
Belleflamme P., Peitz M. Industrial Organization, Markets and Strategies, Cambridge University Press, 2010.
13.Материально-техническое обеспечение дисциплины Стационарный компьютер или ноутбук, проектор. 
|