Доклад Института глобализации и социальных движений






Скачать 312.58 Kb.
НазваниеДоклад Института глобализации и социальных движений
страница1/3
Дата публикации19.07.2015
Размер312.58 Kb.
ТипДоклад
e.120-bal.ru > Экономика > Доклад
  1   2   3
Institute for globalization

and social movements

(IGSO)

http://www.igso.ru


Доклад

Института глобализации и социальных движений

(ИГСО)

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО:

Угроза экономической катастрофы

Экспертная группа ИГСО:

Василий Колташов, руководитель

Борис Кагарлицкий

Юрий Романенко

Валерий Паульман

Анна Очкина

23 мая 2011 года,

Москва, Россия

По планам правительства Россия должна влиться во Всемирную торговую организацию до истечения 2011 года1. Преграды почти устранены. Но даже если процесс согласования условий затянется, российские власти не намерены отступать. И если, Запад не изменит достигнутым уже соглашениям, впереди вступление России в ВТО. Что последует затем? Какое будущее ожидает промышленность и аграрный сектор? С какими проблемами столкнется экономика? Кто выиграет, а кто проиграет от присоединения страны к ВТО? И существует ли альтернатива?
1. Основные выводы


  1. ВТО возникла в результате развития неолиберальной глобализации. Образование этой организации и быстрый рост числа ее членов были итогом поражения экономических стратегий конкурирующих с неолиберализмом. Транснациональный капитал получил торговые правила, отвечающие его интересам.

  2. ВТО лишь формально предоставляет государствам равные условия развития. Либерализация внешней торговли работает в интересах боле развитых экономик, прежде всего США и стран Западной Европы. ВТО обеспечивает господство их монополий и подчиняет развитие национальных экономик их интересам. ВТО отличают двойные стандарты. Нормы ВТО призваны подрывать положение конкурентов западных корпораций.

  3. Для многих стран вхождение в ВТО обернулось социально-культурной деградацией и упадком ранее развивавшихся отраслей. В рамках открытой мировой торговли транснациональный капитал сохранял только необходимые производства. Упадок сельского хозяйства и промышленности постсоветских стран вступивших в ВТО во многом является результатом этого шага.

  4. Присоединение хозяйственно «самых передовых в Союзе» прибалтийских стран к ВТО и ЕС привело лишь к их полному производственному упадку. Напротив, те, кто занял более осторожную позицию или не был допущен в ВТО, получили некоторые преимущества развития. Лидером оказалась Россия.

  5. Переговоры о вступлении России в ВТО начались в 1995 году. Их затяжной характер был вызван нежеланием российского крупного бизнеса соглашаться на открытие отечественного рынка. Это касалось как ввоза иностранных продуктов, так и доступа иностранным финансовым институтам к кредитному рынку России. Власти понимали, что присоединение к ВТО на требуемых условиях не пойдет на пользу российским корпорациям и станет новым ударом для слабой национальной экономики.

  6. Даже соглашаясь в переговорах по ВТО на уступки Западу, Россия не могла угодить его корпоративным центрам. Проблема состояла в том, что в РФ сложился собственный центр накопления капитала. Повышение мирового спроса на российское сырье в ходе подъема 2002-2008 годов укреплял позиции России на переговорах по ВТО, поскольку росло влияние и доходность российских монополий. Рост российского внутреннего рынка также мешал России пойти на исполнение всех требований и войти в ВТО. Но принимать РФ как весомого члена в ВТО не хотели.

  7. Резкое изменение мировой рыночной конъюнктуры подтолкнуло власти России активизировать сношения по ВТО, предпринимая разные маневры от отказа от переговоров до угрозы войти в ВТО таможенным союзом с соседними странами. Но кризис снизил для российских корпораций ценность внутреннего рынка и российские власти согласились с большинством требований: было объявлено, что страна войдет в ВТО до конца 2011 года.

  8. Российские сырьевые корпорации – главная заинтересованная сторона в возможном присоединении страны к ВТО. Они рассчитывают увеличить прибыль в результате снятия другими странами (входящими в ВТО) импортных ограничений. Усиление конкурентной борьбы в мировой экономике в 2009-2010 годах привело к очередной активизации переговоров по ВТО.

  9. Российская экономическая политика носит противоречивый характер. Стремление РФ выстроить с соседями общее экономическое пространство – Таможенный союз противоречит стремлению вступить в ВТО. Не случайно ЕС и США рассматривают ТС как враждебную их политике структуру.

  10. Россия продолжает рассчитывать на присоединение к ВТО. Власти отказались исполнять требования ВТО до принятия России в организацию, но они готовы принять эти требования. Прежде всего, они могут пожертвовать протекционизмом и отказаться от политики углубления экономической интеграции с соседями. ТС может быть принесен в жертву принятию России в ВТО и перестроиться по ее требованиям.

  11. Претензии к РФ стран входящих в ВТО, особенно промышленно-развитых, состоят в требовании облегчения вывоза из России сырья и прекращения протекционистской политики. Остро стоит вопрос по российскому автостроению. Поощряемый государством рост автомобильной промышленности мешает сбыту в России продукции уже существующих в других странах производственных мощностей.

  12. Большинству российских предприятий промышленности, торговли и сельского хозяйства не стоит рассчитывать на выгоды от вступления страны в ВТО. Отечественные нефтегазовые и металлургические гиганты предпочитают облегчение сбыта на внешнем рынке необходимости поддерживать российский рынок. Политику РФ контролируют корпорации-экспортеры, а механизмов ее коррекции в интересах развития национального рынка не существует. В РФ протекционизм имеет вынужденный характер. Но его отмена в угоду нормам ВТО чревато экономической катастрофой.

  13. Кризис неолиберальной экономики оказался кризисом ВТО. Организация переживает глубокий, возможно смертельный кризис. В нынешнем виде организация не сможет сохраниться. До начала мирового кризиса в 2008 году вступление в ВТО выглядело как единственный путь развития. Со временем протекционизм начал набирать силу, что создает предпосылки для создания новых крупных рынков на планете защищенных таможенной политикой своих правительств. ТС России, Казахстана и Беларуси является выражением этой исторически передовой тенденции.

  14. В результате соединения типовых проблем развития стран глобальной периферии, как аграрной, так и промышленной, вопрос об изменении международных правил движения товаров, капиталов и рабочей силы обретет в ближайшие годы небывалую остроту. Привилегированное положение западных монополий, защищаемое ВТО, при подчинении их интересам развития стран периферии глобального капитализма становится тормозом экономического прогресса. На смену либеральным торговым установкам ВТО идет не только протекционизм, но и создание новых рынков через интеграцию ранее слабо ориентированных друг на друга национальных экономик.

  15. Сохраняется высокая вероятность того, что Россия не будет принята в ВТО в 2011 году. Для экономики страны это благоприятный сценарий. Но если принятие произойдет, негативные последствия не проявятся сразу, поскольку будет предусмотрен период адаптации. Если страна войдет в ВТО в 2011 году, то в 2012 году негативные последствия еще могут не сказаться вполне. Но затем, возможно в 2013-2015 годах, снижение таможенных пошлин, отмена налоговых льгот и субсидий (в том числе аграрному сектору) начнут быстро сказываться на экономике.

  16. Углубление мирового кризиса грозит привести к падению цен на сырье, что способно сделать власти РФ более уступчивыми по отношению к требованиям лидеров ВТО. Власти могут согласиться на все выдвигаемые требования и, наконец, войти в ВТО. Однако открытие Россией своего внутреннего рынка и дача преференций иностранному капиталу грозит коллапсом национальной экономики.

  17. Санкции ВТО за поддержку сельского хозяйства не затрагивают США. Членство РФ в ВТО сделает ее сельское хозяйство уязвимым. Многие его сегменты могут исчезнуть. Сравнительно чистые продукты будут вытеснены с прилавков ввозимыми дешевыми генетически модифицированные аналогами. Страны пытавшиеся ограничить ввоз такого продовольствия были обвинены ВТО в создании продовольственных барьеров.

  18. В случае принятия России в ВТО переходный период составит от 1 до 7 лет для различных товарных групп. В ходе него снижение таможенных пошлин на промышленные товары составит 8,2-11,1%. Внешнеторговые пошлины на массово производящиеся в стране потребительские товары останутся неизменными. Исключение должны составить автомобили и обувь. Таможенные сборы за ввоз компьютеров и элементную базу должны быть при этом ликвидированы. Предусматривается снижение пошлин на бытовую электронику и электротехнику, а также различное технологическое и научное оборудование. Пошлины сократятся и для лекарств.

  19. Возможность свободно ввозить товары на отечественный рынок сделает бессмысленным вложение иностранных капиталов в российское производство. Товарную экспансию на российский рынок облегчит 80% износ основных фондов в России. Российские фирмы в основном будут проигрывать в конкурентной борьбе. Слабое российское производство электроники, вероятно, не выдержит в числе первых. Импортозамещение потеряет смысл.

  20. После присоединения РФ к ВТО регулирующие возможности государства должны будут уменьшиться. Но макроэкономические условия диктуют увеличение регулирующей роли государства, как по защите экономики, так и по развитию национального потребления. После вступления России в ВТО преимущества отечественных предприятий будут изъяты как недопустимые привелегии в формально равноправном торговом мире. Внутренние цены на энергоносители исчезнут, что резко повысит издержки товаропроизводителей.

  21. Присоединение России к ВТО оставляет немного шансов даже сфере услуг. Туристическая отрасль может чрезвычайно пострадать. Торговля, вероятно, сократится и еще более монополизируется. Банкам придется конкурировать с иностранными кредитными институтами. В итоге сотни отечественных банков разорятся или будут поглощены. Цена кредитов снизится, что можно назвать одним из немногих позитивных результатов членства в ВТО. Однако доступность дешевых кредитов производству не гарантирована. Торговый бизнес также столкнется с высокой конкуренцией иностранных сетей, способных обеспечить более дешевые товары.

  22. Предприятием придется во враждебной среде решать проблему высоких затрат на производство. Поражение многих российских производителей приведет к падению реальных доходов населения, что ослабит национальный рынок. Даже поддержка внутреннего потребления будет работать на внешних производителей. Для вывода продукции на мировой рынок теоретически появится больше возможностей. Фактически, чтобы выйти на него, придется защитить позиции на собственном рынке.

  23. Крах, вероятнее всего, ожидает авиастроение. Он может коснуться производств дорожной, строительной и сельскохозяйственной техники, электроприборов и промышленного оборудования. Тяжело придется химической промышленности. Общее сжатие реальной экономики негативно отразится на всех сферах производства.

  24. Содержание требований к РФ делает переговоры по присоединению страны к ВТО тайными. Ни население, ни руководители большинства предприятий не должны заранее знать, на что дает согласие правительство. Тайная дипломатия не была бы необходима при очевидности выигрышей для экономического развития страны. Вступление в ВТО не только закрепит периферийный – сырьевой характер российской экономики, но также нанесет тяжелейший удар по всему национальному производству.

  25. Как и перед другими странами планеты, перед Россией стоит вопрос слома периферийной модели экономического развития. Для технологического и структурного обновления национального хозяйства необходима активная роль государства. Полезно наращивание расходов на науку и образование. Необходимо множество работающих исследовательских центров. Крайне важно создание рынка для отечественной фабричной продукции внутри страны. Членство в ВТО противоречит решению этих задач.

  26. Для осуществления не сырьевой товарной экспансии на внешние рынки российские предприятия должны окрепнуть на собственном защищенном рынке. Именно от такого пути Россия отказывается для многих отраслей, присоединяясь к ВТО. После потрясений 2008 года важнейшую ценность в мировом хозяйстве приобретают рынки сбыта. Защита внутреннего рынка чрезвычайно важна для развития экономики России.

  27. При присоединении России к ВТО в условиях нового ухудшения мировой конъюнктуры, ожидаемого на ближайшие годы (повторный крах спекуляций на сырьевых и фондовых рынках), вероятно ускорение схлопывания экономики. Снижение мировых цен на газ, нефть и металлы способно крепче привязать сырьевые монополии к покупателям. В этом случае борьба против ВТО в России примет еще более глубокий общественный характер. Социально-политический кризис в стране обострится, что породит политические потрясения. Экономическая политика изменится. В результате исправление «ошибок» и выход из ВТО может стать делом нового российского правительства.

  28. ВТО имеет реальную альтернативу, и развивать ее способна именно Россия. Эта альтернатива – объединение экономик-соседей с созданием общего правового поля. Аналогичные структуры уже складываются в Латинской Америке и Азии. Расширение общего хозяйственного пространства, соединяясь с политикой развития потребления и передовых отраслей, может захватить многие страны Восточной Европы и Средней Азии.

  29. В условиях продолжающегося глобального экономического кризиса, особенно обострившегося в США, Европейском Союзе и Японии, можно с большой вероятностью предположить усиление агрессивности внешней экономической политики вышеназванных лидеров капиталистической системы в рамках ведущихся с 1991 года Дохийского раунда переговоров.



2. Неолиберализм и происхождение ВТО
Всемирная торговая организация возникла не на заре глобализации, а на ее пике – в 1995 году, как продолжение ГАТТ. Создание ВТО стало плодом длительной работы по переформатированию старого экономического пространства и вытеснения стратегий, конкурирующих с неолиберальной доктриной. После тяжелого кризисного периода 1973-1982 годов мировое хозяйство вошло в качественно новую фазу развития. Для транснациональных корпораций было важно устранить препятствия на пути к локальным рынкам. Должны были появиться не только новые торговые правила, но и их регулятор, контролируемый США и их ближайшими партнерами. Эта задача была успешно решена благодаря созданию ВТО.
Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк (ВБ) и ВТО (до 1995 года ГАТТ) стали «дьявольской троицей» (Unholy Trinity) глобальной экономики 1982-2008 годов. Они действовали в симбиозе. Сфера их влияния постоянно расширялась, а сторонников развития, независимого от норм ВТО, становилось среди правительств все меньше. Из постсоветских государств к ВТО присоединились Грузия, Киргизия, Армения и Украина. Такое же решение приняли все прибалтийские республики. Вступление в ВТО было связано с большими ожиданиями, которые вряд ли сегодня можно назвать оправдавшимися. Но надежды все еще остаются. Их крах способен многому научить тех, кто еще стоит на пороге ВТО.
До открытия в 2008 году глобального кризиса ВТО казалась единственной альтернативой. Она формально создавала равные условия развития. Все члены организации обязаны были предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле. Фокус состоял в том, что либерализация торговых отношений и их формальная демократичность оказывались на руку наиболее сильным игрокам. Протекционизм всегда был оружием слабых национальных хозяйств. За свободу торговли в экономической истории выступали наиболее развитые страны: сначала это была Англия, затем – Соединенные Штаты.
После краха европейских колониальных империй в мире сложилось множество независимых государств. Многие из них мечтали построить независимую экономику. Был популярен девелопментализм – концепция модернизации, направленная на превращение слаборазвитых стран в развитые капиталистические государства. И хотя США выступали за освобождение чужих колоний, подобный курс новых независимых государств создавал для них определенные трудности. Сырье дорожало; вырученные деньги пускались странами периферии на развитие обрабатывающей промышленности, что было дополнительной проблемой для западных монополий.
В 1973 году страны поставщики нефти в лице ОПЕК повысили мировые цены на нефть. Экономики индустриально развитых стран оказались в очень непростом положении. Сырьевой кризис 1960-1970-х годов достиг кульминации. На помощь передовым капиталистическим экономикам пришел СССР. Он предложил альтернативную поставку сырья – нефти и газа. Со временем корпорации стран центра экономики планеты снова заставили «третий мир» играть по своим правилам. Так были заложены основы ВТО, а Россия заняла свое особое место в глобальном обмене.
Поток нефтедолларов, хлынувший в нефтедобывающие страны периферии, создал там кризис перенакопления. Далеко не все государства, чьи доходы резко выросли, были способны эффективно их инвестировать, а частный капитал этих стран с самого начала был ориентирован на то, чтобы инвестировать хотя бы часть своих средств в надежных и эффективных экономиках Запада. В итоге огромные средства, перечисленные Европой и США в виде платы за подорожавшую нефть, вернулись на Запад в форме банковских вкладов. Это, в свою очередь, вызвало кризис перенакопления в банковской сфере, которая не могла справиться с возросшим объемом капитала. Кредиты предоставлялись под символические проценты, порой ниже уровня инфляции. Деньги возвращались на периферию (перераспределяясь от богатых нефтью стран к странам, богатым трудовыми и минеральными ресурсами), вкладываясь в проекты, эффективность которых никто толком не оценивал, да её и невозможно было в сложившихся обстоятельствах точно оценить. Значительная часть средств перешла к странам Восточного блока (Польша, Румыния и СССР). После того, как нефтяные цены стабилизировались, инфляция в Европе и США была взята под контроль, а банковские проценты выросли, разразился долговой кризис, ударивший больнее всего по Латинской Америке и Восточной Европе (в значительной мере он предопределил «сдачу» Советским Союзом своих позиций в этом регионе к концу 80-х годов). Реструктуризация долгов проводилась под контролем МВФ, который требовал от должников радикального изменения экономической политики. По итогам навязанных фондом программ структурных преобразований (Structural Adjustment Programms – SAPs) не только изменились правила игры в периферийных странах и в мировой экономике, но трансформировались социальные отношения, политическая жизнь и господствующая идеология в затронутых этим процессом странах. Сопротивление курсу Запада было сломлено, а создаваемая на этой основе Всемирная торговая организация должна была заменить новые правила игры.
Предшественником ВТО было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), рожденное в 1947 году. Преобразование этого соглашения в новую организацию, расширение сферы ГАТТ и увеличение числа ее членов шло особенно активно после 1986 года. В повестке регулярных встреч на первом месте стояло снижение прямых и скрытых таможенных пошлин, а также устранение ограничений на ввоз зарубежных товаров. Итогом этого процесса стало подписание в 1994 году соглашения о создании ВТО. Штаб-квартирой новой организации стала Женева. Она получила постоянную структуру: Министерскую Конференцию ВТО (собирающуюся не реже чем раз в два года), Генеральный Совет ВТО и подконтрольную ему специальную комиссию по наблюдению за торговой политикой стран-участниц. Генеральному Совету подчинены также другие комиссии и группы. Они отвечают за подготовку документов, сбор информации и иную деятельность. Возглавляет ВТО Генеральный директор, располагающий особым секретариатом.
Организация быстро росла. К середине 2008 года в ВТО входило 153 государства. На их долю приходилось 97% мировой торговли. Однако ВТО стала не демократическим сообществом товарного обмена, а воплощением определенной доктрины – неолиберализма. Организация изначально должна была служить усилению финансовых корпораций стран центра и выстраиванию мировой экономики по их лекалам. Не случайно, бывшие члены советского лагеря в рамках международного торгового обмена смогли занять только те ниши, где имелись свободные места. Конкурирующие производства были не нужны основателям ВТО и не могли безболезненно встроиться в глобальный рынок. Поэтому вывоз сырья, иной нетехнологичной продукции и дешевой качественной рабочей силы стали «привилегиями» постсоветских экономик.
В неолиберальной экономической теории такое «равноправие» нашло простое объяснение. Эксперты категорично заявляли, что существует объективная предрасположенность стран к определенному отраслевому типу. Определяют ее природные ресурсы, избыток или недостаток рабочих рук, доступ к водным путям и ключевым рынкам, ландшафт и климат. Если у России в избытке имеются нефть и лес, то заниматься надо ими, а не электронными технологиями и авиастроением. Между тем, все развитие мировой экономики противоречило такому «естественному» подходу. Промышленный триумф Северной Европы был связан с ее аграрной бедностью, а не только наличием ископаемых. Индустриальная революцию в Англии конца XVIII века была порождена нехваткой ресурсов в изобилии имевшихся в других странах. Защищаясь от конкурирующих экономик, страны выстраивали передовые отрасли.
Крушение планового хозяйства в России и принятие либеральных правил регулирования сделали многие отрасли почти не защищенными. Рынок сбыта их продукции крайне сузился. Разрушение внутреннего рынка, который никто не поддерживал, нельзя было заменить внешним рынком. Все места были заняты. Именно поэтому многие республики бывшего СССР не вошли незамедлительно в ВТО в 1990-е годы. Присоединение хозяйственно «самых передовых в Союзе» прибалтийских стран к ВТО и ЕС привело лишь к их полному производственному упадку. Напротив, те, кто занял более осторожную позицию или не был допущен в ВТО, получили некоторые преимущества развития.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Института глобализации и социальных движений iconДоклад Института глобализации и социальных движений
Более суток российские телеканалы как по команде хранили молчание. Ничего внятного не могли сообщить дипломаты сша, РФ и других стран....

Доклад Института глобализации и социальных движений iconДоклад Института глобализации и социальных движений
Штатов в отношении Евросоюза. Каковы перспективы евро? Чего стремятся избежать власти ес? В какой денежной политике Евросоюза заинтересованы...

Доклад Института глобализации и социальных движений iconI nstitute for globalization and social movements
К такому заключению пришли специалисты Центра социально-политических исследований Латинской Америки Института глобализации и социальных...

Доклад Института глобализации и социальных движений iconОбзор прессы
Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений. (Досье. Борис Кагарлицкий родился в 1958 г в Москве, российский...

Доклад Института глобализации и социальных движений iconОсобенности мирового и российского рынков корпоративных облигаций в условиях глобализации
Диссертация выполнена в центре проблем глобализации российской экономики Учреждения Российской академии наук Института экономики...

Доклад Института глобализации и социальных движений iconТема: «Влияние глобализации на повседневную жизнь человека»
Темой моей исследования является влияние глобализации на повседневную жизнь человека. Глобализация охватывает наиболее важные аспекты...

Доклад Института глобализации и социальных движений iconУрок Тема: страны азии
Азии в 20-30 е годы; проиллюстрировать все сказанное конкретными примерами из истории национально-освободительных движений в Китае...

Доклад Института глобализации и социальных движений iconМассовая коммуникация и современные тенденции глобализации
Иванов вилен Николаевич – член-корреспондент ран, заместитель директора Института социально-политических исследований ран. Назаров...

Доклад Института глобализации и социальных движений iconНациональная политика развития интеллектуального капитала с позиции...
Заведующий кафедрой экономики, учета и финансов Института последипломного образования нупт заведующий экономико-правовым отделом...

Доклад Института глобализации и социальных движений iconВарианты контрольных работ по истории для студентов заочного отделения
Понятие глобализация. Многоаспектность процессов глобализации. Противоречия процессов глобализации. Последствия глобализации






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную