Муниципальное образовательное учреждение
Шипиловская основная общеобразовательная школа Утверждаю
директор__________Орлова Т.В.
приказ №____от РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для 7 класса
2013-2014 уч. год
Составитель:
Яблокова Наталья Валентиновна
2013 год Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Преподавание обществознания в 7 классе ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.
Первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении( тема « Человек среди людей»)
Тема « Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм , в том числе правовых , в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка.
Тема « Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики- производства, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики- потребителей и производителей.
Тема « Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.
Изучение обществознания в 7 классе – это второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учётом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Каждая тема программы 7 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год, из расчета 1 час в неделю. Резерв учебного времени в количестве 5 часов рассчитан на вводный урок, а также проведение повторительно - обобщающих уроков , контрольных работ после прохождения основных тем курса.
Программа ориентирована на учебник -« Обществознание 7» под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. Л. Ф. Ивановой, Москва «Просвещение» 2010г. Учебник включен в федеральный перечень учебников РФ на 2011-2012 учебный год, рекомендованы МО РФ.
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,
диктанты (используется текст с ошибками),
анализ схем, таблиц,
фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль – тестовая работа.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
а) Декларация прав ребенка;
б)Конвенция о правах ребенка.
Цели изучения курса:
Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
КОМПЕТЕНЦИИ
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
| умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного , воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя;
| Умение высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы;
| Умение анализировать, делать выводы;
| Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя)
| Умения раскрыть содержание иллюстрации;
| Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты
| Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.
| Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.
| ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
| Объяснять значение обществоведческих понятий;
| умения давать самостоятельную оценку процессам, явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
| умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать аргументы;
|
Тематическое планирование
№ темы
|
Тема
| КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
|
| Введение
| 1 час
| 1
| Раздел 2. Основы обществознания.
Тема 1. Человек и другие люди
|
6 часов
| 2
| Тема 2. Человек и закон
| 12 часов
| 3
| Тема 3. Человек и экономика
| 10 часов
| 4
| Тема 4. Человек и природа
| 4 часа
| 5
| Обобщающее повторение.
| 1 час
|
| Итого:
| 34 часа
| Учебно-методический комплекс
Программа
| Класс
| Учебник
| Пособие для учителя
| Пособие для учащихся
| Контрольно-измерительные материалы
| Авторская программа Л. Н. Боголюбова(2-е издание, Москва, «Просвещение», 2010г.)
| 7
| Обществознанuе. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов (и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011
| Обществознанuе. 7 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов (и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2009. Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 7 класс –М: ВАКО, 2011.-320с.-(В помощь школьному учителю) Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н.· Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : методическое пособие для учителя с дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. Школа-Пресс, 2010
| Обществознанuе. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М.: Просвещение, 2011.
| «Обществознание»
7 класс Тестовые задания. Издательство «Учитель» 2010
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
| Дата
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Основные понятия
| Вид
контроля
измерители
| Домашнее задание
|
| 1
| 08.09.11
| Введение
| 1
| Урок изучения нового материала
| Знакомство с курсом «Обществознание»
| Обществоведение, человек, общество
| Анализ учебника
| Стр.5-8
| Тема 1. Человек и другие люди(6часов)
| 2.
| 15.09.11
| Отношения между людьми.
Межличностные отношения.
| 1
| Урок изучения нового материала
ИНМ
| Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувства в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество
| Сотрудничество, соперничество
| Работа с текстом учебника.
Индивид. тест
| §1
Работа с текстом учебника с18№3
Р.т.№5,7
| 3
| 22.09.11
| Ты и твои товарищи.
Социальные группы
| 1
| КУ
| Социальные группы (большие и малые) Одноклассники, сверстники, друзья. Формальные и неформальные группы. Лидеры. Групповые нормы.
| лидеры
| Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их
Индивид. тест
Работа в тетради
| §2. «В классе и дома», №9, письменно
С 30-31 №6,9, Р.т.№7,5
| 4
| 29.09.11
| Общение – форма отношения человека к окружающему миру.
| 1
| КУ
| Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
| Общение, сверстники
| Работа в группах по заданиям
Индивид. тест,
Работа в тетради
| §3 , с 43 №3, с.42
Р.т.№8,6,7
| 5
| 06.10.11
| Почему нужно быть терпимым.
Человек среди других людей
| 1
| КУ
| Солидарность, лояльность, толерантность. Пути достижения взаимопонимания.
| Солидарность, толерантность, Взаимопонимание
| Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их
| §4 Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их
| 6
| 13.10.11
| Конфликты, причины их возникновения.
Практическая работа «Разрешение кон-фликтных ситуаций»
| 1
| КУ
| Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Агрессивное поведение. Как победить обиду и установить контакт.
| Агрессивность
| Работа в группах по заданиям.
Работа в тетради
| §4. « В классе и дома №4, №5
Р.т.№2
| 7
| 20.10.11
| Повторение: "Человек среди людей".
| 1
| Контроль знаний
|
|
| Моделирование различных ситуаций, анализ текста.Работа в тетради С.16-18
Понятийный диктант
Тест
| Стр56
Повторить понятия
| Тема 2. Человек и закон (12 часов)
| 8
| 27.10.11
| Что значит жить по правилам.
| 1
| КУ
| Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
| Привычка, ритуал, обычаи, обряд, церемония
| Лабораторная работа в группах по заданиям, работа с документами. Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях
Работа в тетради
Индивид. тест
| §5
Подготовить пословицы и поговорки по теме
Р.т.№4,6,7
| 9
| 11.11.11
| Права и обязанности граждан
| 1
| КУ
| Права человека. Кто и как обеспечивает ваши права
| Гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, культурные права
| Составить таблицу «Гражданские и политические
права».
| §6, «В классе и дома»,с. 76 №1 3, 4 письменно сделать подборку статей из газетных материалов по теме.
| 10
| 18.11.11
| Права и обязанности граждан.
Практическая работа
Работа с документами
«Права и обязанности несовершеннолетних»
| 1
| КУ
| Где проходит граница прав человека? Не прав, нет обязанностей.
| Право
| Работа с документами. Составить словарик темы
вопросы. Перечислить свои права
| §6,
Р.т.№7
| 11
| 25.11.11
| Почему важно соблюдать законы
| 1
| КУ
| Наша страна в период Смутного времени. Закон устанавливает порядок в обществе.
| Конституция, свобода, юрист, порядок, справедливость, Смутное время, безвластие, анархия, проступок, преступление, кодекс,
| Разбор и анализ документов.
Работа в тетради
| §7
Эссе, как вы понимаете свободу в поступках.
Р.т.№7
| 12
| 2.12.11
| Почему важно соблюдать законы
Практическая работа
в группах с текстом Конституции РФ
| 1
| КУ
| Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободного поведения.
| безвластие, анархия, проступок, преступление, кодекс
| Работа в группах по карточкам.
Индивид. тест
| §7
Р.т.№7
| 13
| 9.12.11
| Защита Отечества
| 1
| КУ
| Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовь себя к исполнению военного долга.
| Патриот, долг, обязанность, мобилизация, регулярная армия, рекрутская система, повестка, контракт, военная присяга, устав, вооруженный конфликт, военная подготовка
| Составить словарик темы.
Нарисовать картинки по данной тематике урока.
Работа со схемами
Индивид. тест Работа в тетради
| §8
Р.т.№4,6,7
| 14
| 15.12.11
| Что такое дисциплина
| 1
| КУ
| Дисциплина общеобязательная. Дисциплина специальная.
| Дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, трудовая дисциплина, самодисциплина
| Составить словарик темы.
Работа в тетради
| §9
Привести примеры из литературных произведений
| 15
| 22.12.11
| Что такое дисциплина
Практическая работа
«Анализ ситуаций по заданной теме»
| 1
| КУ
| Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание
| воинская дисциплина, мораль, общественный порядок, санкция, самоконтроль, воля,
| Практическая работа
Тест
| §9
Р.т.№5-8
| 16
| 29.12.11
| Виновен - отвечай
| 1
| КУ
| Знать закон смолоду. Законопослушный человек.
| Закон, преступление, наказание, воспитательно- трудовая колония, противозаконное поведение,
| Составить словарик темы, схему «Виды право- нарушений», таблицу «Признаки преступления »
| §10, «В классе и дома», №6, письменно.
Р.т.№7-8
| 17
| 12.01.12
| Виновен- отвечай
Практическая работа с нормативно правовыми документами
| 1
| КУ
| Противозаконное поведение. Закон наказывает.
| проступок, мораль, табу, принцип талиона, грабеж, кража, ущерб, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, несовершеннолетие, подстрекатель, штраф, соучастник
| Практическая работа с нормативно правовыми документами,
| §10, Сделать подборку из газетных статей
| 18
| 19.01.12
| Кто стоит на страже закона
| 1
| КУ
| На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Что такое полиция? Подразделения криминальной полиции и полиции общественной безопасности.
| Милиция, прокуратура, Федеральная служба безопасности, таможня, нотариус, наследство, лицензия ,суд,
правосудие, уголовный розыск, ГИБДД
| Составить схему «Структура правоохранительных органов Р.Ф.
§ 11.
Составить словарик темы
| §11,с.128 №7
Р.т.№6
Подготовиться к тесту и понятийному диктанту.
| 19
| 26.01.12
| Обобщающий урок по теме: «Человек и закон»
| 1
| ИК
|
| Общение, межличностные конфликты, конфликтная ситуация, стратегия поведения.
| Понятийный диктант
Тест
|
| Тема 3. Человек и экономика ( 10 часов )
| 20
| 2.01.12
| Экономика и ее роль в жизни общества
Основные вопросы экономики
| 1
1
| УИНМ
| Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики-потребители, производители
| Экономика, производство, технология,
Основные вопросы экономики, экономический выбор, эмоциональное решение, рациональное решение, натуральное хозяйство, товар, товарное хозяйство, Потребитель, доход, прибыль,
| Составить схему «Сферы экономики»
Групповая работа, работа со схемами и таблицами.
Работа в тетради
| §12, «В классе и дома», с136 №1-3 письменно. Написать мини-сочинение «Все работы хороши- выбирай на
вкус!»
|
21
| 9.02.12
| Золотые руки работника
Мастерство работника.
| 1
| КУ
| Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
| Труд, мастер, народные промыслы, квалификация, труд ручной, умственный, физический, зарплата, производительность труда, степень риска, условия труда.
| Составить схему «Факторы, влияющие на производительность труда»
Работа в тетради
| §13 Подобрать пословицы и поговорки о труде. Подготовить сообщения по газетным статьям о людях труда
Р.т.№7, с.150№4
| 22
| 16.02.12
| Производство, производительность труда.
| 1
| КУ
| Производство, произво-дительность труда и факторы, влияющие на произво-дительность труда. Роль в разделении труда в развитии производства.
| Производство, экономический продукт, потребность, технология,
| Групповая работа с документами, Индивид. тест Работа в тетради
| §14.с.160 №6
| 23
| 23.01.12
| Производство: затраты, выручка, прибыль
Практическая работа
Решение познавательных задач
| 1
| КУ
| Издержки производства. Что и как производить. Затраты, выручка и прибыль производителя.
| Затраты производства, стоимость сырья, аренда, разделение труда, производительность труда, выручка, прибыль, налог.
| Практическая работа
Решение познавательных задач
| §14. Р.т.№7-8
| 24
| 1.03.12
| Виды и формы бизнеса
| 1
| КУ
| Роль предпринимательства в развитии экономики. Виды бизнеса. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности
| Бизнес, бизнесмен, инициативность, меценатство, финансы, прибыль, купля-продажа, кредит, собственность,
| Проект Мой бизнес
Групповая работа с дополнительным материалом, кроссворд
Индивид. тест Работа в тетради
| §15,с.168 №1-2
Р.т.№6
| 25
| 15.03.12
| Практическая работа.
«Составление бизнес-плана».
| 1
| КУ
| Составление бизнес-плана.
| Индивидуальное предпринимательство, товарищество, акционерное общество, акция, акционер, наемный работник
| Практическая работа.
Опрос
| §15
| 26
| 22.03.12
| Обмен, торговля, реклама.
| 1
| КУ
| Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
| Обмен, общественное разделение труда, товар, стоимость, цена, бартер,
Бренд, товарный знак, потребитель
| Работа с дополнительным материалом, тест
Работа в тетради
| §16
Нарисовать рекламу своего товара
С.178№2,5
| 27
| 3.04.12
| Деньги. Функции денег.
| 1
| КУ
| Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
| Бартер, эквивалент, товар-посредник, стоимость, делимость, монета, банкнота, кредитная карточка, средства платеже. Валюта, конвертируемость.
| Работа со схемами и доп. Материалом
Индивид. тест Работа в тетради
| §17,
«В классе и дома», №1, письменно
Р.т.№7-8
| 28
| 10.04.12
| Экономика современной семьи.
| 1
| КУ
| Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства
| Семейное хозяйство. Материальные ресурсы, трудовые ресурсы, проценты, ссуда, лимит, семейный бюджет
| Работа с дополнительным материалом,
кроссворд
| §18 Написать мини – сочинение «Наш семейный бюджет» Подготовиться к тестам, понятийному диктанту
С.197№3
| 29
| 17.04.12
| Обобщающий урок по теме «Человек и экономика»
| 1
| КЗ
| тестирование
|
| Практическая работа
Тест
|
| Тема 4. Человек и природа (4 часа)
| 30
| 24.04.12
| Воздействие человека на природу.
Человек - часть природы
| 1
| УИНМ
| Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
| Экология. Исчерпаемые и неисчерпаемые источники. Загрязнение атмосферы, почв и воды.
| Работа с дополнительным материалом, групповые задания
Работа в тетради
Индивид. тест
| §19,
«В классе и дома», №1, письменно.
С212№1,3
| 31
| 3.05.12
| Охранять природу – значит охранять жизнь.
| 1
| ИК
| Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
| Охрана природы. Браконьерство. Экологическая мораль. Три правила экологической морали.
| Групповая работа с документами
Индивид. тест
Работа в тетради
| §20 Подготовить сообщения по газетным статьям
| 32
| 10.05.12
| Значение земли и других природных ресурсов. Практическая работа
Создание плаката «Береги природу!
| 1
| ИК
| Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
|
| Групповая работа с документами
| Сообщение «Глобальные проблемы»
| 33
| 17.05.12
| Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды.
| 1
| КУ
| Участие граждан в природоохранительной деятельности.
| Законы об охране окружающей среды. Организации.
| Групповая работа с документами
Работа в тетради
Индивид. тест
| §21
Р.т.№6-7
Оформить памятку «Что может сделать гражданин для защиты природы»
| 34
35
| 25.05.12
| Обобщающее повторение.
| 1
|
|
|
| Проблемные ситуации и вопросы
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
|