Скачать 244.93 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ» Кафедра Экономики ![]() УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Экономика отраслевых рынков» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений направлений 080500.62 «Менеджмент» и 080100.62 «Экономика» Москва, 2009 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ» Кафедра Экономики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Экономика отраслевых рынков» для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений направлений 080500.62 «Менеджмент» и 080100.62 «Экономика» Москва, 2009 Данную программу разработал доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Института международных экономических связей Шаталин Юрий Александрович. Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений, направлений 080500.62 «Менеджмент» и 080100.62 «Экономика» Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры: Протокол от «___» ___________2009 г. № ____________ Заведующий кафедрой _____________ / / (подпись) (ФИО заведующего кафедрой) Срок действия рабочей программы продлен на: 2010 / 2011 учебный год _______________ /__________________/ (подпись) (ФИО заведующего кафедрой) 2011 / 2012 учебный год _______________ /__________________/ (подпись) (ФИО заведующего кафедрой) 20___ / 20___ учебный год _______________ /__________________/ (подпись) (ФИО заведующего кафедрой) 20___ / 20___ учебный год _______________ /__________________/ (подпись) (ФИО заведующего кафедрой)
1. Организационно-методические указания С переходом российской экономики к рынку изменились и усилились требования к профессии экономиста. Это связано с необходимостью освоения и использования прежде невостребованных экономических концепций, относящихся к специфике рыночной экономики и присущих современным научным взглядам на экономическую реальность и деятельность. Сказанное в полной мере относится к изучению сравнительно новой в отечественном высшем образовании учебной дисциплины, именуемой «Экономика отраслевых рынков». В американской версии соответствующий раздел экономической теории называется «Industrial Organization», а в западноевропейском варианте «Industrial Economics». Исследовательский интерес к этому направлению в экономической науке возрастает всякий раз по мере того, как разражается очередной экономический кризис. Государственный стандарт высшего образования включает дисциплину «Экономика отраслевых рынков» в учебные планы подготовки бакалавров по экономическим и управленческим специальностям. Объектом изучения в указанной дисциплине является механизм, приводящий производственную деятельность в гармоничное соответствие со спросом на товары и услуги. В качестве такого механизма рассматривается совершенный рынок, перебои в функционировании которого влияют на процесс удовлетворения экономических потребностей. Предметом анализа отраслевой организации рынков является взаимодействие субъектов на отраслевом рынке. Данная учебная дисциплина является как теоретическим курсом, так и основой для эмпирических исследований, использующих весь набор инструментов, имеющихся в распоряжении экономической науки. Программа данного курса предусматривает, что в результате его изучения студент должен получить представление:
Наряду с этим студент должен усвоить:
Учебный процесс в рамках данной дисциплины включает:
Программа дисциплины включает 12 тем и предусматривает проведение зачета в качестве мероприятия по итоговому контролю знаний. 2.Тематический план дисциплины 2.1. Учебно-тематический план Очная форма обучения (4 курс, 8 семестр) (направление 080100.62 «Экономика»)
Очно-заочная форма обучения (5 курс, 9 семестр) (направления 080500.62 «Менеджмент» и 080100.62 «Экономика»)
Заочная форма обучения (5 курс) (направления 080500.62 «Менеджмент» и 080100.62 «Экономика»)
2.2. Содержание тем Тема 1. Объект анализа отраслевой организации рынков Предмет курса. Цель и подходы к исследованию товарных рынков. Субъекты отраслевого рынка. Основные характеристики структуры отраслевого рынка. Подходы к определению границ отраслевого рынка и способы их установления. Модели и виды отраслевых рынков. Отраслевая классификация. Оценка концентрации продавцов и покупателей на отраслевом рынке. Индекс концентрации. Показатель Херфиндаля-Хиршмана. Тема 2. Отраслевой рынок и дифференциация продукта Сущность дифференциации продукта. Показатели измерения степени дифференциации продукта на отраслевом рынке. Дифференциация продукта и градация отраслевых рынков. Бренд на отраслевых рынках и его оценка как нематериального актива. Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции. Чемберлин о пределах дифференциации продукта и развитие его идей в модели Диксита-Стиглица. Модель Бертрана. Модель вертикальной дифференциации продукта. Модель горизонтальной дифференциации продукта. Модель Ланкастера. Перспективы развития дифференциации продукта. Тема 3. Барьеры входа-выхода фирм на отраслевой рынок Понятие и сущность барьера входа-выхода фирмы на рынок. Классификация рынков по уровню входных барьеров. Виды нестратегических барьеров входа фирм на рынок. Барьеры социально-экономического характера. Разновидности правительственных барьеров. Гражданские барьеры. Стратегические барьеры входа выхода фирм на рынок и их характеристика. Неценовые стратегические барьеры. Барьеры выхода фирм с рынка. Статистические характеристики входа-выхода фирм на рынок. Тема 4. Фирма как субъект отраслевого рынка Признаки фирмы как субъекта рынка. Концентрация производителей и эффект масштаба. Современные подходы к характеристике природы фирмы. Альтернативные цели фирмы. Стратегический подход к анализу природы фирмы. Активная фирма на отраслевом рынке. Рыночная власть фирмы и её показатели. Трактовка рыночной власти фирмы на отраслевом рынке. Коэффициент Бейна. Коэффициент Лернера. Коэффициент Тобина. Сильный бренд как показатель рыночной власти фирмы. Тема 5. Стратегия расширения масштабов бизнеса Поглощение и слияние фирм. Мотивы и выгоды от слияния фирм. Практика поглощения и слияния фирм. Классификация слияний и поглощений. Виды сделок по слиянию и поглощению фирм. Аллокативное поглощение. Управленческие поглощения. Условия, ограничивающие слияния и поглощения. Особенности слияний и поглощений на современном этапе. Виды глобальных корпораций и их стратегические решения в области слияний и поглощений. Тема 6. Вертикально интегрированные структуры на отраслевых рынках Побудительные мотивы фирм к вертикальной интеграции. Интеграционные процессы на отраслевых рынках. Интеграция и аутсорсинг. Виды интеграции. Ограничивающие условия для вертикальной интеграции и их типы. Вертикальная интеграция как фактор усиления рыночной власти. Вертикальная интеграция как барьер входа на рынок. Снижение затрат и вытеснение конкуренции как следствие вертикальной интеграции. Тема 7. Характеристика основных отраслевых рыночных структур Монополия на отраслевом рынке. Особенности рынка с естественной монополией. Ценообразование на рынке естественной монополии. Некооперативные модели стратегического взаимодействия фирм на отраслевом рынке. Классификация стратегического взаимодействия фирм. Модель Курно. Парадокс Бертрана. Модель Эджворта. Характеристика и поведение доминирующей фирмы с конкурентным окружением. Модель Штакельберга. Модель Форхаймера. Картелирование на отраслевом рынке. Тема 8. Информационные проблемы функционирования отраслевых рынков Причины и общие проблемы ограниченности информации. Ограниченность информации о качестве товара. Рынок «лимонов». Экспериментальная проверка гипотезы Акерлофа. Способы преодоления несимметричности информации о качестве товара. Ограниченность информации о цене товара. Модель «ловушка для туриста». Неинформированные туристы и аборигены. Теория сигналов и информационная роль рекламы. Ценовые и неценовые сигналы. Тема 9. Дискриминационное ценообразование на отраслевых рынках Феномен ценовой дискриминации и её экономическая суть. Условия использования ценовой дискриминации. Дискриминационное ценообразование в практике продаж. Три степени ценовой дискриминации. Воздействие ценовой дискриминации на экономические процессы. Положительные и негативные последствия ценовой дискриминации. Тема 10. Государственная политика в отношении несостоятельных рынков Подходы к оценке несостоятельного отраслевого рынка. Регулирование функционирования отраслевого рынка как форма прямого вмешательства в его деятельность. Формы регулирования естественных монополий. Дерегулирование отраслевых рынков. Государственная антимонопольная политика и её теоретические основы. Особенности государственной политики в отношении монопольных структур, слияния и поглощения фирм, а также в отношении фиксации цен и ценовой дискриминации. Тема 11. Место блока результативности в гарвардской парадигме Подходы к исследованию и сущность результативности отраслевых рынков. Система факторов, определяющих результативность отраслевого рынка. Многоуровневый подход к оценке результативности рынка. Влияние результативности рынков на экономический рост. «Локомотивные» отраслевые рынки и развитие внутреннего спроса. Результативность индустриальной политики. Результативность сетевых структур и кластеров. Тема 12. Результативность функционирования отраслевых структур Результативность деятельности фирм в национальной экономике. Результативность деятельности монополии. Последствия монополизации отраслевого рынка. Х-неэффективность и Х-эффективность. Социальные издержки монополизации. Результативность функционирования естественных монополий. 3. Темы рефератов
4. Литература 7. Литература по дисциплине (основная и дополнительная) Основная литература
Дополнительная литература:
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ в рабочую программу дисциплины «Экономика отраслевых рынков» для направлений 080100.62 «Экономика» и 080500.62 «Менеджмент»
ОПИСАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
|
![]() | Ноу впо «Институт международных экономических отношений». Экономика отраслевых рынков | ![]() | Дисциплина «Экономика отраслевых рынков» относится к дисциплинам по выбору вариативной части цикла (гуманитарный, социальный и экономический... |
![]() | Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков: учебник. – М.: Юрайт, 2011. Глава п. 1,2,3 | ![]() | В теории отраслевых рынков рассматриваются закономерности формирования и функционирования отраслевых рынков, основные мотивы поведения... |
![]() | Экономика отраслевых рынков магистерская программа 080106. 68 «Экономика фирмы и отраслевых рынков» | ![]() | «Экономика», магистерская программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков», очной и заочной форм обучения |
![]() | Дисциплина «Экономика отраслевых рынков (продвинутый курс)» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла дисциплин... | ![]() | Процессы слияния и поглощения компаний на отраслевых рынков, преимущества и недостатки слияний конкретных фирм, анализ эффектов от... |
![]() | Экономику отраслевых рынков1 можно определить как науку об особенностях организации и экономических последствиях функционирования... | ![]() | Аналитический аппарат теории отраслевых рынков может использоваться как для анализа российских, так и зарубежных рынков. В курсе... |