Урок по теме «Новые индустриальные страны Азии»






Скачать 89.72 Kb.
НазваниеУрок по теме «Новые индустриальные страны Азии»
Дата публикации13.07.2015
Размер89.72 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Экономика > Урок
Урок по теме «Новые индустриальные страны Азии»

Класс: 11

Тип урока по дидактической деятельности: изучение новой темы

Тип урока по познавательной деятельности: проблемный

Цель урока: Формирование у учащихся умения критического анализа учебного материала, способности ее систематизации, оценки о важнейших чертах и особенностях экономики новых индустриальных стран Азии, выявление причин и факторов их быстрого развития.
Задачи:

1. Изучить особенности экономического развития НИС Азии.

2. Развивать у школьников: мышление, умение анализировать и систематизировать изученный материал, пользоваться источниками географической информации.

3. Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, экран, доска, настенная политическая карта Азии, статистические данные, атласы.

Структура урока:

Этапы

Ход урока

Виды деятельности

I.

Организационный

Беседа

II.

Постановка темы и цели урока

Беседа

III.

Изучение нового материала

Самостоятельная практическая работа

IV.

Закрепление

Беседа

V.

Подведение итогов





Ход урока: слайд 1

I. Организационный момент (оценка готовности класса к уроку, психологическое состояние учащихся)

II. Постановка целей и задач.

Здравствуйте! Сегодня поговорим о странах, которые вызвали немало споров и интереса.

Слайд2

Вопрос классу: Какие страны зарубежной Азии в последние годы развиваются быстрыми темпами? Как называют эти страны?

Вот что сказал об этом Максаковский: Возникновение новых индустриальных стран Азии – настолько важное и неординарное явление современности, что анализу его посвящена обширная отечественная и зарубежная литература.

Выступление учителя.

Слайд3

Вопрос классу: Как, вы, думаете почему назвали эти группы новыми индустриальными странами?

Слайд 4 Учитель: Процессы дифференциации, протекающие во всех системах мировой экономики, привели к выделению особой группы стран, получивших название “новые индустриальные страны” (НИС).

Статус “НИС” страна приобретает по следующим критериям, установленным по методике ООН:

- размер ВВП на душу населения;

- среднегодовые темпы его прироста;

- объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

- объем прямых инвестиций за рубежом.

Слайд 5

Новые индустриальные страны Азии подразделяются на 3 группы. К первой относятся Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Сянган (Гонконг). Из-за быстрого экономического скачка их стали называть “азиатскими драконами” (или “тиграми”).

Слайд 6

Ко второй группе – Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины. К третьей – Мьянма, Камбоджи, Лаос, Вьетнам. Данные государства отличаются более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Слайд 7

Древние составители карт рисовали на востоке драконов для того, чтобы предупредить исследователей о ждущих их опасностях. А сейчас на Востоке появились настоящие “драконы” – в области экономики. Возникает вопрос: «Какие факторы способствовали быстрому экономическому росту НИС Азии?». На этот вопрос мы и попробуем сегодня на уроке дать ответ. У каждого лежат рабочие листы, которые вы должны в ходе урока заполнить.

Слайд 8 сегодня мы рассмотрим страны 1 волны.
III. Изучение нового материала

  1. Визитные карточки стран (географическое положение, население, отрасли специализации, экспорт, импорт)

Задание 1. На контурной карте отметить страны 1 группы

а) Историческая справка региона Азии.

Практически все страны первой волны, как впрочем, и все страны Азии за всю свою многолетнюю историю пережили немало войн. То становились частью одного государства, то другого. В основном это были страны Китай, Япония и Великобритания. Сингапур и Сянган были колониями Великобритании. Причем Сянган (Гонконг) является частью Китая, но сохранил прежнюю экономическую и социальную систему в соответствии с формулой Дэн Сяопина «одно государство — два строя», согласно которой социально-экономическое устройство Сянгана останется неизменным в течение ближайших 50 лет. Корея постоянно боролась за свою независимость от Японии, в итоге была разбита на два государства, которые так и не могут договориться между собой. Корея переживала период диктатуры. Тайвань делили между собой Япония и Китай.

Слайд 9


Страна

Дата приобретения суверенитета.

Сингапур

9 августа 1965

Сянган (Гонконг)

1 июля 1997.

Тайвань

март 2000г.

Южная Корея

октябрь 1987

Задание 2. На рабочих листах отметьте соответствующие страны по производству

Слайд 10 – ответ на задание 2

Слайд 11 Что было свойственно этим странам? В основном это были аграрные районы, которые возделывали рис, тропические культуры. Преобладало сельские поселения, в которых и формировались общины. Это и вызвало быстрый рост населения, так как требовалась дешевая рабочая сила, возрастала и плотность населения. Всю полученную продукцию передавали посредникам, которые в свою очередь перепродавали. Города так же росли, от притока сюда сельчан в поисках мизерной зарплаты. Шел процесс ложной урбанизации. Помимо риса на рынок поставлялись пряности.

б) Что же представляют собой эти страны сейчас?

В ходе ознакомления выявите черты сходства и различия стран между собой. Задание 1.

2. Анализ динамики развития стран. Слайд12

Что объединяет эти страны между собой? (маленькие государства, свободный доступ моря, тропический климат, сходный конфессиальный состав, религия)

Чем отличаются? (два островных государства, два полуостровных, Корея находится в умеренном поясе)

Для того чтобы дать оценку современного положения стран НИС, обратимся к статистическим данным, которые лежат у вас на партах, к учебнику стр. 232, 259.

Задание 3. Устно.

Вопрос классу: Предположите, какие отрасли экономики успешно развиваются?

Структура хозяйства.

  1. Дайте характеристику отраслям:




Сингапур

Сянган (Гонконг),

Тайвань

Южная Корея

ТЭК













Металлургия













Машиностроение













Химическая промышленность













Сельское хозяйство

Растениеводство

Животноводство













Рыболовство.













Отрасли непроизводственной сферы













Структура хозяйства.

2) Объясните преобладание одних отраслей (какие?) над другими (какие?).

Слайд 12
Экспорт. Импорт.

  1. Определите экспорт и импорт стран (укажите самые большие показатели)

Страна

Виды продукции

Экспорт

Импорт

Сингапур







Сянган (Гонконг)







Тайвань







Южная Корея








3. Вывод самостоятельной работы.

Приблизительные выводы.

“Азиатским драконам” удалось в исторически короткие сроки преодолеть свою социально-экономическую слаборазвитость и приблизиться к уровню развитых стран. НИС отличаются друг от друга и по численности, и по структуре занятого населения, и по темпам развития. Но они значительно превышают аналогичные показатели многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. В них возникла крупная автомобильная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, судостроительная и особенно электротехническая и электронная промышленность. Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран. Дело в том, что, обладая высокой конкурентоспособностью, продукция обрабатывающей промышленности НИС все более интенсивно захватывает позиции на мировом рынке. НИС превратились в крупнейших экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, электронной аппаратуры. Из огромного числа новых технологий в НИС особенное внимание уделяется индустрии информатики

Появление НИС представляет собой результат взаимодействия ряда факторов. Прежде всего, это смена стратегии импорта на стратегию экспорта. Страны наладили взаимодействие с правительством, подняли средний уровень образования, создали дух экономического роста, научились мыслить категориями завтрашнего дня и добавили все это к не имеющей себе равных трудовой морали, целеустремленности, но при этом жизненный уровень остается низким.

Во всех этих странах сохранилось сильное государство, роль которого велика не только в социальной сфере, но и в стимулировании экспорта. Во многом благодаря этому таким многонациональным странам Юго-Восточной Азии, как Индонезия, Малайзия и Сингапур, удалось избежать волнений на этнической почве, а политическая стабильность повышают привлекательность этих государств в глазах иностранных инвесторов. В силу этих причин НИС оказались в сфере экономических и политических интересов капиталистических стран, которые направляли в эти страны финансовые ресурсы.

В результате разных научно-технических возможностей в новой индустриальной зоне Азии наметилась дифференциация. Так Сянган и Сингапур являются торговыми нациями, а Тайвань и южная Корея – производящими.

Ответ на вопрос урока.

Вопрос классу: Раскройте также основные факторы, определившие значительные изменения состояния этих стран за неполных полвека.


Середина XX века

высокая плотность населения,

сельская община.

Пряности,

Посредническая торговля. Демографический взрыв.

Ложная урбанизация.

Отсталость.

Зависимость.

Иностранный капитал. Проблемы национально-государственного единства

Факторы развития

Выгоды ЭГП.

Огромные трудовые ресурсы, все время пополняющиеся.

Индустриализация, структурная перестройка.

Привлечение иностранного капитала,

Открытость экономики, СЭЗ и экспортные зоны.

Дисциплинированная и квалификационная рабочая сила.

Образование и наука, индустриальные парки и технополисы.

Экспортно-ориентированное производство


Начало XXI века

«Азиатские тигры».

Электронная промышленность.

Высокие темпы роста.

Мегаполисы.

Высокий уровень среднедушевого

дохода, грамотности

и образованности,

продолжительности

жизни.

Валютные резервы,

внешний долг


Слайд 23 – ответ на задание 4

IV. Закрепление.

- Путь развития, какой страны взяли за ориентир НИС Азии? Японии.

Поэтому часто можно слышать такую фразу «Полетели журавлиным клином».

- Какие перспективы развития НИС Азии?

АСЕАН, АТЭС.

- Современная геополитика России.

Направление на Восток экономики и политики России.

V. Подведение итогов. Оценивание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Новые индустриальные страны Азии» icon3. новые индустриальные страны юго-восточной и восточной азии
В курсе рассматриваются особенности развития нис юго-Восточной и Восточной Азии, представляющие интерес для реформируемой России

Урок по теме «Новые индустриальные страны Азии» iconУрок по теме «нис азии»
Формирование у учащихся умения критического анализа учебного материала, способности ее систематизации, оценки о важнейших чертах...

Урок по теме «Новые индустриальные страны Азии» iconУрок Тема: страны азии
Азии в 20-30 е годы; проиллюстрировать все сказанное конкретными примерами из истории национально-освободительных движений в Китае...

Урок по теме «Новые индустриальные страны Азии» iconУроки Белякова И. В. Обобщающий урок по теме: «рельеф и недра»
Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: Сравнение содержания...

Урок по теме «Новые индустриальные страны Азии» iconДоклад по мировой экономике на тему: Новые индустриальные страны:...
Тайваня, и в течение 1950-х годов доля США в инвестировании промышленности острова составляла 25%. от всех вложенных средств. К 1965,...

Урок по теме «Новые индустриальные страны Азии» iconУрока по теме «Я и бизнес»
Урок обществознания проходит в 11 классе в рамках раздела «Экономика». Проведение урока по теме «Я и бизнес» актуальна, т к неблагоприятная...

Урок по теме «Новые индустриальные страны Азии» iconУрок по теме "Семейный бюджет" 8-й класс
Предмет Технология (учитель Никифорова Г. Е.) Урок по теме "Семейный бюджет" 8-й класс

Урок по теме «Новые индустриальные страны Азии» iconУрок географии в 11 классе по теме «Бразилия- гигант 21 века»
Цель урока: организовать деятельность обучающихся для формирования представления о месте Бразилии в мировой экономике, знакомство...

Урок по теме «Новые индустриальные страны Азии» iconУрока: Урок обобщение по обществознанию по теме «Экономическая сфера...
Тема урока: Урок – обобщение по обществознанию по теме Экономическая сфера общества, 8-й класс

Урок по теме «Новые индустриальные страны Азии» iconКонспект урока истории России в 7 классе Урок по истории России в...
Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна, учитель истории моу будинской оош тверской области






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную