3. Процесс технического творчества






Скачать 101.85 Kb.
Название3. Процесс технического творчества
Дата публикации12.07.2015
Размер101.85 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Тема 3. Процесс технического творчества

Научные исследования в экономике

*Экономика как наука. Методология экономической науки. Особенности научных исследований в экономике.
1. Экономика как наука

Экономика относится к системе наук, изучающих общество, и основывается на положениях современной философии, которые используются для разработки парадигмы экономического развития.

Экономика как наука представляет собой совокупность научных взглядов на экономические системы, экономическое развитие и экономические законы и закономерности. Она исследует наиболее существенные связи, причинные зависимости, присущие процессам развития экономики. Экономика изучает развитие способа производства и распределения, направления использования результатов труда, отношения собственности.

Существует достаточно большое число различных более частных определений экономики как науки:

экономика - наука о производственной деятельности и обмене ее
результатами между субъектами хозяйствования;

экономика изучает динамику экономической жизни (тенденции в
развитии цен, производства, безработицы и т.д.);

экономика - наука о рациональном выборе (использование ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, знания) для производства продукции);

экономика изучает, каким образом осуществляется организация
производства и потребления;

экономика изучает деньги, капитал, его формы и богатство.

Ни одно из этих определений нельзя исключить, так как в каждом из них находит свое отражение определенная сторона экономических отношений, хотя и не охватывается полностью вся экономическая система.

Существует пять фундаментальных вопросов, на которые исследователи в области экономики пытаются найти ответ:

что- производить;

как производить;

как распределить общий объем произведенных благ;

как поддерживать общую занятость;

как обеспечить гибкость экономической системы.

Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных уровня исследования:

макроэкономику (экономические явления и процессы на уровне государства и мирового хозяйства);

микроэкономику (экономические явления и процессы на уровне отдельного хозяйствующего субъекта).

К основным функциям экономической науки относятся:

познавательная;

прогностическая;

практическая (формирование на основе теоретических разработок и
прогнозов экономической политики как на микро-, так и макроуровне).

В первую очередь экономика должна выполнять практическую функцию. Поскольку объектом ее изучения является особая сфера жизни общества, то экономическая наука прежде всего направлена на исследование того, каким образом возможна рациональная организация производства, обмена и распределения созданных в обществе благ.

Для этого экономика должна изучать объективные экономические законы и прогнозировать развитие процессов и явлений экономической жизни общества (познавательная и прогностическая функции).

Предметом экономики являются экономические отношения в обществе. Экономика изучает, как выбирается способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того чтобы
с наибольшим эффектом произвести разнообразные товары и распределить их для потребления;

Изучая отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, экономическая наука нуждается в особых методах исследования. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

2. Методология экономической науки

Общий подход к изучению естественных и общественных наук сводится к следующим принципам:

изучению подлежат объективные факты и явления;

процесс изучения предполагает расчленение сложных процессов на
части (анализ), рассмотрение каждой из которых позволяет определить
свойства частей и особенности их взаимодействия;

методом изучения характерных признаков рассматриваемых явлений и процессов является движение мысли от простого, частного, к сложному, всеобщему (индукция) или, наоборот, от общего к частному (дедукция);

единство исторического и логического подходов, т.е. процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в
логической взаимосвязи;

широкие использование метода абстракции (освобождение исследования от частного) случайного, кратковременного, единичного и определение сущностного, постоянного, типичного).

рамки экономической науки находят свое применение все общенаучные методы дознания, но с учетом определенных особенностей, исходя из того, что названные принципы исследования используются по-разному в зависимости от того, относятся они к макро- или микроэкономике.

Макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ на государственном уровне таких величин, как объем продукции, уровень занятости, объем дохода, объем расходов, уровень цен и т.д. ,

В микроэкономических исследованиях оперируют более частными понятиями (отрасль, фирма и домохозяйство) и сосредоточивают внимание на таких величинах как производство и цена конкретного продукта, доходы и расход отдельного хозяйствующего субъекта.

Ценность, использования общенаучных методов в экономике заключается в возможности делать обобщения, полезные не только для объяснения экономического поведения участников хозяйственной деятельности,

но, что более важно, и для выработки экономической политики предприятия и государства;

методология экономической науки предполагает наличие соответствующей цели в самом методе, т.е. должен соблюдаться принцип целеполагания, лежащей в основе каждого метода исследования как на микро-, так и на макроэкономическом уровне,

методологии экономики можно выделить несколько главных подходов:

субъективный.

эмпирический; 

рационалистический.

диалектико-материалистический.

При субъективном подходе исходным пунктом анализа экономических явлений является хозяйствующий субъект, деятельность которого составляет объект экономической науки. Главные категории при таком подходи - «потребность» и «полезность». Основной упор при субъективном подходе делается на теорию выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом.

эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлении и их оценке. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, которые из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат: эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатами исследования являются различного рода эмпирические модели, выступающие главными достижениями науки.

Рационалистический подход ставит целью открытие естественных законов развития экономики. Это требует исследования системы в целом, формулирования экономических законов, регулирующих данную систему. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход является инструментом решения научных проблем на основе не только опыта, но и объективного анализа, характеризующего внутренние связи экономических явлений и процессов.

Методологию научного исследования нельзя смешивать с различными методами этих исследований. Методология, — это общий подход к изучению экономических явлений, включающий систему методов и приемов анализа при определенном философском подходе. Методы же представляют собой инструменты, приемы исследования и воспроизведения результатов исследований в системе экономических категорий и законов.

В экономике используется широкий спектр методов научного познания. Одним из них при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции. Руководствуясь этим методом, исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что именно в этих явлениях наиболее существенно. При помощи абстрактного мышления осуществляется раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, отражающих реальную экономическую действительность.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни общества, — это экономические категории (спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, прибыль, заработная плата и др.). 

В результате исследований на основе метода научной абстракции формулируются экономические законы — выражение существенных связей между экономическими процессами и явлениями (закон стоимости, закон денежного обращения, закон спроса и предложения закон убывающей отдачи факторов производства и др.).

Теоретическая экономика широко использует математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество.

Особую роль в экономике играют методы экономико-математического моделирования (описание экономического явления на формализованном языке с помощью математических и графических символов и алгоритмов). Их использование позволяет определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия, а также прогнозировать развитие экономических процессов. С помощью данных методов создаются экономические модели (формализованное описание экономического процесса или явления).

Существенную роль в экономике имеет функциональный анализ (раскрытие взаимосвязей между различными экономическими процессами).

Большинство моделей и законов теоретической экономики могут быть выражены в виде математических уравнений или графически. Достаточно широко в экономике используется метод графических изображений. Он помогает воспринимать соотношение между различными экономическими показателями, оценивать их взаимное влияние (кривая Лаффера - зависимость налоговых поступлений от уровня налоговых ставок). Метод графических изображений удобен также для проведения микроанализа.

В экономических исследованиях широко используется метод экономического экспериментирования (изучение экономического явления или процесса за счет их искусственного воспроизведения). Наиболее известные примеры экономического экспериментирования на микроуровне были связаны с научной деятельностью Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г, Форда, Дж. Кейнса, М. Фридмена и др.
3. Особенности научных исследований в экономике

Любое научное исследование можно охарактеризовать исходя из следующих критериев:

полезность (практическая значимость полученных результатов);

научность (полнота и широта научного инструментария, используемого исследователем);

актуальность (интересность, масштабность исследуемой проблемы);

изящность (элегантность и эстетичность полученных результатов). Идеальное научное исследование предполагает высокую оценку по всем четырем критериям. -

В настоящее время, по мнению ведущих экономистов, научные исследования в экономике имеют следующие негативные закономерности:

Несоответствие практической значимости научных открытий в экономике их научной значимости. Экономические теории, использующие математический аппарат и логику, а также оригинальные вычислительные алгоритмы, вскрывающие сложные связи и экономические эффекты, не находят своего применения из-за повышенной научной сложности. Прагматики выдвинули лозунг: «Чем меньше научных тонкостей, тем ближе к практике».

Изящность (элегантность и эстетичность) результатов научного исследования, как правило, не соответствует их научной и практической значимости. Основная масса прикладных экономических теорий и формул, дающих достаточно точные количественные результаты, отличается примитивностью, громоздкостью, а иногда и нелогичностью.

Несоответствие «актуальности» и практической значимости научных исследований. Практически все интересные, актуальные экономические проблемы не предполагают применения их решений на практике (например, изучение проблемы общего равновесия или исследование роли свободного времени не предполагают каких-либо серьезных практических рекомендаций). С другой стороны, целый ряд жизненных проблем в научном плане оказывается совершенно неинтересным (например, экономические аспекты приватизации имеют первостепенное значение для развития национальной экономики, но с чисто научной точки зрения они несут в себе очень мало нового).

Далее изложены довольно неоднозначные, но небезосновательные выводы о тенденциях, имеющих место в современной экономической науке.

1. Постепенное исчерпание собственного объекта исследования.

С точки зрения науки вообще такой процесс является вполне нормальным, но с точки зрения экономической науки - это проявление факта исчерпания ее собственных, внутренних ресурсов развития. Фактически экономисты стали все больше работать в других сферах науки, стараясь вовремя определить интересные идеи в других областях знания и разработать их с помощью собственного экономического инструментария и методологии.

2. Снижение качества и значимости результатов экономических исследований. Научно-исследовательские работы ведущих экономистов мира, к примеру, М. Фридмена, В. Леонтьева, Дж. Кейнса, приводили к определенному перевороту в экономическом мировоззрении, труды же экономистов более позднего периода уже редко инициировали принципиальный «прорыв» в экономической науке.

Объяснение этому иногда стараются найти в определенной насыщенности экономической науки, когда по мере увеличения объема накопленных знаний каждое новое существенное открытие становится все более редким и одиночным.

3. Значительность объема накопленных экономических знаний. Современный запас знаний в экономике достиг значительных, если не критических, размеров. Чтобы получить достаточно полное представление о состоянии современной экономической мысли, нужно изучить столь значительный объем информации, что это становится практически невозможным.

К тому же для исследователя-экономиста основная проблема заключается в том, что практически по любому вопросу уже существуют определенные, и достаточно серьезные, разработки. Поэтому сформулировать и открыть что-то принципиально новое крайне трудно. Это с самого начала предполагает работу исследователя-экономиста в области частных проблем, что не может дать большого научного эффекта.

4. Коммерциализация научных разработок в области экономики. Вполне закономерно, что хорошие экономисты должны достаточно хорошо зарабатывать. Однако в настоящее время сложилась ситуация, когда академическая карьера все меньше устраивает профессиональных экономистов. Они предпочитают сферу бизнеса, что обеспечивает практическую реализацию имеющихся у них идей.

Еще одной отличительной чертой сложившейся ситуаций является наличие значительного разрыва между фундаментальными и прикладными исследованиями в области рентабельности инвестиций. Объемы финансирования фундаментальных исследований в сфере экономики (как и во всей науке) значительно отстают от соответствующих показателей в прикладных и поисковых исследованиях.

5. Неверифицируемоеть теорий. Одним из признаков надвигающегося кризиса в науке служит переход к теориям, понятиям, которые принципиально неверифицируемы, т.е. непроверяемы. По мнению ведущих ученых-экономистов, все чаще основным методом научного исследования становится аксиоматический, хоти используемые аксиомы фактически являются гипотезами в силу своей недоказанности;

6. Одной из существенных тенденций современной научной экономической мысли является нерешенность фундаментальных, базовых проблем в условиях проведения узкоспециализированных исследований. Значительного развития достигла математизация экономики, эконометрические исследования заполнили все научные издания, а целый ряд глобальных вопросов остается невыясненным.

Все сказанное выше не позволяет однозначно утверждать, что современная экономическая наука находится в состоянии кризиса. Однако то, что в ней происходит, достаточно явно свидетельствует о предкризисных тенденциях. Экономическая наука все больше становится прикладной, а значит, менее актуальной, самодостаточной и независимой отраслью науки.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. Процесс технического творчества icon«Развитие технического творчества детей и молодёжи в Свердловской...
Развитие технического творчества детей и молодёжи в Свердловской области: «Детская инженерная школа»

3. Процесс технического творчества iconИнформационный материал по итогам проведения городского смотра-конкурса...
Администрации Великого Новгорода, Городским центром технического творчества маудод «Дворец детского (юношеского) творчества им. Лени...

3. Процесс технического творчества iconТема о развитии методики технического творчества
...

3. Процесс технического творчества iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Она строится на глубоком и всестороннем осмыслении социальных сдвигов в обществе, современного состояния научно-технического прогресса...

3. Процесс технического творчества iconПрограмма рассмотрена и утверждена на Научно-методическом совете Дворца творчества
Результаты реализации Программы развития Чебоксарского городского Дворца детского и юношеского творчества на период 2005-2010 г г....

3. Процесс технического творчества iconОтчет об участии мгту им. Н. Э. Баумана в xiii-й Всероссийской выставке...
В этом году под одной крышей собрались около 1000 новаторов в возрасте от 6 до 30 лет. 200 образовательных учреждений высшего, среднего,...

3. Процесс технического творчества iconНовшество", "инновационный процесс
Ый процесс создание, распределение и использование новшества. Инновационный процесс направлен не на сохранении уже доступных способов...

3. Процесс технического творчества iconМетафизика креативности
Работа может быть полезной для исследователей креативной проблематики, для интересующихся проблемами творчества, для студентов и...

3. Процесс технического творчества iconОтчет о деятельности Республиканского центра народного творчества
Башкортостана, Долгосрочной целевой программы, Государственной программы «Развитие культуры, искусства и кинематографии Республики...

3. Процесс технического творчества iconРазвитие научно-технического и инновационного сотрудничества молдовы и стран содружества
А с развитыми странами ес и странами СНГ. В республике планируется становление полноценной инновационной экономики, в которой нововведения...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную