Аннотация дисциплины
|
«Модели и методы системного исследования экономических процессов»
|
|
|
Направление
| 080100.68 «Экономика»
|
Учебный цикл
| М1.В.ДВ.2
|
|
Кафедра
| Экономики и менеджмента
|
Курс
| 1
| Семестр
|
| Общая трудоемкость (час/ЗЕТ)
| 72/2
|
|
Форма контроля
| зачет
|
|
|
Цели освоения дисциплины:
|
Цель изучения дисциплины является формирование системных знаний о моделях и методах исследования социально-экономических процессов, а также приобретение навыков использования этих моделей и методов.
|
|
Задачи дисциплины:
|
1.
| понять суть и особенности социально-экономических процессов, узнать их разновидности;
|
2.
| овладеть навыками в использовании моделей и методов исследования социально-экономических процессов;
|
3.
| выработать у студентов общий научный поход к применению эффективных принципов экономического управления на уровне предприятий и организаций.
|
|
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
|
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций:
|
Общекультурные (ОК):
|
1.
| способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (OK- 1);
|
2.
| способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 3);
|
Профессиональные (ПК):
|
1.
| способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);
|
2.
| способностью составлять прогноз основных социально- экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);
|
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
|
Знать:
|
1.
| закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
|
2.
| современные методы эконометрического анализа.
|
Уметь:
|
1.
| применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;
|
2.
| использовать современное программное обеспечение для решения экономико-статистических и эконометрических задач.
|
Владеть:
|
1.
| навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением современных инструментов;
|
2.
| современной методикой построения эконометрических моделей.
|
|
Содержание дисциплины:
|
1.
| Раздел 1. Модели исследования социально-экономических процессов.
|
1.1.
| Понятие социально-экономических процессов, их виды и типы. Управляемые социально-экономические процессы: их свойства и особенности, классификация.
|
1.2.
| Социальный эксперимент как метод проверки научной гипотезы. Классификация экспериментов.
|
1.3.
| Прикладное исследование: особенности, логика развертывания, специфика программы и организации.
|
1.4.
| Эффективность исследований и различные показатели ее оценки.
|
2.
| Раздел 2. Общенаучные и конкретно-предметные методы изучения объектов в социально-экономических системах.
|
2.1.
| Исторический и логический методы.
|
2.2.
| Особенности диалектического подхода к изучению явлений. Метод социальной диалектики.
|
2.3.
| Общелогические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.
|
2.4.
| Метод сравнительного анализа.
|
3.
| Раздел 3. Методы сбора данных
|
3.1.
| Классификация, систематизация и обработка информации. Первичная и вторичная информация. Документальные источники и их классификация.Основные требования к оценке качества фактологической информации.
|
3.2.
| Наблюдение: определение, классификация, преимущества и недостатки. Методы анализа документов.
|
3.3.
| Контент-анализ. Психологические тесты: их использование в социальных исследованиях, классификация.
|
3.4.
| Опросные методы и их специфика. Социометрический опрос.
|
3.5.
| Конструирование эталона измерения (шкалы). Классификация шкал и примеры их использования.
|
4.
| Раздел 4. Методы системного анализа
|
4.1.
| Понятие и классификация методов системного анализа. Формальные и неформальные методы.
|
4.2.
| Экспертные методы. Цели использования индивидуальных экспертных оценок. Подбор экспертов, их характеристики.
|
4.3.
| Ранжирование и метод непосредственной оценки. Метод сценарного планирования.
|
4.4.
| Метод «Дельфы»: технология, преимущества и недостатки, примеры использования.
|