Пояснительная записка программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38. 06. 01 «Экономика»






Скачать 156.5 Kb.
НазваниеПояснительная записка программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38. 06. 01 «Экономика»
Дата публикации09.07.2015
Размер156.5 Kb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«балтийская академия туризма и предпринимательства»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________________ Е.Е. Корнилова

«____» ____________________ 20__ г.


Специальная дисциплина

Экономика

Программа вступительного экзамена

в аспирантуру
Направление подготовки

38.06.01 ЭКОНОМИКА

Направленность (профиль)

Экономика и управление народным хозяйством

(промышленность; сфера услуг; рекреация и туризм; управление инновациями; логистика; экономика труда; маркетинг; менеджмент)
Уровень подготовки кадров высшей квалификации

Квалификация

Исследователь. Преподаватель-исследователь





Утверждено на заседании кафедры экономики и финансового менеджмента

Протокол № ___ от «__»___________2015 г.
Зав.кафедрой_____________ М.А. Любарская



Санкт-Петербург


2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38.06.01 «Экономика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.07.2014 N 898.

Рекомендуемая структура экзамена


  1. Устный ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов.

  2. Беседа с экзаменатором по вопросам, связанным со специальностью и будущим научным исследованием поступающего в аспирантуру.
Раздел 1. ЭКОНОМИка

1.1 Микроэкономика.

Модель поведения потребителя. Оптимальный потребительский выбор. Функция индивидуального спроса. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»: построение, характеристики, классификация товаров. Коэффициенты эластичности спроса по цене: определение, содержание, вычисление значения перекрестного коэффициента эластичности. Производственная функция: определение, неоклассические постулаты. Взаимозаменяемость факторов производства. Простейшая модель фирмы: задача максимизации выпуска продукции при фиксированных ценах на факторы и наличии бюджетного ограничения. Функция издержек: определение и свойства. Виды издержек. Минимальный уровень средних издержек. Функция прибыли: определение. Понятие экономической и бухгалтерской прибыли. Задача максимизации прибыли фирмы. Совершенная конкуренция на рынке отдельного товара. Предпосылки поведения фирм-производителей и потребителей. Несовершенная конкуренция на рынке продуктов: монополия. Несовершенная конкуренция на рынке продуктов: монополистическая конкуренция, олигополия. Рынки факторов производства. Спрос и предложение факторов производства. Эффективность по Парето. Несовершенство рынка и роль государства.

    1. Макроэкономика

Особенности макроэкономического анализа. Показатели развития макроэкономики в системе национальных счетов: валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт, национальный доход и его перераспределение. Циклическая нестабильность общественного воспроизводства. Кейнсианская теория антикризисной политики, ее положительные и отрицательные эффекты.

Содержание, показатели и измерение валового внутреннего продукта. Характеристика совокупного спроса и совокупного предложения. Условия макроэкономического равновесия. Объем и структура денежной массы. Спрос на деньги и предложение денег. Закон денежного обращения. Монетарное равновесие.

Основные инструменты внешнеэкономической политики. Общая характеристика макроэкономического развития России на современном этапе.

Государственное регулирование экономики. Социально-экономическая сущность налогов. Виды налогов. Кривая Лаффера. Финансовая и денежно-кредитная политика регулирования экономики в монетаристской теории. Федеральная банковская система. Финансовый мультипликатор. Функции Центрального банка и коммерческих банков в регулировании денежной массы. Формы социально-экономической нестабильности рыночной экономики и ее преодоление. Безработица, инфляция, дифференциация населения по доходам.

Формирование мирового хозяйства и его структура. Объективные основы формирования мирового хозяйства. Интеграционные процессы мирового хозяйства и их противоречия. Глобализация и ее социально-экономические последствия.

1.3. Экономика предприятия

Предприятие. Организационно-правовые формы предпринимательства: общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, унитарные предприятия, полное товарищество, товарищество на вере. Коммерческие и некоммерческие организации. Значение развития малого и среднего бизнеса в экономике.

Основные средства и основные фонды предприятия: понятие, состав, структура. Износ основных фондов: физический и моральный. Виды оценки основных фондов: по первоначальной, балансовой, восстановительной, ликвидационной стоимости. Методы определения износа основных фондов. Амортизация основных фондов: амортизационные отчисления, методы и норма амортизации. Показатели эффективности использования основных фондов: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность.

Оборотные средства и оборотные фонды предприятия: понятие, состав, структура. Источники формирования оборотных средств: собственные и заемные. Определение потребности в оборотных средствах. Показатели использования оборотных средств: коэффициент оборачиваемости оборотных средств, длительность одного оборота в днях.

Кадры или трудовые ресурсы предприятия. Планирование численности персонала. Эффективность использования трудовых ресурсов – производительность труда, выработка. Методы исчисления показателей производительности труда: натуральный, стоимостной.

Затраты, доходы, издержки: понятия и их соотношения. Классификация затрат. Цена, стоимость и себестоимость: понятия и соотношение. Сущность и виды себестоимости, Методы калькулирования себестоимости продукции.

Методы ценообразования: нормативный, затратный и другие.

Выручка, доход, маржинальный доход, прибыль. Эффект и эффективность. Критерии эффективности деятельности предприятия. Рентабельность, виды и показатели рентабельности. Точка безубыточности. Запас финансовой прочности. Операционный рычаг (производственный леверидж).

Финансовое состояние предприятия. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий (организаций). Ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость предприятия. Оценка, анализ и управление финансовым состоянием предприятия. Собственные и заемные средства предприятия: понятие, структура. Финансовый рычаг.

Планирование и бюджетирование на предприятии. Виды бюджетов. Генеральный бюджет. Бизнес-план.

Раздел 2. МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
2.1. Основы менеджмента

Основные школы управленческой мысли в ХХ веке. Особенности современного российского менеджмента. Использование зарубежного опыта менеджмента: японского, американского, немецкого и пр. Изучение отечественного опыта совершенствования управления. Системный и ситуационный подходы в исследованиях менеджмента. Исследования как составная часть менеджмента организации. Исследования систем управления.

Содержание и классификация функций управления.

Процессы менеджмента. Изменения в управлении и управление изменениями. Свойства и характеристики процесса управления. Основные этапы процесса управления. Концепция реинжиниринга бизнес-процессов.

Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Типология механизмов управления. Методы управления. Выбор и комбинация методов управления.

Цели и целеполагание в менеджменте.

Производственная и организационная структуры. Типы организационных структур управления и тенденции их развития. Направления развития организационных структур на современном этапе.
2.2. Управление персоналом

Персонал управления: структура и деятельность. Качество персонала управления. Человеческий капитал как результат управления. Экономическая и социальная эффективность проявления человеческого капитала.

Лидерство и стиль менеджмента. Власть, руководство, партнерство в современном менеджменте. Соотношение власти, руководства и партнерства. Тенденции демократизации менеджмента.

Содержательные и процессуальные теории мотивации. Мотивы и потребности. Типы потребностей. Современные концепции мотивации эффективной деятельности. Факторы эффективности мотивации.

Методы разрешения конфликтов в процессах управления.

Концепция организационной культуры фирмы. Концепция корпоративной социальной ответственности.
2.3. Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент: содержание и условия использования. Принципы стратегического управления. Понятие и типы стратегий предприятия. Стратегический менеджмент и стратегическое планирование: понятие и соотношение. Процесс стратегического управления и его основные этапы. Задачи стратегического менеджмента: проведение стратегического анализа, разработка стратегического видения и миссии; целеполагание; формирование стратегии; реализация стратегии; оценка реализации и внесение корректировок.

Стратегический анализ внешней среды организации. Конкуренция и конкурентоспособность организации в стратегической перспективе. Стратегический анализ внутренней среды организации.

Стратегии и конкурентные преимущества. Типы конкурентных преимуществ (по М. Портеру).

Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии и критерии выбора. Факторы, определяющие выбор стратегии организации.

Реализация стратегии. Управление стратегическими изменениями.

Корпоративное управление: теория вопроса и национальные модели.

Знания как активы фирмы: современная концепция управления знаниями.

Концепция комплексного управления качеством. Современные концепции управления технологическими инновациями.

Раздел 3. Маркетинг

3.1. Основы маркетинга

Понятие, сущность и принципы маркетинга. Эволюция и концепции маркетинга. Маркетинг отношений. Цели и функции маркетинга. Общие и специфические функции маркетинга. Характеристика и особенности элементов маркетинговой микросреды предприятий. Основные составляющие маркетинговой микросреды предприятия.Характеристика элементов маркетинговой макросреды предприятий в современных условиях.

Классификация видов маркетинга. Маркетинг как процесс управления спросом. Характеристика рынков. Типы рынков: потребительский рынок, рынок продукции производственного назначения, рынок перепродаж, рынок государственных учреждений, международный рынок. Потенциальный рынок; доступный рынок, квалифицированный рынок.

Сегментирование рынков. Понятие и стратегии позиционирования на рынке. Сегментация и позиционирование.

3.2. Маркетинговые исследования

Понятие, классификация и организация маркетинговых исследований. Организационные формы проведения исследований. Основные этапы и стадии маркетингового исследования. Источники первичной и вторичной информации в маркетинговых исследованиях. Основные методы сбора первичной информации: наблюдение, опрос, эксперимент. Объекты рыночных исследований: товар, рыночный спрос, предложение, потребители, конкуренты, цены.

Методы анализа маркетинговой информации. Количественные методы маркетинговых исследований: экономико-статистические, аналитические. Качественные методы маркетинговых исследований: экспертные оценки, фокус-группы, психологические методы.

Исследование количественных характеристик рынка. Основные количественные характеристики рынка: емкость, потенциал, объем спроса, доля рынка. Методы определения количественных характеристик рынка. Виды спроса. Методы прогнозирования рыночного спроса: экспертные, экономико-статистические и аналитические.

Изучение потребителей. Модель покупательского поведения. Основные направления изучения потребителей. Влияние культурных, социальных, личностных, психологических и ситуационных факторов на поведение потребителей. Процесс принятия решения о покупке.

Исследование товара. Товар в системе маркетинга. Виды и классификация товара. Концепция жизненного цикла товара. Многоуровневая концепция продукта. Конкурентоспособность товара.
3.3. Управление маркетингом

Товарная политика предприятия. Содержание и направления товарной политики предприятия. Разработка оптимального ассортимента продукции, поддержание конкурентоспособности продукции, упаковка товара. Стратегия разработки новых товаров. Управление брэндами.

Ценообразование в системе маркетинга. Основные ценовые стратегии. Порядок ценообразования. Управление ценами. Связь цен со стимулированием сбыта. Особенности установления цен на новый товар.

Маркетинговая сбытовая политика. Понятие сбытовой политики предприятия. Процесс товародвижения. Структура и типы каналов товародвижения. Оптовая и розничная торговля. Посредники и их характеристики. Факторы, влияющие на выбор канала распределения.

Коммуникационная политика предприятия. Основные понятия коммуникационной политики предприятия. Модель коммуникации. Основные средства воздействия комплекса маркетинговой коммуникации: реклама; Public Relations; личная продажа как форма индивидуального воздействия, стимулирование сбыта.

Реклама и рекламная стратегия предприятия. Оценка эффективности рекламной программы.

Планирование маркетинга на предприятии. Стратегическое и оперативное планирование. Структура маркетинговых планов и программ. Процедура планирования маркетинга.

Организация маркетинга на предприятии. Служба маркетинга на предприятии. Виды организационных структур управления маркетингом. Основные задачи и виды маркетингового контроля и аудита.

Международный маркетинг. Международный маркетинг как система управления внешнеэкономической деятельностью предприятия. Стратегии выхода на международные рынки. Структура комплекса маркетинга. Коммуникативная политика на международном рынке.


Примерные вопросы к экзамену





  1. Понятие об антикризисном управлении, его цели, сущности и задачах.

  2. Процедуры, применяемые к предприятиям и их содержание.

  3. Индикаторы неплатежеспособности предприятия. Причины возникновения убытков.

  4. Понятие о целях разработки управленческого решения. Исходная информация о факторах, влияющих на процесс разработки решений. Критерии и ресурсные ограничения в задаче принятия решения. Примеры.

  5. Объем и точность информации о среде предприятия. Условия определенности, риска и неопределенности. Примеры.

  6. Основные методологические подходы к разработке управленческих решений, их сущность и применение в практической деятельности. Примеры.

  7. Понятие об эффективности решения, условиях и факторах их качества. Примеры.

  8. Классификация методов разработки управленческих решений и их характеристика.

  9. Закономерности образования системы.

  10. Закономерности поведения системы.

  11. Закономерности управления предприятием.

  12. Качество управления предприятием.

  13. Понятие предприятия (фирмы). Виды предприятий и их классификация.

  14. Основные фонды предприятия: понятие, состав, показатели использования.

  15. Оборотные средства предприятия: понятие, состав, показатели оборачиваемости.

  16. Формы и системы оплаты труда на предприятии.

  17. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

  18. Понятие и принципиальная схема построения цены продукции (работ, услуг) предприятия. Виды цен.

  19. Прибыль предприятия: понятие, виды, порядок образования и использования.

  20. Предпринимательская деятельность: сущность, отличительные признаки, виды предпринимательства.

  21. Порядок регистрации юридических лиц при их создании.

  22. Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности.

  23. Риски в предпринимательской деятельности и пути их снижения.

  1. Современные типы организаций (эдхократическая, многомерная, партисипативная, предпринимательская и др.): сущность и особенности функционирования.

  2. Содержательные теории мотивации: особенности применение в практике менеджмента.

  3. Процессные теории мотивации: особенности применение в практике менеджмента.

  4. Департаментализация: основные виды, достоинства и недостатки каждого вида.

  5. Менеджмент: эволюция взглядов.

  6. Системный подход к управлению организацией.

  7. Современные подходы к формированию стратегии организации.

  8. Современные концепции лидерства.

  9. Формирование теории человеческого капитала во второй половине XX века. Особенности современной теории человеческого капитала.

  10. Модифицированная модель «экономического человека»

  11. Рынок труда: исходные положения, современные трактовки.

  12. Структурная трансформация индустриальной модели занятости населения и формирование сервисной модели занятости.

  13. Новая экономика: подходы к пониманию и основные черты.

  14. Сфера услуг и причины ее стремительного развития в современных условиях.

  15. Качество жизни и развитие сферы услуг.

  16. Рынок: сущность и механизм функционирования.

  17. Конкурентная структура рынка: понятие и виды. Конкуренция и конкурентная структура рынка.

  18. Теория потребительского поведения (выбора).

  19. Основные субъекты рыночных отношений и их роль в современной экономике.

  20. Структурные сдвиги в современной экономике. Сервисная экономка и ее основные черты.

  21. Услуги: природа, свойства, классификации.

  22. Рынок услуг: сущность, особенности, виды.

  23. Выбор поставщиков в логистике: способы получение предложений, критерии выбора и оценки. Ранжирование поставщиков.

  24. Материальные и информационные потоки как объекты исследования логистики. Параметры и классификация потоков.

  25. Понятие и виды лояльности в маркетинге услуг. Подходы к управлению клиентской лояльностью

  26. Основные характеристики услуги и их влияние на организацию маркетинговой деятельности на сервисной фирме.

  27. Комплекс маркетинговых инструментов в сфере услуг. Роль и назначение каждого инструмента.

  28. Понимание качества в маркетинге услуг и подходы к управлению им.

  29. Сущность, виды и направления обеспечения конкурентного преимущества.

  30. Маркетинговый контроль и его структура. Задачи, решаемые в процессе маркетингового контроля.

  31. Процесс маркетингового планирования.

  32. Сущность и основные элементы стратегического маркетинга.

  33. Структура бизнес-плана

  34. Содержание плана маркетинга бизнес-плана

  35. Содержание финансового плана бизнес-плана

  36. Анализ эффективности бизнес-проекта

  37. Содержание описания предприятия и отрасли бизнес-плана

  38. Управление стоимостью проекта

  39. Дать сравнительную оценку стратегий лидерства по издержкам и дифференциации (модель М. Портера).

  40. Какие системы управления наиболее предпочтительны для условий массового производства? Их сущность и особенности.

  41. какие системы управления наиболее предпочтительны для условий массового сбыта? Их сущность и особенности.

  42. Особенности системного подхода к управлению. Производственный менеджмент как социально-экономическая система.

  43. Особенности (признаки) отнесения подсистем к числу функциональных. Принципиальные различия между функциональными и обеспечивающими подсистемами системы производственного менеджмента.

  44. Состав подсистем системы производственного менеджмента, взаимосвязи между отдельными элементами (подсистемами) системы.

  45. Цель и функции системы управления персоналом. Субъекты управления персоналом.

  46. Оценка персонала: принципы, показатели, процедуры.

  47. Характеристика основных методов отбора персонала: достоинства и недостатки.

  48. Обучение персонала: значение, этапы, методы.

  49. Карьера: понятие, виды, этапы.

  50. Адаптация персонала: сущность и виды. Принципы разработки адаптационной программы.

  51. Отбор персонала как процесс.

  52. Личность: понятие и характеристики, влияющие на поведение.

  53. Восприятие: сущность, факторы, влияющие на восприятие.

  54. Установки персонала: сущность, компоненты и функции. Удовлетворенность работой.

  55. Группы в организациях: понятие и виды. Факторы, влияющие на групповую эффективность.

  56. Подходы к определению организационной эффективности.

  57. Понятие новшества и нововведения. Виды и классификации нововведений.

  58. Инновационный процесс. Жизненные циклы новшества и нововведения.

  59. Стратегия инновационной деятельности: понятие, виды, порядок разработки.

  60. Бизнес-план инновационного проекта: цель, содержание, алгоритм разработки.

  61. Методика оценки эффективности (коммерческой привлекательности) инновационных проектов.

  62. Риск в инновационной деятельности и методы его снижения.




1


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38. 06. 01 «Экономика» iconПрограмма вступительных экзаменов в аспирантуру по специальной дисциплине...
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальной дисциплине по направлению подготовки 38. 06. 01 – «Экономика» (уровень...

Пояснительная записка программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38. 06. 01 «Экономика» iconЭкономика 3 раздел менеджмент 6 Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру 8
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 Экономика и управление...

Пояснительная записка программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38. 06. 01 «Экономика» iconПрограмма вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности...
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством...

Пояснительная записка программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38. 06. 01 «Экономика» iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в аспирантуру по...
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по экономическим специальностям по направлению...

Пояснительная записка программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38. 06. 01 «Экономика» iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в аспирантуру по...
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по экономическим специальностям по направлению...

Пояснительная записка программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38. 06. 01 «Экономика» iconЭкзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру...
Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру 080005 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям...

Пояснительная записка программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38. 06. 01 «Экономика» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине по направлению 38. 06. 01 Экономика направленности (профилю)...

Пояснительная записка программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38. 06. 01 «Экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по экономике для поступающих в...
Программа вступительных экзаменов в магистратуру по направлениям «Экономика» и «Финансы и кредит» разработана в соответствии с требованиями...

Пояснительная записка программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38. 06. 01 «Экономика» iconПрограмма Вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пояснительная записка программа вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38. 06. 01 «Экономика» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру опирается на содержание программ подготовки специалистов по направлению подготовки...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную