Скачать 156.5 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «балтийская академия туризма и предпринимательства» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе __________________ Е.Е. Корнилова «____» ____________________ 20__ г. Специальная дисциплина Экономика Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 38.06.01 ЭКОНОМИКА Направленность (профиль) Экономика и управление народным хозяйством (промышленность; сфера услуг; рекреация и туризм; управление инновациями; логистика; экономика труда; маркетинг; менеджмент) Уровень подготовки кадров высшей квалификации Квалификация Исследователь. Преподаватель-исследователь
Санкт-Петербург2015 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма вступительных экзаменов в аспирантуру Балтийской академии туризма и предпринимательства по направлению 38.06.01 «Экономика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.07.2014 N 898. Рекомендуемая структура экзамена
Раздел 1. ЭКОНОМИка1.1 Микроэкономика. Модель поведения потребителя. Оптимальный потребительский выбор. Функция индивидуального спроса. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»: построение, характеристики, классификация товаров. Коэффициенты эластичности спроса по цене: определение, содержание, вычисление значения перекрестного коэффициента эластичности. Производственная функция: определение, неоклассические постулаты. Взаимозаменяемость факторов производства. Простейшая модель фирмы: задача максимизации выпуска продукции при фиксированных ценах на факторы и наличии бюджетного ограничения. Функция издержек: определение и свойства. Виды издержек. Минимальный уровень средних издержек. Функция прибыли: определение. Понятие экономической и бухгалтерской прибыли. Задача максимизации прибыли фирмы. Совершенная конкуренция на рынке отдельного товара. Предпосылки поведения фирм-производителей и потребителей. Несовершенная конкуренция на рынке продуктов: монополия. Несовершенная конкуренция на рынке продуктов: монополистическая конкуренция, олигополия. Рынки факторов производства. Спрос и предложение факторов производства. Эффективность по Парето. Несовершенство рынка и роль государства.
Особенности макроэкономического анализа. Показатели развития макроэкономики в системе национальных счетов: валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт, национальный доход и его перераспределение. Циклическая нестабильность общественного воспроизводства. Кейнсианская теория антикризисной политики, ее положительные и отрицательные эффекты. Содержание, показатели и измерение валового внутреннего продукта. Характеристика совокупного спроса и совокупного предложения. Условия макроэкономического равновесия. Объем и структура денежной массы. Спрос на деньги и предложение денег. Закон денежного обращения. Монетарное равновесие. Основные инструменты внешнеэкономической политики. Общая характеристика макроэкономического развития России на современном этапе. Государственное регулирование экономики. Социально-экономическая сущность налогов. Виды налогов. Кривая Лаффера. Финансовая и денежно-кредитная политика регулирования экономики в монетаристской теории. Федеральная банковская система. Финансовый мультипликатор. Функции Центрального банка и коммерческих банков в регулировании денежной массы. Формы социально-экономической нестабильности рыночной экономики и ее преодоление. Безработица, инфляция, дифференциация населения по доходам. Формирование мирового хозяйства и его структура. Объективные основы формирования мирового хозяйства. Интеграционные процессы мирового хозяйства и их противоречия. Глобализация и ее социально-экономические последствия. 1.3. Экономика предприятия Предприятие. Организационно-правовые формы предпринимательства: общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, унитарные предприятия, полное товарищество, товарищество на вере. Коммерческие и некоммерческие организации. Значение развития малого и среднего бизнеса в экономике. Основные средства и основные фонды предприятия: понятие, состав, структура. Износ основных фондов: физический и моральный. Виды оценки основных фондов: по первоначальной, балансовой, восстановительной, ликвидационной стоимости. Методы определения износа основных фондов. Амортизация основных фондов: амортизационные отчисления, методы и норма амортизации. Показатели эффективности использования основных фондов: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность. Оборотные средства и оборотные фонды предприятия: понятие, состав, структура. Источники формирования оборотных средств: собственные и заемные. Определение потребности в оборотных средствах. Показатели использования оборотных средств: коэффициент оборачиваемости оборотных средств, длительность одного оборота в днях. Кадры или трудовые ресурсы предприятия. Планирование численности персонала. Эффективность использования трудовых ресурсов – производительность труда, выработка. Методы исчисления показателей производительности труда: натуральный, стоимостной. Затраты, доходы, издержки: понятия и их соотношения. Классификация затрат. Цена, стоимость и себестоимость: понятия и соотношение. Сущность и виды себестоимости, Методы калькулирования себестоимости продукции. Методы ценообразования: нормативный, затратный и другие. Выручка, доход, маржинальный доход, прибыль. Эффект и эффективность. Критерии эффективности деятельности предприятия. Рентабельность, виды и показатели рентабельности. Точка безубыточности. Запас финансовой прочности. Операционный рычаг (производственный леверидж). Финансовое состояние предприятия. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий (организаций). Ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость предприятия. Оценка, анализ и управление финансовым состоянием предприятия. Собственные и заемные средства предприятия: понятие, структура. Финансовый рычаг. Планирование и бюджетирование на предприятии. Виды бюджетов. Генеральный бюджет. Бизнес-план. Раздел 2. МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ2.1. Основы менеджментаОсновные школы управленческой мысли в ХХ веке. Особенности современного российского менеджмента. Использование зарубежного опыта менеджмента: японского, американского, немецкого и пр. Изучение отечественного опыта совершенствования управления. Системный и ситуационный подходы в исследованиях менеджмента. Исследования как составная часть менеджмента организации. Исследования систем управления. Содержание и классификация функций управления. Процессы менеджмента. Изменения в управлении и управление изменениями. Свойства и характеристики процесса управления. Основные этапы процесса управления. Концепция реинжиниринга бизнес-процессов. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Типология механизмов управления. Методы управления. Выбор и комбинация методов управления. Цели и целеполагание в менеджменте. Производственная и организационная структуры. Типы организационных структур управления и тенденции их развития. Направления развития организационных структур на современном этапе. 2.2. Управление персоналом Персонал управления: структура и деятельность. Качество персонала управления. Человеческий капитал как результат управления. Экономическая и социальная эффективность проявления человеческого капитала. Лидерство и стиль менеджмента. Власть, руководство, партнерство в современном менеджменте. Соотношение власти, руководства и партнерства. Тенденции демократизации менеджмента. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Мотивы и потребности. Типы потребностей. Современные концепции мотивации эффективной деятельности. Факторы эффективности мотивации. Методы разрешения конфликтов в процессах управления. Концепция организационной культуры фирмы. Концепция корпоративной социальной ответственности. 2.3. Стратегический менеджмент Стратегический менеджмент: содержание и условия использования. Принципы стратегического управления. Понятие и типы стратегий предприятия. Стратегический менеджмент и стратегическое планирование: понятие и соотношение. Процесс стратегического управления и его основные этапы. Задачи стратегического менеджмента: проведение стратегического анализа, разработка стратегического видения и миссии; целеполагание; формирование стратегии; реализация стратегии; оценка реализации и внесение корректировок. Стратегический анализ внешней среды организации. Конкуренция и конкурентоспособность организации в стратегической перспективе. Стратегический анализ внутренней среды организации. Стратегии и конкурентные преимущества. Типы конкурентных преимуществ (по М. Портеру). Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии и критерии выбора. Факторы, определяющие выбор стратегии организации. Реализация стратегии. Управление стратегическими изменениями. Корпоративное управление: теория вопроса и национальные модели. Знания как активы фирмы: современная концепция управления знаниями. Концепция комплексного управления качеством. Современные концепции управления технологическими инновациями. Раздел 3. Маркетинг 3.1. Основы маркетинга Понятие, сущность и принципы маркетинга. Эволюция и концепции маркетинга. Маркетинг отношений. Цели и функции маркетинга. Общие и специфические функции маркетинга. Характеристика и особенности элементов маркетинговой микросреды предприятий. Основные составляющие маркетинговой микросреды предприятия.Характеристика элементов маркетинговой макросреды предприятий в современных условиях. Классификация видов маркетинга. Маркетинг как процесс управления спросом. Характеристика рынков. Типы рынков: потребительский рынок, рынок продукции производственного назначения, рынок перепродаж, рынок государственных учреждений, международный рынок. Потенциальный рынок; доступный рынок, квалифицированный рынок. Сегментирование рынков. Понятие и стратегии позиционирования на рынке. Сегментация и позиционирование. 3.2. Маркетинговые исследования Понятие, классификация и организация маркетинговых исследований. Организационные формы проведения исследований. Основные этапы и стадии маркетингового исследования. Источники первичной и вторичной информации в маркетинговых исследованиях. Основные методы сбора первичной информации: наблюдение, опрос, эксперимент. Объекты рыночных исследований: товар, рыночный спрос, предложение, потребители, конкуренты, цены. Методы анализа маркетинговой информации. Количественные методы маркетинговых исследований: экономико-статистические, аналитические. Качественные методы маркетинговых исследований: экспертные оценки, фокус-группы, психологические методы. Исследование количественных характеристик рынка. Основные количественные характеристики рынка: емкость, потенциал, объем спроса, доля рынка. Методы определения количественных характеристик рынка. Виды спроса. Методы прогнозирования рыночного спроса: экспертные, экономико-статистические и аналитические. Изучение потребителей. Модель покупательского поведения. Основные направления изучения потребителей. Влияние культурных, социальных, личностных, психологических и ситуационных факторов на поведение потребителей. Процесс принятия решения о покупке. Исследование товара. Товар в системе маркетинга. Виды и классификация товара. Концепция жизненного цикла товара. Многоуровневая концепция продукта. Конкурентоспособность товара. 3.3. Управление маркетингом Товарная политика предприятия. Содержание и направления товарной политики предприятия. Разработка оптимального ассортимента продукции, поддержание конкурентоспособности продукции, упаковка товара. Стратегия разработки новых товаров. Управление брэндами. Ценообразование в системе маркетинга. Основные ценовые стратегии. Порядок ценообразования. Управление ценами. Связь цен со стимулированием сбыта. Особенности установления цен на новый товар. Маркетинговая сбытовая политика. Понятие сбытовой политики предприятия. Процесс товародвижения. Структура и типы каналов товародвижения. Оптовая и розничная торговля. Посредники и их характеристики. Факторы, влияющие на выбор канала распределения. Коммуникационная политика предприятия. Основные понятия коммуникационной политики предприятия. Модель коммуникации. Основные средства воздействия комплекса маркетинговой коммуникации: реклама; Public Relations; личная продажа как форма индивидуального воздействия, стимулирование сбыта. Реклама и рекламная стратегия предприятия. Оценка эффективности рекламной программы. Планирование маркетинга на предприятии. Стратегическое и оперативное планирование. Структура маркетинговых планов и программ. Процедура планирования маркетинга. Организация маркетинга на предприятии. Служба маркетинга на предприятии. Виды организационных структур управления маркетингом. Основные задачи и виды маркетингового контроля и аудита. Международный маркетинг. Международный маркетинг как система управления внешнеэкономической деятельностью предприятия. Стратегии выхода на международные рынки. Структура комплекса маркетинга. Коммуникативная политика на международном рынке. Примерные вопросы к экзамену
1 |
![]() | Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальной дисциплине по направлению подготовки 38. 06. 01 – «Экономика» (уровень... | ![]() | Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 Экономика и управление... |
![]() | Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством... | ![]() | Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по экономическим специальностям по направлению... |
![]() | Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по экономическим специальностям по направлению... | ![]() | Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру 080005 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям... |
![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине по направлению 38. 06. 01 Экономика направленности (профилю)... | ![]() | Программа вступительных экзаменов в магистратуру по направлениям «Экономика» и «Финансы и кредит» разработана в соответствии с требованиями... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Программа вступительных экзаменов в аспирантуру опирается на содержание программ подготовки специалистов по направлению подготовки... |