Институциональная экономика






Скачать 406.44 Kb.
НазваниеИнституциональная экономика
страница1/4
Дата публикации28.01.2015
Размер406.44 Kb.
ТипРабочая учебная программа
e.120-bal.ru > Экономика > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4


Уральский институт - филиал РАНХиГС

Кафедра экономической теории

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Рабочая учебная программа дисциплины

по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»

Очная форма обучения


Составитель: А.Ф. Титков

к.э.н., доцент

Екатеринбург

2013

  1. ВВЕДЕНИЕ

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ


Институциональная экономика как самостоятельный раздел экономической теории имеет огромное значение в познании экономических процессов и явлений, особенно в современной России, где новое поколение экономистов нуждается в серьёзной теоретической базе, которая позволила бы осмысливать происходящие перемены, видеть тенденции экономического развития и управлять ими.

Институциональным аспектам в анализе функционирования и развития экономических систем до середины ХХ в. не уделялось пристального внимания. Это отнюдь не случайно и вызвано тем, что господствующее положение в экономической науке традиционно занимает направление, получившее название неоклассической теории, в котором институты выносятся за рамки экономического анализа.

Исследованию роли институтов в экономическом развитии положил начало институционализм, оформившийся как течение экономической мысли в конце XIX в. Основателем институционализма принято считать американского экономиста Т. Веблена. Выступив как направление критического толка по отношению к доминирующим подходам в экономической теории, оно оказалось на периферии экономической науки, где довольно долго оставались и институциональные проблемы экономического развития.

Изменение отношения к данной сфере исследований произошло в рамках господствующего направления экономической науки во второй половине ХХ в. и связано, в первую очередь, с именами Р. Коуза и Г. Беккера.

Интерес к анализу институтов был усилен произошедшим в начале 90-х гг. ХХ в. в Странах Восточной Европы и в России разрушением централизованной, административной системы хозяйства, которая рассматривалась как антипод рыночной системы. Казалось бы, в соответствии с представлениями неоклассической теории снятие препон на пути частной инициативы должно обеспечить бурный экономический рост, богатство и процветание. Однако прогнозы не подтвердились. Одним из объяснений неудач стало утверждение об отсутствии в данных странах соответствующей институциональной среды.

В связи с этим возникают следующие вопросы. Что такое институты, какова их трактовка? Как и почему они изменяются? Какое воздействие оказывают на экономическое развитие? Возможно заимствование институтов и каковы издержки этого заимствования?

Перед экономической теорией как одна из задач встало изучение тех институциональных систем, которые порождают экономическую стагнацию и упадок, и тех, которые создают условия для экономического роста.

Всё это способствовало интересу к институциональным аспектам экономического развития.


    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Целью изучения дисциплины «Институциональная экономика» является получение комплексного представления об институциональной экономике, особенностях и возможностях институционального подхода, включающего в себя инструментарий целого ряда наук – политической экономии, экономической теории права, социологии, политологии, истории и других дисциплин.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

1. В ходе изучения дисциплины студенты должны овладеть знаниями: сущности институтов и способами их классификации; роли институтов в функционировании экономических систем, экономическом анализе; сущности прав собственности, их параметров; теоремы Коуза, её роли в развитии экономической теории права; характеристик систем собственности, теорий возникновения прав собственности; трансакции как базового элемента неоинституционального анализа; сущности трансакционных издержек и их классификации; основных положений экономической теории контрактов, классификации контрактов; трактовки фирмы как результата наличия издержек функционирования рыночного механизма, контрактной природы фирмы, видов экономических организаций и их характеристиками; сущности государства как института, функций государства, теорий возникновения государства, государства как организации, проблем рентоориентированного поведения и государства; причин и механизмов институциональных изменений; факторов, определяющих направления институциональных изменений.

  1. Получить комплексные знания о том, как люди принимают решения по экономическим вопросам, как они взаимодействуют при реализации принятых решений, как экономика функционирует в целом; как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами; в доступной форме объяснить сложные институциональные процессы студентам, впервые с ними знакомящимся, побудить интерес к изучению этой науки, показать, насколько она увлекательна.

Знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины, составят теоретический фундамент для изучения таких дисциплин, как «Макроэкономика», «Экономика фирмы», «Экономика труда», «Финансы», Деньги. Кредит. Банки», «Мировая экономика и международные экономические отношения».
1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

(основной образовательной программы)

Дисциплина _____ «Институциональная экономика», относится к __________________________________________________________________

Входные компетенции: студент, приступающий к изучению дисциплины должен обладать на уровне программы общего среднего образования следующими общекультурными компетенциями:

  1. Умеет читать и грамотно писать на русском языке.

  2. Понимает сущность экономических категорий и закономерности микроэкономических процессов.

  3. Читает и переводит со словарём тексты на английском языке по экономической тематике.

  4. Умеет использовать примеры классической мировой и русской литературы для иллюстрации экономических проблем в истории человечества.

  5. Готов к кооперации с коллегами по академической группе.

  6. Владеет базовыми методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации.




    1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс освоения дисциплины «Институциональная экономика» направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

ОК-1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

ОК-3. Способен понимать события и процессы экономической истории.

ОК-6. Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

ОК-7. Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

ОК-8. Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

Профессиональные компетенции:

расчётно-экономическая деятельность

ПК-1. Способен собрать и проанализировать исходные данные для расчёта экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

ПК-4. Способен осуществлять сбор, сбор, анализ и обработку данных для решения поставленных экономических задач.

ПК-6. Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.

организационно-управленческая деятельность

ПК-11. Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта.

педагогическая деятельность

ПК-15. Способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения по микроэкономике.
В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;

  • основные понятия, категории и инструменты макроэкономики;

  • методы выработки рациональных решений и практических рекомендаций по поведению экономических агентов в макроэкономической среде.

уметь:

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • использовать источники экономической информации;

  • представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора.

владеть:

  • методологией макроэкономического исследования;

  • методиками оценки эффективности принимаемых экономических решений на уровне макроэкономики;

  • методикой преподавания дисциплины «Макроэкономика» в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы;

  • навыками работы по совершенствованию и разработке учебно-методического обеспечения дисциплины «Макроэкономика»

  • современными методами сбора, обработки и анализа экономических данных;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.


2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 (шесть) зачетных единиц, 216 часов.



Форма

обучения

Аудиторные часы













Очная,

Э-041,

Э-042

Лекции

(часы)

Практические

занятия

(часы)

Самостоятельная

работа

(часы)

Всего часов

Форма

контроля




2-й семестр

20

32

56

108

Экзамен в форме тестирования

и написания экономического эссе




Итого:

20

32

56

108

Экзамен



3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов аудиторных занятий

Самостоятельная работа

Всего

часов

по теме

Лекции

Практические занятия




часы

часы

часы

часы

Тема 1. Институты и их роль в функционировании экономических систем

3

4 (i – творческие задания)

4

12

Тема 2. Институты в экономическом анализе

3

4 (i – творческие задания)

4

12

Тема 3. Теория трансакционных издержек

0

2 (i – работа в малых группах)

9

9

Тема 4. Институциональный анализ прав собственности

2

4 (i - круглый стол)

6

12

Тема 5. Теория контрактов

2

2 (i – творческие задания)

5

9

Тема 6. Теория фирмы

2

4 (i – учебная дискуссия)

6

12

Тема 7. Государство в неоинституциональной экономической теории

3

4 (i – творческие задания)

4

12

Тема 8. Теория домашнего хозяйства

0

2 (i – творческие задания)

9

9

Тема 9. Институты и институциональные изменения.

3

4 (i – учебная дискуссия)

4

12

Тема 10. Основы теории экономических игр и её применение в институциональном анализе

2

2 (i – творческие задания)

5

9

Итого за семестр

20

32

56

108


3.2. Содержание дисциплины

Тема 1. Институты и их роль в функционировании экономических систем.

Определение института и его функции в обществе. Рыночный механизм координации и институты. Институты и организации.

Основные типы ситуаций, приводящих к возникновению института. Ситуация «дилемма заключённых». Ситуация координации. Ситуация неравенства.

Институциональная структура общества. Неформальные правила. Формальные институты.

Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами. Основные типы взаимоотношений между формальными и неформальными правилами. Государство и неформальные институты. Роль механизмов принуждения к соблюдению правил. Неформальные правила профессиональных сообществ как источник формальных правил.
Тема 2. Институты в экономическом анализе.

Неоклассическая теория – теория без институтов.

Традиционный институционализм.

Неоинституционализм: основные направления исследований
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институциональная экономика iconИнституциональная экономика
Дисциплина «Институциональная экономика» относится к учебным дисциплинам базовой части профессионального цикла ооп направления 080100...

Институциональная экономика iconРабочая программа дисциплины Институциональная экономика Направление...
На эти и многие другие вопросы отвечает институциональная теория. Теория институтов является одним из важнейших разделов современной...

Институциональная экономика iconДисциплина: институциональная экономика
Васильцова В. М., Тертышный С. А. Институциональная экономика: Уч пособие. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2012

Институциональная экономика iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины Институциональная...
...

Институциональная экономика iconАннотация Дисциплина: «Институциональная экономика»
Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика»: формирование у студентов представлений об основных понятиях и закономерностях...

Институциональная экономика iconРабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б б....
Дисциплина “Институциональная экономика” относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу

Институциональная экономика iconИнституциональная экономика практикум
К. э н., доцент Кулешова Т. А. институциональная экономика: Практикум./ Сибгути. – Новосибирск, 2010 г., 21 с

Институциональная экономика iconВопросы к экзамену по курсу Институциональная экономика
Сравнительный анализ неоклассической экономической теории и институционализма. «Старая» (традиционная) и новая институциональная...

Институциональная экономика iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Институциональная экономика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «институциональная экономика» 3

Институциональная экономика iconРабочая программа учебной дисциплины «институциональная экономика»
«Институциональная экономика» – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную