Программа курса «Международная торговля»






Скачать 287.38 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Международная торговля»
страница1/3
Дата публикации18.06.2015
Размер287.38 Kb.
ТипПрограмма курса
e.120-bal.ru > Экономика > Программа курса
  1   2   3
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ



Программа курса

«Международная торговля»

Москва

2009
2

Обсуждено и рекомендовано

к изданию на заседании

Ученого Совета ИМЭС

(Протокол № 9 от 30.04.09 г.)

Данную программу курса разработал профессор Института

международных экономических связей,

кандидат экономических наук Сельцовский Вячеслав Леонович.

3


Содержание:

1.Цели и задачи курса…………………………………………………………4

2.Почасовой план курса…………………………………………………….…5

3.Тема 1: Факторы роста международной торговли………………………...6

4.Тема 2: Основные тенденции развития современной международной торговли. Количественный и качественный анализ………………………....6

5.Тема 3: Международная торговля услугами………………………………..7

6.Тема 4: Внешнеторговая политика и средства существования…………....7

7.Тема 5: Роль интеграционных группировок в международной торговле....9

8.Тема 6: Внешняя торговля и внешнеторговая политика развитых и развивающихся стран…………………………………………………………...9

9.Тема 7: Основные средства реализации ВЭП и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ……………………10

10.Тема 8: Современный режим внешнеторговой деятельности в Российской Федерации…………………………………………………………………….….12

11.Тема 9: Динамика товарооборота, экспорта и импорта товаров и услуг.

Торговый баланс и географическое распределение внешней торговли РФ..13

12.Тема 10: Торгово-экономические отношения и проблемы экономической интеграции РФ со странами СНГ………………………………………………13

13.Тема 11: Торгово-экономические отношения РФ с развитыми странами с рыночной экономикой………………………………………………………….14

14.Тема 12: Торгово-экономические отношения РФ с Китаем……………..14

15.Тема 13: Торгово-экономические отношения РФ с развивающими странами Азии, Африки и Латинской Америки………………………………15

16.Вопросы для проверки:…………………………………………………...…16

17.Список рекомендуемой литературы………………………………………..18

4

Цели и задачи курса.

Дисциплина «Международная торговля» является базовой в теоретическом блоке дисциплин специальности. В ней рассматриваются вопросы, посвященные изучению механизма международного хозяйствования и взаимодействия, основным понятиям международной торговли, средствам внешнеторговой политики и формам организации международного регулирования во внешней торговле страны. Цель изучения дисциплины: познакомить студентов с теоретическими подходами к международной торговле, формами и методами торговли продукцией на международном рынке, дать необходимые знания по содержанию разделов контрактов, опосредующих процессы международной торговли.

Задачей курса является ознакомление студентов с общетеоретическими знаниями по международной торговле, привитие навыков, необходимых молодому специалисту в области организации и управления внешнеторговой деятельности. В рамках курса необходимо решение следующих задач:

• изучить различные теоретические концепции осуществления международной торговли.

• изучать рыночные условия, в которых осуществляется международная торговля в современном мире.

• разобраться в разнообразии современных форм и методов международной торговли.

Изучение курса «Международная торговля» предусматривает лекции, практические занятия , а также самостоятельную работу студентов.

Самостоятельная работа заключается в подготовке к семинарским занятиям, к промежуточной и текущей аттестации, изучении предложенной литературы. Предусмотрена промежуточная аттестация студентов по дисциплине в форме контрольной работы. Форма итогового контроля – экзамен.

5
Почасовой план курса.







Количество часов



п/п



ТЕМА

Аудиторных

В том числе

Самостоятельная работа


ВСЕГО

лекции

семинары

1

Факторы роста международной торговли

8

6

2

6

14

2

Основные тенденции развития современной международной торговли. Количественный и качественный анализ.

6

4

2

6

12

3

Международная торговля услугами

2

2

-

2

4

4

Внешнеторговая политика и средства ее осуществления

4

2

2

2

6

5

Роль интеграционных группировок в международной торговле

6

4

2

6

12

6

Внешняя торговля и внешнеторговая политика развитых и развивающих стран

2

2

-

2

4

7

Основные средства реализации ВЭП и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ

6

4

2

6

12

8

Современный режим внешнеторговой деятельности в РФ

2

2

-

4

6

9

Динамика товарооборота, экспорта и импорта товаров и услуг. Торговый баланс и географическое распределение внешней торговли РФ

4

2

2

4

8

10

Торгово-экономические отношения и проблемы экономической интеграции РФ со странами СНГ

2

2

-

4

6


11


Торгово-экономические отношения РФ с развитыми странами с рыночной экономикой.


6


4


2



6


12

12

Торгово-экономические отношения РФ с Китаем

4

4

-

2

6

13

Торгово-экономические отношения РФ с развивающими странами

4

4

-

2

6




Итого:

56

40

16

52

108


6

Содержание курса.
Тема 1: Факторы роста международной торговли.

    1. Международное разделение труда – основа международной торговли.

Причины высокого динамизма международной торговли и повышения интернационализации производства. Научно – техническая революция. Роль природных ,географических и социально- экономических факторов. Необходимость экономии затрат труда. Международная специализация и кооперирование производства. Вызов капитала. Образование интеграционных группировок.

    1. Воздействие внешней торговли на экономическое развитие стран.

Показатели участия стран в международном разделении труда: экспортная квота, динамика экспорта и импорта, доля страны в мировой торговле, внешнеторговый оборот на душу населения, коэффициент структурной специализации, сальдо торгового баланса, состояние товарной структуры экспорта и импорта, эффективность внешней торговли, индексы условий торговли.

1.3 Россия в международном разделении труда. Роль внешней торговли (в качестве базового элемента системы внешнеэкономических отношений) в развитии и повышении эффективности национальной экономики, возрастание этой роли в условиях разворачивающейся мирохозяйственной глобализации. Резкое ослабление позиции нашей страны в мировой торговле в постсоветский период, ухудшение структуры российского внешнеторгового оборота, обусловленного негативными сдвигами в структуре народного хозяйства России. Задачи по совершенствованию структуры экспорта и импорта, повышение внешней торговли России, возможные пути их решения.
Тема 2: Основные тенденции развития современной международной торговли. Количественный и качественный анализ.

2.1 Динамика международной торговли. Изменения влияния отдельных стран и групп стран в мировой торговле. Основные центры мировой торговли.

2.2 Изменения в товарной структуре международной торговли. Рост доли готовых изделий в мировом экспорте и снижение доли сырья, причины этой тенденции. Характеристика основных мировых товаропотоков. Современная международная торговля сырьевыми товарами, энергоносителями, продовольствием. Роль продукции высоких технологий.

2.3 География международной торговли. Причины углубления международного разделения труда среди промышленно развитых стран. Изменения во внешнеторговых связях стран Восточной Европы и место этих стран в мировой торговле. Последствия присоединения 110 стран этой группы к ЕС. Роль развивающихся стран в мировой торговле.


7
2.4 Мировые цены. Методы их определения. Динамика цен на мировом рынке. Изменения соотношения мировых цен на сырье и готовые изделия. Методология сопоставления внешнеторговых цен РФ с мировыми. Расчет отклонений российских контрактных цен от мировых и определении изменения валютной выручки вследствие этих отклонений.

2.5 Источники информации о составлении международной торговли.
Тема 3: Международная торговля услугами.

3.1 Место и роль услуг в современной международной торговле. Особенности международной торговли услугами по сравнению с торговлей товарами.

3.2 Классификация услуг, принятых в ВТО и МВФ. Динамика и структура международного обмена услугами. География торговли услугами.

3.3 Формы торговли услугами (способы поставок услуг): трансграничная торговля; передвижение потребителя в страну , где предоставляется услуга (потребление услуги за рубежом); «коммерческое присутствие»; временное передвижение поставщика услуги (физического лица) в другую страну для предоставления услуги (перемещение физических лиц).

3.4 Россия на мировом рынке услуг. Объемы и структура. Основные задачи по совершенствованию структуры торговли услугами.
3.5 Отраслевые международные многосторонние соглашения и организации в сфере торговли услугами. Роль ВТО в этой области. Основные элементы Генерального Соглашения по Торговле Услугами (ГАТС), его значение для России.
Тема 4: Внешнеторговая политика и средства ее осуществления.

4.1 Определение внешнеторговой политики. Роль ВТО в формировании внешнеторговой политики.

4.2 Основные направления внешнеторговой политики в мировой торговле в последние десятилетия. Эволюция внешнеторговой политики в условиях глобализации. Противоречивый характер «либерализации» международной торговли. Рост избирательного протекционизма в конце ХХ столетия, его причины и особенности. Главные межгосударственные торговополитические противоречия в международной торговле начала 2000-х годов.

4.3 Основные средства торгово- политического механизма регулирования международной торговли. Тарифные и нетарифные меры. Сближение национальных и организационных , правовых и административных правил внешнеторгового регулирования разных стран. Значение этого обстоятельства для развития международной торговли. Развитие межгосударственных форм регулирования международной торговли.

4.4 Таможенно- тарифные средства регулирования внешней торговли. Таможенный тариф, его структура. Виды таможенных тарифов. Импортный тариф, как основное средство регулирования международной торговли. Причины ограниченного применения экспортных пошлин в регулировании.

8
Мировой торговли. Импортные пошлины, их функции. Классификация таможенных пошлин: адвалорные, специфические, смешанные, генеральные (максимальные), преференциальные, минимальные. Специальные виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные). Договорные и автономные пошлины. Средний уровень таможенного обложения в различных группах товаров.

4.5 Налоговые средства регулирования экспорта и импорта.

Пограничный налоговый режим, пограничные налоги и сборы, их отличие от таможенных пошлин, скользящие импортные налоги, характер действий, цели и задачи. Внутренние налоги их роль в формировании цен на экспортные и импортные товары. Налоги как одно из средств противодействия импорту, использования этих средств в торговой политике.

4.6 Количественные ограничения, как основная форма административного воздействия на экспорт и импорт. Международная практика их применения, цели, задачи и формы. Запреты экспорта и импорта. Контингентирование (квотирование) ввоза и вывоза. Виды контингентов (глобальные, двусторонние и другие), международная практика и основные формы их применения. «Добровольное» ограничение экспорта. Лицензирование экспорта и импорта, виды лицензий. Средства стимулирования экспорта (кредитования, страхования, субсидирования и др.).

4.7 Технические барьеры в международной торговле. Виды технических барьеров: стандарты, нормы и правила санитарно-ветеринарного контроля, правила определения соответствия товара национальным нормам и стандартам, экологические нормы и другие. Двойственный характер воздействия этих мер на внешнюю торговлю, их позитивная роль и использование в протекционистских целях. Пути преодоления технических барьеров в международной торговле, сближение национальных норм и стандартов, создание международных стандартов и взаимное признание национальных норм и стандартов. Кодекс ВТО по техническим барьерам, его главные положения и требования. Соглашение ВТО о санитарных и фитосанитарных нормах.

4.8 Торговые договоры и соглашения. Их основные положения и принципы, на базе которых осуществляется международная торговля. Режим безусловного наибольшего благоприятствования (НБ). Его значение для создания нормальных условий международного торгового сотрудничества. Характер и пределы применения этого режима в мировой торговле. Положения о нераспространении на базе НБ условий, вытекающих из наличия таможенного союза, условий пограничной торговли, исключений, создаваемых преференциальным режимом для развивающихся стран. Национальный режим, особенности его применения в международной торговле. Особенности применения режима НБ и национального режима в международном обмене услугами.


9
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Международная торговля» iconПрограмма курса «международная торговля» для студентов, обучающихся...
Ноу впо «Институт международных экономических отношений». Международная торговля

Программа курса «Международная торговля» iconФомичев В. И. Международная торговля: учебник
Гаврилова, О. Международная торговля, расчеты и валютные рынки: учебное пособие /Гаврилова о красноярск: Красгау, 2009. 232 с

Программа курса «Международная торговля» iconПрограмма подготовки Международные корпоративные финансы (на английском...
Инкотермс-2000 и их применение во внешнеторговой деятельности, внешнеторговая документация. Особое внимание уделяется рассмотрению...

Программа курса «Международная торговля» iconПрограмма курса «Международная торговля услугами»
Международные экономические отношения", а также курсов "Международные транспортные перевозки", "Международные валютно-кредитные отношения",...

Программа курса «Международная торговля» iconПрограмма дисциплины «Международная торговля услугами индустрии впечатлений»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент...

Программа курса «Международная торговля» iconПрограмма курса «внешняя торговля российской федерации» для студентов,...
Ноу впо «Институт международных экономических отношений». Внешняя торговля Российской Федерации

Программа курса «Международная торговля» iconПрограмма курса «внешняя торговля российской федерации» для студентов,...
Ноу впо «Институт международных экономических отношений». Внешняя торговля Российской Федерации

Программа курса «Международная торговля» iconПрограмма «Торговая политика и международная торговля»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа курса «Международная торговля» iconМетодологические основы торгово-экономического сотрудничества
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на...

Программа курса «Международная торговля» iconАннотация дисциплины
Международная торговля как ведущая форма мирохозяйственных связей. Международное движение капитала. Международный кредит. Международные...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную