А. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу высшая школа экономики, ипм им. Келдыша ран






Скачать 126.3 Kb.
НазваниеА. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу высшая школа экономики, ипм им. Келдыша ран
Дата публикации17.06.2015
Размер126.3 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Может ли политическая пропаганда влиять на экономический рост: к формальной динамической модели1
А.С.Ахременко (НИУ Высшая школа экономики, aakhremenko@hse.ru), А.П.Петров (НИУ Высшая школа экономики, ИПМ им. Келдыша РАН, petrov.alexander.p@yandex.ru)

В работе строится динамическая математическая модель, включающая экономическую подсистему (производство выпуска на основе частного и публичного капиталов) и политическую подсистему, управляющую «настройками» экономических параметров. Политический блок модели включает возможность со стороны власти использовать пропаганду – завышать представление избирателей об объеме произведенного публичного капитала. Вычислительное исследование модели показывает, что влияние пропаганды на экономический рост носит нетривиальный характер: хотя в целом политическая пропаганда (особенно сильная) снижает шансы на достижение роста, в определенных условиях и на умеренных уровнях она может оказывать и положительный эффект.
Ключевые слова: динамическая математическая модель, пропаганда, экономический рост

1. Введение

Политическая пропаганда играет значительную роль в автократических и гибридных (не говоря уже о тоталитарных) режимах, выступая одним из механизмов искажения обратных связей в системе «государство – общество». Будучи существенным фактором всей общественной жизни, пропаганда оказывает воздействие и на экономическую сферу, в том числе – на темпы экономического роста. Тем не менее, в современной политологии и политической экономии практически нет исследований, в фокусе внимания которых находилась бы такая зависимость. Более того, единичны попытки исследовать пропаганду, используя арсенал математического моделирования: в качестве редких примеров можно назвать работы Aköz&Arbatli (2013), Boccara (2010), Santoja et al. (2008) и Zakaria (2014). В данном докладе мы попытаемся хотя бы частично заполнить этот пробел.

Предлагаемая математическая модель включает два блока: экономический (производственный) и политический (принятие решений по поводу экономического курса и обратная связь с обществом). В основе экономического блока лежит построенная ранее модель с частным (K) и публичным (G) капиталом (public capital) в качестве факторов производства (Akhremenko, Petrov 2014). В ее рамках голосование акторов (более точно – агрегированного социального актора) за того или иного кандидата основано на ретроспективным экономическом поведении, основанном на изменении частного капитала. Другими словами, предполагается, что выборы (в двухпартийной системе) представляют собой, по сути, референдум по оценке результатов правления последнего периода. Избиратель оценивает изменение своего частного капитала за прошедший период; если это изменение положительно, то он голосует за инкумбента, если отрицательно – то за претендента (челленджера). Так как результаты голосования оказывают реальное влияние на изменение политического курса, в основе своей моделируемый режим является демократическим. В то же время, на данном этапе мы включаем в модель возможность использования инкумбентом пропаганды, искажающей представление избирателей об экономических результатах правления. Тем самым осуществляется переход от демократического режима к гибридному: обратная связь между государством и обществом имеется, но она деформирована эффектом воздействия власти на восприятие голосующих.

В настоящей работе показана формальная стратегия включения такого эффекта в описание политико-экономической системы. Во-первых, усложняется процесс принятия решения избирателем: он оценивает теперь не только произошедшие изменения в запасе частного капитала, но и динамику публичного капитала, причем имеется возможность варьировать вес первого и второго. Мы полагаем, что власть может воздействовать только на восприятие изменений в публичном капитале. Пропаганда направлена на формирование преувеличенного представления о размере сегодняшнего публичного капитала и преуменьшенного представления о размере публичного капитала в прошлом периоде .

Таким образом, политическая пропаганда влияет на исход выборов, посредством этого – на проводимую политику, которая, в свою очередь, влияет на экономический рост. При этом, пропаганда, в принципе, может «помочь задержаться» у власти как партии, проводящей политику долгосрочного роста, так и «партии долгосрочного спада». В связи с этим, основной вопрос данной работы заключается в том, как сказывается наличие пропаганды на шансах системы достигнуть экономического роста: уменьшает она эти шансы или увеличивает?
2. Описание модели

Экономическим «ядром» модели является производственная функция Кобба Дугласа:

, (1)

где - агрегированный выпуск, - частный капитал, - публичный капитал, A - независимая от времени общая производительность факторов. Выпуск облагается налогом по фиксированной ставке , собранные налоги формируют государственный бюджет T(t):

(2)

Бюджетные средства могут быть потрачены двумя способами. Во-первых, они могут быть инвестированы в создание публичного капитала - прежде всего, общественной инфраструктуры. Коэффициент определяет долю бюджета, которая направляется на инвестиции в общественное благо:

(3)

Остальная часть бюджетных средств направляется частным производителям в виде прямых трансфертов. Таким образом, частный капитал образуется за счет части выпуска, не изъятой в виде налогов, и бюджетных трансфертов:

(4)

Динамика публичного капитала определяется уравнением:

, (5)

где постоянная «отвечает» за процесс устаревания (обесценивания), тогда как характеризует уровень эффективности инвестиций бюджетных средств.

Таким образом, экономическая политика государства в модели определяется параметрами , отражающими уровень налоговой нагрузки и долю бюджетных инвестиций в публичный капитал соответственно. Параметры определяют эффективность экономической системы. В зависимости от сочетания «политического вектора» и «вектора эффективности», динамика выпуска выходит на один из двух стационарных режимов: экспоненциальный рост выпуска или же асимптотическое снижение до нуля. При заданном уровне эффективности известно, какие политические курсы приводят к успеху, какие – к спаду (подробности см. Akhremenko, Petrov 2014). Важно отметить, что выходу на любой из стационарных режимов могут предшествовать немонотонные изменения частного и публичного капитала. Следовательно, ориентируясь ретроспективно, избиратель может сделать «неверный» выбор, предпочтя «партию краткосрочного роста и долгосрочного спада» партии «краткосрочного спада и долгосрочного роста».

В демократических и гибридных режимах смена экономической политики может осуществляться посредством института выборов. Вначале покажем наиболее простую модель ретроспективного, экономически ориентированного голосования в отсутствие эффекта пропаганды:

(6)

Иначе говоря, предполагается, что избиратель голосует в поддержку существующего курса, если объем частного капитала увеличивается, и наоборот.

Теперь введем в модель эффект пропаганды. Такой подход предполагает, что избиратель голосует исходя из своих представлений об изменениях не только частного, но и публичного капитала. Это допущение вполне совместимо с реальной действительностью: многие избиратели голосуют не только на основании изменений собственного благосостояния, но и с опорой на представление о положении дел «в стране в целом». При этом государство не может манипулировать представлением индивида о динамике частных благ, но может делать это применительно к благам общественным (создавать завышенное представление об объеме публичного капитала). Теперь функция выбора имеет вид:

(7)

Здесь определяет вес, придаваемый обществом частному капиталу (соответственно, - значимость публичного капитала). Другими словами, коэффициент β представляет собой одно из формальных определений общественных приоритетов (ожиданий): при высоких значениях коэффициента для граждан более приоритетными являются частные блага, при низких – общественные.

Параметры в формуле (7) описывают, насколько искаженно воспринимает актор размер капитала («силу пропаганды»). Коэффициент отражает степень преувеличения представления о размере сегодняшнего публичного капитала ; - о степени преуменьшения представлений о размере капитала в прошлом периоде времени - «очернение прошлого». При эффект пропаганды отсутствует.

Данная функция голосования может быть использована для моделирования реакции общества на проводимый политический курс в гибридных политических режимах. С одной стороны, выборы здесь являются институтом, реально влияющим на проводимую политику (характеристика демократии), с другой – государство располагает возможностями по манипулированию общественным мнением.
3. Вычислительный эксперимент

Исследование построенной модели проведено с помощью вычислительных экспериментов, суть которых состоит в следующем. В каждой конкретной серии экспериментов фиксируются параметры, характеризующие экономическую продуктивность системы, а также пара «политических партий», каждая из которых представлена своим «вектором экономической политики» - сочетанием уровня налогообложения и долей расходов бюджета на инвестиции в общественный капитал , и варьируется уровень пропагандистских искажений. В самом грубом приближении, изучаемый вопрос звучит следующим образом: при увеличении пропагандистских искажений, повышается или понижается экономическая эффективность системы?

Заметим, что за скобками остается важный вопрос о связи интенсивности пропаганды и уровня вызываемых ей искажений. В частности, не рассматривается вопрос о том, может ли бессменно находящаяся у власти в течение продолжительного времени партия поддерживать постоянный уровень искажений, или же пропаганда в этом случае девальвируется и даже начинает вызывать отторжение? В настоящей работе предполагается, что постоянный уровень искажений возможен и, более того, пропаганда «бесплатна» для власти, т.е. на нее не расходуются ресурсы.

В том, что касается проводимых партиями политик – мы рассматриваем наиболее содержательный случай: векторы экономической политики для партий выбираются таким образом, чтобы один из них порождал долгосрочный экономический рост, другой же вел к спаду. Таким образом, конкурируют «партия роста» (S) и «партия спада» (F). Разумеется, избиратель «не знает», какая партия порождает благоприятные в долгосрочном плане последствия, тем более что в краткосрочной перспективе пребывание у власти любой партии может вести как к росту, так и к спаду. В начальный момент времени инкумбентом является «партия спада».

В описанных ниже экспериментах установлены следующие параметры модели (1 – 5) и начальные условия:



В функции голосования (7) веса, придаваемые обществом частному и общественному капиталу, приняты в экспериментах равными (). Коэффициент , связанный с формированием преуменьшенного представления о вчерашинем объеме публичного капитала, равен нулю. Ключевым экспериментальным (варьируемым) параметром является ; таким образом, будет тестироваться формирование у общества преувеличенного представления о текущем объеме публичного капитала. Далее под силой пропаганды будет по умолчанию пониматься значение .

Итак, в начальный момент времени в модель (1)–(5) включается вектор экономической политики инкумбента (F), принадлежащий множеству политик долгосрочного спада. Заранее определяется партия-«челленджер», чей политический вектор принадлежит области долгосрочного роста (S). В функции голосования (7) устанавливается значение , варьируемое от 0 (отсутствие пропаганды) до той положительной величины, по достижении которой какие-либо изменения в динамики модели прекращаются. В зависимости от результатов голосования (7), в каждый последующий момент времени у власти может находиться как «партия роста», так и «партия спада». В ходе экспериментов фиксируются: 1) динамика изменения во времени запасов публичного (G) и частного (K) капиталов, 2) последовательность пребывания партий у власти вида: FSFFFSFFFSFFFS. Отметим, что в предложенной модели такие последовательности часто носят строго периодический характер.

В силу ограничений по объему текста, мы на данный момент рассмотрим конкуренцию одной пары партий F = (0,2 0,2), S = (0,6 0,6) для пропаганды различной силы. Показанная ниже картина, впрочем, вполне типична. Заметим, что политика партии F характеризуется низким уровнем налогообложения и, одновременно, малой долей затрат и без того небольшого бюджета на инвестиции в публичный капитал. Реализация такой политики оставляет существенную долю средств в обществе (в каком-то смысле ее можно назвать популистской), но приводит к хроническому недофинансированию создания общественного капитала.

Начинаем с отсутствия пропаганды и плавно (с шагом 0,01) повышаем ее силу. На отрезке наблюдается качественно идентичная картина, описываемая динамикой капиталов на рисунке 1 и последовательностью партий у власти: FSFFFSFFFSFFFS.
Рисунок 1. Динамика капиталов при
Максимумы публичного капитала (сплошной график) и соответствующие им минимумы частного капитала (пунктирный график) соответствуют моментам перехода власти от «партии роста» к «партии спада». Это отражает общую логику конкуренции. «Популистская» политика F позволяет ей дольше удерживаться у власти – по три «срока» подряд против одного срока у S. Однако за свои три срока партия F истощает общественный капитал настолько, что наступает спад частного капитала, который приводит к смене власти. Новый инкумбент S за счет активного перераспределения средств из частного сектора в общественный за один срок резко увеличивает запас публичного капитала – ценой еще более сильного сокращения частного. Поэтому власть в следующий момент времени вновь переходит к F. Однако, несмотря на большую продолжительность пребывания у власти «партии спада», в экономике наблюдается рост (рис. 1): одного срока S оказывается достаточным, чтобы восполнить запасы публичного капитала до уровня, поддерживающего развитие.

Увеличим силу пропаганды. На отрезке динамика модели характеризуется последовательностью FSFFFFSFFFFSFFFFS , - этапы бессменного пребывания у власти неэффективной партии F увеличиваются (с трех до четырех сроков подряд). В этих условиях один срок S уже не может компенсировать спад публичного капитала до уровня, обеспечивающего возрастающий тренд. В результате мы наблюдаем постепенный упадок (рисунок 2):

Рисунок 2. Динамика капиталов при
Подобный характер динамики соответствует интуитивным представлениям: увеличение силы пропаганды отрицательно влияет на экономический рост, продлевая пребывание у власти неэффективного инкумбента. Нетривиальный результат получается на следующем отрезке усиления пропаганды: (рисунок 3).

Рисунок 3. Динамика капиталов при
Этот рисунок показывает, что обе компоненты капитала выходят на стационарный режим, характеризующийся экспоненциальным ростом. Соответствующая последовательность партий, находящихся у власти, имеет вид: FSFFFSSSSSSSSSSS. Заметим, что ее начало очень похоже на периодичность в предыдущей последовательности, соответствующей рисунку 2 (см. рисунки 4А,Б, которые дают укрупненную картину первых десяти моментов времени. Однако в определенный момент времени сценарии радикально расходятся: эффект пропаганды позволяет успешной партии не потерять власть и перевести экономику в режим ускоряющегося роста.







Рис. 4А. Общий спад при

(см. также. Рис.2)

Рис. 4Б. Пропаганда позволяет S удержаться у власти при

(см. также Рис. 3)


Дальнейшее усиление пропаганды приводит к тому, что по достижении некоторого критического порога (в данном случае соответствующего ) инкумбент F уже не может потерять власть через процедуру выборов. Как следствие, мы имеем картину последовательного ухудшения экономических показателей (рис. 5):

Рисунок 5. Динамика капиталов при
Итак, как влияет пропаганда на экономический рост? Ответ (пусть самый предварительный) не вполне тривиален. Аккуратно его можно сформулировать таким образом. Хотя в целом политическая пропаганда (особенно сильная) снижает шансы на достижение роста, в определенных условиях и на умеренных уровнях она может оказывать и положительный эффект.

Литература:

Aköz K.K., Arbatli C.E. Manipulated Voters in Competitive Election Campaigns. // APSA, American Political Science Association Annual Meeting Paper.

Akhremenko, A., Petrov, A. 2014. Efficiency, Policy Selection, and Growth in Democracy and Autocracy: A Formal Dynamical Model. Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 16/PS/2014.    http://ssrn.com/abstract=2517316

Boccara N. 2010. Voter’s Fickleness: A mathematical Model. – International Journal of Modern Physics. Vol. 21, №2, 149 – 158.

Santonja F., Tarazona A, Villanueva R. 2008. A Mathematical Model of the Pressure of an Extreme Ideology on a Society. // Computers & Mathematics with Applications, Volume 56, Issue 3, August, pp. 836–846

Zakaria, N. 2014 Modeling Political Belief and Its Propagation, with Malaysia as a Driving Context. Open Journal of Political Science, 4, 58-75



1 Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики по теме «Влияние обратных связей в системе «государство – общество» на процессы перераспределения ресурсов и перспективы экономического роста в демократических, автократических и гибридных режимах», реализуемой Лабораторией качественных и количественных методов анализа политических режимов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу высшая школа экономики, ипм им. Келдыша ран iconНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики»...
«Высшая школа экономики» (далее по тексту ниу вшэ) и определяет правовой статус Института статистических исследований и экономики...

А. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу высшая школа экономики, ипм им. Келдыша ран iconАнализ инвестиционной привлекательности развивающихся рынков корпоративных...
Теплова Т. В., доктор экономических наук, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций факультета экономики ниу «Высшая школа...

А. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу высшая школа экономики, ипм им. Келдыша ран iconО стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки...
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" и его филиалов (далее по тексту соответственно – обучающиеся,...

А. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу высшая школа экономики, ипм им. Келдыша ран icon«Высшая школа экономики» положение
«Высшая школа экономики» (далее – ниу вшэ) и определяет правовой статус Проектно-учебной лаборатории «Бизнес-инкубатор Высшей школы...

А. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу высшая школа экономики, ипм им. Келдыша ран iconНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики»...
Информационно-координационного центра по взаимодействию с оэср института статистических исследований и экономики знаний ниу вшэ,...

А. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу высшая школа экономики, ипм им. Келдыша ран iconРегламент
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее – ниу вшэ), а также порядок взаимодействия структурных...

А. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу высшая школа экономики, ипм им. Келдыша ран iconРегламент установления преподавательских надбавок в Национальном...
Данный Регламент вводится с целью усиления стимулирования достижений в преподавании путем введения специальных надбавок для лучших...

А. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу высшая школа экономики, ипм им. Келдыша ран iconПоложение об Аспирантских школах Национального исследовательского...
Настоящее Положение разработано для совершенствования деятельности аспирантуры ниу вшэ и определяет цели, задачи Аспирантской школы...

А. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу высшая школа экономики, ипм им. Келдыша ран iconВысшая школа урбанистики положение
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (далее – ниу вшэ) и определяет правовой статус проектно-учебной...

А. С. Ахременко (ниу высшая школа экономики, ), А. П. Петров (ниу высшая школа экономики, ипм им. Келдыша ран iconКонцепция создания базовой кафедры мцсэи «Леонтьевский центр» в ниу...
Концепция создания базовой кафедры мцсэи «Леонтьевский центр» в ниу «Высшая школа экономики»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную