Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»






Скачать 265.87 Kb.
НазваниеПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»
страница1/3
Дата публикации16.06.2015
Размер265.87 Kb.
ТипПрограмма-минимум
e.120-bal.ru > Экономика > Программа-минимум
  1   2   3
ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»

(сфера услуг)

по экономическим наукам

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа кандидатского минимума по специальности 08.00.05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими системами и конкретной (предметной) области специализации в рамках данной специальности.

Экзаменационные билеты должны включать: один вопрос из раздела «Общая экономическая теория» (Приложение 1), один вопрос из раздела программы «Основы теории управления экономическими системами» (Приложение 2), два вопроса из программы по специализации. В экзаменационные билеты также включаются вопросы по тематике выполняемого диссертационного исследования.

В программе приведён лишь общий список литературы по областям исследований.

На экзамене кандидатского минимума по специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки, теории управления экономическими системами, включая знание основных теорий и концепций всех разделов дисциплины специализации. Он также должен показать умение использовать теории и методы экономической науки для анализа современных социально-экономических проблем по данной специальности и избранной области предметной специализации.

ВВЕДЕНИЕ

Целью подготовки по специальности «Экономика и управление народным хозяйством» является обеспечение различных сфер экономики и управления хозяйством научными и научно-педагогическими кадрами, а также высококвалифицированными специалистами-практиками, владеющими современными научными методами экономического анализа и принятия управленческих решений.

Данная специальность охватывает методологические, методические и прикладные вопросы формирования экономических систем, управления ими и прогнозирования их развития. Ее предметом являются управленческие отношения, возникающие на различных стадиях жизненного цикла экономических систем (формирования, развития и дезинтеграции/распада).

При этом в отличие от других экономических специальностей, в частности 08.00.01 - Экономическая теория, специальность 08.00.05 предусматривает анализ экономических систем исключительно в качестве объектов управления, в качестве которых могут выступать хозяйственные системы различного масштаба, уровня, сфер экономики и форм собственности. Важной составной частью специальности 08.00.05 являются различные аспекты изучения субъектов управления экономическими системами (государственные, транснациональные, региональные, корпоративные управленческие структуры, а также менеджеры как субъекты управления).

Основу настоящей программы составили ключевые положения следующих дисциплин: «Экономика общественного сектора», «Экономика сферы услуг», «Экономика социальной сферы», «Экономика туризма», «Основы предпринимательства», «Менеджмент сферы услуг», «Экономика торговли», «Экономика торгового предприятия», «Организация и управление торговым предприятием», «Электронная коммерция».

Программа разработана на основе рекомендаций ВАК, Научного совета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова при участии Московского государственного университета коммерции Министерства торговли РФ, рассмотрена Учебно-методическим объединением по образованию в области «Менеджмента» и одобрена экспертным советом по экономике Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ.

1. Сфера услуг в национальной экономике России

Роль и место сферы услуг в системе разделения и кооперации труда. Объективность возникновения и развития сферы услуг. Тенденции и закономерности. Внешняя и внутренняя среда и ее влияние на темпы и направления развития сферы услуг. Экономические законы и их влияние на сферу услуг.

Классификация и характерные особенности основных услуг, представленных в классификаторе видов экономической деятельности. Отраслевая специализация и кооперация сферы услуг. Экономические методы и критерии обоснования эффективности специализации и кооперации в сфере услуг. Рыночные отношения и их влияние на хозяйственные и управленческие связи предприятий сферы услуг основные направления повышения эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг. Информатизация общественных и экономических связей и роль сферы услуг в этом процессе. Современные теории постиндустриального общества и характерные особенности развития сферы услуг. Сфера услуг и качество жизни населения, их взаимовлияние.

2. Субъекты экономических отношений в сфере услуг

Общая характеристика хозяйствующих субъектов сферы услуг и их организационно-правовые формы. Особенности разгосударствления и приватизации имущественных комплексов сферы услуг, в том числе социально-культурного назначения. Нормативно правовые условия создания и функционирования предприятий сферы услуг. Социальная инфраструктура сферы услуг и особенности ее воспроизводства и развития. Отраслевой и корпоративный подходы к формированию организации сферы услуг. Принципы размещения предприятий сферы услуг на территориальном, региональном и национальном уровнях. Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг. Программно-целевые методы оптимизации размещения, развития и эффективного функционирования предприятий сферы услуг.

Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг. Принципы и факторы выбора оптимальных форм хозяйствования. Научные направления и школы в совершенствовании управления предприятиями сферы услуг. Особенности и характерные элементы построения и оптимизации организационных структур управления в предприятиях сферы услуг.

Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере услуг. Основные организационные формы управления этими предприятиями.

3. Государственное регулирование сферы услуг

Вертикаль и горизонталь отраслевой власти, и место государственного регулирования в обеспечении надежности и безопасности функционирования предприятий (комплексов) сферы услуг. Соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии отраслей и комплексов сферы услуг.

Система государственного регулирования предприятиями сферы услуг. Принципы и подходы к выработке мер государственного воздействия на предприятия. Характер отношений местных органов власти и предприятий сферы услуг. Отраслевой принцип построения и регулирования предприятий сферы услуг. Межотраслевые комплексы в сфере услуг и проблемы их экономических отношений с государственными структурами.

Государственный протекционизм развития социально-значимых организаций сферы услуг. Формы государственной поддержки предприятий сферы услуг.

4. Рынок сферы услуг

Тенденции и закономерности возникновения и развития рынка услуг. Формирование и развитие отраслевых, региональных и национальных рынков услуг. Характер экономических отношений на рынке услуг. Роль государства в развитии и регулировании национального рынка услуг. Спрос на услуги, его проявления и формы удовлетворения. Качественные и количественные параметры предложения на рынке услуг. Система ценообразования и факторы формирующие цены.

Конкуренция на рынке услуг. Виды конкуренции. Стратегия и тактика поведения предприятий сферы услуг на различных рынках. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг, методы и подходы к ее оценке. Способы, условия, и направления обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Управление конкурентоспособностью и формирование конкурентных преимуществ. Особенности экономико-управленческих подходов в обеспечении надежности функционирования социально-ориентированных предприятий на рынке услуг.

Качество услуг, стандартизация и сертификация услуг. Организационно-экономическое обеспечение стандартов на услуги. Экономический механизм обеспечения безопасности услуг и повышения качества предоставляемых услуг.

5. Ресурсный потенциал сферы услуг и его управление

Экономические ресурсы: понятие, классификация, воспроизводственная структура.

Ресурсы предприятий сферы услуг и их виды. Качественные и количественные характеристики ресурсного потенциала и его влияние на социально-экономическое развитие предприятий сферы услуг. Структура экономических ресурсов сферы услуг. Инновационный потенциал предприятий сферы услуг, его оценка и экономико-организационные условия эффективной реализации. Управление ресурсами предприятия сферы услуг: принципы, подходы, методы.

Показатели использования ресурсов. Основные методы и подходы к оценке эффективности использования ресурсов. Современные теории управления ресурсами. Оптимизация ресурсов по объему и структуре на основе теории управления затратами.

Материально-вещественные ресурсы сферы услуг, их экономическое содержание и воспроизводство. Инвестиционные ресурсы в развитии материально-технической базы сферы услуг и методы повышения инвестиционной привлекательности.

Человеческий ресурс сферы услуг и его значение в эффективности функционирования предприятий. Интеллектуальный потенциал человеческого ресурса и система его воспроизводства. Экономические основы государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг. Образовательные услуги и их трансформация в воспроизводственных процессах ресурсного и инновационного потенциала предприятий сферы услуг.

Экономические условия и последствия благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере услуг. Управление экономическим ресурсом, приобретаемым на условиях благотворительности.

Информационный ресурс и эффективность его использования в сфере услуг.

6. Система управления организациями сферы услуг

Основные этапы развития теории управления субъектами рыночных отношений в сфере услуг. Организации сферы услуг как специфический объект управления. Элементы системы управления. Методы и виды управления, их использование в сфере услуг. Мотивация персонала в сфере услуг. Особенности мотивационных стимулов в реализации задач обеспечения качества и надежности услуги.

Экономические стимулы и их использование в сфере услуг. Принципы формирования комплекса материальных и нематериальных стимулов. Характер взаимодействия организации и персонала в реализации цели организации.

Эволюция систем управления в сфере услуг на основе новых информационных технологий. Управление денежными потоками, технологическими процессами формирования и оказания услуг в системе «on-line». Электронная продажа услуг и ее перспективность.

Планирование и анализ хозяйственной деятельности в системе управления. Стратегический и тактический планы, методы их обоснования и организация выполнения. Индикативное планирование и его использование для обоснования перспектив развития сферы услуг.

Программно-целевое управление в сфере услуг; пределы и возможности использования программ в решении наиболее значимых проблем в развитии сферы услуг.

7. Эффективность функционирования сферы услуг

Социальная и экономическая результативность сферы услуг, их значимость в зависимости от выполняемых функций и роли в решении социально-экономических задач. Показатели и методы оценки эффективности хозяйственной деятельности организаций сферы услуг. Внешние и внутренние эффекты. Теория управления доходами и ее использование в повышении эффективности и качества услуг.

Управление качеством услуг с учетом влияния на финансовый, экономический и социальный эффект. Экономико-организационный механизм повышения эффективности и качества услуг.

Экономическая прибыль и ее оптимизация в условиях неопределенности рынка. Информационно-методическое обеспечение системы управления результативностью работы организации сферы услуг. Использование современных информационных технологий в повышении эффективности и качества услуг.

Основная литература:

  1. Аванесов Ю. А., Клочко А. Н., Васькин Е. В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для высших учебных заведений. - М.: ТОО "Люкс - арт", 1995.

  2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы/Финансовая академия при Правительстве РФ. - М.: Финансы и статистика, 1997.

  3. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. - М.: Издательство «Финпресс», 2002.

  4. Берман Б., Эванс Дж.Р. Розничная торговля: стратегический подход, 8-е издание.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

  5. Брэддик У. Менеджмент в организации /Пер. с англ. - М.: "ИНФРА-М", 1997.

  6. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999.

  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998.

  8. Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг. - М.:ТЕИС, 2001.

  9. Голощапова А.И., Пармененков К.Н., Савкина Р.В. Основы коммерческой деятельности. - М.: Изд-во МГУК, 2000.

  10. Джоунс Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996.

  11. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

  12. Жильцов Е.Н., Казаков В.Н., Восколович Н.А. Экономика сферы платных услуг. - Казань, 1996.

  13. Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Издательство "Финпресс", 2001.

  14. Коровкин В.В., Кузнецова Г.В. Торговая деятельность. - М.: ПРИОР,1998.

  15. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. - М.: АСТ, 2001.

  16. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. - М.: ЮНИТИ, 2002.

  17. Крис А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля: Пер. с фр. / Общ. ред. В. С. Засашвили. - М.: АО Издательская группа "Прогресс", 1993.

  18. Месхон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.

  19. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: Учеб. Пособие/ Е.Я. Морозова, Э.Д. Тихонова. - СПб.: Михайлов, 2002.

  20. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения. - М.:ИНФРА-М, 2001.

  21. Романович В.К. Институциональная структура сервиса в сфере услуг. -М.: МГУС, 2001.

  22. Российская торговая энциклопедия в 5-ти томах. // Под ред. М.И.Горбачева и Я.Л. Орлова. - М.: РООИиП «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 1999.

  23. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.

  24. Старобинский Э. Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. - М.: АО "Бизнес-школа Интел- синтез", 1994.

  25. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. И. К. Белявский, Г. Д. Кулагина, А. В. Коротков и др.; Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995.

  26. Стукалова И.Б. Регулирование торгового предпринимательства. - М., 2000.

  27. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2000.

  28. Торговое законодательство Российской Федерации. М.: Современная экономика и право, 1999.

  29. Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сироткина и др. / Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 1996.

  30. Экономика общественного сектора /Под ред. Е.Н. Жильцова, Ж-Д. Лафея. - М.: ТЕИС, 1998.

  31. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, проф. Г.П. Журавлевой. - М., 2000.

  32. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Дополнительная литература:

  1. Абрютин М. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. - М.: издательство «Дело и Сервис», 2000.

  2. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли. - Мн.: Выcш. школа, 1998.

  3. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник/ Под ред. Чудновского А.Д. -М.: ЭКМОС, 1999.

  4. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Практический курс. - СПб.: Нева-Ладога-Онега, 1993.

  5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений. 3 -е изд., переработанное и дополненное. - М.: Издательско-книторговый центр «Маркетинг», 2001.

  6. Искусство торговать. / Под общ. ред. С. И. Кумок; - М.: АОЗТ "Московское финансовое объединение", 1995.

  7. Королева С.И. Торговля в условиях экономических реформ России. - М.: Изд. МГУК, 1999.

  8. Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999.

  9. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник - 4 изд. перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2003.

  10. Современный супермаркет. Учебник по современным формам торговли. - М.: «Изд. Жигульского», 2001.

  11. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.: Наука, 1994.

  12. Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста. - М.: Изд. «ДИС», 1999.

  13. Щур Д. Л. Основы торговли. Оптовая торговля. - М.: ДиС, 2000.

  14. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А. М. Гребнев, Ю. К. Баженов, О. А. Габриэлян и др.; Рук. авт. кол. А.М. Гребнев. - М.: Экономика, 1996.

  15. Электронный маркетинг: Учеб. пособие/ Под ред. Т.П. Данько, Н.Б. Завьяловой, О.В. Сагиновой. - М.: ИНФРА-М, 2003.

Приложение 1.

ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа кандидатского экзамена по любой специальности должна состоять из двух обязательных разделов: общей экономической теории и области исследования в рамках этой специальности (по специальности 08.00.05 дополнительно включаются раздел теория управления экономическими системами).

В случае если по решению ученого совета Института аспиранты (соискатели) сдают дополнительный экзамен по экономической теории, вопрос (вопросы) из раздела «Общая экономическая теория» в экзаменационный билет не включается.

В приведенной общей программе (первом разделе) предлагается лишь общий список литературы по экономической теории.

На экзамене кандидатского минимума по экономической теории аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической теории, знания основных теорий и концепций всех разделов дисциплины, умение использовать теории и методы экономической науки для анализа современных социально-экономических проблем.

ВВЕДЕНИЕ

Основу раздела составили ключевые положения разделов «Общей экономической теории»: Политическая экономия, Микроэкономическая теория, Макроэкономическая теория, Институциональная и эволюционная экономическая теория.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Плисецкий Е. Л., Глушкова В. Г. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным...

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами на транспорте






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную