Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика»






Скачать 263.37 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика»
страница1/3
Дата публикации16.06.2015
Размер263.37 Kb.
ТипМетодические указания
e.120-bal.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Владимирский государственный университет

Кафедра экономики городского хозяйства


АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Методические указания к практическим занятиям

по дисциплине «Антимонопольная политика»





Составитель

Е.В. Бобкова

Владимир 2009

УДК 839.137

ББК 65.42-132

Рецензент

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики городского хозяйства

П.Н. Захаров



Печатается по решению редакционно-издательского совета

Владимирского государственного университета

Антимонопольная политика : метод. указания к практическим занятиям / сост. Бобкова Е.В.; Владим. Гос. Ун-т. – Владимир : Ред.-издат. Комплекс ВлГУ, 2008. – 21 с.

Содержат рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Антимонопольная политика».

Предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения экономических специальностей (бакалавриат).

Табл. 1. Библиогр.: 6 назв.

УДК 839.137

ББК 65.42-132
ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция способствует эффективным действиям на рынке, заставляя предпринимателей предлагать потребителям широкий ассортимент товаров и услуг по низким ценам и лучшего качества. Это ведёт к повышению эффективности производства, созданию условий для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики, росту благосостояния потребителей, снижению цен на товары и услуги.

С одной стороны, предоставляя потребителю выбирать, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям. С другой стороны, любой хозяйствующий субъект стремится к монополии, вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Для сохранения своего рыночного потенциала могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры выхода на рынок. В свою очередь, ограничение конкуренции приводит к нерациональному распределению ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и экономическом благосостоянии общества.

Эффективная антимонопольная политика и реализация законодательства являются мощным катализатором структурных изменений в высококонцентрированной экономике, сформировавшейся в России за последние десятилетия.


Практическая работа №1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОВЫХ ГРАНИЦ ТОВАРНОГО РЫНКА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру выявления пределов взаимозаменяемости товаров.

Взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при приобретении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Выявление пределов взаимозаменяемости товаров заключается в:

  • определении товара, которое осуществляется по показателям, характеризирующим потребительские свойства товара, условия потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса;

  • определении товаров – заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, которое осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их использования - взаимозаменяемость по потреблению (спросу), с точки зрения их производства - взаимозаменяемость по производству1.

  • формировании товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

Примерный перечень показателей, необходимых для определения изучаемого товара:

1) потребительские свойства товара:

- функциональное назначение;

- физические параметры (вес, габариты и т.д.);

- технические и эксплуатационные показатели;

- цена товара;

2) условия потребления или эксплуатации товара покупателями:

- обеспеченность электроэнергией;

- обеспеченность водоснабжением;

- обеспеченность услугами по сборке, транспортировке и т.п.;

- обеспеченность техническим обслуживанием;

3) условия реализации товара:

- через систему оптовой, мелкооптовой торговли;

- через систему розничной торговли, в том числе фирменные магазины организаций - изготовителей;

- по прямым договорам между продавцами и покупателями, в том числе посредством бартерных сделок.

В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей2 (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

В один товарный рынок следует включать те товары, которые большинство покупателей признаёт взаимозаменяемыми по функциональному назначению и стоимости вне зависимости от индивидуальных предпочтений, моды, сиюминутных пристрастий.

Критериями взаимозаменяемости являются также:

а) функциональная взаимозаменяемость различной продукции, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых заменителей. Необходимо учитывать дифференцированный подход к этой проблеме различных групп покупателей. Одна и та же продукция на одной и той же территории может обращаться на разных товарных рынках (по составу покупателей и продавцов, например, оптовых и розничных), и рынки эти следует рассматривать обособленно;

б) сходство потребительских свойств товара и его заменителей, которое устанавливается в результате сопоставления физических, технических, эксплуатационных, ценовых характеристик товара и его предполагаемых заменителей.
ПРИМЕРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ ТОВАРА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ3:

Пример 1. Покрышки для легковых автомобилей

Не существует товара, функционально эквивалентного покрышкам для легковых автомобилей. Покрышки для колес грузовиков не могут выполнять те же функции, что и покрышки для легковых автомобилей, потому что они слишком велики. Таким образом покрышки для легковых автомобилей и грузовиков представляют собой разные товарные рынки.

Этот пример относительно прост, поскольку находится на уровне обыденного сознания. Более сложные случаи - определение товарного рынка для продукции производственно - технического назначения могут потребовать проведения серьезного исследования.

Пример 2. Арматурные цементные блоки (АЦБ) и кирпичи

Здание может быть спроектировано на основе использования АЦБ и кирпичей. Но если проект предусматривает использование АЦБ, то применение кирпичей исключается, и наоборот. Таким образом, с точки зрения строителя здания, проектом которого предусмотрено использование АЦБ, кирпичи не являются функциональным эквивалентом. Однако было бы ошибкой сделать заключение, что АЦБ и кирпичи не принадлежат к одному товарному рынку, основываясь только на этих фактах.

Если в результате повышения цен на АЦБ, дома из кирпича окажутся для покупателей приемлемой заменой домам из АЦБ (при условии, что дома являются функционально взаимозаменяемыми), в таком случае конкуренция на товарном рынке между домами из кирпича и АЦБ помешает производителям АЦБ повысить цены на свою продукцию (в противном случае АЦБ и кирпичи не принадлежат к одному товарному рынку).

Относительные цены

Если два товара не являются функционально эквивалентными, то это (почти в любом случае) послужит достаточным условием для заключения, что эти товары не принадлежат к одному и тому же рассматриваемому товарному рынку (см. на примере АЦБ и кирпичей, когда это не так). Однако даже когда два товара являются функционально эквивалентными, они могут принадлежать к двум различным товарным рынкам.

Как правило, товары - заменители будут иметь сходные цены. Однако цены на товары, принадлежащие к одному и тому же рассматриваемому товарному рынку, могут значительно различаться.

Пример 3. Рассмотрим два разных типа электрогенераторов.

Тип 1.: стоит 10 млн. рублей; использует 1 л дизельного топлива для производства Y киловатт электроэнергии.

Тип 2.: стоит 5 млн. рублей; использует 1,5 л дизельного топлива для производства Y киловатт электроэнергии.

В настоящее время 1 л дизельного топлива стоит 1000 рублей.

Потенциальные покупатели этих генераторов планируют произвести 1000 киловатт электроэнергии в течение всего срока использования генератора. Для покупателей стоимость производства электричества будет одинакова независимо от типа купленного генератора.

Общая стоимость = первоначальная стоимость + эксплуатационные расходы

Тип 1. = 10 млн. + 1000 x 1 x 1000 = 11 млн.

Тип 2. = 5 млн. + 1000 x 1,5 x 1000 = 6,5 млн.

В результате генераторы принадлежат к одному рассматриваемому товарному рынку, хотя их цена существенно различается.

Изменение условий может привести к другим результатам.

Пример 4.

Теперь покупатели планируют произвести только 5000 киловатт - часов электроэнергии в течение всего срока использования генератора. В этом случае стоимость производства электроэнергии генератором 2-го типа значительно меньше, чем та же стоимость при использовании генератора первого типа. Высокая цена генератора 1-го типа уже не компенсируется низкими эксплуатационными расходами. Для таких покупателей эти два типа генераторов принадлежат к разным товарным рынкам.

Тип 1. 10 млн. + 1000 x 1 x 5000 = 15 млн.

Тип 2. 5 млн. + 1000 x 1,5 x 5000 = 12,5 млн.

Покупатели планируют произвести 100000 киловатт - часов электроэнергии в течение всего срока использования генератора, а цена дизельного топлива 1500 рублей за литр. Теперь относительная неэффективность генератора 2-го типа делает его эксплуатационные расходы настолько высокими, что его низкая цена уже не компенсирует высокие расходы по его эксплуатации. В этом случае два типа генераторов также не принадлежат к одному товарному рынку.

Тип 1. 10 млн. + 1500 x 1 x 100000 = 160 млн.

Тип 2. 5 млн. + 1500 x 1,5 x 100000 = 230 млн.

Отдельным вопросом является продажа одних товаров за рубли, а других, функционально эквивалентных им, - за валюту. Если рынки обмена валюты не имеют свободного доступа и не могут нормально функционировать так, что владельцы рублей должны потратить время и другие ресурсы на обмен рублей на валюту, действительной ценой "валютного" товара является не только цена в рублях, но и стоимость времени и других ресурсов, затраченных на обмен рублей на валюту.

Затраты фирмы в результате внедрения новой продукции в производственный процесс. Указанные затраты возникают у фирм, приобретающих товары для производственного потребления.

Пример 5. Рассмотрим компанию, занимающуюся розливом и продажей минеральной воды.

Допущения:

  • компания может купить стеклянные или пластмассовые бутылки;

  • покупателям безразлично, какой тип бутылок используется;

  • для компании стеклянные и пластмассовые бутылки представляют товар равного качества.

Важное различие между стеклянными и пластмассовыми бутылками выражается в оборудовании для розлива. По исторически сложившимся причинам некоторые заводы используют производственные линии для наполнения стеклянных бутылок, а некоторые - для наполнения пластмассовых.

В этом примере наиболее важным вопросом при определении взаимозаменяемости стеклянных и пластмассовых бутылок является выяснение стоимости переоснащения производственных линий. Такую информацию можно получить:

- в результате опроса специалистов из компаний по розливу минеральной воды, в частности, тех, кто по какой-либо причине занимался таким переоснащением в прошлом;

- инженеров - технологов. 5-процентное увеличение цены на стеклянные бутылки может привести к переключению спроса на пластмассовые бутылки, если затраты на переоснащения производственных линий - меньше этого 5-процентного увеличения цен. В этом случае стеклянные и пластмассовые бутылки будут относиться к одному и тому же товарному рынку. В противном случае они представляют собой различные товарные рынки.

Мнение покупателей.

Для товаров непроизводственного назначения определение приемлемых заменителей уменьшается до анализа предпочтений покупателей к разным товарам. Этот анализ не может быть математически точным. В этом случае нет необходимости проводить официальный опрос покупательских вкусов. Необходимые сведения можно получить путем опроса наиболее типичных покупателей. Можно также опросить производителей и экспертов данной области промышленности о наличии последних примеров переключения покупателей с одного товара на другой в ответ на изменения относительных цен. При этом важно акцентировать внимание человека, дающего интервью, именно на изменении относительных цен рассматриваемого товара.

Оценка взаимозаменяемости товаров основывается на определенном мнении. Если произвольно выбранные покупатели (случайная выборка) достаточно однозначно указывают, что заменили бы один товар на другой, то можно заключить, что товары являются взаимозаменяемыми и относятся к одному и тому же товарному рынку. В случае неоднозначной оценки следует провести детальное изучение причин, по которым товары являются взаимозаменяемыми для одних покупателей и невзаимозаменяемыми - для других.

Пример 6.

Вернемся к Примеру 3 с двумя типами генераторов, но теперь мы уже имеем дело с двумя типами покупателей.

Первым типом покупателей являются больницы, покупающие генераторы для применения их в аварийных ситуациях и ожидают произвести 1000 киловатт - часов электроэнергии в течение всего срока службы генератора. Ко второму типу относятся строительные компании, которые покупают генераторы для обеспечения энергией насосы, и они планируют получить 2000 киловатт - часов электроэнергии в течение срока службы генератора. Для строительных компаний высокие эксплуатационные расходы генератора 2-го типа делают его общую стоимость значительно выше, чем генератора 1-го типа. Для больниц высокие эксплуатационные расходы при использовании генератора 2-го типа не имеют большого значения в связи с редким использованием последнего. Для больниц генераторов 2-го типа - дешевле. Для этих покупателей указанные типы генераторов не принадлежат к одному и тому же рассматриваемому рынку.

Для больниц

Тип 1. 10 млн. + 1000 x 1 x 1000 = 11 млн.

Тип 2. 5 млн. + 1500 x 1,5 x 1000 = 6,5 млн.

Для строительных компаний

Тип 1. 10 млн. + 1000 x 1 x 20000 = 30 млн.

Тип 2. 5 млн. + 1500 x 1,5 x 20000 = 35 млн.

При изменении условий могут измениться результаты. Так, например, если строительные компании запланируют произвести 10000 киловатт - часов электроэнергии, то для них оба типа генераторов будут принадлежать к одному рассматриваемому товарному рынку. В свою очередь, для больниц только генераторы 2-го типа будут рассматриваемым товарным рынком.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование»
Быков Г. С. Сборник заданий и методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рыночное ценообразование», для студентов...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика» iconМетодические указания к изучению курса и практическим занятиям для...
Методические указания содержат рабочую программу дисциплины «Основы экономической деятельности предприятий», контрольные тесты по...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика труда»
Методические указания разработаны канд экон наук, ст преподавателем Л. П. Пулькиной

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы и к практическим...
Методические указания разработаны канд экон наук, ст преподавателем А. В. Иконниковой, ст преподавателем В. В. Иконниковым

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика» iconЭкономика городского хозяйства методические указания к практическим занятиям
Экономика городского хозяйства: Метод указания к практическим занятиям / Владим гос ун-т; Сост.: Т. К. Снегирева, П. Н. Захаров....

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Специальные вопросы экономики»
А. Л. Кунц, доцент кафедры организации строительного производства (нгасу (Сибстрин))

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Организация...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика» iconМетодические указания практическим занятиям и самостоятельной работе...
«томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур)

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Транснациональные...
Федеральное агентство по рыболовству фгоувпо «мурманский государственный технический университет»

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Антимонопольная политика» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине для студентов...
Методические указания предназначены для закрепления и практического применения в самостоятельной работе знаний, полученных при изучении...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную