Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования






НазваниеФормирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования
страница1/3
Дата публикации14.06.2015
Размер0.59 Mb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи



БОРОДИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ




ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ


08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Калининград
2010

Диссертация выполнена в Российском государственном университете имени Иммануила Канта
Научный консультант: доктор экономических наук, профессор

Бильчак Василий Степанович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Афанасенко Иван Дмитриевич

доктор экономических наук, профессор

Шанин Сергей Алексеевич

доктор экономических наук, профессор

Киселева Наталья Николаевна


Ведущая организация: Московский государственный университет



Защита диссертации состоится «27» декабря 2010 г. в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.01 при Российском государственном университете имени Иммануила Канта по адресу: 236000, г. Калининград, ул. Чернышевского, д.56а, ауд. 12.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки экономического факультета Российского государственного университета имени Иммануила Канта.
Автореферат разослан «___»_________2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В.С. Корнеевец

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема неустойчивости развития современной цивилизации приобрела в конце XX века новое качественное состояние, достигнув своей крайней степени. Это вызывает постоянно растущую тревогу мировой общественности, науки за судьбу цивилизации и будущие поколения. Их существование поставлено под угрозу сегодняшней экологической стратегией, при которой потребляется 2-3% используемой природной энергии, а остальное становится отходами, которые природа не в состоянии переработать.

В современных условиях, весьма актуальной и нерешенной является проблема принятия научно обоснованных экономических и экологических решений по управлению развитием инфраструктуры регионов (в частности Центрально-Черноземный регион). Она охватывает комплекс взаимосвязанных задач:

научно-технических (развитие промышленных в т.ч. горнодобывающих предприятий и металлургических, их консервацию и перепрофилирование, снижение энергоемкости добычи сырья и экологической опасности производства, охрану природных объектов и др.);

экологических (защиту подземных и грунтовых вод, плодородных земель, атмосферы, озонового слоя, здоровья населения, климата и т.п.);

экономических (оптимизация затрат на получение элементов природной среды, используемых в производстве, а также потерь на ликвидацию негативных последствий техногенного воздействия на природную среду);

социально-политических и ряда других не менее важных задач.

Проблема совершенствования устойчивой региональной системы обусловлена экологическими трудностями экономического развития и ухудшением условий воспроизводства рабочей силы. Объясняется это тем, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят потери общественного труда в результате нерационального использования ресурсов, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительных затрат для ликвидации негативных последствий техногенного воздействия на природную среду. Необходимость совершенствования механизма принятия экономических, экологических и политических решений по развитию инфраструктуры индустриально развитых регионов не вызывает сомнений. В существующих условиях экономики эффективность такого механизма определяется способностью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально - производственного комплекса - предприятия и региона.

Разработка механизма охраны природы на экологически опасных предприятиях, способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач. Во-первых, нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления, во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма.

Большое значение приобретает экономико-экологическое программирование, которое во многих странах проявило себя в роли эффективного фактора перехода экономики на устойчивое развитие. К сожалению, в нашей стране за годы экономических реформ, в силу доминирования идей либерализма, внимание к экономико-экологическому программированию ослабло.

В результате возникло противоречие между потребностью перехода на устойчивое развитие и недостаточностью теоретико-методологического обоснования использования экономико-экологического программирования как фактора устойчивого развития. В этих условиях исследование теоретических, методологических и практических вопросов использования экономико-экологического программирования как фактора устойчивого развития экономики приобретает особую актуальность.

Степень разработанности проблемы. Анализ монографической и периодической литературы по проблематике диссертации показал, что в целом научные публикации по вопросам формирования устойчивого развития региональных экономических систем весьма разнообразны по подходам и тематике и охватывает широкий круг проблем.

Их можно сгруппировать по тематической направленности следующим образом:

- научному обоснованию концепции экономико-экологического развития Российской Федерации и ее субъектов посвящены фундаментальные научные работы Л. Абалкина, А. Бузгалина, Э. Гирусова, В. Голубева, В. Данилова-Данильяна, И. Красовской, К. Лосева, Л. Нестеровой, И. Потравного, Б. Порфирьева, А. Суэтина, Т. Хачатурова, Н. Чепурных и др.;

- проблемы формирования эффективной региональной системы регулирования качества окружающей среды в рыночных условиях отражены в трудах А. Адамеску, Е. Богуславского, В. Бутова, В. Гурмана, И. Гусевой, Л. Дунаевского, В. Дыхта, В. Игнатова, Н. Кашиной, Н. Кетовой, Л. Кречетова, К. Львовской, Ю. Одума, А. Тамбиева, C. Тяглова и др.

Успешное разрешение современной экономико-экологической проблематики и поиск путей выхода из экстремального природохозяйственного кризиса во многом обусловлены степенью разработанности самого широкого спектра экономико-экологических проблем, анализу и решению которых посвящены труды следующих зарубежных ученых: Г. Бломтуста, Б. Коммонера, Д. Медоуза, М. Месаровича, Э. Пестеля, А. Пигу, Д. Пирса, Б. Уорда, C. Уортнера, Дж. Форрестера и др.

В отечественной литературе проблемы экономико-экологической деятельности предприятия исследуются с 70-х годов прошлого столетия. Различные ее аспекты освещены в трудах И. Александрова, А. Амоши, О. Балацкого, Б. Буркинского, О. Веклич, Т. Галушкиной, Б. Данилишина, М. Долишнего, С. Дорогунцова, В. Евтушевского, Л. Мельника, В. Сахаева, В. Трегобчука, С. Харичкова, Н. Чумаченко, В. Шевчука и многих других.

Экономические реформы в России, коренным образом изменившие систему управления, а также характер предпринимательской среды, определили новый взгляд на возможности предприятия в экологической сфере, что нашло свое отражение в работах И.Афанасенко, В. Бильчака, А. Боброва, С. Бобылева, В. Возняк, Я. Вишнякова, А. Голуба, В. Ивченко, Н.Киселевой, Е. Короткова, Н. Пахомовой, И. Потравного, Н.Реймерса, Г. Серов, Н. Тихомирова.

Большое значение для современного уровня развития экологически устойчивого предпринимательства сыграли также работы таких зарубежных авторов, как Р. Велфорд, Г. Винтер, А. Гаулдсон, К. Гофман, Т. Диллик, Д. Оттман, К. Питти, М. Портер, К. Рихтер, П. Робертс, В. Хопфенбек, С. Шмидхейни и др.

Недостаточная разработанность вопросов экономико-экологического программирования как фактора устойчивого развития региональных экономических систем предопределила выбор темы диссертационного исследования, его цели и задачи.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в теоретико-методологическом обосновании формирования устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования.

В соответствии с этим в процессе исследования поставлены и решены следующие основные задачи:

- исследование сущности устойчивого развития региональной экономической системы;

- выявить воздействие внутренних и внешних факторов на экономико-экологическую устойчивость региона;

- уточнить содержание и принципы экономико-экологического программирования как экономической категории;

- предложить модель экологического программирования, применимую к разным уровням экономики региона;

- исследовать существующие концепции управления экономико-экологической деятельностью региональных предприятий для формирования новой концепции экономико-экологического управления для предприятия региона.

- разработать теоретическую модель интегрированного экономико-экологического управления для предприятия региона;

- выявить особенности стратегического управления экологической сферою в современных условиях;

- разработать механизмы экономико-экологического управления на основе реализации его оперативных функций.

- обосновать взаимосвязь экологической и экономической стратегий развития предприятия и предложить типы экономико-экологической стратегий для региональных предприятий;

- разработать метод выбора эффективных экономико-экологических стратегий развития предприятий региона;

- обосновать оценку степени учета экологического фактора в региональной системе управления предприятиями и адаптировать систему экономико-экологического управления к требованиям международных стандартов устойчивого развития.

- разработать маркетинговые инструменты для реализации экономико-экологического управления регионального предприятия;

- разработать направления совершенствования информационной базы для принятия экономико-экологических решений;

- разработать алгоритм реализации элементов экологического аудита на предприятии региона;

- разработать метод реинжиниринга действующей системы управления окружающей среды;

- предложить динамическую модель для принятия экономико-экологических решений для предприятия региона;

- сформировать устойчивую региональную экономическую систему на основе экономико-экологического управления предприятием.

Соответствие темы диссертации паспорту специальностей ВАК РФ. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика (п.5.2. Пространственное распределение экономических ресурсов; теоретические, методические и прикладные аспекты размещения предприятий, отраслей, комплексов; п. 5.18. Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей, комплексов в регионах; рациональное использование природно-ресурсной базы).

Предмет исследования. Предметом исследования являются механизмы экономико-экологического программирования региональной системы, обеспечивающие устойчивое развитие.

Объект исследования. Объектом исследования является региональная экономическая система с учетом экономико-экологического программирования.

Территориями апробации результатов исследования избраны Белгородская и Липецкая области, как составные части Центрально-Черноземного региона, несущие наибольшую техногенную нагрузку.

Теоретические и методологические подходы к исследованию базируются на положениях классической экономической теории и теории менеджмента, а также их современного развития. Теоретическую основу работы составили зарубежные и отечественные концепции устойчивого развития. Методология исследования основывается на принципах системного подхода, в соответствии с которыми «экономика – предприятие - природа» рассматриваются как единая система, а предприятие – как ключевое звено их взаимодействия, причем критерии его рациональности должны устанавливаться исходя из сущности и характера отношений, свойственных системе в целом, а не только ее экономической или экологической подсистемам.

Инструментально-методический аппарат базируется на использовании методов сравнительного экономического исследования, методов маркетинговых исследований, методов экспертных оценок, а также корреляционно-регрессионного анализа.

В диссертации развиты теоретические, методологические и методические основы перехода к предпринимательству устойчивого развития.

Информационно–эмпирическую базу исследования состоит из нескольких типов источников:

– базовые законодательные документы Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие деятельность региональных экономико-экологических систем;

– материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Центрально-Черноземному региону;

– источники, отражающие международную практику по формированию устойчивых региональных экономических систем и управлению ими;

– данные, опубликованные в монографиях и статьях, учебной литературе, периодической печати, результаты исследований, проведенных диссертантом.

Нормативно-правовую базу исследования составили законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования региональных экономических систем.

Логика исследования заключается в функционировании региональной системы через взаимодействие совокупности субъективных и объективных элементов, обеспечивается воспроизводство необходимых обществу благ и тем самым осуществляется удовлетворение возникающих в обществе экологических и экономических потребностей, устойчивое развитие региональных экономических систем, рассматривается как триада экономической, социальной и экологической устойчивости, фактором перехода к устойчивости является экономико-экологическое программирование, экологические программы реализуются при помощи механизма экономико-экологического программирования на материалах Центрально-Черноземного региона.

Концепция диссертационного исследования состоит в научном обосновании теоретических положений и научной позиции автора, согласно которым региональные системы, которые относятся к открытым системам, тесно взаимодействуют с окружающей природной средой и рассматриваются не просто как устойчивость региональной экономической системы, а устойчивость взаимодействия систем, т.е. экономико-экологическую устойчивость, отражающую взаимодействие экономической и экологической системы. Такое взаимодействие экономической системы с окружающей природной средой требует изучения эколого-экономической устойчивости экономической системы и факторов ее обеспечения. Экономико-экологическое программирование можно выделить как основу устойчивого развития экономических систем. Экономико-экологическое программирование позволяет соединить в своем механизме факторы экономико-экологической устойчивости. Обоснована необходимость перехода к новому типу управления региональным предприятием экономико-экологическому, который рассматривается как интеграция экономических приоритетов во все этапы управления; исследования направления экологизации стратегического управления; разработке классификации экономико-экологических стратегий для российских региональных предприятий; предложению механизма, основанного на оценке экономических критериев; проведения оценки степени учета экологического фактора в практике управления на российских региональных предприятиях; определения проблем и обоснования направления стратегических изменений для перехода к экономико-экологическому управлению; разработке маркетингового механизма реализации экономико-экологического управления; совершенствованию механизмов информационного обеспечения управления для создания систем экономико-экологического управления на региональных предприятиях; разработке модели экологического бухгалтерского учета, предложение метода учета и анализа экологических затрат, разработке алгоритма организации экологического аудита и предложения методических рекомендации по его применению, разработке механизмов по внедрению системы экономико-экологического управления на региональных предприятиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенностью региона как экономической системой является его привязанность к определенной территории. Иными словами, региональные экономические системы - системы, имеющие определенные пространственные размеры, являющиеся одним из видов сложных территориальных систем. Конкретные особенности структуры экономических систем регионов определяются функциями экономических подсистем, т.е. их типом, степенью участия в территориальном разделении труда их воздействием на окружающую природную среду. Особое выделение региональных экономических систем необходимо в виду того, что они зачастую отражают границы экосистем.

2.Устойчивость любой региональной экономической системы как субъекта специфических социально-экономических отношений, связанных с территориальной организацией общественного производства и представляющих собой особый структурный уровень общенациональной системы производственных отношений, должна означать сбалансированное развитие социума, экономики и окружающей природной среды. Устойчивость экономической системы представляет собой совокупность видов устойчивости: социальной, экологической и экономической.

3.Региональное экономико-экологическое устойчивое развитие экономической системы подразумевает собой уменьшение антропогенной нагрузки на экологическую подсистему до величины предельно допустимого уровня, при использовании эффективных способов ведения хозяйства. Величина предельно допустимого уровня антропогенной нагрузки определяется исходя их экологической емкости окружающей природной среды региона.

4.Экономико экологическое программирование позволяет соединить в своем механизме все факторы эколого-экономической устойчивости. Кроме того, экономико-экологические программы реализуются на всех уровнях экономической системы. Экономико-экологическое программирование можно выделить как основу устойчивого развития экономических систем. Оно, во-первых, непосредственно направлено на ликвидацию негативных экологических экстерналий, через систему мероприятий, обеспечивающих и способствующих достижению устойчивого развития. Во-вторых, программирование способствует улучшению макро- и микроэкономических показателей. В-третьих, направлено на ускорение перехода к кардинально улучшающим экологическую ситуацию новым технологическим процессам. В-четвертых, обеспечить экономико-экологическую устойчивость экономических систем, основанных на рыночных отношениях можно только через предвидение последствий деятельности экономической системы.

5.Региональное экономико-экологическое программирование формируется путем соединения совокупных природоохранных и природо-восстановительных мероприятий, намеченных, планируемых к реализации. Региональное экономико-экологическое программирование представляет собой систему экономико-экологических отношений различных субъектов хозяйственной деятельности, но разработке и реализации региональных экономико-экологических программ и систему мероприятий природоохранного характера, реализуемых на территории региона и имеющих особое значение для его устойчивого развития. На уровне регионов программного подхода требует решение таких проблем, как осуществление коренных структурных сдвигов в экономико-экологическом развитии. В их числе: создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных ресурсосберегающих производств - позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона; создание благоприятных экологических условий функционирования и развития предприятий в регионе на основе: 1) развития законодательной и нормативной базы для региональных производителей, работающих в природо-эксплуатирующих сферах экономики и отраслях производства; 2) создания инвестиционного климата в регионе; 3) участия в межрегиональных программах по совместному решению экологических проблем.

6.Механизм экологического программирования представляет собой совокупность инструментов управления, при помощи которых разрабатываются, реализуются и оцениваются экологические программы, влияющие на процессы природопользования и охраны окружающей природной среды. Механизм экологического программирования на разных хозяйственных уровнях имеет много общего, поэтому автором разработана общая модель системы экологического программирования, применимая на любом хозяйственном уровне: международном, государственном, региональном, местном. Механизм экологического программирования обеспечивает соблюдение данных принципов и отвечает современным требованиям ориентации экономики на социальные и экологические аспекты. Такой механизм позволяет ослабить эколого-экономические противоречия между экономикой и природной средой. Он же обеспечивает комплексный характер регулирования взаимоотношений между экономической и экологической системами.

7.Сегодняшнюю ситуацию с развитием систем эколого-экономического управления характеризует стремление формирования моделей интегрированного ЭЭУ, которые подразумевают гармоничную интеграцию ЭЭУ в структуру общего менеджмента, а также включение процедур и мероприятий по охране окружающей среды во все производственные функции на всех стадиях создания стоимости. Интегрированное ЭЭУ далее предполагает необходимость согласования природоохранных мероприятий со всеми производственными функциями: материально-техническое снабжение, производство, сбыт, утилизация отходов. Теоретический анализ, а также имеющийся практический опыт свидетельствует, что в наибольшей степени задаче интегрирования структур ЭЭУ в систему общего менеджмента отвечает Сент-Гальская модель менеджмента.

8.На основе исследования всех этапов стратегического экономико-экологческого управления, а также обобщения зарубежного опыта с учетом особенностей российской практики экономико-экологического управления предложена классификация типов экономико-экологической стратегии, включающая: игнорирование экологических аспектов, вынужденную стратегию соответствия, пассивную стратегию соответствия, стратегию конкурентного преимущества за счет экологических аспектов, стратегию устойчивого развития. Выделены новые черты взаимосвязи экологической и экономической стратегии и предложен критерий их оценки для стратегии каждого типа.

9.Экологический маркетинг определен как особый вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена, но не оказывающий вредного воздействия на окружающую среду. Задачей экологического маркетинга является создание условий для сохранения окружающей среды, приспособления производства к требованиям рынка, разработки экологически чистой продукции, имеющей высокую конкурентоспособность, а также интенсификации ее сбыта и получения дополнительной прибыли за счет экологизации производства. В процессе перехода от традиционного маркетинга к экологическому ключевую роль играют изменения в информационных системах и коммуникациях. Эти изменения должны включать создание систем экологической информации и реализацию этических подходов в маркетинговых коммуникациях.

10.Особое место в экономико-экологическом управлении занимают проверки системы управления охраной окружающей среды, которые структурно относятся к его заключительному элементу – контрольным и корректирующим действиям. В процессе исследования определены понятия, сущность, функции, задачи, разработаны основные методические аспекты проведения и использования результатов экоаудита. Представлена обобщенную модель экологического аудита, которая раскрывает его структуру и основные характеристики: предмет, функции, стадии, документы, методы, приемы, виды, риск, нормативы, элементы (цель, задачи, субъекты, объекты, организация, методика, контрольная информация). Ее применение позволит объективно выявить функции и роль экологической системы субъекта хозяйствования для принятия управленческих решений.

11.В качестве первоочередных рекомендаций по организации ЭЭУ на отечественных предприятиях может послужить ориентация на международные стандарты; постановка и обоснование реально достижимых экологических целей и принципов их достижения; формирование экологической политики, принятие широкого спектра добровольных экологических обязательств перед персоналом, инвесторами, органами местного самоуправления, общественностью, населением; расширение сферы экологической активности с включением в нее различных направлений и аспектов деятельности, непосредственно не связанных с требованием экологического законодательства; объединение задач управления качеством продукции и услуг с задачами экономико-экологического управления; вовлечение всего персонала в активную экологическую деятельность; использование независимой оценки третьей стороной результатов экологической деятельности (экологическое аудирование) и постоянная корректировка на основании данной оценки первоначальных целей и задач этой деятельности; экологическая «прозрачность» информации.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования iconВиды и системы показателей устойчивого развития
В ходе выполнения работ по 2 этапу проекта авторами рассмотрены виды показателей устойчивого развития, а также системы показателей...

Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования iconБрянской области
В связи с этим возникает необходимость исследования возможностей финансового обеспечения устойчивого развития региональной социально-экономической...

Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования iconФормирование туристских дестинаций как фактор устойчивого развития региональной экономики
Диссертационная работа выполнена на кафедре мировой экономики и менеджмента фгбоу впо «Кубанский государственный университет»

Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования iconПрограмма наблюдений включала мониторинг экологического состояния...
...

Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Обеспечение устойчивого развития организации на основе стандартов в области социальной ответственности, менеджмента качества, экологического...

Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования iconВсероссийская научная конференция с международным участием
По фундаментальным и прикладным проблемам современного экономико-экологического развития

Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования iconЭкономические механизмы устойчивого развития угольной отрасли на...
Работа выполнена в Лаборатории имитационного моделирования и взаимодействия экономических объектов Федерального государственного...

Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования iconФормирование региональной финансовой системы в Европейском Союзе
Охватывает три основных измерения

Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования iconФормирование региональной финансовой системы в Европейском Союзе
Охватывает три основных измерения

Формирование устойчивого развития региональной системы на основе экономико-экологического программирования iconВ городе Астане реализуется Стратегический план устойчивого развития...
Н устойчивого развития города Астаны до 2030 года (Стратегический план) разработан в соответствии с поручением Главы государства...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную