Место экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод






Скачать 88.19 Kb.
НазваниеМесто экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод
Дата публикации14.06.2015
Размер88.19 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
В. Мельников,

кандидат экономических наук

МЕСТО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
Активная роль Российской Федерации в сфере экономики проявляется в ее обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на занятие предпринимательской деятельностью. Эта обязанность государства закреплена в ст. 2 Конституции РФ. Механизм государственного регулирования экономики хорошо развит во многих странах с рыночной экономикой: во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании. В современной литературе находит подтверждение факт широкого использования государственного регулирования за рубежом.1

Понимая под государственным регулированием экономики деятельность (воздействие) государства в лице его органов, направленную на упорядочение отношений в рыночной экономике и предпринимательстве, необходимо иметь в виду, что эта деятельность базируется на определенным образом сформулированной и закрепленной государственной экономической политике.

Любой деятельности, в том числе и такой сложной, как государственное регулирование, не может не предшествовать формулирование определенных целей, задач, направлений, средств реализации, т.е. политики, служащей основой соответствующей деятельности.

От того, насколько научно обоснованна, разработана политика, в том числе экономическая, зависит эффективность самой деятельности. Так, можно утверждать, что отсутствие четко продуманной экономической политики государства в период с конца 80-х гг. ХХ в. до начала XXI в. причина кризисных явлений в экономике, социальной сфере, всей жизни российского общества. Переход от командно-административной к рыночной экономике осуществлялся без «руля и ветрил», при отсутствии какой-либо четкой стратегии, четкой экономической политики.2

Экономическая политика основа деятельности любого государства в сфере экономики. Например, в ст. 4 Договора об учреждении экономического сообщества предусматривается, что для достижения целей Сообщества «деятельность государств-членов и Сообщества включает ... принятие экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов...».

«Политика» в переводе с греческого означает «искусство управлять государством». Вполне возможно утверждать, что политика это и искусство управлять экономикой государства.

На протяжении длительного времени политика рассматривалась в основном с точки зрения классовой борьбы. В.И. Ленин давал следующее определения политики: «... Политика есть отношение между нациями, классами и пр.»; «политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства»'; политика это «... область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми классами».

Не отрицая значимости классовой характеристики такого явления, как политика, исходя из предмета настоящей работы, следует обратить особое внимание на тесную взаимосвязь экономики, экономических отношений и политики, политических отношений.

Для того чтобы политика была реальной, она должна базироваться на объективных экономических законах. Политика должна привносить их в практическую общественную деятельность, использовать в интересах практического развития. Политика относится к социальным (общественным) явлениям и как явление надстроечного характера должна, прежде чем сложиться, непременно пройти через сознание людей, получая тем самым волевое опосредование.3

Поскольку политику формируют различные социальные коллективы (партии, объединения предпринимателей и т.д.), а не только конкретные индивиды, то и в данном случае должно происходить волевое опосредование объективных экономических законов. Таким образом, политика может быть охарактеризована как категория сознательно-волевого опосредования объективных экономических закономерностей общественного развития, как категория объективно-субъективная.

Политика проявление действия субъективного фактора, смысл которого и состоит именно в опосредовании производственных отношений конкретными сознательно-волевыми действиями, во внешнем выражении базисных категорий в различного рода волевых отношениях.

«Политика есть форма волевого опосредования экономических отношений. Естественно, что эта воля обусловлена экономической необходимостью, действием объективных экономических законов, она детерминирована».4

Она призвана играть направляющую, координирующую, стимулирующую роль в отношении экономики, содействовать совершенствованию экономического механизма и в этом заключаются задачи и назначение политики по отношению к экономике. Как отмечает М.Н. Марченко, в отечественной и зарубежной литературе вопрос о соотношении государства (политики) и экономики на общетеоретическом уровне решался и решается далеко не одинаково. В одних случаях первенство отдается экономике перед государством и политикой. В других, наоборот государству и политике перед экономикой.5

В третьих же случаях в отношениях между государством и экономикой усматривается некий паритет. Считается, что государство способно оказывать на экономику такое же воздействие, как и экономика на государства.6 В период существования государства социалистического типа возобладало понимание принципа первенства политики над экономикой как возможности решения всех без исключения общественных проблем, в том числе в сфере экономики политическими средствами. В.И. Ленин писал: «Политика не может не иметь первенства над экономикой. Рассуждать иначе, значит забывать азбуку марксизма ... Без правильного политического подхода к делу данный класс не удержит своего господства, а следовательно, не сможет решить и своей производственной задачи».

Изложенная точка зрения вряд ли может быть признана обоснованной. Однако следует согласиться и с тем, что «можно и нужно спорить с теми положениями теории первенства экономики над государством и политикой, которые абсолютизируют экономический фактор, пытаются объяснить все происходящие в обществе явления и события лишь экономическими причинами, отождествляют «социальное» с «экономическим» и пр.

Но нельзя оспаривать то, что было многократно подтверждено самой жизнью, многовековой историей развития человеческого общества и в этом смысле стало очевидным. А именно что экономическое развитие в конечном счете, в общем и целом, определяет основные тенденции и направления политического, идеологического, духовного развития общества, а не наоборот».7

Трудно согласиться и с выводом о том, что государство, политика способны так же воздействовать на экономику, как и экономика на государства и политику. Экономика воздействует на политику и государство опосредованно, лишь «в конечном счете». Политика же, реализуемая государством в лице его органов, имеет возможность влиять на экономику, используя конкретные средства как прямого, так и косвенного воздействия.

Основная задача при формировании политики заключается в обеспечении ее обоснованности, соответствии содержания объективным закономерностям экономического развития, факторам, вытекающим из природы экономики, ее непротиворечивости экономике. В то же время в условиях усложнения экономической жизни, перехода к рынку, возникновения множества центров формирования экономических интересов возрастает значение политики, усиливается ее воздействие на экономику с возрастанием ее роли в координации интересов различных субъектов. Смысл и суть политики заключается в выявлении, формировании, разработке, установлении стратегии деятельности, установлении основных приоритетов, соотнесении целей и возможностей, координации и согласовании интересов и целей.

Политика явление сложное, многоплановое и многоаспектное. Выделяют такие виды и разновидности политики, как внутренняя и внешняя, социальная, национальная, культурная, военная, кадровая и др. Огромное значение придается государством экономической политике.

И.Н. Герчикова утверждает, что «экономическая политика государства представляет собой одно из направлений государственной политики, которое включает: политику в области производства, внешнеэкономическую, финансов и бюджета, социальную, экологическую, оборонную». Думается, однако, что, во-первых, видов и разновидностей экономической политики значительно больше это и структурная политика, и инвестиционная политика, и научно-техническая политика и т.д., а во-вторых, к видам экономической политики необоснованно отнесены социальная, экологическая и оборонная политика, что не исключает, тем не менее, тесной взаимосвязи их с экономикой и экономической политикой.8

Понятие государственной экономической политики раскрывается в литературе не одинаково. Так, В.С. Удинцев в начале ХХ в. писал: «Всю совокупность мероприятий государства в отношении торгово-промышленной деятельности можно назвать торгово-промышленной политикой. Она обнимает все меры, имеющие в виду торговлю и промышленность. С одной стороны, государство ограничивает торгово-промышленную деятельность, с другой, оно ее поощряет. Вопросы о свободе торговли и промыслов, отношений к ярмаркам, развитие торгово-промышленной статистики, организация бирж, создание особых государственных и автономных купеческих органов, ведающих торговлю и промыслы и их нужды, таможенная политика, в частности ввозные пошлины все это является орудием в руках государства, направляющего хозяйственную жизнь страны».9

Представители экономической науки определяют экономическую политику как совокупность научных положений, целей, средств и практических мер, с помощью которых регулируются отношения между гражданами, социальными группами, нациями в сфере экономической жизни общества.10 Зарубежные исследователи11 рассматривают экономическую политику или прикладную экономическую науку как меры или решения, основанные на общем представлении об экономическом поведении, обеспечивающие исправление или устранение рассматриваемой проблемы.

В.П. Лященко определяет экономическую политику как совокупность научных положений, средств и практических мер, с помощью которых регулируются отношения между государством, гражданами и хозяйствующими субъектами в сфере экономической жизни общества для достижения поставленных целей.12

И.Н. Герчикова понимает под экономической политикой систему государственных мер прямого (административного) и косвенного (рыночного) воздействия на поведение хозяйствующих субъектов.

Суть экономической политики составляет разработка государством, партиями, иными участниками политического процесса основных направлений и форм развития общественного производства, т.е. экономической и социальной стратегии, выражающей закономерности экономики. Таким образом, основа изложенного выше подхода к понятию экономической политики состоит в определении экономической политики как системы научных положений, целей, мер, средств, стратегии государства по отношению к экономике.

В литературе имеется и иной взгляд на понимание экономической политики, суть которого, как уже отмечалось, состоит в ее рассмотрении как определенного рода деятельности. Так, авторы учебника «Управление государственной собственностью» понимают под государственной экономической политикой целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рамочных условий экономического развития.13


1 См.: Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации. Ч. 1. М., 1997. С. 51 72; Экономика. Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М., 1995 С. 262; Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник. С.А. Хоскинг Курс предпринимательства. Практическое пособие. М., 1993. С. 328 332; Участие государства в коммерческой деятельности. М., 2001.

2 См.: Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 1 / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 212.

3 См.: Быков А.Г., Кененов А.А., Козлов Ю.М. Экономическая политика КПСС и право. М., 1979. С. 12.

4 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16. С. 26; Т. 23. С. 94.

5 См.: Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 1 / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 212.

6 См.: Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М., 1997. С. 148.

7 См.: Быков А.Г., Кененов А.А., Козлов Ю.М. Экономическая политика КПСС и право. М., 1979. С. 12.

8 См.: напр.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 640, 641; Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и внутрифирменное. Учебное пособие. М., 2002. С. 552.

9 См.: Удинцев В.С. Русское торгово-промышленное право. 2-е изд. Баку, 1923. С. 175.

10 См.: Кураков Л.П., Сергеенко В.Н. и др. Экономика и государство. Чебоксары, 1998. С. 69.

11 См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс / Пер. с англ. Т. 1. М., 1992. С. 20-21.

12 См.: Лященко В.П. Государственное регулирование деятельности коммерческих организаций. М., 2001.С. 141.

13 См.: напр.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 640, 641; Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и внутрифирменное. Учебное пособие. М., 2002. С. 552.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Место экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод iconДоклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в республике татарстан в 2007 году
Этот доклад будет способствовать содействию усиления гарантий государственной защиты прав и свобод человека, привлечению пристального...

Место экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод iconПриказ №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением...
Ре органов прокуратуры, в целях совершенствования надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина,...

Место экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод iconЭкономические гарантии в системе конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
Под экономическими гарантиями следует понимать закрепленные Конституцией формы собственности и основанную на их базе систему хозяйствования,...

Место экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
В числе конституционных прав и свобод человека и гражданина закреплено право каждого "на свободное использование своих способностей...

Место экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод iconПредприятие обанкротили, зарплату не выплатили
Представленный депутатам доклад — один из способов реагирования Уполномоченного на конкретные факты нарушения прав жителей республики....

Место экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод iconРабочая программа дисциплины (модуля) Правоведение
«Правоведение» являются изучение понятия «права человека», их классификации; соотношение понятий «права человека» и «права гражданина»;...

Место экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод iconПримерный перечень вопросов
Какой документ признается в современном мире международным эталоном прав и свобод человека

Место экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод iconКонституционное право России
Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых...

Место экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод iconТема 6: Экономика и политическая карта античности
На эту основу опирается система демократических ценностей, личных свобод и прав человека и в ниши дни. Античность завещала нам идею...

Место экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод iconДокла д уполномоченного по правам человека
В соответствии со статьей 16 Закона Республики Карелия от 12. 11. 2007 г. №1132 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную