Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова. М: Просвещение. 2009. (Базовый уровень) Программа рассчитана на 35 учебных часов в год, 1 час в неделю, а рабочая программа на 34 часа. Изменения в рабочей программе связанны с тем, что учебный базисный план включает 34 часа на изучение обществознания в 7 классе. Сокращение произведено за счет повторения. Выбор данной авторской программы был сделан для того, чтобы сохранить единую образовательную линию, что, несомненно, благоприятно скажется на качестве образования, а также используемая программа способствует успешному усвоению обществоведческих знаний, создает условия для интересной учебной деятельности.
В 7 классе первой изучается тема, отражающая специфику отношений в ближнем социальном окружении.
Тема «Человек и закон» представляет цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных знаний о роли социальных норм.
Тема «Человек и экономика» даёт представление о важных экономических процессах.
Последняя тема затрагивает важные нравственные и правовые аспекты отношения человека к природе. Цели и задачи:
—создание условий для социализации личности; — формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; — содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры. В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик научится:
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека ;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации. Основная форма обучения – урок продолжительностью 45 минут, включает в себя классический урок, практикумы, тестирование, формы внеклассной работы. В рамках этих форм обучения будет организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера. Во исполнение приказа Департамента государственной политики в сфере общего образования «Об изучении основ бюджетной грамотности 08» в урок №23 введена тема «Карманные деньги: за и против», в урок №27 – «Банковская система России», в урок №29 – «Бюджет моей семьи». Календарно – тематическое планирование
№
| Дата
План.
| Дата
Факт.
| Тема урока
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД по теме)
| Формы контроля, измерители.
| Домашнее задание
| 1
|
|
| Отношения между людьми.
| Межличностные отношения, чувства. Знать в чём особенности межличностных отношений. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- применять полученные знания и умения в обычной жизни
| Составить список качеств, которые притягивают или отталкивают людей.
| №1,с17-18
| 2
|
|
| Ты и твои товарищи.
| Группы, виды групп, лидеры. Поощрения и наказания, санкции. Знать:
- основные положения урока;
- термины:
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- находить в СМИ информацию по заданной теме;
| Составить список формальных санкций и примеры ситуаций.
| №2,с30
| 3
|
|
| Зачем люди общаются.
| Общение, его особенности. . Знать:
- основные положения урока;
- термины:
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- находить в СМИ информацию по заданной теме;
| игра
| 3,с41
| 4
|
|
| Почему нужно быть терпимым.
| Конфликт ,виды, инцидент. Знать стадии развития конфликта, понимать пользу от посредника. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- применять полученные знания и умения в обычной жизни
| Подобрать ситуации по видам конфликтов.
| №4с54
| 5
|
|
| Стратегии поведения в конфликтной
| Соперничество, компромисс, сотрудничество. Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.
| Составить список реакций при конфликте.
| С.56
|
| ситуации.
| 6
|
|
| Практическая работа по разделу: Человек среди людей.
| Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- применять полученные знания и умения в обычной жизни
| Ответы на вопросы
| №1-4
| 7-8
|
|
| Что значит жить по правилам?
Социальные нормы: понятие, виды.
| Знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Понимать значение социальных норм. Понимать значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальные нормы. Социальная ответственность
| Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях
| №5, конспект
| 9
|
|
| Правила этикета. Манеры
| Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры
Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов
| Самостоятельная работа в группах по заданиям. Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях
Подготовить пословицы и поговорки по теме.
| С.62-63
| 10
| 1
|
| Права и обязанности граждан
| Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и
| Составить таблицу
| №6,с76
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| политические права. Права ребёнка и их защита
Знать:
- основные положения урока;
- термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- находить в СМИ информацию по заданной теме;
- приводить примеры правовых отношений
| «Гражданские и политические
права». Работа с документами. Составить словарик темы
.Перечислить свои права, сделать подборку статей из газетных материалов по теме
|
| 11-12
|
|
| Законы. Почему важно соблюдать законы?
| Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека т гражданина
Знать:
- основные положения раздела;
- термины: свобода, закон, справедливость.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- высказывать собственную точку зрения или обосновать известные;
- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Учащиеся должны понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме.
| Самостоятельная работа в группах по карточкам. Разбор и анализ документов
. Нарисовать, как вы понимаете свободу в поступках
| №7,с85-86
| 13
|
|
| Воинская служба.
| Служба, гражданин. Государство. Отечество.
Знать:
- основные положения урока;
- термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения;
- понимать важность выполнения священного долга – службу в армии;
-давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций;
- осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ
| Составить словарик темы. Работа в группах по заданиям (анализ материалов СМИ)
Нарисовать картинки по данной тематике урока.
| конспект
| 14
|
|
| Обобщающий урок.
|
| Тест + игра
| №5-7
| 15
|
|
| Защита Отечества
| Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.
Знать:
- основные положения урока;
- термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения;
- понимать важность выполнения священного долга – службу в армии;
-давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций;
- осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ
| Составить словарик темы. Работа в группах по заданиям (анализ материалов СМИ)
Нарисовать картинки по данной тематике урока.
| №8,с95
| 16
|
|
| Что такое дисциплина?
| Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение
Знать:
- основные положения урока;
- термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы;
- приводить примеры различных ситуаций по заданной теме;
- выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения
| Составить словарик темы. Приводить примеры ситуаций по заданной теме, анализировать их
Привести примеры из литературных произведений
| №9,с107
| 17-18
|
|
| Законопослушность. Виновен – отвечай
| Виды нормативно – правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений.
Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Презумпция невиновности
Знать:
- основные положения раздела;
- термины: преступление, виды преступлений, кража, грабёж, подстрекатели, соучастники.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- соотносить конкретный казус с видом правонарушений;
- работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения
| Самостоятельная работа с нормативно правовыми документами, составить словарик темы, схему «Виды право- нарушений», таблицу «Признаки преступления » Сделать подборку из газетных статей
| №10,с117-118
| 19
|
|
| Правоохранительная система. Кто стоит на страже закона?
| Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан
Знать:
- основные положения урока;
- термины: правопорядок, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- понимать содержание и значение правовых норм;
- приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулируемых различными видами норм
| Составить схему «Структура правоохранительных органов Р.Ф. . Составить словарик темы
Подготовиться к тесту и понятийному диктанту.
| №11, примеры о деятельности правоохранительных органов.
| 20
|
|
| Повторительно – обобщающий урок по разделу«Человек и закон»
| Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- применять полученные знания и умения в обычной жизни
| Поэтапная игра «Человек и закон»
Тест
Понятийный диктант
| №5-11, термины
| 21
|
|
| Экономика и ее основные участники
| Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен
Знать:
- основные положения урока;
- термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель;
- сущность совместной деятельности людей в сфере экономики.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- решать познавательные и практические задачи в рамках материала
| Написать мини-сочинение «Все работы хороши- выбирай на вкус!»
| №12
| 22
|
|
| Золотые руки работника
| Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда
Знать:
- основные положения урока;
- термины: квалификация, труд, зарплата, виды зарплаты.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| . Подобрать пословицы и поговорки о труде. Подготовить сообщения по газетным статьям о людях труда
| №13с151?8
| 23
|
|
| Производство, затраты, выручка, прибыль.
Карманные деньги: за и против.
| Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль
Знать:
- основные положения темы;
- основные понятия.
Уметь:
- решать задачи
| решение задач
| №14с160?4
| 24
|
|
| Виды и формы бизнеса
| Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно- правовые формы предпринимательства
Знать:
- основные положения урока;
- термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции;
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты;
- приводить примеры из жизни по теме.
| Проект Мой бизнес
| №15
| 25
|
|
| Обмен, торговля, реклама
| Товары, и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Знать:
- основные положения курса;
- определения понятий: обмен, торговля, реклама, услуги.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- применять знания на практике;
- самостоятельно моделировать заданную ситуацию
| . Нарисовать рекламу своего товара
| №16с178?6
| 26
|
|
| Повторительно – обобщающий урок
| Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- применять полученные знания и умения в обычной жизни
| Поэтапная игра «В круге бизнеса»
Тест
Понятийный диктант
| №12-16
| 27-28
|
|
| Деньги и их функция.
Банковская система России.
| Деньги. Ассигнации. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют
Знать:
- основные положения урока;
- определения понятий: деньги, бартер.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- ориентироваться в типичной для подростка ситуации;
- осуществлять поиск необходимой информации
| Практическая работа
| №13с188?1-3,
С189?6,9
| 29
|
|
| Экономика семьи.
Бюджет моей семьи.
| Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Знать:
- основные положения урока;
- термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;
- решать практические задачи в рамках темы
| Написать мини – сочинение «Наш семейный бюджет» Подготовиться к тестам, понятийному диктант
| №18с197?3
| 30
|
|
| Повторительно – обобщающий урок по разделу: Человек и экономика
| Учащиеся должны уметь ориентироваться в терминах по изученной теме.
Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
| Тест
Понятийный диктант
| №12-18
| 31
|
|
| Воздействие человека на природу
| Экология, природные богатства, атмосфера, биосфера.
Знать:
- основные положения урока;
- термины.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
| беседа
| №19с212?3
| 32
|
|
| Охранять природу-значит охранять жизнь.
| Браконьерство, безответственность, экологическая мораль. Знать:
- основные положения урока;
- термины.
Уметь:
-находить ответы на проблемные ситуации.
| Практическая работа
| №20с222?1
| 33
|
|
| Закон на страже природы.
| Охрана природы.
| Нарисовать плакат : «Береги природу»
| №21
| 34
|
|
| Повторительно-обощающий урок по всем разделам
| Учащиеся должны уметь ориентироваться в терминах и событиях по изученным разделам.
Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
| Годовая контрольная работа.
| №1-21, термины
| Перечень методического и материально- технического обеспечения.
Используемый учебно-методический комплект (УМК):
- Программа разработана к учебнику обществознание 7 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой Москва «Просвещение» 2013г.
- Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс, М: Просвещение. 2014.
- "Обществознание".7 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под.ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2010год Перечень методического и материально-технического обеспечения.
- «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Медиаресурсы:
- Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.
Ресурсы Интернета:
- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для
общеобразовательной школы
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Список литературы
- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс.- М: Просвещение, 2012;
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;
- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 7 класс, М.: Просвещение, 2012;
- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012;
- Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2010.
Согласовано.
Протокол заседания
Методического объединения
Учителей гуманитарного цикла
От----------------------№-----------
--------------------(Аристова А.А.)
Согласовано.
Заместитель директора по УВР
-------------------(Ситникова Е.В.)
Дата--------------------- |