2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены






Скачать 83.06 Kb.
Название2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены
Дата публикации13.06.2015
Размер83.06 Kb.
ТипЗакон
e.120-bal.ru > Экономика > Закон
Содержание дисциплины по темам
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

ТЕМА 1. Цена как экономическая категория. Классификация цен и их система


Экономическая природа цены и теоретические основы цен: ценность, стоимость, цена товара. Теории стоимости. Закон стоимости. Современная теория цен. Альтернативные подходы к механизму ценообразования: рыночный и затратный.

Функции цены. Методология ценообразования и ее составные части.

Основные виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения: оптовые цены на продукцию промышленности, цены на строительную продукцию, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, тарифы грузового и пассажирского транспорта, розничные цены, тарифы на коммунальные и бытовые услуги, внешнеторговые цены.

Виды цен в зависимости от: 1) территории действия; 2) порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке груза; 3) степени свободы от воздействия государства при их определении; 4) степени новизны товара.

Особенности цен в бухгалтерском учете и статистике.

Система цен и признаки, лежащие в ее основе.

ТЕМА 2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы

Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены.

Предложение: сущность и факторы, на него влияющие. Закон и функция предложения, взаимодействие предложения и цены.

Закон взаимодействия спроса и предложения. Рыночное равновесие, определение рыночной (равновесной) цены.

Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения. Перекрестная эластичность.

Факторы, оказывающие влияние на цены. Потребительское поведение. Концепция предельной полезности. Цена безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия.

Основы государственного регулирования цен.

Периоды развития системы ценообразования в СССР. Особенности ценообразования в экономике России в первые годы советской власти и в период НЭПа. Ценовая политика государства в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства. Послевоенная система ценообразования.

Особенности ценообразования в переходный период. Цели, задачи, формы и методы государственного регулирования цен. Сущность поэтапной радикальной реформы ценообразования. Либерализация цен. Цель, средства и модели ее осуществления.
ТЕМА 3. Структура рынка и ценообразование на различных типах рынка

Структура рынка: сущность и способы определения типа рынка. Показатели структуры рынка. Конкуренция и ценообразование: ценовая и неценовая конкуренция.

Особенности ценообразования на различных типах рынков: 1) совершенная конкуренция, 2) чистая монополия, 3) монополистическая конкуренция, 4) олигополия. Применимые на этих рынках стратегии ценообразования.
ТЕМА 4. Издержки и их роль в формировании цены

Сущность издержек производства. Их виды. Классификация издержек производства и реализации продукции.

Понятие и виды прибыли. Взаимосвязь прибыли и затрат. Анализ безубыточности производства (CVP–анализ – взаимосвязь объема производства, затрат, прибыли и цены): аналитический и графический метод.

Методы калькулирования затрат: метод полных затрат, метод нормативных затрат («стандарт-костинг»); метод прямых затрат («директ-костинг»).

ТЕМА 5. Ценовая стратегия и ценовая политика фирмы

Сущность и цели ценовой политики. Ценовая стратегия предприятия и факторы, ее определяющие. Ценовая тактика. Ценообразование в процессе жизненного цикла товара.

Порядок установления окончательной цены. Характеристика этапов процесса ценообразования на предприятии: 1) выбор цели; 2) определение спроса; 3) анализ издержек; 4) анализ цен конкурентов; 5) выбор метода ценообразования; 6) установление окончательной цены.

Информация, необходимая для принятия решения по ценам и особенности ее сбора и обработки.

Характеристика методов практического ценообразования: 1) формирование цен на основе затрат; 2) формирование цен с учетом конкуренции; 3) формирование цен с ориентацией на спрос; 4) параметрические методы ценообразования.
РАЗДЕЛ II. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКАХ ТОВАРОВ, УСЛУГ И РЕСУРСОВ
ТЕМА 6. Ценообразование на рынке факторов производства

Ценообразование на рынке труда. Особенности товара «рабочая сила». Спрос и предложение на рынке. Эффект дохода и эффект замещения на рынке труда Особенности формирования цены труда. Определение зарплаты. Формы и системы оплаты труда. Государственное регулирование заработной платы. Безработица и занятость на рынке труда, и их влияние на заработную плату. Влияние профсоюзов на уровень заработной платы.

Ценообразование на финансовом рынке. Структура финансового рынка: денежный рынок и рынок капиталов. Особенности функционирования закона спроса и предложения на финансовом рынке. Ценообразование на финансовом рынке. Ссудный процент как форма дохода. Ставка процента как цена кредита. Рынок ценных бумаг: организованный и неорганизованный. Ценообразование на фондовой бирже. Валютный рынок и валютный курс. Особенности ценообразования на валютном рынке.

Ценообразование на рынке земли. Цена земли и земельная рента. Капитализированная рента. Природные ресурсы. Процесс ценообразования на сырьевые ресурсы. Факторы, влияющие на уровень цен.

Ценообразование на рынке недвижимости. Система цен на рынке недвижимости. Факторы оценки недвижимости. Доходный, сравнительный и затратный подход к оценке недвижимости.

Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности. Особенности интеллектуальной собственности. Факторы формирования цены на объекты интеллектуальной собственности. Методика определения рыночной цены на лицензию (роялти).
ТЕМА 7. Ценообразование в топливно-энергетическом комплексе

Экономическая характеристика топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Особенности ТЭК, влияющие на процесс ценообразования. Виды цен на топливно-энергетические ресурсы. Особенности ценообразования на определенные виды ресурсов (уголь, природный газ, нефть и нефтепродукты, электроэнергия). Соотношение национальных и мировых цен на топливно-энергетическом рынке.
ТЕМА 8. Ценообразование на рынке товаров и услуг. Ценообразование во внешней торговле

Структура товарного рынка. Организованный и неорганизованный рынок. Особенности ценообразования на неорганизованном рынке.

Товарные биржи: сущность, функции, структура. Виды товарных бирж.

Формы биржевых сделок. Участники биржевых торгов.

Особенности ценообразования на товарных биржах, аукционах, тендерах.

Ценообразование на рынке транспортных услуг. Состояние и проблемы развития транспортной системы. Система тарифов на транспорте. Виды тарифов на рынке транспортных услуг. Факторы, влияющие на формирование тарифов на услуги транспорта. Государственное регулирование тарифов на транспортные услуги. Особенности тарифов железнодорожного, водного и автомобильного транспорта.

Ценообразование на бытовые и коммунальные услуги, оказываемые населению. Особенности формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги почтовой и электрической связи, прочие услуги населению.

Основные закономерности и тенденции ценообразования на мировом рынке. Понятие мировых цен, их особенности. Факторы, влияющие на их уровень. Виды цен мирового рынка.

Базисные условия ценообразования и базисные условия поставки. INCOTERMS 2000.

Порядок установления и фиксации цены во внешнеторговых контрактах.

Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций. Методы трансфертного ценообразования. Основные стратегии трансфертного ценообразования.
РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕН И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
ТЕМА 9. Ценообразование и инфляция

Сущность инфляции, ее положительные и негативные аспекты влияния на экономику. Типология инфляции: открытая и подавленная инфляция, инфляция спроса и инфляция издержек, ползучая, галопирующая и гиперинфляция. Источники инфляции.

Роль цен в инфляционных процессах. Динамика цен. Индексы цен и способы их расчета. Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики. Антиинфляционная политика.
ТЕМА 10. Взаимосвязь цен, денежного обращения и кредита

Сущность денежного обращения и теоретические аспекты взаимозависимости цен и денежного обращения. Монетарная и марксистская теории денежного обращения.

Особенности регулирования цен и денежного обращения в странах с рыночной экономикой.

Влияние роста цен на валютный курс. Взаимосвязь денежно-кредитной и валютной политик.
Сущность кредита. Цена кредита и факторы, влияющие на цену кредита.

Взаимодействие цены кредита с системой цен, действующей в экономике.

Порядок установления цены на кредитные ресурсы.

Влияние цен на объем кредитных операций.

ТЕМА 11. Ценообразование и налоги

Характеристика налогообложения и его связь с ценой. Состав и структура цены. Налоги в составе и структуре цены.

Прямые и косвенные налоги и их влияние на уровень цен.

Принципы определения цены на товары для целей налогообложения.

Перечень вопросов к зачету


  1. Сущность и функции цены

  2. Сущность стоимости, теории стоимости

  3. Особенности ценообразования в рыночной и плановой экономике

  4. Методология ценообразования и ее составные части

  5. Система цен и ее элементы

  6. Классификация цен в зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики

  7. Виды цен в зависимости от территории и учета в них транспортных расходов

  8. Виды цен на новые товары и методы их определения

  9. Виды цен на товары, реализуемые на рынке длительное время

  10. Цены в учете и статистике

  11. Спрос и цена. Закон спроса

  12. Предложение и цена. Закон предложения

  13. Взаимодействие цены, спроса и предложения

  14. Эластичность спроса и предложения, ее применение

  15. Структура рынка. Ценовая и неценовая конкуренция

  16. Ценообразование на рынке свободной конкуренции

  17. Ценообразование на рынке чистой монополии

  18. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции

  19. Ценообразование на рынке олигополистической конкуренции

  20. Издержки и принципы их группировки

  21. Взаимосвязь цены, объема реализованной продукции, издержек и прибыли

  22. Методы калькулирования себестоимости

  23. Порядок формирования рыночной цены на предприятии

  24. Информация, необходимая для принятия решения по ценам

  25. Группировка методов ценообразования

  26. Цены во внешнеторговых контрактах

  27. Базисные условия ценообразования

  28. Цели, содержание и методы государственного регулирования цен

  29. Ценовая политика фирмы

  30. Особенности формирования тарифов на транспортные услуги

  31. Формирование тарифов на коммунальные услуги, оказываемые населению

  32. Ценообразование на товарном рынке

  33. Ценообразование на финансовом рынке

  34. Ценообразование на рынке земли, недвижимости и технологии

  35. Ценообразование на рынке труда

  36. Взаимосвязь цен и денежного обращения

  37. Взаимосвязь цен и кредита

  38. Взаимосвязь цен и инфляции

  39. Взаимосвязь цен и налогов



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1.1. Цены и ценообразование. – 4-е изд. /под ред. В.Е. Есипова – СПб.: Питер, 2009

1.2. Цены и ценообразование: учебник /под ред. И. К. Салимжанова.- М.: Проспект, 2006

1.3. Ценообразование: учебник /под ред. В.А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2005
Дополнительная литература:

2.1. Ценообразование: теория и практика: учеб. пособие-.2-е изд., перераб. и доп.- Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2012 (ЭБС)

2.2. Лев М. Ю. Ценообразование: учебник.- М.: Юнити-Дана, 2012 (ЭБС)

2.3. Горина Г. А. Ценообразование: учеб. пособие.- М.: Юнити-Дана, 2012 (ЭБС)

2.4. Баздникин А. С. Цены и ценообразование: учеб. пособие.- М.: Юрайт, 2006

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены icon2 теория спроса и предложения спрос, факторы рыночного спроса. Закон спроса
Механизм установления рыночного равновесия по Маршалу и Вальрасу. (самостоятельно)

2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены iconПрограмма Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских...
Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффекты Гиффена и Веблена. Факторы,...

2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены iconЭкономическая теория: микро- и макроэкономика
Спрос и факторы, влияющие на него. Предложение и факторы, влияющие на него. Равновесие спроса и предложения, случаи его нарушения...

2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены iconЯвляется в микроэкономике исходной. Она знакомит с такими важнейшими...
...

2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены iconИсследование рыночного механизма (спрос и предложение; факторы, их...
Производственный цикл, его структура и экономическое содержание, факторы влияющие на длительность производственного цикла Современный...

2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены iconСамуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Экономика: Пер с англ
Факторы спроса. Различие между спросом и величиной спроса. Индивидуальный и рыночный спрос

2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены iconЗакон предложения. График закона. Факторы влияющие на предложение...

2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены iconЗакон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Детерминанты спроса
Вопросы к междисциплинарному Государственному экзамену по направлению «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций»

2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены iconТема Спрос и предложение
Тема Спрос и предложение. Понятие спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Соотношение между спросом и предложением. Закон спроса...

2. Рыночный механизм и ценообразующие факторы Понятие рыночного механизма. Спрос: сущность и факторы, на них влияющие. Закон и функция спроса, взаимодействие спроса и цены icon«Рынок»
Знать: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную