Скачать 0.61 Mb.
|
Наталия Кондратьева БОЛЬШАЯ ЕВРОПА И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Неравномерность территориального социально-экономического развития – феномен, постоянно привлекающий внимание теоретиков и практиков европейской интеграции. Тема региональных диспропорций в ЕС стала чрезвычайно актуальной в связи с включением в его состав государств ЦВЕ, уровень благосостояния которых не превышает 50% от среднего показателя по ЕС. Интеграция в общеевропейские структуры рассматривается этими странами как средство укрепления своей экономики, повышения темпов ее роста и повышения благосостояния до уровня наиболее благополучных западноевропейских стран. Оправдаются ли эти ожидания? Отвечая на этот вопрос, следует иметь в виду, что интеграция, хотя и подразумевает оказание помощи отстающим странам, вовсе не гарантирует выравнивание уровней социально-экономического развития всех участников группировки. Показательно, что проблема социально-экономических диспропорций до сих пор остается нерешенной и в рамках ЕС-15. Она сохраняется, несмотря на реализацию таких крупных проектов как строительство Единого внутреннего рынка и Экономического и валютного союза (которые, по идее, должны были стимулировать экономический рост во всех странах ЕС), и происходившее до последнего времени увеличение финансовой помощи догоняющим регионам. Практика показывает, что ни либерализация торговли со странами-партнерами по региону, ни сохранение барьеров во внешнеэкономической деятельности сами по себе не являются ключом к решению экономических проблем отстающих государств. Влияние интеграции на региональное развитиеЭкономическая наука не дает однозначного ответа на вопрос: как интеграция влияет на динамику региональных диспропорций? Взамен предлагаются теории конвергенции и дивергенции, а также их конкретные интерпретации1. Действительно, влияние различных составляющих интеграционного процесса на развитие отстающих участников группировки нельзя однозначно определить как положительное или как отрицательное. Почти невозможно найти аргумент, против которого нельзя было бы выдвинуть контраргументов. Проиллюстрируем это. Расширение свободы движения товаров, капиталов и рабочей силы, с одной стороны, сопровождаются повышением экономической активности, увеличением сходства экономических структур, сближением цен на идентичные товары и услуги, активизацией рыночных механизмов, распространением передовых технологий. С другой стороны, усиление конкурентной борьбы на едином внутреннем рынке делает отстающие страны и районы более уязвимыми. Реализация совместных проектов в области транспорта и связи сокращает продолжительность и стоимость перевозок между центральными и периферийными районами, что значительно упрощает поставки товаров и услуг стран-лидеров в отстающие регионы. В конечном итоге, в большем выигрыше оказывается “центр”, а не “периферия” ЕС. Близость рынков сбыта довольно часто дает бóльшую отдачу, чем низкая стоимость рабочей силы и низкие производственные издержки на периферии. Другой пример - ЭВС. Введение единой валюты создает такие очевидные преимущества как исчезновение расходов на конвертирование и устранение курсовых колебаний (что позволяет предпринимателям точнее рассчитывать прибыль). Достигаемое благодаря этому снижение издержек хозяйственной деятельности формирует предпосылки для роста занятости и улучшения уровня жизни. Жесткая бюджетная дисциплина внутри зоны евро (обусловленная соответствующим маастрихтским критерием и Пактом стабильности и роста) дает возможность направить средства, освободившиеся от обслуживания госдолга, в капиталовложения. Однако, как утверждают защитники теории дивергенции, с унификацией межстраннового показателя инфляции в зоне евро рано или поздно начнется расползание национальных показателей безработицы. Выведение денежно-кредитной политики из-под контроля национальных властей с плохой репутацией, передача ее на уровень ЕС пока служат дополнительным фактором макроэкономической стабилизации. И все-таки влияние этого фактора имеет свои пределы. Справедливо, что участие в валютном союзе не гарантирует автоматического подъема экономики, а может быть и причиной депрессии. Форсированное достижение маастрихтских критериев в 1992-1998 гг., в том числе подавление инфляции и сокращение дефицитов госбюджетов, во многом ухудшило динамику социально-экономического развития участников валютного союза, привело к сокращению расходов на социальные нужды и модернизацию экономики. Тем не менее, интеграция и рост – явления не взаимоисключающие, а взаимообусловленные. Это отчетливо видно на примере шести стран – основателей Сообщества. С 1960 по 1995 год душевой ВВП вырос во Франции в 2,5 раза, в Нидерландах – в 2,2 раза, в Бельгии – в 2,6 раза, в Италии – в 2,9 раза2. Слабые государства тоже извлекли немалую пользу от участия в интеграционном процессе. Больше других на этом пути преуспела Ирландия. Ее экономическое чудо свершилось после вступления в ЕС, не без его помощи. Однако никто не станет отрицать, что существенным компонентом успеха стало появление в стране транснациональных корпораций – IBM, Dell, Hewlett Packard, Microsoft, Motorola и других – после введения мер, стимулирующих деятельность иностранного бизнеса3. Именно это позволило Ирландии стать ведущим мировым экспортером программного обеспечения, опередив даже США, а также одним из лидеров по экспорту «железа» – деталей компьютера. В связи с нынешним расширением ЕС в теоретическом споре между сторонниками теорий конвергенции и дивергенции (речь идет о позитивном или негативном влиянии интеграции на процесс выравнивания уровней социально-экономического развития регионов) появляются новые аргументы. В соответствии с Европейскими соглашениями, страны ЦВЕ с начала 1990-х гг. приступили к либерализации своей экономической и внешнеторговой политики, одновременно приближая национальные нормы к правовым стандартам ЕС. По логике вещей, и для членов ЕС и для государств-кандидатов это означало увеличение емкости рынков и, следовательно – снижение издержек и увеличение прибыли. Обострение конкуренции должно было стимулировать реструктуризацию хозяйства, вытеснение неэффективных производителей и активизацию международной производственной кооперации. Однако на практике главные изменения произошли не в реальном секторе, а в сфере торговли. Все страны ЦВЕ столкнулись с резким ростом импорта. Названные соглашения понизили степень таможенной защиты бывших социалистических государств, в то время как их рынки и технологически отсталые хозяйства требовали насыщения качественной западной продукцией. Так, в Польше дефицит торгового баланса со странами ЕС достиг в 1998 г. 11,8 млрд. долл4. Наиболее видимым благом интеграции для стран ЦВЕ стали прямые западноевропейские инвестиции. Не сбылись прогнозы пессимистов, утверждавших, будто в регионе не окажется конкурентоспособных производств за пределами пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Определенные отрасли, главным образом трудоемкие 5, сумели привлечь большие объемы инвестиций, интегрироваться в производственную сеть ЕС и найти свое место во внутриотраслевом разделении труда. Именно они стали локомотивами модернизации и точками быстрого роста производительности труда. Неоднозначен эффект от введения странами ЦВЕ в национальное законодательство норм и правил ЕС – acquis communautaire. С одной стороны, переход на единые с Евросоюзом правила хозяйственной деятельности позволяет рассчитывать на дополнительный прирост ВВП и приток капиталов. С другой стороны, он же оборачивается для кандидатов крупными затратами6. Не очевиден результат “взвешивания” выгод и издержек от присоединения стран ЦВЕ к общей сельскохозяйственной политике ЕС. С одной стороны, она позволяет фермерам продавать свои продукты по гарантированно высоким ценам внутри Союза и поставлять их за рубеж по ценам ниже себестоимости – благодаря специальным экспортным субсидиям. С другой стороны, действующие в ЕС механизмы предусматривают введение лимитов на производство некоторых видов сельскохозяйственной продукции и оборачиваются ростом потребительских цен на продукты питания. По ряду причин фермерам из стран ЦВЕ будет крайне сложно продвигать свою продукцию на общем аграрном рынке ЕС. В их числе: схожесть номенклатуры сельскохозяйственного производства на западе и востоке расширенного Союза, а также наличие крупных излишков в «старых» членах ЕС 7. Поскольку доля сельского хозяйства в структуре занятого населения новых стран ЕС гораздо выше, чем в ЕС-15, социальные издержки предстоящих перемен, включая неизбежные разорения, будут весьма значительными. Здесь стоит также отметить, что субсидии и премии странам ЦВЕ (в том числе за вывод земель из сельскохозяйственного оборота, переквалификацию и перемещение работников в другие сферы деятельности) станут доступны им в полном объеме только к 2013 г. Процесс конвергенции в ЕС-15 происходит в основном по наиболее общим показателям, таким как уровень благосостояния (ВВП в расчете на душу населения). О конвергенции свидетельствуют как повышенные показатели роста отстающих стран по сравнению с лидерами, так и сокращение различий между странами в абсолютных показателях. При этом, однако, только Ирландии благодаря очень высоким темпам роста удалось вплотную приблизиться к странам-лидерам8. В 2000 г. Ирландия, превысив на 15% средний по ЕС-15 уровень, догнала по критерию благосостояния такие благополучные страны как Нидерланды, Австрия, Дания, тогда как в конце 1980-х гг. страна на треть отставала от среднего по пятнадцати странам уровня (см. табл.1). В 2002 г. уровень благосостояния Ирландии по отношению к среднему по пятнадцати странам показателю поднялся еще на 3%. В этом же году данный показатель по остальным отстающим странам ЕС - Греции, Испании и Португалии – равнялся 74% от среднего по ЕС; в сравнении с 1988 г. он вырос всего на 10 процентных пунктов. По многим частным показателям разрыв между лидерами Евросоюза и отстающими более существенный и преодолеть его сложнее. Например, лидеры ЕС по количеству НИОКР Швеция, Германия и Финляндия патентуют больше 160 изобретений в расчете на миллион жителей, Ирландия - 35. Испания, Греция и Португалия за последнее десятилетие поднялись с 10% от среднего по ЕС уровня всего лишь до 20%9. Многие страны ЕС, как отстающие, так и сравнительно благополучные, оказались не в силах кардинально изменить положение в сфере занятости. С начала 1970-х гг. по середину 80-х гг. средний уровень безработицы в ЕС-15 увеличился с 2% до 10%. В середине 90-х гг. он составлял порядка 11%, а наступившее на рубеже десятилетий улучшение (в 2001 г. данный показатель снизился до 7,4%) оказалось краткосрочным: в 2002-2004 гг. рост безработицы возобновился. Группу наиболее благополучных по данному критерию стран составляют Люксембург, Нидерланды и Австрия – там уровень безработицы давно не превышает 3-4%. Особенно резким было увеличение безработицы в отстающих странах – Греции и Испании (соответственно до 10% и 20%), а также в считающихся благополучными Швеции (до 10%) и Финляндии (до 18%). В первые годы текущего десятилетия в Испании этот показатель стабилизировался на отметке в 11%. В Ирландии, несмотря на высокие темпы экономического роста, ситуация улучшилась лишь в последние годы: в 2002 г. уровень безработицы составил 4,3%, тогда как в 1993 г. он приближался к 16%10. Новое расширение увеличивает Союз территориально на треть, а ВВП на 5%, что делает его экономическое пространство еще более неоднородным. Уровень благосостояния в группе новых государств-членов довольно высок лишь на Кипре и в Словении (их показатели соизмеримы с показателями Греции, Португалии и Испании). В Чехии и Венгрии ВВП на душу населения составляет около 60% от среднего по ЕС-15, в Словакии – около 50%, в Польше, Литве, Эстонии и Латвии - около 40%, в Болгарии и Румынии – от трети до четверти от этого уровня (см. табл.1). Таблица 1Динамика показателей благосостояния и безработицы в странах ЕС и странах-кандидатах в 1988-2002 гг.
' – данные по Западным землям ² - 1999 ³ - 2001 Составлено по: Second Report of Economic and Social Cohesion. Statistical Annex. 2001. P.21; Third Report of Economic and Social Cohesion. 2004. Pp. 188-203; Europe. Weekly Selected Statistics. 2003. №№ 1273, 1274, 1299, 1310, 1311, 1313. Результатом начавшейся на рубеже 1980-1990 гг. системной трансформации в большинстве стран ЦВЕ стала отрицательная динамика ВВП. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия довольно быстро переориентировали свои внешние связи с востока на запад, возродили рыночные основы экономики и преодолели экономический спад. Польше, в частности, в 2001 г. удалось превзойти объем ВВП последнего дореформенного 1990 г. на 45%11. Румыния, Болгария и государства Балтии столкнулись с бóльшими трудностями на пути либерализации экономики и в поисках новых партнеров на западе. Экономический спад в этих странах был более глубоким, чем в названных выше четырех. В целом же группа стран-кандидатов достигла дореформенного объема ВВП лишь к концу 1990-х гг. За рассматриваемое десятилетие прирост совокупного ВВП в ЕС-15 составил 20%. В итоге отставание стран ЦВЕ не только не сократилось, но еще более возросло12. |
![]() | Шестая международная научная конференция «Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие» проходит при финансовой... | ![]() | Счастливый остров, где мы сейчас находимся, известен лишь немногим, хотя самим его жителям известна большая часть света; это видно... |
![]() | Развитие новой науки в ХVI-ХVII вв и её влияние на технический прогресс и самосознание человека | ![]() | По мнению нашего эксперта, Европа сегодня находится на пороге активной межэтнической борьбы: «Пороховой бочкой событий, похоже, как... |
![]() | ... | ![]() | Америкой и Европой, развитых стран, в данной религии разрешено многоженство, именно поэтому, эта религия характерна для стран со... |
![]() | Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения городского конкурса «Большая экономическая игра» для обучающихся... | ![]() | Международного Форума «Большая химия»/the 5th International Forum Bolshaya Khimiya |
![]() | Европа как образец социально-экономического устройства и духовного развития. Выражение «атлан-тизм» имеет более'размытые контуры... | ![]() | Также, по словам Президента, необходимо принять меры по комплексному решению проблем миграции, которые влияют на рынки труда в регионах... |