Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике»






Скачать 96.61 Kb.
НазваниеУрок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике»
Дата публикации10.06.2015
Размер96.61 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Экономика > Урок
Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике»

ЦЕЛИ ЗАДАЧИ:

- раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики, его достоинства и недостатки;

- показать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

- подвести к выводу о том, что в современных условиях в развитых странах существует «смешанная экономика», в которой одновременно действуют невидимый рыночный механизм и государственное регулирование;

- способствовать пониманию проблем становления в России рыночной экономики;

- содействовать осознанию того, что в условиях рыночной экономики исключительное значение имеет конкурентоспособность, которой должны обладать не только фирмы, но и люди, стремящиеся занять достойное место в жизни.
ПОНЯТИЯ: традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика, спрос, предложение, законы рынка, рынок, рыночные отношения.

ХОД УРОКА

  1. Экономические системы.

  2. Рынок и его роль экономической жизни.

  3. Рыночные структуры.

  4. Современный рынок.

  5. Становление рыночной экономики в России

РЫНОК - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.

- Каковы функции рынка? (информационная, посредническая, регулирующая, санирующая, ценообразующая)

Положительные стороны

Негативные стороны

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров.

Способно повышать качество товаров и услуг.

Подвержена нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами.

Несёт в себе опасность безработицы.

Может усилить имущественную дифференциацию

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА

Устойчивое развитие без экономических кризисов.

Низкие цены.

Отсутствие безработицы.

Гарантированная зарплата


Отсутствие экономических стимулов к трудовой деятельности.

Постоянный дефицит товаров.

Низкое качество продукции

Расточительное отношение к ресурсам.

Формирование социального иждивенчества.




Законы рынка (лекция)

Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.

СПРОС - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика



Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:

какова будет величина спроса при различных уровнях цен;

как изменится величина спроса при изменении цены.

Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.

Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.

В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).

Величина предложения - это объём (количество) товаров (услуг), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в течение определённого периода времени при определённом уровне рыночной цены на этот товар (услугу).

Обычно, чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.

Эту зависимость можно представить в виде кривой предложения:



Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

3. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:



Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.

Третий закон - закон стоимости выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами. Величина стоимости определяется вложенными затратами, денежным выражением стоимости является цена. На цену оказывает влияние спрос: если он высок, то производитель поднимает цену и расширяет производство; если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. В реальности на рынке формируется две цены: цена спроса (та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Рыночная цена колеблется в промежутке между этими двумя величинами. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

Рынок, условия возникновения, виды и функции

Условия возникновения рынка













Общественное разделение труда

Экономическая обособленность производителей

Самостоятельность производителя













Рынок- совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг

Признаки рынка

Нерегулируемое предложение

Нерегулируемый спрос

Нерегулируемая цена

Производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить

Потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать

Цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения

Виды


- Легальный (законный)

- Нелегальный (теневой)

Функции

С точки зрения действующего законодательства

Информационная






-Потребительских товаров и услуг

- Средств производства

- Рабочей силы

- Инвестиций, т. е. долгосрочных вложений

- Иностранных валют

- Ценных бумаг

- Научно-технических разработок и инноваций

- Информации

Посредническая


По товарам и услугам

Регулирующая





-Мировой

- Региональный

-Национальный

- Местный

Санирующая


По пространственному признаку

Ценообразующая



*Баранов П. А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы, М. : «Астрель», 2010, с. 141-142

Домашнее задание.

Экономический рост и развитие

  1. Укажите, что можно считать показателем экономического роста:

  1. Только реальный ВВП

  2. ВВП в абсолютном значении и на душу населения

  3. Только долгосрочное увеличение ВВП

  4. Все перечисленное

  1. К экстенсивным факторам развития относится:

  1. НТП

  2. Повышение квалификации работников

  3. Расширение масштабов использования ресурсов

  4. Рациональное использование ресурсов и экономия на масштабе

  1. Укажите, что из перечисленного относится к экзогенным (внешним) причинам циклического развития экономики:

  1. Монетарная политика государства

  2. Войны

  3. Сокращение производства

  4. Все перечисленное

4. Экономический рост - это длительное увеличение:

  1. Номинального ВНП в абсолютных значениях

  2. Реального ВВП в абсолютных значениях и на душу населения

  3. Номинального ВНП в абсолютных значениях и на душу населения

  4. Реального ВНП на душу населения

  5. К какому типу экономического роста относится вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель?

  1. К экстенсивному

  2. К интенсивному

  3. К прогрессивному

  4. К традиционному

6. Производительность труда на заводе увеличилась в 2 раза за счет нового оборудования. Какой фактор интенсивного роста демонстрирует этот пример?

  1. повышение квалификации работников

  2. Научно-технический прогресс

  3. Рациональное распределение ресурсов

  4. Экономия на зарплате работников

7. Верны ли следующие суждения?

А. Экономическим развитием называют важные изменения в хозяйственной деятельности страны , ее экономике.

Б. Экономическое развитие характерно для развивающихся стран, развитым государствам присущ экономический рост.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Установите порядок фаз экономического цикла, начиная с экономического подъема.

  1. Экономический спад

  2. Депрессия

  3. Оживление

  4. Экономический подъем

9. Установите соответствие:

Причины экономических циклов:

А) войны 1) внешние

Б) сокращение производства 2) внутренние

из-за низкого спроса на товары

В) изменение соотношения совокупного

спроса и предложения

Г) денежная политика

Д) крупные нововведения

Е) природные причины (землетрясения и т.д.)

10. Какой термин в ряду лишний?

Земля, труд, капитал, ВВП
Типы экономических систем (впишите признаки систем в 3 столбец)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

формы (типы) организации хозяйственной жизни, различающиеся: во-первых, по типу собственности; во-вторых, по способу решения главных вопросов экономики; в-третьих, по способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства




ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем пользовании и владении (общины, племени), а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями




РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков




КОМАНДНАЯ (плановая) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в собственности государства; распределение ограниченных ресурсов осуществляется также государством




СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

это такой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками так и государством




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» iconУрок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения...

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» iconУрок обществознания в 8 классе. Учитель обществознания Новикова Е....
Урок обществознания в 8 классе. Учитель обществознания Новикова Е. В. Мбоу сош №9 г. Чехов

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» iconУрок обществознания по теме «Экономика и ее основные участники»
Усова Марина Валериевна, учитель истории и обществознания тмк оу «Дудинская средняя школа №7»

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» iconМодель урока обществознания (экономика и право)
Данный урок можно применить в разных разделах учебного курса, например: «Конкуренция в рыночной экономике», «Рынок труда» и т д

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» iconПлан работы методического объединения учителей истории и обществознания на 2013 2014 учебный год
Тема шмо учителей истории и обществознания: «Современный урок – творческая мастерская учителя»

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» icon«Человек и экономика» дает представление об основных элементах экономической...
Федеральный закон от 29. 12. 2013 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» iconУрока по теме «Я и бизнес»
Урок обществознания проходит в 11 классе в рамках раздела «Экономика». Проведение урока по теме «Я и бизнес» актуальна, т к неблагоприятная...

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» iconДолгосрочные трудовые отношения как принцип производственного менеджмента...
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Центральном экономико-математическом институте Российской...

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» iconУрок обществознания в 8 классе
Биосоциальное существо, имеющее свои желания и стремления, обладающее правами и обязанностями

Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» iconПолитические отношения и политический процесс в современной россии хрестоматия том I
Политические отношения и политический процесс в современной России. Хрестоматия. Т. 1 /Ред и сост. Е. Г. Пономарева. – М.: Инион...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную