Скачать 347.43 Kb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА «История экономических учений ведущих европейских стран Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 - Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г. История экономических учений ведущих европейских стран: Учебно-методический комплекс/ Авт.-сост. Пешехонов А.В.– СПб.: ИВЭСЭП, 2006. - Утвержден на заседании кафедры мировой экономики и ВЭД, протокол № 8 от 07 июня 2006 г. Утверждено и рекомендован к печати Научно-методическим Советом, протокол №__________ от ___________________. Рецензент: к.э.н., доцент Фарбер В.А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение дисциплины «История экономических учений» имеет целью: Изучение экономических учений, концепций зарубежных стран, и экономической мыли России; подготовка высококвалифицированных специалистов-экономистов, имеющих представление о становлении различных концепций в экономической истории, различных методов экономических исследований; формирование экономического мышления в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономики. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ВУЗа по дисциплине: «История экономических учений» дипломированный специалист должен: Знать: основные этапы становления и развития экономической науки; экономическую мысль древнего мира и эпохи средневековья; экономическое учение меркантилистов, экономическую теорию физиократов; возникновение классической школы политической экономики, её представителей и их основные идеи; экономические учения социализма; экономическую доктрину марксизма; маржинализм и неоклассическое направление в экономической теории; экономические теории Запада в первой половине XX века. Экономическое учение Дж. Кейнса; экономическую мысль запада во второй половине XX века; экономическую мысль в России в XVII , XVIII , XIX веках; отечественную экономическую мысль в первой половине XX века; отечественную экономическую мысль во второй половине XX века. Уметь: логически анализировать развитие экономической мысли, пути решения насущных и перспективных экономических проблем; принимать, искать и выбирать рациональные экономические решения; овладевать основными экономическими взглядами в контексте общемировоззренческих представлений эпохи, менталитета народа, философии, религии, культуры, языка, достижений науки и техники. Быть ознакомлен: с различными работами и произведениями, охватывающими различные исторические эпохи в области экономической мысли; с важнейшими научными школами, направлениями, концепциями, объясняющими процессы становления и развития мировой экономической мысли; с процессом и методами исторического исследования. Основные дидактические единицы, с помощью которыхопределяется содержание дисциплины:«История экономических учений» (индекс ------)Объект и предмет истории экономических учений её место и роль в истории и экономическом развитии общества; социально-экономические предпосылки возникновения экономических учений; основные парадигмы различных направлений и школ экономических учений; экономическая мысль и экономические учения, и их вклад в развитие и становление экономической истории. основные экономические школы их становление и тенденции развития; экономические учения и их вклад в становление мировых экономических цивилизаций, экономических систем. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Т е м а 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки. Предмет, метод и структура истории экономических учений. Цели изучения дисциплины история экономических учений. Исторический и логический подходы к развитию экономической мысли. Этапы развития экономической мысли. Основные подходы к периодизации развития экономической мысли. Основные подходы к периодизации развития экономической мысли. Т е м а 2. Экономическая мысль в древнем мире и в эпоху средневековья. Меркантилизм как экономическое учение. Знания о хозяйственной жизни в древнем мире. Экономическая мысль древнего Востока. Экономическая мысль древней Греции (Ксенофонт, Аристотель, Платон). Экономическая мысль древнего Рима. Экономическая мыль канонистов, Меркантилизм – первая экономическая школа. Два этапа развития меркантилизма. Атлантический меркантилизм. Среднеевропейский меркантилизм - камералистика. Т е м а 3. Возникновение классической школы политической экономики. Экономическая теория физиократов. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы политической экономии. Основатели классической школы политической экономии (У. Петти, П. Буагильбер). Этапы развития классической школы. Физиократия. Экономическое учение Ф. Кенэ. Экономическая таблица Ф. Кенэ – первая в истории макроэкономическая модель. Физиократическое воззрение А. Р. Тюрго. Т е м а 4. Классическая школа политической экономии. Эпоха классической политической экономии. Историографический подход к понятию «классическая политическая экономия». Экономическое учение А. Смита: о разделении труда, стоимости, деньгах, капитале, невидимой руки, о принципах рационального собирания налогов. Общественная деятельность Д. Риккардо. Теория ценности, капитала и земельной ренты Д. Риккардо. Т е м а 5 . Последователи классической школы политической экономии. Теория народонаселения и закон убывающей отдачи Т. Мальтуса. Либеральный оптимизм школы Ж..Б. Сэя. Теория трех факторов и закон рынков Ж.Б. Сэя. Раскол в либеральной политэкономии: экономической романтизм С. де Сисмонди. Дж. Ст. Милль - завершитель классической школы и его компромиссная политэкономия. Историческая школа Германии и этапы её развития. Т е м а 6. Экономические учения социализма. Утопический социализм и его представители: Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Философские и политико-революционные истоки марксизма. Методологические принципы экономической теории К. Маркса. «Капитал» К. Маркса. Маркс и Энгельс «об организации производства, обмена и распределения в плановом хозяйстве». Ф. Энгельс об основном противоречии Капитализма. Ревизия марксистской доктрины и раскол европейской социал-демократии. Т е м а 7. Маржинализм и неоклассическое направление в экономической теории. Общая характеристика маржиналистской революции. Смена парадигмы в экономическом анализе. Предшественники маржинализма (Г. Госсен, А. Курно, И. Тюнен). Университетские школы маржиналистов: Австрийская, Лозанская, англо-американская. Теория предельной полезности австрийской школы. Концепции равновесия в теории Л. Вальраса и В. Порето. Возникновение неоклассической теории. Теория цены, спроса и предложения А. Маршала. Американский маржинализм. Теория предельной производительности Дж. Кларка. Т е м а 8. Экономические теории запада в первой половине XX века. Экономическое учение Дж. М. Кейнса. Возникновение институционализма и его основные направления. Американский институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У.К. Митчелл). Возникновение теории монополистической конкуренции (Э. Чемберлен) и несовершенной конкуренции (Дж. Робинсон). Экономические взгляды И. Шумпетера. Стокгольмская (шведская) школа в экономической теории. Исторические условия возникновения кейнсианства. Теоретическая система Дж. Кейнса. Кейнсианская концепция регулирования рыночной экономики. «Общая теория занятости, процента и денег». Т е м а 9. Экономическая мысль Запада во второй половине XX века. Кейнсианство - теоретическая основа смешанной экономики. Англо-американское неокейнсианство. Основные направления неокейнсианства. Модели экономического роста. «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона. Кризис кейнсианства и возрождение неоклассического направления. Основные теории возрожденного неоклассического направления: современный монетаризм, Экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий. Теория германского неолиберализма и социального рыночного хозяйства. Т е м а 10. Экономическая мысль в России в XVII , XVIII , XIX веках. Возникновение экономической мысли в России. «Русская правда». Первые российские меркантилисты: Ю. Крижанич, А. Ордин-Нащекин, В. Татищев, И. Посошков. Рекомендации меркантилистов и преобразования Петра Великого. Идея евразийского транзита. Идеи физиократов в России и отношение к ним Екатерины Великой. «Вольное экономическое общество». Антикрепостническое идеи в программе декабристов, в трудах А.А. Радищева, Н. И Тургенева, Н.Г. Чернышевского. Возрождение экономико-математического направления. Экономические идеи «народников», «легальных марксистов», социал-демократов. Т е м а 11. Отечественная экономическая мысль в первой половине XX века. Теоретическое обоснование политики военного коммунизма. Экономические идеи Новой экономической политики (НЭП.). Дискуссии по вопросам товарно-денежных отношений, планирования, индустриализации коллективизации. Теория трудового семейного хозяйства А.В. Чаянова. Учение о больших циклах коньюктуры Н.Д. Кондратьева. Труды Л.Ю. Юровского по вопросам финансов и денег. Этапы и направления развития политической экономии социализма в первой половине XX века. Т е м а 12. Отечественная экономическая мысль во второй половине XX века. Экономическая дискуссия 1951 года. Теория оптимального планирования и система оптимального функционирования экономики. Работы Н.В. Конторовича, В.С. Немчинова, В.В. Новожилова. Экономические обоснование реформы 1965 года. Экономическая мысль в стране в 70-80-х годах. Экономические концепции перестройки экономики. Концепции и программы перехода к рыночной экономике. Дискуссии о путях построения развитой социально-ориентированной рыночной экономики. |
![]() | П 50 Политика России в отношении государств Закавказья (Грузия, Армения, Азербайджан): учебно-методический комплекс / авт сост. А.... | ![]() | Сетевая экономика: Учебно-методический комплекс /Автор сост. Г. М. Аванесов спб.: Ивэсэп, 2006 |
![]() | Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Программа./Авт сост С. М. Климов, Э. К. Васильева. – Спб.: Ивэсэп, 2004 | ![]() | С 83 Стратегия развития автотранспортных предприятий: учебно-методический комплекс / авт сост. В. А. Богомазов. – Спб.: Ивэсэп, 2011.... |
![]() | Экономика отрасли: учебно-методический комплекс/ авт сост., М. В. Аристов. – Спб.: Ивэсэп, 2011 г. – 49 c | ![]() | Глобализация экономики [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 032301. 65 «Регионоведение» очной и заочной... |
![]() | История и теория международных отношений [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 032301. 65 «Регионоведение»... | ![]() | Основы документационного обеспечения управления: Учебно-методический комплекс. / Авт сост. В. А. Спивак – спб.: Ивэсэп, 2006. – 12... |
![]() | Учебно-методический комплекс по «Деловому английскому языку» Авт сост. Р. С. Горская. – Спб.: Спбивэсэп, 2006 | ![]() | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |