Перечень вопросов рабочей программы
История экономических учений Т Е М А 1. Введение. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль Античности и Средневековья Предмет истории экономических учений.
Цель и задачи курса; его практическое применение.
Возникновение термина «экономика».
Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Аристотель о богатстве в натуральной и денежной форме - «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.
Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский и его экономические взгляды.
Экономические вопросы в Русской Правде Т Е М А 2. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы Меркантилизм- первая школа экономической мысли. Ранний и поздний меркантилизм. Доктрина торгового баланса. Обоснование протекционизма. Т. Мэн. А. Монкретьен.
Меркантилистские взгляды И.Т. Посошкова: «Книга о скудости и богатстве».
Экономическая школа физиократов. Ф. Кенэ «Экономическая таблица». Физиократы о государственном вмешательстве в экономику. Т Е М А 3. Классическая школа политической экономии Возникновение классической школы. «Политическая арифметика» У. Петти; его экономические взгляды. Формирование экономической науки как системы
Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Учение А. Смита об источниках роста богатства, о разделении труда, обмене, деньгах, стоимости, о капитале и его структуре, роли государства.
«Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо: развитие трудовой теории стоимости, проблема распределения доходов, теория ренты, динамика заработной платы прибыли.
Теория внешней торговли А. Смита и Д. Риккардо.
Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй: теория трех факторов производства. Т. Мальтус: «Закон народонаселения».
Значение идей классической школы для современности Т Е М А 4. Марксизм Создатели марксистской теории- К. Марк и Ф. Энгельс.
К.Маркс о движущих силах и тенденциях общественного развития. Разработка экономической теории в «Капитале». Теория прибавочной стоимости. Решение проблем распределения и социальной справедливости в трудах К. Маркса. Всеобщий закон капиталистического накопления.
К. Маркс об экономических предпосылках революции и принципах построения будущего общества.
Распространение социалистических идей в России. В. И. Ленин как экономист и политик. Разработка экономических проблем в работах В.И. Ленина. Т Е М А 5. Неоклассическое направление Маржинальная революция как переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории. Основные положения маржинализма.
Этапы развития маржинализма.
Л. Вальрас- основоположник теории общего экономического равновесия.
Оптимум В. Парето.
Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка.
А. Маршалл о взаимосвязи спроса и предложения, эластичности спроса, разграничении краткосрочного и долгосрочного периодов, теории цены. Т Е М А 6. Австрийская школа Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем - Баверк, Ф. Визер.
Формирование маржиналистской теории.
Субъективно- психологическая концепция стоимости и цены товара. Оценка полезности товара. Полезность благ и поведение потребителей.
Представители новой австрийской школы: Л. Фон Мизес, Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек.
Л. фон Мизес о классических макроэкономических проблемах и свободной рыночной экономике.
Ф. фон Хайек о «спонтанном порядке»
Теория экономического развития Й. Шумпетера Т Е М А 7. Кейнсианство «Общая теория занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса и переворот в экономической теории.
Д. М. Кейнс об уровне занятости и совокупном спросе, склонности населения к потреблению и сбережению. Сбережения и инвестиции. Инвестиционный мультипликатор.
Д. М. Кейнс о государственном регулировании, кредитно-денежной и бюджетной политике.
Современное кейнсианство. Д. Робинсон о несовершенной конкуренции. Т Е М А 8. Монетаризм Поиски новых подходов к восстановлению экономического равновесия. М. Фридмен - лидер монетаристского направления. Основные положения монетаристов.
Уравнение обмена И. Фишера.
Спрос на деньги и предложение денег.
Монетаристы об инфляции и занятости.
«Денежное правило» М. Фридмена.
Монетаризм в России. Т Е М А 9. Институционализм Сущность и основные представители институционализма.
Основные идеи «Теории праздного класса» Т. Веблена.
Дж. К. Гэлбрейт о «техноструктуре» и ее роли в экономике. Р. Коуз о транакционных издержках
Институционалисты о «пучке прав» собственности, типах и функциях государства.
Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.
Значение институционализма.
Т Е М А 10. Русская экономическая мысль конца 19-20 веков Один из феноменов российской науки - разработка теоретических идей, основанных на применении математических методов в экономических исследованиях.
В.К.Дмитриев-представитель отечественной математической школы в политической экономии о полных и общественно необходимых затратах труда на производство продукции, двух математических моделях цены, о влиянии конкуренции на издержки и цену.
Е. Е. Слуцкий – один из создателей ординалистского подхода к полезности. Математическая взаимосвязь циклических колебаний в экономике с разного рода погрешностями в ходе хозяйственного процесса.
М. И. Туган- Барановский – один из создателей теории экономического цикла и крупнейший теоретик кооперативного движения.
Концепция А. В.Чаянова о семейно-трудовом хозяйстве и сельскохозяйственной кооперации.
Н. Д. Кондратьев: теория больших циклов конъюнктуры.
Г. А. Фельдман: модель условий оптимального соотношения роста двух основных подразделений общественного производства.
В.В. Навожилов - выдающийся исследователь проблем экономико - математической науки, один из основоположников теории оптимального планирования, крупнейший специалист в области ценообразования, теории рынка и методологии расчета экономической эффективности.
Лауреат Нобелевской премии по экономике (1975 г.) Л. В. Канторович: метод линейного программирования и оптимальное размещение производственных и потребительских факторов, проблема разработки оптимального плана всего народного хозяйства как математической модели. |