Скачать 116.9 Kb.
|
КУРС: Социально-экономическое развитие современной России ЛИТЕРАТУРА Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 г.) (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г., № 1662-р). Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2013 г.) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г.) Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. Минэкономразвития России. Январь, 2013 г. Кучуков Р.А. Государственное регулирование экономических и социальных процессов: Учеб. пособ. – М.: Экономика, 2011. Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учеб. пособ. – М.: Финансовый университет, 2011. Журнал «Вопросы экономики».
1.1. Факторы, определяющие социально-экономическое развитие страны.
Факторы, формирующие состояние и изменения 1. Естественно-природные, определяемые:
2. Социальные
3. Техногенные Определяют структуру экономической системы, ее продуктивность (эффективность) и социальные характеристики. Присущие данной социально-экономической системе объективные закономерности ее функционирования (изучает политическая экономия) 4. Политические. Политика: Аристотель: наука и искусство управления государством
Все факторы образуют сложную систему причинно-следственных связей. 1.2. Формирование социально-экономической политики Структура содержания социально-экономической политики 1) Цель 2) Пути достижения цели 3) Механизм достижения цели 4) Механизмы мониторинга и корректировки Кто и как определяет цель политики? Экономическая политика и экономическая наука
Может ли экономическая наука претендовать на функцию формирования экономической политики? Любая наука оперирует абстракциями и сформулированные ей закономерности проявляются в «чистом» виде лишь при соблюдении «прочих равных условий», чего не бывает в реальной жизни.
Чтобы теоретические построения превратились в прикладные инструменты экономической политики необходимо соотносить их с реально сложившейся внутренней и внешней социально-экономической и политической ситуацией. Вывод: наука может сформировать концепцию. Сформулировать политику с учетом всех факторов - функция государственной власти (политиков). Политики - те, кто формирует политику и осуществляет действия по ее реализации (для оппозиционных политиков - те, кто стремится стать субъектом формирования и реализации политики) Главная цель политика - государственная власть (оппозиция - получение государственной власти). Разница научных и политических критериев эффективности диктует неизбежность того, что реальная экономическая политика всегда будет отличаться от любого ее научно-обоснованного варианта. Политика всегда будет иметь «первенство перед экономикой». Значит ли это, что для политика наука не имеет значения?
Профессионализм ученого - способность к приращению объективного знания об окружающем мире и умение на основе этого знания выстроить теоретически непротиворечивые представления (концепции) их возможного применения. Профессионализм политика - умение соединять действия по сохранению государственной власти в руках представляемой им политической силы (получения к ней доступа в случае нахождения политика в оппозиции) со стратегическими целями, диктуемыми объективными закономерностями общественной эволюции. Искусство экономической политики - не в догматическом следовании теоретическим концепциям, а в умении осуществлять те или иные мероприятия, которые в каждый данный момент могут не совпадать с теоретическими постулатами и даже видимо «противоречить» им, сохраняя при этом научно обусловленный стратегический вектор движения. В противном случае будет реализовываться известный тезис: «Железной рукой загоним человечество к счастью» с неизбежностью наступления известных последствий. 1.3. Цель современной социально-экономической стратегии России Политика: стратегия и тактика (подчинена стратегии).
Необходимость стратегии 1) Цивилизационный сдвиг. Необходимость долгосрочных инвестиционных проектов (чел. потенциал). Страны-лидеры мирового экономического роста (США, Япония, ЕС), стремящиеся к лидерству (Бразилия, Индия, Китай) + региональные лидеры (Турция, Малайзия, Республика Корея и т.д.). 2) Для РФ необходимость преодоления последствий системного кризиса Никто не выходил из системных кризисов, не имея Стратегии. Приоритет российской экономической мысли в этой области. 1915г. Комиссия по изучению естественных производительных сил (КЕПС РАН): Единый государственный перспективный план развития народного хозяйства на основе электрификации страны – «План электрификации РСФСР» (ГОЭЛРО) на 10—15 лет (1920 г.). Предложения РАН1. Горизонт Стратегии - 15 - 20 лет (хотя есть исключения). Формирование Стратегии: 1) Определение стратегической цели социально-экономического развития; 2) Выявление наличных ресурсов (сильные и слабые стороны); 3) Прогноз научно-технологического и геополитического развития (будущие риски - глобальное потепление, сланцевый газ и т.п.).
Формируется на основе оценки сложившихся трендов и прогноза возможных изменений внешней среды для определения потенциала развития и будущих рисков при сохранении сложившихся трендов. Временной отрезок прогноза - 15 - 20 лет. 25.03.2013 г. МЭР: Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года Основа: прогноз научно-технологического развития (промышленные революции). Проблема достоверности прогнозов. 4) На основе прогноза создается концепция долгосрочного социально-экономического развития (сценарий).
Концепция (сценарий) это прогноз того, как будет изменяться общество под влиянием предлагаемых действий (воздействий) или при отсутствии таких воздействий. Наука: прогноз и концепция (сценарий). Но при этом вариантность предложений в силу: 1) высокой степени неопределенности набора факторов, оказывающих влияние на его эволюцию, последствий воздействия этих факторов и наличием альтернативных путей развития. Отсюда: прогнозирование не дискретный, а непрерывный процесс. Отсюда необходимость в механизмах мониторинга и корректировки Стратегии. 2) наличия различных научных школ. Выбор варианта концепции и разработка на ее основе стратегии, а затем стратегических, средне- и краткосрочных планов (программ), направленных на реализацию стратегии – зона ответственности политического руководства страны, правительства. Два практических вывода: Первый. Разработка стратегии не единовременный акт, а непрерывный процесс. Второй. руководство страны должно не допускать монополизации какой-либо одной научной школы. Цель современной социально-экономической стратегии России Цель Стратегии определяется исходя из базового (ключевого) условия сохранения целостности данного социума. Для России: общее понимание - один из мировых «полюсов развития». Причина: геополитико-экономическая
Этим диктовались: 1) Политика Петра 1 и Екатерины 2) 1-я мировая (Босфор и Дарданеллы)
3) Советский период: догнать и перегнать
4) Ныне:
Экономическое (материальное) условие достижения цели - устойчиво развивающаяся технологическая база, способная создавать продукцию, обеспечивающую национальную безопасность (в широком смысле) 1 См., доклады: «О стратегии социально-экономических преобразований в России» (ноябрь, 1992 г.); «Социально-экономические преобразования в России: современная ситуация и новые подходы» (январь, 1994 г.) , подготовленные ОЭ РАН и международным фондом «Реформа»; «Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов» (ИЭ РАН, июнь, 1996 г.); «Направления среднесрочной программы социально-экономического развития России» (май, 1997 г.), подготовленный ОЭ РАН с участием всех экономических институтов РАН, а также Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству Академии народного хозяйства при Правительстве РФ; коллективные монографии: «Экономика России – путь в ХХI век». М.: Экономика, 1999; «Россия-2015: оптимистический сценарий». М.: ИЭ РАН – ММВБ, 1999; Стратегический ответ России на вызовы нового века. М.: Экзамен, 2004; Россия в глобализирующемся мире: политико-экономические очерки. М.: Наука, 2004. Доклад РАН «Современное состояние экономики и политика долгосрочного развития России». 2014 г. |
![]() | Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением... | ![]() | Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением... |
![]() | Башкортостан до 2020 года в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период... | ![]() | «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября... |
![]() | Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением... | ![]() | ... |
![]() | Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года 13 | ![]() | Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года |
![]() | Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства... | ![]() | Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее – Стратегия), утвержденной... |