Цикличность в экономическом развитии 5 Выводы 6 Вопросы для самопроверки 7






Скачать 95.91 Kb.
НазваниеЦикличность в экономическом развитии 5 Выводы 6 Вопросы для самопроверки 7
Дата публикации05.06.2015
Размер95.91 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы

Введение. Общеметодологические основы историко-экономической науки





Целью темы является уяснение сущности историко-экономической науки. Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:

  • знакомство с историей возникновения науки «История экономики»

  • уяснить сущность предмета дисциплины;

  • выделить основные подходы к периодизации экономического развития.




Введение. Общеметодологические основы историко-экономической науки 1

Трехстадиальная модель Гильденбранта – Бюхера 3

Формационный подход К. Маркса 3

Историко-хронологический подход 5

Цикличность в экономическом развитии 5

Выводы 6

Вопросы для самопроверки 7

Библиография 7


История экономического развития (или, как ее еще называют, история экономики) – наука пограничная. В том смысле, что находится на стыке двух почтенных дисциплин – истории и экономики. Но проблема в том что “классические” историки, за редким исключением, не интересуются экономикой и не придают большого значения экономическим законам, а экономисты, в свою очередь, примерно также относятся к истории.

Традиционная история как научная дисциплина изучает преимущественно хронологию таких важных событий, как: войны, революции, восстания, географические открытия, житие выдающихся политических деятелей, ученых и художников в широком смысле этого слова, а также пытается выявить причинно–следственные связи между этими событиями.

Экономика как наука изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между людьми, организациями и государством, возникающие во время протекания этих процессов.

При определении предмета курса истории экономики обычно выделяют предмет в широком смысле слова и предмет в узком смысле слова.

В широком смысле слова предметом истории экономики принято считать экономическое движение общества, особенности его изменений и их связь с различными сторонами общественной жизни.

В узком смысле слова предмет истории экономики хозяй­ственная деятельность различных стран, развитие их производи­тельных сил и смена способов производства.

Среди функций истории экономики обычно выделяют прагматическую, ценностную, культурную, фундаментальную и мировоззренческую

Прагматическая функция предполагает обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития, ценностная  нравственную оценку средств и результатов политических и экономических преобразований, культурная  сохранение преемственности в хозяйствен­ной практике и выявление альтернатив развития, фундаментальная  анализ и обработку разнообразной экономической информации, мировоззренческая  формирование логики и стиля экономического мышления.

Основными методами экономики считают следующие: исторический, хронологический; логический; сравнительно-историче­ский; исторического моделирования; математической статистики, социальной психологии и др.

Среди основоположников истории экономики выделяют Арнольда Тойнби (18521883 гг.). Его основные работы  это “Промышленный переворот в Англии в XVIII в.” и фундаментальный труд “Постижение истории”.

Большой вклад в развитие истории экономики внес Вернер Зомбарт (18631941). Им были написаны такие работы, как “Современный капитализм (1902)”, “Буржуа” (1913), “Народное хозяйство Германии в XIX  начале XX в.” (1923).

Наиболее известным представителем истории экономики принято считать Фернана Броделя (19021985). Он преподавал историю сначала в Алжире, потом в Сорбонне, ему была присуждена докторская степень. Большой известностью пользовался его трехтомник “Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XVXVIII вв.”

Особое место среди основоположников истории экономики занимает американский экономист и социолог Йозеф Алоиз Шумпетер (19331950). Начинал он как профессор Боннского университета. С 1932 по 1950гг. он был профессором Гарвардского университета. Им была выдвинута, позднее и подтверждена идея о неизбежной трансформации частнопредпринимательского капитализма в экономическую систему.

Среди российских историков-экономистов особый след оставили М. И Туган-Барановский, Н.Д. Кондратьев, И. A. Трахтенберг, П. Лященко и др.

Стать первоклассным специалистом, обладающим развитым стратегическим мышлением, без знаний истории экономики в наше время невозможно. Специалисту необходимо понять экономические процессы в прошлом, их итоги и результаты. Рыночные отношения, к примеру, сами по себе не ведут к лучшей жизни. Они предполагают лишь дополнительные возможности для достижения благополучия.

Изучив имеющийся колоссальный опыт, необходимо выбрать те рыночные механизмы, которые с учетом традиций, культуры и особенностей развития экономики, а также реальных условий подходят нашей стране.

Существует множество подходов к периодизации истории экономического развития, то есть к делению истории хозяйства на отдельные характерные отрезки – периоды. Рассмотрим, наиболее интересные из них.

Трехстадиальная модель Гильденбранта – Бюхера


Немецкие экономисты и историки – Бруно Гильденбрант и Карл Бюхер, жившие в середине прошлого века, выделили всего три стадии в истории хозяйства. При этом в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар–продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:

  1. “Естественное”, натуральное (или домашнее) хозяйство, с древнейших времен – до середины XII века. Путь в среднем не более мили – с поля или огорода земледельца через мельницу и кузницу в его или господский дом.

  2. “Денежное” (или городское) хозяйство, до конца XVIII века. Путь от нескольких миль до нескольких десятков миль, с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку при помощи купца в дома потребителей.

  3. “Кредитное” (или народное) хозяйство, начиная с XIX века. Путь в сотни и тысячи миль (из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии, золотых рудников Африки), при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда в дома потребителей. В обратном направлении – машины и оборудование, сталь, ткани, обувь и пр.

Формационный подход К. Маркса


В марксистской литературе единственно правильным считался так называемый “политический” (или марксистский) подход, предложенный во второй половине XIX века К.Марксом, перекочевавший затем в работы В.И.Ленина и официально утвержденный Сталиным в 1933 году. В соответствии с этим подходом выделяются пять общественно–политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основе средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.

  1. Общинный (или первобытно–общинный) строй – с X тысячелетия по VI век до н.э. Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю – основное средство производства, а следовательно, нет эксплуатации. Принуждение к труду носит объективно-физиологический характер – кто не добывает себе пропитания, умирает от голода. Классов не существует.

  2. Рабовладельческий строй – с V века до н.э. по V век н.э. Появляется и распространяется частная собственность, в том числе и на людей (рабов) эксплуатацию которых приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Основное общественное отношение – рабство. Основные общественные классы – рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними неразрешимы – антагонистичны и рано или поздно должны привести к смене формации.

  3. Феодальный строй – VI–XVIII века. Земля становится основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Принуждение к труду носит субъективно–экономический характер – владелец земли отстаивает свое право на прибавочный продукт силой оружия и сам решает, кому дать право аренды этого основного средства производства необходимого продукта. Основное общественное отношение – рента. Основные общественные классы с антагонистичными интересами – крестьяне и феодалы.

  4. Капиталистический строй – XIX век. Основным объектом частной собственности становятся средства производства в промышленности. Принуждение к труду носит объективно–экономический характер – тот, кто не имеет собственности или иных средств существования, вынужден продавать свою рабочую силу (труд) на рынке и подвергаться эксплуатации. Основное общественное отношение – прибавочная стоимость (капитал). Основные общественные классы с антагонистичными интересами – рабочие и капиталисты.

  5. Коммунистический строй – наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в коллективную (общественную) собственность, а, следовательно, исчезает эксплуатация. Принудительный, “тяжелый” характер труда сменяется добровольным, творческим. На базе чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворения потребностей всех членов общества.

Историко-хронологический подход


Наиболее удобным подходом, является традиционный подход, в соответствии с которым в истории народов Средиземноморья, выделяется семь законченных периодов.

Древний – XXXIII – VIII вв. до н.э. Произошло разделение труда и сформировались основные социальные институты: семья, община, собственность, право, государство, религия.

Античный – с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Появились ремесла, торговля, частная собственность на землю и рабов.

Средневековый – с VI по середину XV века. Сформировались основные европейские нации, выросли самостоятельные города.

Возрождения – с середины XV по середину XVII века. Эпоха великих географических открытий и первоначального накопления капиталов.

Просвещения – с середины XVII до последней четверти VIII века. Произошел территориальный раздел мира.

Свободной конкуренции – с последней четверти XVIII до последней четверти XIX века. Промышленная революция.

Монополистической конкуренции – с последней четверти XIX по середину XX века. Концентрация капиталов и борьба за экономический передел мира привела к серии кризисов и войн.

Социального (рыночного) хозяйства – начиная с середины ХХ века. Наиболее развитые страны достигли стабильности, сформировался новый средний слой и общество потребителя.

Цикличность в экономическом развитии


Экономическое развитие не линейно, не стабильно. Периоды бурного подъема сменяются периодами спада (кризиса), застоя (депрессии), переходящего в оживление и новый подъем. Перечисленные четыре сменяющиеся друг друга фазы составляют экономический цикл. Особенно ярко эта закономерность проявляется последние двести лет. Может быть, просто потому, что мы имеем гораздо больше статистических данных о XIX веке, чем, например, о XIII веке.

Причины, задающие цикличность, многообразны. Это и такие внешние по отношению к экономике явления, как изменение погодных, климатических условий, связанных с цикличностью солнечной активности; социальные сдвиги – сексуальная революция, движение за равноправие, феминизм; политические потрясения – войны, революции, гражданские конфликты, эксперименты и т. д. И такие внутренние причины, как избыток сбережений против инвестиций, неравномерность воспроизводства капитала, колебания спроса и предложения

Ученые выделили множество различных видов циклов. Вот основные из них:

“Отраслевые” – продолжительностью от недели (СМИ) до года (сельское хозяйство, туризм) и даже нескольких лет (образование, судостроение), связанные со спецификой создания продукта в различных отраслях.

“Малые” – продолжительность 2–4 года, выделенные английским экономистом Китчином, связанные с неравномерностью воспроизводства оборотного капитала.

“Большие” – продолжительностью 8–13 лет, описанные Карлом Марксом, связанные с неравномерностью воспроизводства основного капитала.

“Строительные” – продолжительностью 16–25 лет (в среднем 17,5), выделенные американцем белорусского происхождения Саймоном Кузнецом, связанные с неравномерностью спроса в жилищном строительстве, обусловленной сменой поколений.

“Длинноволновые” – продолжительностью 45–60 лет, описанные российским экономистом Николаем Кондратьевым, связанные с колебаниями государственных (прежде всего военных) расходов. Первый из описанных Кондратьевым циклов начался около 1788 года, и до 1814 года продолжался подъем, сменившийся спадом, длившемся до 1843 года. Новый тридцатилетний подъем продолжался до кризиса 1873 года и сменился двадцатилетним спадом до 1895 года. Третья повышаемая волна продолжалась до конца двадцатых годов и сменилась Великой депрессией. Кондратьев был репрессирован и погиб в 1938 году, но его цикл можно проследить до наших дней, поскольку с конца сороковых до начала семидесятых годов ХХ века в западных странах наблюдался явный большой экономический рост, прерванный нефтяным и валютным кризисами. Около пятнадцати лет правительства и экономики наиболее развитых стран боролись с последствиями “нефтяного шока”, а с середины восьмидесятых годов наблюдается новая устойчивая повышаемая волна.

Если следовать наиболее нейтральному, а именно, историко-хронологическому подходу, то вполне логично начинать изучение дисциплины "История экономики" с экономики древних цивилизаций.

Выводы


  1. История экономики является самостоятельной наукой, которая находится на стыке экономической теории, истории экономических учений, экономической социологии, всемирной истории.

  2. История экономики выполняет определенную прогнозирующую задачу, учитывает опыт, неудачи и успехи предыдущих этапов экономического развития.

  3. Среди множества подходов к периодизации наиболее нейтральным и простым является историко-хронологический подход, который практикуется сегодня в большинстве работ, посвященных экономической истории.



Вопросы для самопроверки


  1. Назовите основные этапы экономического развития.

  2. В чем сущность дисциплины «История экономики».

  3. Каковы основные типы циклических колебаний в экономике.

  4. Выделите преимущества и недостатки каждой из концепций периодизации.



Библиография


  1. Полак Г., Маркова А. История мировой экономики. M., Юнити.,1999.

  2. Бартенев С. Экономическая история. М., Экономист, 2004.

  3. История экономики. Под ред. Кузнецовой О. М., Экономист. 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цикличность в экономическом развитии 5 Выводы 6 Вопросы для самопроверки 7 iconВыводы 23 Вопросы для самопроверки 23
Цель данной темы – сформировать основные понятия о мировой экономике на рубеже xix–xx вв

Цикличность в экономическом развитии 5 Выводы 6 Вопросы для самопроверки 7 iconВыводы 12 Вопросы для самопроверки 12
Тема Экономическое развитие западноевропейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства 1

Цикличность в экономическом развитии 5 Выводы 6 Вопросы для самопроверки 7 iconВыводы 17 Вопросы для самопроверки 18
Цель темы – подведение экономических итогов Второй мировой войны и послевоенного переустройства мира

Цикличность в экономическом развитии 5 Выводы 6 Вопросы для самопроверки 7 icon8 Экономические аспекты глобализации 11 Выводы 14 Вопросы для самопроверки 14
Цель темы – подведение экономических итогов развития ведущих стран Запада во второй половине XX – начале XXI в

Цикличность в экономическом развитии 5 Выводы 6 Вопросы для самопроверки 7 icon1 Функции современных бирж и их виды 16 Выводы 21 Вопросы для самопроверки 22
Биржевая торговля — это организованная торговля специально созданной организацией — биржей

Цикличность в экономическом развитии 5 Выводы 6 Вопросы для самопроверки 7 icon15 Основные направления анализа снс 215 Выводы 216 Вопросы для самопроверки 216
Цель: сформировать представление о методах отражения в национальном счетоводстве процессов, относящихся к экономическим активам

Цикличность в экономическом развитии 5 Выводы 6 Вопросы для самопроверки 7 iconВыводы по теме 36 Вопросы для самопроверки 37
Целью изучения данной темы является выяснение причин смены предмета экономической теории и выявление сущности идей теории предельной...

Цикличность в экономическом развитии 5 Выводы 6 Вопросы для самопроверки 7 iconВыводы 134 Вопросы для самопроверки 135
Цель: ознакомить студентов с правилами построения, основными приемами обработки и анализа рядов динамики, с методами выявления тенденции...

Цикличность в экономическом развитии 5 Выводы 6 Вопросы для самопроверки 7 iconВыводы 9 Вопросы для самопроверки 10
Цель: сформировать представление о методах оценки уровня и тенденций изменения эффективности функционирования предприятий и организаций,...

Цикличность в экономическом развитии 5 Выводы 6 Вопросы для самопроверки 7 iconВыводы 9 Вопросы для самопроверки 10
Цель: ознакомить с определением национального богатства в соответствии с рекомендациями системы национального счетоводства, сформировать...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную