Совершенствование механизма управления






Скачать 57.77 Kb.
НазваниеСовершенствование механизма управления
Дата публикации04.06.2015
Размер57.77 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА



Ж.В. Касимова, начальник учебно-методического отдела

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия
В стадии радикальных преобразований находится в последние годы российское общество. Эти преобразования привели к серьезным политическим, экономическим, социальным и культурным изменениям.

Оборотной стороной этих преобразований выступает затяжной финансово-экономический кризис. В условиях этого кризиса особенно осложнилось положение в бюджетной сфере, и в первую очередь – за счет обострения проблем формирования доходов бюджета.

Высшее профессиональное образование связано самым тесным образом с политической, экономической и культурной сферами общества.

Экономические условия функционирования ВПО в России к настоящему времени коренным образом изменились. Государственное бюджетное финансирование высших учебных заведений сокращается из года в год, и достигло своей критической отметки.

В связи с этим перед вузами остро встают проблемы выживания, поддержания своего финансового состояния на необходимом уровне и поиска источников развития. Это обостряет противоречие между высшей школой как государственным институтом и как институтом рыночной экономики.

Кризис, который сегодня переживает система высшего профессионального образования в России в целом и каждый вуз в отдельности, проявляется, прежде всего, в сокращении бюджетного финансирования и неспособности вузов адекватно реагировать на быстро меняющуюся социально-экономическую ситуацию в стране.

Очевидно, что только внебюджетная деятельность в условиях рыночной экономики является для вузов источником несвязанных ресурсов, позволяющих им достойно исполнять свою образовательную и научную миссию в обществе и осуществлять стратегию развития. При этом, с одной стороны, обеспечивается сохранение образовательных учреждений как некоммерческих организаций, а с другой стороны в рыночных условиях возникает насущная необходимость в раскрепощении инициативы, предприимчивости и самостоятельности их коллективов.

Сегодня вузы обладают значительным потенциалом для осуществления приносящей доходы деятельности, которая обеспечивает сохранение и развитие государственного вуза. Внебюджетная деятельность и раньше играла важную роль в системе государственной высшей школы. Однако в условиях переходной экономики ее значение только возрастает. На определенном уровне внебюджетная деятельность меняет статус вуза, превращая его в субъект экономической деятельности. Это влечет за собой соответствующее изменение методов управления вузом уже как деловым предприятием.

Сегодня вузу жизненно необходимо приобрести черты делового предприятия для более эффективного производства «человеческого» капитала и обеспечения усвоения накопленных обществом знаний, умений и навыков. В свою очередь вузы обладают признаками делового предприятия, такими как:

- являются налогоплательщиками;

- взаимодействуют с физическими и юридическими лицами;

- планируют доходы.

Внебюджетную деятельность вузов нельзя рассматривать как случайную, временную и несвойственную им деятельность. Эта деятельность в переходных условиях становится для вуза одной из основных. Она требует от вуза поиска адекватных экономических и финансовых инструментов, применяемых для управления деятельностью частного или государственного предприятия.

За прошедшее десятилетие в вузах произошло постепенное осознание глубины проблем, стоящих перед ними. Особенно за последние три-четыре года в вузах достаточно успешно решались задачи стабилизации их социально-экономического положения. В целом объем внебюджетных средств, заработанных вузом, составляет сегодня 30 – 40 % от выделенного бюджета, что сравнимо с аналогичным уровнем вузов ведущих зарубежных стран.

Значительная доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования обостряет организационно-управленческие проблемы дальнейшего развития вузов. Прежде всего, это:

– трудноразрешимые с точки зрения государственного вуза противоречия между методами и способами управления бюджетной и внебюджетной деятельностью вуза;

– выработка новой миссии и стратегии развития вуза на основе предпринимательского подхода к управлению его деятельностью в нестабильной экономике;

– разработка системы принятия управленческих решений с учетом возрастания доли внебюджетных ресурсов для обеспечения деятельности и развития вуза;

– возобновление и развитие инвестиционной деятельности вузов за счет бюджетного и внебюджетного финансирования;

– создание системы подготовки и переподготовки кадров работников образования для работы в новых условиях.

Реализация данных концептуальных положений возможна на базе системного подхода к управлению вузом. Улучшая составляющие его элементы, можно достичь успехов в конкуренции.

Переходя на идеологию системного управления вуз должен выработать набор приемов и методов для проектирования образовательного процесса как вида бизнеса в соответствии с поставленными целями.

Внебюджетную деятельность вуза также можно представить как создание продукции, необходимой заказчику.

Движущая сила вуза как делового предприятия состоит в потребности улучшения своего финансового положения. Вуз должен уметь "делать деньги" и эффективно их использовать. Это предполагает разработку стратегии для трансформации вуза из организации, вынужденно занимающейся коммерческой деятельностью, в деловое предприятие, исповедующее концепцию предпринимательского управления. Вузу необходимо уходить от стратегии затратности в отношении использования своих ресурсов и переходить на инвестиционную стратегию вложения средств с запланированным эффектом в будущем.

В условиях переходной экономики у вуза как делового предприятия должен быть выработан набор определенных типов поведения на изменение внешней среды, а именно: производственный, конкурентный, инновационный, предпринимательский, административный, – пронизанных основными функциями управления.

Существующая структура управления в вузах позволяет вузу эффективно реагировать на изменения внешней среды и адаптироваться к новым экономическим условиям. Она дает сегодня возможности вузам реализовать стратегии предпринимательского управления по многим аспектам деятельности.

Новая же структура управления вузом должна обеспечивать формирование рыночного поведения государственного вуза как делового предприятия и будет способствовать продвижению в образовательную и научную деятельность новых бизнес-процессов.

Центрами прибыли в новой структуре должны быть факультеты, кафедры, научные подразделения и коммерческие предприятия. Все остальные структурные подразделения – центры затрат.

Прежде всего, необходимо усилить экономическую структуру, определяющую стратегию и систему планирования, стратегию бизнеса и финансовую стратегию, маркетинг и инновации. Ввести новую для вуза организационную структуру, ответственную за организационную концепцию.

Необходимо развить педагогическую и технологическую структуры, отвечающие за образовательную стратегию вуза. Укреплять теоретико-методологическую структуру, определяющую необходимое содержание образовательного процесса.

Структуры указанные выше существенно помогут вузу в решении проблем выгоды, цены и платы за образование.

Целью разработки нового механизма управления внебюджетной деятельностью вуза как делового предприятия является формирование по известным правилам управления проектами необходимого организационного, функционального, информационного и кадрового потенциала вуза как делового предприятия для успешного функционирования и развития в новых экономических условиях.
Таким образом, в качестве выхода из системного кризиса, в котором находятся в настоящее время вузы, необходимо рассматривать их внебюджетную деятельность как деятельность деловых предприятий, основной целью которой является постоянное улучшение финансового состояния и снижение затрат на осуществление образовательной и других видов деятельности для удовлетворения потребностей в образовании.


Литература


    1. Балыхин, П. Романов, А. Слепухин, Ю. Чеботаревский // Высшее образование в России. - 2003. - N 5. - С. 5-13.

    2. Васильев, Ю.С. Экономика и организация управления вузом: Учебник / Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. – 2-е изд. - СПб.: Лань, 2001. – 543 с.

    3. Гибсон, А. Ю. Афонин // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 4(32). – С. 53 – 66.

    4. Маркин, Е.В. Проблемы финансирования высших учебных заведений в условиях модернизации образования / Е. В. Маркина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2003. – N 19. – С. 11 – 19.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Совершенствование механизма управления iconСовершенствование механизма управления развитием наукоемких производств
Диссертация выполнена в фгбоу впо «Российский государственный гуманитарный университет»

Совершенствование механизма управления iconСовершенствование организационно-экономического механизма государственно-частного...
Совершенствование организационно-экономического механизма государственно-частного партнерства

Совершенствование механизма управления iconСовершенствование механизма управления инновационной деятельностью...
Охватывает практические рекомендации для участников процесса фактического регионального экономического сотрудничества

Совершенствование механизма управления iconСовершенствование экономического механизма управления алмазно-бриллиантовым комплексом
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Санкт-Петербургском...

Совершенствование механизма управления iconСовершенствование экономического механизма стимулирования рационального...
Совершенствование экономического механизма стимулирования рационального водопользования в регионе: принципы, методы, инструменты

Совершенствование механизма управления iconСовершенствование экономического механизма стимулирования рационального...
Совершенствование экономического механизма стимулирования рационального водопользования в регионе: принципы, методы, инструменты

Совершенствование механизма управления iconВэньсень Совершенствование механизма государственной поддержки сельского...
Совершенствование механизма государственной поддержки сельского хозяйства (на примере кнр)

Совершенствование механизма управления iconСовершенствование механизма управления предприятиями гостиничного бизнеса в современных условиях
Охватывает и элементы связанных с ним секторов индустрии, например, питание, отдых и развлечения и др. Соответственно, гостиничный...

Совершенствование механизма управления iconПовышение квалификации специалистов агропромышленного комплекса в...
...

Совершенствование механизма управления iconСовершенствование механизма государственно-частного партнерства при...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную