Обеспечение конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка






Скачать 322.58 Kb.
НазваниеОбеспечение конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка
страница1/3
Дата публикации03.06.2015
Размер322.58 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи
ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ СОТОВОЙ СВЯЗИ

В УСЛОВИЯХ НАСЫЩЕННОГО РЫНКА


08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами – сфера услуг
АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Тольятти 2010
Диссертация выполнена на кафедре «Экономика, организация и коммерческая деятельность» ГОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса»


Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Васильчук Ольга Ивановна


Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, доцент

Савенков Дмитрий Леонидович

кандидат экономических наук

Старчикова Наталья Глебовна


Ведущая организация:

Тольяттинский государственный

университет



Защита состоится 1 июля 2010 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.331.01 при Поволжском государственном университете сервиса по адресу: 445667, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4, ауд. Г-302.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжского государственного университета сервиса (г. Тольятти).

Автореферат разослан 1 июня 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

Д 212.331.01.

кандидат экономических наук, доцент




Ю. Р. Шнякина

Актуальность исследования

Рост потребления услуг является одной из самых значимых характеристик качества жизни населения. Это в первую очередь относится к потреблению услуг высокотехнологичных отраслей, в частности к отрасли сотовой связи, которая стала наиболее динамично развивающейся в сфере услуг. Эта отрасль является разновидностью мобильных систем и позволяет общаться пользователям на больших расстояниях (в пределах зоны охвата), не прибегая к проводным технологиям. В России услуги сотовой связи получили широкое распространение в последней четверти прошлого века. В настоящее время можно выделить три ведущих оператора сотовой связи – ОАО «Мобильные Телесистемы» (торговая марка МТС), ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») и ОАО «Мегафон» (торговая марка «МегаФон»). По состоянию на начало 2009 года количество абонентов в России выросло до 202967 тыс. абонентов. Уровень проникновения услуг сотовой связи достиг 142,1%, что свидетельствует о сохранении высоких темпов прироста абонентов в стране. Превышение 100% рубежа по уровню проникновения означает, что рынок услуг сотовой связи высокоразвит и вступил в стадию насыщения, в частности имеется значительная абонентская база, сформирован устойчивый спрос на основную услугу сотовой связи и на дополнительные услуги.

Отрасль связи в Самарской области характеризуется высокой динамичностью развития и постоянным ростом объема услуг (за 2009 год объем услуг предприятий связи в действующих ценах вырос на 11,9% к факту 2008 года). Общее число абонентов в регионе достигло 5 247 324 человек на начало 2009 года при численности населения 3 296 057 человек, что свидетельствует о проникновении услуг на 159,2%.

Рынок услуг сотовой связи подвержен значительным колебаниям из-за острой конкуренции среди производителей услуг на рынке сбыта. В условиях быстрого развития отрасли требуется постоянный контроль за изменением спроса, оценкой его эластичности от уровня доходов населения, структуры корпоративных клиентов и насыщенности рынка, что предполагает активное реагирование и корректировку инвестиционных программ в направлении сокращения капиталовложений, принятие мер к снижению расходов и оперативному погашению внешней задолженности, а также выявление дополнительных возможностей экономии и источников доходов, активное внедрение новых видов услуг сотовой связи, различные мобильные приложения, способы оплаты услуг операторов.

Условия ужесточения конкуренции, насыщенность рынка и быстрая смена приоритетов пользователей услуг сотовой связи, возрастающие требования к их качеству при необходимости сохранения уровня цен требуют постоянного контроля и оценки за уровнем конкурентоспособности операторов сотовой связи и формирования программ ее поддержания. Для этого необходима последовательная работа по контролю за конкурентоспособностью отдельных услуг, изучению требований клиентов, направления развития конкурентов, основанные на анализе влияния внешних и внутренних факторов, определении новых возможностей, выявлении причин, сдерживающих развитие предприятия, оценке привлекательности услуги, а также создании новых подходов и комплексной оценке обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблемам конкурентоспособности, многие вопросы до настоящего времени не нашли отражения в исследованиях. Недостаточно разработанными являются вопросы методики оценки, анализа и прогнозирования конкурентоспособности предприятия сферы услуг. Большинство предлагаемых методик применимы в отношении промышленных предприятий, так как базируются на методах сравнительной оценки продукции. Особенности услуг, выражающиеся в их нематериальности, невещественности, невозможности сохранности (складирования) и одновременности их производства и потребления требуют разработки специфического подхода к оценке и обеспечению конкурентоспособности предприятия сферы услуг. В отраслях, где происходит быстрое изменение технологий и обновление ассортимента реализуемых услуг, этот вопрос стоит особенно остро. В последние годы в сфере сотовой связи при быстром ее развитии все больше ощутим эффект проникновения услуг, что свидетельствует о высокой степени насыщенности рынка.

Как следствие, происходит изменение подходов к оценке конкурентоспособности и в выборе приоритетных факторов ее поддержания в отрасли сотовой связи. В этих условиях требуются дополнительные исследования и разработка специального инструментария, обеспечивающего контроль, оценку и выбор мер по обеспечению конкурентоспособности предприятий сотовой связи. Отмеченное определило актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Общие вопросы теории и методологии управления, разработаны в работах российских ученых О. В. Козловой, З. П. Румянцевой, А. Г. Поршнева, Н. А. Соламатина, С. Е. Каминицера, М. В. Мельник.

Различные аспекты управления конкурентоспособностью отражены в работах таких зарубежных исследователей, как И. Ансофф, К. Л. Боуви, С. Л. Брю, А. Дайан, Е. Дихтль, Дж. М. Кейнс, Дж. Б. Кларк, Ф. Котлер, Т. Коно, Ж. М. Ламбен, К. Р. Маконелл, М. Х. Мескон, Ф. Х. Найт, В. Петти, М. Е. Портер, Р. С. Рассел Д. Дж. Речмен, Д. Рикардо, А. Смит, А. Дж. Стрикленд, А. А. Томпсон, Ф. А. Хайек, П. Хейне, К. Хаксавер, Й. А. Шумпетер и др.

Проблемам конкурентоспособности предприятия и развития сферы услуг в условиях конкуренции посвящено множество исследований и публикаций отечественных ученых, в числе которых Г. Л. Азоев, Г. А. Аванесова, Г. Л. Багиев, Е. В. Башмачникова, А. О. Блинов, О. И. Васильчук, Ш. З. Валиев, О. М. Горелик, А. П. Горина, В. Т. Денисов, Л. И. Ерохина, С. К. Егорова, Ю. Я. Еленева, А. Н. Захаров, В. В. Катков, Г. М. Кулапина, И. М. Лифиц, П. Х. Магомедова, В. И. Макарова, М. Г. Миронов, Д. А. Мильгром, А. А. Нечитайло, Е. В. Песоцкая, Ю. Б. Рубин, В. М. Рябов, Д. Л. Савенков, Т. А. Сергиенко, Г. О. Тащиян, Р. А. Фатхутдинов, Р. М. Шафиев, Ю. Р. Шнякина, О. А. Шлегель, К. В. Щиборщ, А. Ю. Юданов, В. В. Янов и др.

Проблемы экономики телекоммуникаций исследуются в работах Е. И. Зайцева, В. В. Макарова, В. В. Ананишнова, Е. А. Чечельницкого, Е. А. Голубицкой, Г. М. Жигульской, Л. Е. Варакина. Развитие инфокоммуникаций отражено в работах Л. Д. Реймана. Принципы построения сетей мобильной связи описаны в работах Ю. А. Громакова, З. Г. Закирова, А. Ф. Надеева. Вопросам экономики и регулирования мобильной связи посвящены работы В. О. Тихвинского, Е. Е. Володиной, Х. Груббера.

Вопросы обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи разработаны весьма ограничено. Это связано со стремительным развитием технологического прогресса, обусловливающим запаздывание фундаментальных экономических исследований по отношению к появлению технологических инноваций.

Существенная необходимость обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг определила выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методики и научно-практических рекомендаций по обеспечению конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка и инструментария ее оценки.

Поставленная цель логически определяет ряд взаимосвязанных задач:

– уточнение характеристик конкурентоспособности предприятий сферы услуг в условиях насыщенного рынка;

– рассмотрение качества услуги и тенденций его развития как важнейшего фактора обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи, введение понятия комплексной услуги операторов;

– классификация внешних и внутренних факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи и изменение их значимости в условиях насыщенного рынка;

– выбор инструментария анализа и оценки финансового состояния и устойчивости предприятия сотовой связи, построение методики их оценки как фактора обеспечения конкурентоспособности;

– разработка модели оценки влияния основных показателей на конкурентоспособность предприятий сотовой связи и прогнозирование их развития;

– методика составления индивидуальных программ обеспечения конкурентоспособности предприятий с учетом его позиционирования на рынке услуг сотовой связи.

Объектом диссертационного исследования являются предприятия, осуществляющие свою деятельность, направленную на удовлетворение потребностей населения в услугах сотовой связи.

В качестве предмета диссертационного исследования выделяется совокупность организационно-экономических отношений на рынке сотовой связи, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования

В основу исследования положены концептуальные, методологические и теоретические положения, представленные в классических и современных экономических работах отечественных и зарубежных ученых.

В ходе диссертационного исследования были использованы общенаучные методы исследования и экономические методы познания, такие как анализ и синтез, системный подход, индукции и дедукции, методы статистического анализа и группировок, методы исследования причинно-следственных связей; аналогии и сравнения, экспертные оценки, экономико-математическое моделирование, матричный метод.

Для выявления тенденций развития применяются методы сравнительного анализа, которые дают возможность выделить основные направления обеспечения конкурентоспособности сферы услуг.

Эмпирическая база исследования сформулирована на основе материалов законодательных актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов правительства Самарской области, данных органов статистики РФ по социально-экономическому развитию, данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, первичной информации и финансово-экономических отчетах исследуемых предприятий.

Наиболее существенные составляющие научной новизны,

выносимые на защиту:

– уточнен понятийный аппарат исследования конкурентоспособности предприятий сферы услуг: уточнено определение конкурентоспособности предприятий в условиях насыщенного рынка, раскрыто содержание комплексной услуги оператора сотовой связи, дано определение обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг с учетом изменения состава и соотношения внутренних и внешних факторов обеспечения конкурентоспособности;

– систематизирована и предложена новая классификация факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи с учетом изменения состава оказанных услуг, предпочтений пользователей на насыщенном рынке (внешние факторы) и оценкой финансового состояния предприятий сотовой связи (внутренние факторы);

– разработан приведенный интегральный коэффициент конкурентоспособности предприятия сотовой связи в условиях насыщенного рынка;

– построены методика анализа и модель прогнозирования предприятия сотовой связи как основа разработки программы обеспечения их конкурентоспособности;

– обоснована необходимость и выстроена методика составления индивидуальных программ обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи с учетом основных групп внутренних и внешних факторов.

Научная новизна результатов исследования:

– раскрыты основные характеристики конкурентоспособности предприятий сотовой связи, учитывающие основные отраслевые особенности предприятий сферы услуг, темпы развития высокотехнологичных отраслей и структуру услуг, оказываемых ведущими операторами сотовой связи; уточнен понятийный аппарат исследования конкурентоспособности организаций быстроразвивающихся отраслей, включая термины «конкурентоспособность в условиях насыщенного рынка», «обеспечение конкурентоспособности предприятий», «комплексная услуга сотового оператора», «индивидуальная программа обеспечения конкурентоспособности предприятия»;

– обоснована классификация факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи, включая внешние факторы, обеспечивающие позиционирование предприятий на рынке и ориентированные на оценку качества услуг, и внутренние факторы, определяющие возможности предприятия с учетом состояния их ресурсной базы и финансовой устойчивости;

– построены методики анализа и модели прогнозирования развития оператора сотовой связи, которые обеспечивают возможность анализа тенденций развития в условиях свободной конкуренции и монопольного рынка;

– определен приведенный интегральный коэффициент конкурентоспособности, учитывающий особенности отрасли, в частности технические особенности мобильной связи, качество передачи сигнала, ареол обслуживания, то есть характеризующие комплексную услугу сотовой связи, и ценовую политику и формы расчетов с клиентами на услуги сотовой связи, то есть индивидуальные характеристики конкретного оператора сотовой связи;

– предложена структура и методика составления программы обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи с выделением основных направлений, учитывающих характеристику отрасли и специфику деятельности предприятий сотовой связи; обоснованием факторов, влияющих на конкурентоспособность организации; форм взаимоотношений с основными корпоративными клиентами и конкурентами, и обоснованием источников финансирования и оценкой эффективности деятельности оператора, что позволяет оценить конкурентоспособность предприятий сотовой связи и обосновать пути ее решения.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования разработанных методик и моделей оценки и обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи при стратегическом управлении и планировании развитием высокотехнологичной отрасли.

Теоретическая значимость выводов связана с определением специфики оценки конкурентоспособности в условиях насыщенного рынка и быстроменяющихся характеристик качества услуги, изменением состава внешних и внутренних факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг и разработкой методологии прогнозирования обеспечения конкурентоспособности.

Практическая значимость исследования определяется разработкой методических рекомендаций, принятых предприятиями сферы услуг при обеспечении конкурентоспособности их деятельности.

Сформулированные теоретические и методические положения диссертационного исследования могут являться исходным материалом к применению в изучении экономических дисциплин по направлению сферы услуг и научных изысканий по обозначенной проблеме.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обеспечение конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка iconВыпускная квалификационная работа бакалавра
Оценка конкурентной ситуации на рынке услуг сотовой связи России и г Новосибирск

Обеспечение конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка iconОрганизационно-экономическое обеспечение устойчивого развития предприятий...

Обеспечение конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка iconОбеспечение конкурентоспособности розничных торговых предприятий шаговой доступности
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский...

Обеспечение конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка icon«Германский опыт создания эффективного логистического рынка»
Особенности управления цепями поставок в условиях вто, меры государственной поддержки в целях повышения конкурентоспособности российской...

Обеспечение конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка iconВнешнеэкономические связи становятся все более заметной составной...
В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малых предприятий и государственных учреждений нуждаются в объективной...

Обеспечение конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка iconCтратегия повышения конкурентоспособности промышленности в условиях формирования новой экономики
Диссертация выполнена на кафедре экономики предприятий и предпринимательства Государственного образовательного учреждения высшего...

Обеспечение конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка iconАнализ рисков с целью повышения конкурентоспособности предприятий...
Целью исследования является анализ рисков предприятий кондитерской отрасли с целью повышения их конкурентоспособности, а также обоснование...

Обеспечение конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка iconМетодические рекомендации по реформе предприятий (организаций)
Целью реформы предприятия является обеспечение успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики

Обеспечение конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка iconФинансово-экономический механизм стимулирования инновационного развития предприятий апк
В современных условиях экономическая политика страны в отношении агропродовольственного комплекса должна быть адекватной сложившейся...

Обеспечение конкурентоспособности предприятий сотовой связи в условиях насыщенного рынка iconЮн В. А. Конкурентоспособность экономики России, ее секторов, регионов и кластеров.
В период глобализации экономик и углубления международного разделения труда становится необходимым обеспечение конкурентоспособности...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную