Вместе с тем, присоединение к вто неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем






Скачать 263.12 Kb.
НазваниеВместе с тем, присоединение к вто неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем
Дата публикации26.01.2015
Размер263.12 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы


АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

=========================================================================================================


Промышленное развитие субъектов Российской Федерации в условиях членства России в ВТО
Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) в августе 2012 года является важным шагом на пути ее интеграции в мировую экономику. Участие в этой глобальной организации открывает перед страной все возможности для формирования совместно с другими странами – участницами «правил игры» на мировом рынке и для полноправного участия в мировом разделении труда.

Ожидается, что в перспективе членство в ВТО должно дать мощный импульс для динамичного и инновационного развития российской экономики, будет способствовать существенному улучшению инвестиционного климата в стране. Ведь в качественно новых условиях конкуренции сама экономика и правила ее функционирования становятся более прозрачными и предсказуемыми для отечественных и иностранных инвесторов.

Участие страны в ВТО также снимает дискриминационные барьеры во внешней торговле и открывает перед отечественным бизнесом новые возможности для защиты своих интересов и расширения присутствия на внешних рынках. До присоединения России к ВТО общие потери российских компаний от применявшихся в их отношении дискриминационных мер (в отношении страны применялось более 140 таких мер) оценивались в сумму более 1,5 млрд. долларов США в год.

Вместе с тем, присоединение к ВТО неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем.

Так, в течение предстоящих трех лет общий уровень тарифной защиты внутреннего рынка должен снизиться примерно на треть - с 9,5% в 2012 году до 5,9% в 2015 году. Столь значительное изменение уровня защиты может оказаться разрушительным для национальной экономики и потребует принятия специальных мер по ее поддержке и адаптации в качественно новых для нее условиях внешней конкуренции.
Влияние на промышленность регионов

Членство России в ВТО приведет к усилению конкурентного давления на реальный сектор экономики со стороны иностранных компаний. Российской промышленности придется конкурировать непосредственно с сильнейшими мировыми игроками, которые обладают достаточными для внешней экспансии опытом работы на зарубежных рынках и ресурсами. В наибольшей степени эта экспансия может затронуть субъекты Российской Федерации, в которых имеются реальные возможности замещения импорта собственным производством. Учитывая то, что Россия импортирует преимущественно предметы широкого потребления, к таким субъектам относятся, в первую очередь, регионы с развитой обрабатывающей промышленностью.

Специфика российской экономики заключается в том, что многие отрасли обрабатывающей промышленности локализованы в небольшом числе регионов, где они являются системообразующими. Особенно велик уровень локализации в отечественной автомобильной и текстильной промышленности. Так, доля автомобилестроения составляет 60% в объеме промышленного производства Республики Бурятия, 43% - Калининградской области, 37% - Самарской области, 36% - Ульяновской области, 29% - Приморского края, 23% - Республики Татарстан. Доля текстильной промышленности в объеме промышленного производства Ивановской области составляет 43%1. В тех регионах, где концентрируются наиболее уязвимые (с точки зрения возможностей их импортозамещения) отрасли промышленности, может наблюдаться ощутимое сокращение производства товаров и услуг, и как следствие, негативные социальные последствия. Среди системообразующих отраслей промышленности, для которых вступление в ВТО представляет наибольшую угрозу, можно выделить следующие:

− автомобильная и авиационная промышленность (Нижегородская, Самарская, Ульяновская области, Хабаровский край);

− другие виды машиностроения (Владимирская, Калужская, Пензенская, Курганская, Новосибирская области, Мордовия);

− легкая промышленность (Ивановская, Владимирская области);

− пищевая промышленность (Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края, республики Северного Кавказа);

Следовательно, помимо различных отраслевых эффектов, последствия вступления в ВТО будут иметь и региональное измерение. Регионы России существенно различаются по специализации экономики. Это означает, что на региональном уровне влияние членства в ВТО на промышленное развитие может различаться в очень широком диапазоне.

Потенциально выигрывают от присоединения России к ВТО те регионы, промышленность которых ориентирована на экспорт. Это регионы, в которых развиты металлургия, отрасли химической промышленности, в том числе производство минеральных удобрений, отрасли топливно-энергетического комплекса (Вологодская, Липецкая, Челябинская, Тюменская области, Красноярский край, Республика Хакасия, Ямало-Ненецкий автономный округ). Для «открытых» регионов, уже активно вовлеченных в мировую торговлю (преимущественно экспортно-сырьевых и транзитных), вступление в ВТО несет в себе меньшие риски, так как с середины 1990-х гг. они начали адаптироваться к условиям и особенностям соответствующих мировых рынков. К данной категории относятся менее четверти субъектов Российской Федерации, в которых проживает треть населения страны.

Новые вызовы для бюджетов и социальной сферы регионов Приволжского федерального округа в условиях членства России в ВТО

Следует отметить, что ряд регионов, попадающих в группу риска в связи с присоединением страны к ВТО, расположены в Приволжском федеральном округе. В них расположены крупные импортозамещающие промышленные производства, в том числе машиностроительные, авиастроительные, ракетно-космические, химические и пищевые. Многие из них являются системо- и градообразующими предприятиями, от положения которых в значительной степени зависит социальная и экономическая ситуация не только в местах их расположения, но и в округе, а в ряде случаев - в стране в целом.

Во многих регионах Приволжского федерального округа региональные и, в еще большей степени, местные бюджеты критически зависят от одного–двух крупнейших налогоплательщиков. В качестве примера можно выделить Самарскую (АВТОВАЗ) и Нижегородскую (ГАЗ) области. В частности, в Самарской области АВТОВАЗ обеспечивает более половины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и более 80% налоговых доходов муниципального бюджета г. Тольятти (с учетом налогов от посреднических фирм, торгующих автомобилями). При ухудшении экономической ситуации бюджеты области и города могут понести серьезные налоговые потери.

С целью защиты отечественного автомобилестроения от возможных негативных последствий членства страны в ВТО с 1 сентября 2012 года Правительством Российской Федерации был введен утилизационный сбор на новые и поддержанные автомобили иностранного производства. Предполагается, что данная не противоречащая правилам ВТО мера позволит компенсировать потери, связанные со снижением импортных пошлин и снизит ценовую конкурентоспособность зарубежных транспортных средств на российском рынке.

Ужесточение конкурентного давления извне при сложившемся в регионах округа сравнительно высоком уровне концентрации производства, преимущественно промышленном типе занятости и недостаточном развитии малого и среднего бизнеса несет в себе серьезные социальные риски.

В 12 регионах Приволжского федерального округа расположено 87 монопрофильных муниципальных образований с общей численностью населения более 4 миллионов человек. Так, в Самарской области насчитывается более 10 населенных пунктов, которые можно отнести к моногородам. В большинстве из них расположены находящиеся в зоне конкурентного риска импортозамещающие градообразующие предприятия. В качестве примера можно выделить следующие муниципальные образования и предприятия:

- г. Тольятти, Самарская область (ОАО «АВТОВАЗ», машиностроение);

- г. Чапаевск, Самарская область (ОАО «Промсинтез», химическая промышленность);

- п. Смышляевка, Волжский район, Самарская область (ООО «Самарское Объединение Керамики», производство строительных материалов);

- п. Стройкерамика, Волжский район, Самарская область («Самарский стройфарфор», производство строительных материалов).
Оценки влияния членства России в ВТО на промышленное развитие регионов Приволжского федерального округа

В апреле 2012 года Центром экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) при Российской экономической школе (при содействии компании «Эрнст энд Янг») была проведена оценка последствий вступления в ВТО для федеральных округов России в промышленной сфере2. Согласно этому исследованию, в Приволжском федеральном округе в результате улучшения доступа российских экспортеров на международные рынки ожидается рост объема производства в следующих отраслях: цветная металлургия (45,45%), черная металлургия (4,63%), химическое и нефтехимическое производство (1,72%). Этот рост будет сопровождаться некоторым сокращением занятости и повышением реальной заработной платы квалифицированных работников.

Наибольшее сокращение объема производства в регионе ожидается в следующих отраслях: легкая промышленность (-4,07%), пищевая промышленность (-1,8%).

В июне 2012 года на сайте Аналитического центра «ВТО-Информ» стартовал исследовательский проект «Регионы в ВТО». В нем проанализированы как прямые потери страны от членства в ВТО, отражающие сокращение объемов производства из-за открытия границ для импортной продукции, так и косвенные – из-за приостановки реализации инвестиционных проектов.

Согласно исследованию, негативные последствия от вступления России в ВТО могут составить в целом около 25% от рассчитанного на период до 2020 г. прироста объема выпуска продукции, в том числе прямые потери роста – 2,9% и упущенные возможности роста – 22,2%. Это приведет к сокращению от 171 до 342 тысяч рабочих мест3. При этом эксперты Аналитического центра оценивают как минимальное негативное влияние членства в ВТО на нефтепереработку, нефте- и газохимию, металлургию (в связи с их экспортной ориентацией и значительным объемом инвестиций в развитие и модернизацию производства за последние 5 лет).

Использование переходного этапа для защиты отечественной промышленности регионов России

Выделение территорий максимального риска не означает неизбежность негативных последствий членства России в ВТО. В целом позитивное или нейтральное влияние на промышленность может значительно варьироваться на региональном, а тем более, на муниципальном уровне, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Для этого необходимо с максимальной выгодой использовать предусмотренный соглашением о присоединении России к ВТО «переходный период» для адаптации к новым условиям экономики и государственной политики в сфере экономики. Необходимо адаптировать систему мер государственного регулирования, в том числе технического, к требованиям этой организации, а также изменить механизмы государственной поддержки.

У государства остается весьма богатый арсенал «разрешенных» мер поддержки и регулирования, которые давно и с успехом используются во многих развитых странах. К ним, в частности относятся: государственная поддержка развития транспортной и социальной инфраструктуры, инфраструктуры сбыта произведенной продукции и конкурентного рынка товаров производственного назначения, развития информационно-консультативных служб, стимулирование процессов кооперирования и многие другие меры. ВТО разрешает также использовать антидемпинговые, специальные защитные, компенсационные и другие меры. Кроме того, в рамках российских обязательств есть возможность увеличивать действующие ввозные пошлины на основе мотивированных обращений бизнеса.

Правительством в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом формируется комплекс мер по адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО. Это и подготовка квалифицированных кадров, способных проводить сложные антидемпинговые расследования, отстаивать интересы бизнеса в торговых спорах, и проведение мониторинга по импорту для целей начала расследований. Важным инструментом поддержки могут стать преференции отечественным поставщикам в рамках госзакупок.

В условиях усиления глобальной конкуренции возрастает значение мер поддержки экспорта в формах, не противоречащих нормам ВТО. Учитывая это, необходимо предусмотреть механизмы кредитной, гарантийной и страховой поддержки российского экспорта. Один из важных инструментов такой поддержки уже создан в текущем году и начал свою деятельность. Это Агентство по страхованию экспортных кредитов, которое оказывает поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса, выходящим на мировой рынок высокотехнологичной продукции. В бюджете 2012 года на эти цели предусмотрено за счет дополнительных доходов порядка 3-х миллиардов рублей. И это направление работы нужно усиливать.

Адаптация российской экономики к условиям ВТО должна быть направлена на повышение ее конкурентоспособности и развитие внутренней конкурентной среды. Значимым ресурсом при этом может стать использование объективных конкурентных преимуществ регионов (географического положения, близости к новым центрам экономического развития, наличия сырьевых ресурсов – то есть традиционных базовых факторов конкурентоспособности).

Основой конкурентной политики в Российской Федерации является Программа развития конкуренции, разработанная по поручению Председателя Правительства РФ от 19 августа 2008 г. № ВП-П13-16пр, предполагающая общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров и создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.

Повышению конкурентоспособности внутреннего производства будет способствовать эффективное использование действующих институтов развития - технико-внедренческих особых экономических зон, наукоградов, технопарков, бизнес-инкубаторов и инновационных кластеров.

Значительную роль в повышении конкурентоспособности экономик регионов должны сыграть действия региональных властей по поддержке малого и среднего бизнеса. В то время как на Западе львиная доля инноваций и технологических прорывов приходится именно на средние и малые предприятия, в России число инновационных малых предприятий крайне невелико.

Становится все более очевидным, что Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», должен быть дополнен конкретными программами поддержки инновационного бизнеса в субъектах Федерации и в муниципальных образованиях. Необходимо активное воплощение в жизнь обозначенных в Законе инвестиционных фондов и технопарков.

Огромную роль в повышении конкурентоспособности должна играть политика субъектов Российской Федерации, направленная на формирование территорий инновационного развития и развитие инновационных кластеров. В настоящее время принято решение о выделении начиная с 2013 года субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 5 млрд. рублей на поддержку реализации пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров.

28 августа 2012 г. поручением Председателя Правительства Российской Федерации утвержден перечень инновационных территориальных кластеров. В перечень включены 25 территориальных кластеров, определенных в рамках конкурсного отбора. В частности, в Приволжском федеральном округе представлено 9 кластеров.

Важно также отметить, что впервые предпринята инициатива по созданию механизмов улучшения инвестиционного климата в регионах силами бизнес-сообщества. Агентством стратегических инициатив в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» был подготовлен «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе».
Авиационная промышленность: новые возможности и риски, связанные со вступлением России в ВТО
В рамках ВТО Россия взяла на себя обязательства по снижению до согласованного уровня и в определенные сроки ставок ввозных таможенных пошлин на авиационную технику. Это создает для отечественной авиационной промышленности риски негативных последствий, так как она еще не готова к ведению конкурентной борьбы с мировыми промышленными лидерами в условиях открытых рынков.

Согласно достигнутым договоренностям, импортные пошлины должны быть снижены в течение 4-7 лет до 7,5%, 8%, 10% или 12%, в зависимости от класса воздушного судна. На широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты пошлины снизятся с 20% до 7,5%. На остальные самолеты, за исключением легких, - с 20% до 12%. На легкие самолеты (со взлетной массой 2-15 тонн, любительские самолеты и некоторые бизнес-джеты) пошлина снизится с нынешних 10% до 8%. Обязательства по снижению пошлин Россия также взяла на себя по товарным группам вертолетов и авиационных двигателей.

Особенностью обязательств России по снижению ставок импортных пошлин является то, что наиболее чувствительные для российского авиастроения товарные группы получили наибольший уровень защиты – как по конечному уровню импортного тарифа, так и по продолжительности переходного периода. Так, товарная группа, к которой принадлежат региональные Ан-148, «Сухой Суперджет 100», а также отечественные магистральные самолеты (находящийся в производстве Ту-204 и перспективный МС-21) защищены от конкурентов в наибольшей степени: конечный уровень связывания – максимальный (12,5%), а имплементационный период – наиболее продолжительный (семь лет).

В соответствии с упомянутыми обязательствами, начиная с 2014 года, Россия отказалась от взимания платы с зарубежных авиакомпаний за пролеты по транссибирскому маршруту. По оценкам экспертов, финансовые потери от такого отказа составят для нашей страны более 300 млн. евро в год.

В процессе переговоров о вступлении России в ВТО некоторые члены организации настаивали на присоединении нашей страны к необязательному соглашению ВТО – Соглашению по торговле гражданской авиатехникой (СТГА), которое устанавливает нулевые ставки импортных пошлин на эту продукцию, а также вводит ограничения на шумовые параметры, под которые подпадает 80% действующего гражданского авиапарка. Соглашением также установлено, что влияние федеральных и региональных властей должно быть полностью устранено из процесса закупок гражданской авиатехники, а господдержка создания гражданской авиационной техники должна быть учтена при расчете цены самолета. В конечном счете Россия не взяла на себя данные обязательства.

В отличие от СТГА, обязательным при вступлении в ВТО было присоединение к Соглашению о субсидиях и компенсационных мерах (ССКМ). Данное соглашение предписывает отменить программы промышленных субсидий или модифицировать их таким образом, чтобы они не были прямо или косвенно связаны с поддержкой экспорта или импортозамещением. Это, в частности, относится к государственной поддержке создания и продвижения на рынок гражданской авиационной техники.

Исходя из прецедентной практики, меры государственной поддержки российского авиастроительного комплекса не соответствуют нормам ВТО. Признание фактов субсидирования потребовало соответствующих объяснений и обязательств от России еще на стадии переговоров. Остающиеся вопросы по поводу субсидирования авиационной промышленности будут, вероятно, выясняться в процессе подготовки и рассмотрения российских уведомлений (нотификаций) о субсидиях, вызывающих увеличение экспорта российской авиатехники или уменьшение импорта зарубежной. В соответствии со взятыми обязательствами, такие уведомления Российская Федерация должна представить в течение 180 дней с даты присоединения к ВТО, а в дальнейшем – ежегодно.

При этом очевидно, что снижение государственной поддержки чревато потерей для России национальной авиапромышленности. Уже сейчас наша страна утратила возможности производства наиболее востребованных на мировом рынке широкофюзеляжных самолетов. Современная российская авиапромышленность не может обеспечить перевозчиков необходимыми для них самолетами: Ан-140 выпускаются в единичных количествах, выпуск Ил-114 прекращен, и вряд ли возобновится. Новых разработок машин этого класса в программах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) не ведется. Проблемой отечественного авиастроения является отсутствие внутреннего рынка, без которого невозможно наладить серийный выпуск новых моделей. Если в этой отрасли не восстановить госзаказ или эквивалентные ему меры, перед российским гражданским авиастроением возникнет проблема выживания.

В связи с этим, необходимо максимально использовать «обходные маневры», широко используемые в других странах. Так, правительство США, размещая заказы на военные самолеты-заправщики для крупных корпораций, тем самым поддерживает и производство гражданских самолетов. Для России представляется целесообразным отказ от прямого бюджетного финансирования предприятий авиапрома и замена его долгосрочным кредитованием под «конкурентоспособный» процент. Следует также развивать лизинг авиатехники отечественного производства с государственной поддержкой. Данные меры позволят оказать эффективную государственную поддержку отечественной авиационной промышленности в разрешенной ВТО плоскости.

При осуществлении мер государственной поддержки отечественной авиапромышленности необходимо также учитывать, что для начала разбирательства законности или незаконности применяемых Россией мер, другая страна – член ВТО должна обратиться с иском в специальный орган по разрешению споров. Такие запросы следуют далеко не всегда, даже когда нарушение очевидно. Процедуры разбирательств по спорам в ВТО обычно сильно затягиваются, занимая продолжительный срок, в течение которого меры государственной поддержки могут свободно применяться. Даже если решение о нарушении норм ВТО будет принято, то первоначально будет предписано эти нарушения ликвидировать, в дальнейшем – уплатить штрафные санкции, если будет доказан страной-истцом ущерб, нанесенный его стране за счет применения мер государственной поддержки.

Членство в ВТО открывает новые возможности для развития международной кооперации в авиастроительной отрасли. В современных условиях стоимость каждого элемента самолета стала настолько дорогой, что не только отдельные регионы, но и некоторые государства оказались не в состоянии создать вертикально-интегрированную отрасль, в которой каждый элемент будет представлен предприятием-резидентом.

Эффективной моделью регионального развития и модернизации отечественной экономики является формирование инновационных кластеров, в частности, в аэрокосмической отрасли. В перечне инновационных территориальных кластеров, утвержденном Правительством России, указаны следующие авиационные кластеры: Самарская область – Инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области; Ульяновская область – «Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа», Республика Башкортостан – Кластер малой авиации Республики Башкортостан.

Для успешной конкуренции в условиях ВТО важно, чтобы деятельность этих кластеров выходила за рамки не только одного региона, но и страны. Необходимо содействовать продвижению интересов компаний кластера на зарубежных рынках, оказывать поддержку их международному сотрудничеству.

Членство в ВТО и развитие сельского хозяйства4
Завершив переговорный процесс и подписав протокол о присоединении, Российская Федерация взяла на себя ряд обязательств, предусматривающих внесение изменений во внешнюю и внутреннюю экономическую политику. Значительная часть этих изменений касается деятельности агропромышленного комплекса, включая:

- государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей;

- обязательства по обеспечению доступа на рынок;

- экспортные субсидии.

Для нашего АПК и смежных с ним отраслей в их нынешнем положении членство в ВТО с ее весьма жесткими требованиями относительно ограничения государственного вмешательства в рыночное хозяйство, в том числе поддержки государством отраслей реального сектора, может иметь значительные отрицательные последствия. Так, по подсчетам экспертов, только прямые финансовые потери отрасли могут составить более 1,5 трлн. рублей5.

Помимо вновь принимаемых страной ограничений на прямую поддержку сельского хозяйства и его поддержку через ввозные пошлины и относительно низкие цены на потребляемые ресурсы, основными проблемами здесь будут: сравнительно низкие показатели экономической эффективности производства, производительности труда в нашем агропроме, его технологическая отсталость и слабая техническая оснащенность, неразвитость систем страхования и финансово-кредитного обеспечения, крайняя неразвитость инфраструктуры агрорынка и неадекватно высокие издержки обращения на нем, обусловленные, в том числе, криминальными и коррупционными факторами и т.п.

Так, при среднем по отрасли уровне износа сельскохозяйственной техники более 70% и низких темпах ее обновления технологические потребности в ней удовлетворяются лишь на 40-45%. Потребности села в средствах химизации и защиты растений и животных от болезней и вредителей сегодня обеспечиваются только на 30-40%, в энергетических ресурсах – на 50-60%. Даже достижение установленного Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы целевого показателя энергообеспеченности растениеводства – 1,68 л.с. на 1 га посевной площади не позволит освоить высокоэффективные инновационные технологии, для которых необходимо около 3 л.с. на 1 га.

По показателю энергетической эффективности сельскохозяйственного производства (окупаемость энергетической единицы) на тонну условного топлива, который объективно отражает общий уровень его интенсификации, Россия отстает от других развитых стран в 4-5 раз.

Таким образом, выравнивание условий конкуренции в аграрной сфере в условиях членства в ВТО может поставить большинство наших сельхозтоваропроизводителей во всех без исключения регионах в весьма затруднительное положение. При этом предусмотренный условиями присоединения «переходный период» может оказаться объективно малым для решения глобальных задач ускоренной модернизации, повышения эффективности и, соответственно, роста конкурентоспособности нашего сельского хозяйства.

Суть вопроса заключается в том, что соглашением о присоединении страны к ВТО устанавливается начальный уровень разрешенной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в размере 9 млрд. долл. США, который по окончании переходного периода в 2018 году должен быть сокращен до 4,4 млрд. долл. Одновременно с этим будет снижен на одну треть уровень таможенной защиты внутреннего агропродовольственного рынка.

В то же время суммарный уровень поддержки агропромышленного производства и сельской социальной сферы в США, например, в 2011 году составил почти 100 млрд. долл., в ЕС - примерно 50 млрд. Евро, а в России - немногим более 6 млрд. долл. или примерно столько, сколько получает сельское хозяйство в Польше.

Сложность ситуации заключается еще и в том, что принятыми бюджетными проектировками на будущий год в России не предусматривается рост государственной поддержки села, а с учетом инфляции - даже ее некоторое сокращение. В последующие годы, когда такой рост станет возможным, ее увеличение уже будет ограничено согласованными в ВТО предельными размерами. Так, по расчетам экспертов, потребность в финансировании мер «желтой корзины»6 в 2015 г. составит 8,4 млрд. долл., а разрешенный ее размер - лишь 7,2 млрд. долл7.

По оценке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, агропромышленному комплексу России для смягчения последствий от присоединения к ВТО и адаптации к работе в новых условиях требуется дополнительная поддержка в объеме от 96 до 107 млрд. рублей ежегодно. Если объемы господдержки будут сокращены, то возникнут риски падения темпов роста отрасли в среднесрочной перспективе, снижения ее инвестиционной привлекательности, невыполнения показателей Доктрины продовольственной безопасности, прекращения деятельности большого числа малых и средних предприятий из-за низкой конкурентоспособности.

Основные опасения в связи с присоединением России к ВТО и со снижением таможенно-тарифной защиты связаны с производством мяса всех видов, особенно свинины, и мясопродуктов, сахара, молока и молокопродуктов, масложировой продукции. Так, в частности при вступлении в ВТО была понижена ввозная пошлина на живых свиней с 40% до 5%. Это приведет к снижению закупочных цен на отечественную свинину, падению рентабельности ее производства, к увеличению сроков окупаемости инвестиционных проектов с 8 до 12 лет, стагнации или снижению производства и, в конечном счете, к росту импорта, доля которого может приблизиться к 35-45%.

Открыв свои рынки для стран ВТО, нам предстоит конкурировать с ведущими мировыми экспортерами продовольствия, работающими на основе самых передовых и эффективных технологий.

Учитывая это, а также то, что в течение 18 лет переговоров о присоединении России к ВТО так и не была преодолена общая негативная тенденция технического и технологического отставания нашего села, предстоит предпринять меры для исправления ситуации. Для этого потребуется не только увеличить общий размер бюджетной поддержки, но и существенно изменить ее механизмы. Также необходимо будет стимулировать ускоренное развитие рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. В течение предусмотренного соглашением о присоединении России к ВТО «переходного периода» необходимо адаптировать систему мер государственного регулирования, в том числе технического, и поддержку в агропромышленном комплексе к требованиям этой организации. У государства остается богатый арсенал «разрешенных» мер поддержки и регулирования. К ним, в частности относятся: государственная поддержка развития сельской транспортной и социальной инфраструктуры, инфраструктуры сбыта произведенной продукции и конкурентного рынка товаров производственного назначения для сельского хозяйства, развития информационно-консультативных и агросервисных служб, стимулирование процессов кооперирования и ассоциирования в агросфере и другие меры.

Все эти меры могли бы стать весьма ощутимой поддержкой для сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно для малых и средних предприятий. Однако работа в этом направлении ведется еще недостаточно активно.

К тому же необходимо активно использовать те преимущества, которые дает для экономики страны и ее аграрного сектора, в частности, членство в ВТО, а именно:

возможность улучшения доступа российских товаров и капитала на мировой рынок;

возможность устранения дискриминационных мер по отношению к экспортируемым отечественным товарам;

доступ к арбитражной системе разрешения споров в ВТО и возможность иметь в ней своего полномочного представителя;

возможное снижение оптовых цен на внутреннем рынке;

возможность притока иностранного капитала на российский рынок.

Если удастся в максимальной степени и в кратчайшие сроки использовать плюсы от вступления в ВТО, то наша страна будет иметь хорошие шансы занять серьезную нишу на дефицитном и быстро развивающемся мировом рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
О ситуации на зерновом рынке и о мерах по его стабилизации8
Неблагоприятные природно-климатические условия текущего года привели к серьезному снижению средней урожайности зерновых культур (с 24,5 ц/га в прошлом году до 18,5 ц/га – по состоянию на 10 сентября т.г.). С продвижением уборочной кампании на восток этот показатель еще более понизится. Более 20% площадей посевов полностью погибли из-за жестокой летней засухи в зерносеющих регионах Сибири, Поволжья, в отдельных районах Южного федерального округа и нашествия вредителей сельскохозяйственных культур на Южном Урале. По состоянию на 10 сентября т.г. намолочено на 13 млн. тонн меньше, чем на аналогичную дату прошлого года.

По различным оценкам урожай зерновых после доработки может составить 69-71 млн. тонн, что на 24 млн. тонн меньше, чем в прошлом году и всего на 6 млн. тонн превышает показатель крайне засушливого 2010 года (сбор пшеницы может составить 38 – 39 млн. тонн, что на 17 млн. меньше, чем в прошлом году). Этого объема с учетом имевшихся на 1 июля текущего года запасов (13-14 млн. тонн) вполне достаточно для удовлетворения всех внутренних потребностей России в зерне (64-66 млн. тонн), для формирования переходящих остатков на будущий сельскохозяйственный год (9-10 млн. тонн) и экспорта (в объеме не более 10-12 млн. тонн). Таким образом, в стране складывается нормальный баланс спроса и предложения на рынке зерна, и нам, казалось бы, не стоит волноваться относительно опережающего инфляционные процессы роста цен на хлеб и сельскохозяйственную продукцию.

Однако на практике ситуация выглядит не столь однозначно. В условиях открытого рынка на динамику внутренних цен сегодня серьезное влияние оказывает рост цен на зерно в мире, обусловленный снижением мировых запасов из-за катастрофической засухи в США и относительно невысоких урожаев в других зернопроизводящих странах. Кроме того, сложившаяся локализация подвергшихся засухе территорий и неравномерное распределение рыночных ресурсов делают необходимым перемещение зерна на значительные расстояния в условиях неразвитости рыночной и транспортной инфраструктуры с огромными расходами, быстро растущими после «очень своевременного» летнего повышения базовых тарифов и цен.

Уже начиная с начала лета цены на зерно в стране росли весьма быстрыми темпами. В отдельные периоды их недельный прирост составлял 200-300 руб./т. Так, только с 7 по 14 т.г. сентября они увеличились на 200 руб./т. В итоге, если средняя цена на базовую пшеницу третьего класса в Центральной России еще год назад составляла около 6000 руб./т, то по состоянию на 14 сентября т.г. – 8100 руб./т. Этот уровень уже превысил максимумы экстремально засушливого сельскохозяйственного 2010/11 года.

По мнению специалистов, основным фактором роста цен на зерно сегодня выступает высокий спрос со стороны экспортеров. При этом привлекательность экспорта поддерживается беспрецедентно высокой разницей между ценами, складывающимися внутри страны и за ее пределами. Так, в окрестностях одного из основных портов отгрузки на экспорт – Новороссийска они уже превысили 10000 руб./т, что на 1500-2000 руб./т выше, чем в других регионах страны.

Рост цен на зерно закономерно ведет к росту цен на производимую из него продукцию – муку, хлебобулочные изделия и комбикорма для животных. Например, средние цены на муку хлебопекарную высшего сорта с начала года выросли с 9000 до 14000 руб./т. Кроме того, на агропродовольственном рынке зерно выступает основным базовым товаром, и изменение цен на него приводит к изменению масштаба цен в целом, даже по группам товаров, в производстве которых оно не применяется.

За период с 1 июля (начало сельскохозяйственного года) по 10 сентября т.г. из страны было вывезено около 5,7 млн. тонн зерна, в том числе около 5,1 млн. тонн пшеницы (ее безопасный для внутреннего рынка экспорт сегодня не должен превышать 8 млн. тонн). Учитывая помесячную динамику экспорта зерновых в прошлые годы, можно предположить, что при сохранении имеющихся условий и тенденций внутри страны и на мировом рынке и отсутствии мер со стороны государства, вывоз зерна из Российской Федерации может превысить 16-17 млн. тонн.

Экспорт в таких объемах может серьезно разбалансировать внутренний рынок, привести к возникновению локальных дефицитов и оставить страну без переходящих остатков на следующий год. В этом случае на рынке продовольствия и сельскохозяйственной продукции будет наблюдаться быстрый и разгоняющий инфляционные процессы рост цен со всеми вытекающими отсюда негативными социально – экономическими последствиями для страны в целом и для агропромышленного комплекса, в частности.

Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать применение адекватных мер таможенного тарифного регулирования, обеспечивающих выравнивание условий внешней и внутренней торговли зерном. Соответствующий уровень экспортных таможенных пошлин способен снизить исключительно высокую привлекательность внешнеторговых операций, затормозить отток стратегически важной зернопродукции за рубеж и замедлить рост цен за счет некоторого снижения спроса на нее. Кроме того, необходимо принять дополнительные меры по развитию конкурентной инфраструктуры зернового рынка и по стимулированию рыночной активности на рынке зерновых, облегчающие их перемещение в пределах страны.

Если по каким-либо причинам, в том числе из-за давления экспортного лобби, такие цивилизованные и соответствующие мировой практике меры не будут своевременно приняты, то государству, скорее всего, придется вновь прибегать к вредящим его репутации и вызывающим справедливые возражения запретам.

В целях предупреждения локальных дефицитов зерновых необходимо подготовить на основании данных уточненного прогнозного баланса их производства и потребления в разрезе регионов предложения по перемещению и использованию зерна интервенционного фонда. Следует также произвести уточненную оценку потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионах, пострадавших от засухи, переувлажнения и вредителей сельскохозяйственных растений. По результатам этой оценки разработать комплекс мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в пострадавших регионах, дифференцированной в зависимости от характеристик ущерба, в том числе путем его частичной компенсации, предоставления товарного кредита семенами и фуражным зерном для животных из интервенционного фонда, предоставления поручительств при кредитовании осенних полевых работ.

Развитие аграрного производства в качественно новых для него условиях членства России в ВТО объективно требует новой, последовательной и комплексной государственной аграрной политики, нацеленной на повышение его устойчивости и конкурентоспособности. В настоящее время под государственной политикой в аграрной сфере скрывается набор принимавшихся в разное время и мало связанных между собой мер поддержки производства и спорадически принимаемых решений, обусловленных различными обстоятельствами.

Применительно к рассматриваемому вопросу необходимо создать комплексную систему предупреждения стихийных бедствий, ликвидации и минимизации их последствий для агропромышленного комплекса. Практически ежегодно государство констатирует потери сельского хозяйства и потребителей его продукции от неблагоприятных природно-климатических условий – периодически повторяющихся засух, переувлажнений почв, нашествий вредителей сельскохозяйственных культур и др. Каждый раз Правительство разрабатывает целые комплексы мер по спасению отрасли от последствий стихии. Хотя многих из этих последствий могло бы и не быть, при наличии мелиоративных систем, при использовании в засушливых районах соответствующих агротехнических приемов и семян засухоустойчивых культур, при грамотном применении ядохимикатов и.д.

Сельское хозяйство России в основном расположено в зонах рискованного земледелия, а потому оно остро нуждается в адекватной и эффективной системе страхования посевов и сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой, учитывающей объективные различия в рискованности производства.

Наибольший вред сельскому хозяйству в России наносится стихийными бедствиями, которые могут быть спрогнозированы заранее. Широкое распространение долгосрочных прогнозов неблагоприятных погодных явлений также может существенно снизить потери от них.


Исп.: Михаил Алексеевич Тетерин, т. 8(495)697-48-43;

Алевтина Николаевна Лукьянова, т. 8(495)697-52-54;

Татьяна Павловна Самарина, т. 8(495)697-68-04.


1По данным Росстата за 2010 год.

2 Ernst and Young – «ВТОрична для России? Вступление России в ВТО: аналитический обзор», 2012 г.

www.ey.com/Publication/vwLUAssets/WTO-Russia-April-2012/$FILE/WTO-Russia-April-2012.pdf

3Прямые потери рассчитаны как разница между объемом производства отрасли в 2020 г. в соответствии с базовыми темпами роста и объемом производства после вступления в ВТО. Косвенные потери (упущенные возможности роста) рассчитаны как разница между оптимистическим объемом производства в 2020 г. и объемом производства в соответствии с базовыми темпами роста.

4 При подготовке использовались материалы Аналитического вестника «О мерах государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства в ВТО».


5 По пессимистичным прогнозам Аналитического центра ВТО-информ совокупные потери сельхозпроизводства могут составить 3,3 трлн. руб. Данная цифра связана с возможным увеличением на 25-40% импорта продуктов животноводства, сокращением спроса на фуражное зерно и разорением до 20-30% российских сельхозпроизводителей. В случае реализации такого негативного сценария может быть потеряно до 1,7 миллиона рабочих мест.


6 Включает меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю, не подпадающие под критерии «зеленого» ящика: ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, электричество и т.д.

7 По данным Российской академией сельскохозяйственных наук.

8 При подготовке материала использованы данные Института конъюнктуры аграрного рынка, Международного совета по зерну, и Министерства сельского хозяйства США.

19.01.2015 22:09 Дата и время последней редакции 16.12..2011 12:01

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вместе с тем, присоединение к вто неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем iconНа семинаре были рассмотрены следующие вопросы: Общие вопросы вступления...
Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития Российской Федерации провели семинар по разъяснению условий...

Вместе с тем, присоединение к вто неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем iconСеверо-кавказская академия государственной службы
Социально-экономическое развитие Российской Федерации имеет достаточно устойчивый характер. Предпринимаются попытки создания благоприятных...

Вместе с тем, присоединение к вто неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем iconСеверо-кавказская академия государственной службы
Социально-экономическое развитие Российской Федерации имеет достаточно устойчивый характер. Предпринимаются попытки создания благоприятных...

Вместе с тем, присоединение к вто неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем iconОценка государственной поддержки сельского хозяйства в Уральском...
Рф инструментов правилам вто на примере регионов Урала, позволившие сформулировать возможный алгоритм адаптации российской системы...

Вместе с тем, присоединение к вто неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем iconДоклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2012...
Значимые результаты защиты конкуренции в 2011 году и актуальные задачи защиты конкуренции в Российской Федерации 4

Вместе с тем, присоединение к вто неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем icon«Германский опыт создания эффективного логистического рынка»
Особенности управления цепями поставок в условиях вто, меры государственной поддержки в целях повышения конкурентоспособности российской...

Вместе с тем, присоединение к вто неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем iconОбоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части...
Убедительно просим повторно обратиться в Минфин РФ по согласованию проекта Постановления Правительства РФ «О мерах государственной...

Вместе с тем, присоединение к вто неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем iconВиды государственной поддержки субъектов предпринимательства Республики Алтай
Возмещение части затрат за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства 7

Вместе с тем, присоединение к вто неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем iconСовершенствование социальной поддержки малоимущих в России
...

Вместе с тем, присоединение к вто неизбежно ведет к усилению открытости внутреннего рынка, снижению уровня протекционистской защиты и государственной поддержки его игроков и ужесточению условий конкуренции на нем iconОбщие положения
Целью настоящего исследования является изучение рынка цемента и уровня конкурентной среды на нем






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную