Материал для учителя






Скачать 111.36 Kb.
НазваниеМатериал для учителя
Дата публикации02.06.2015
Размер111.36 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы

Материал для учителя


Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом.

ВВП страны может быть выражен как в национальной валюте, и при необходимости справочно пересчитан по биржевому курсу в иностранную валюту, так и может быть представлен по паритету покупательной способности (ППС) (для более точных международных сравнений).

Работы по измерению объёма национального производства начались в 30-е годы XX века экономистом Саймоном Кузнецом в Департаменте Коммерции США. Первые оценки национального дохода сделаны Кузнецом в 1934 году. В этой работе впервые появились счета национального дохода и продукта. Кузнец пересчитал счета национального дохода США до 1869 года. Впервые доклад о национальном доходе и производстве за период 1929—1935 был представлен Конгрессу США в 1937 году. До этого никто не имел детальных представлений об экономической деятельности страны. Термин макроэкономика до 1939 года в печати не употреблялся. В 1971 году Саймон Кузнец получил Нобелевскую премию.

До 1991 года базовым показателем в макроэкономических исследованиях был валовой национальный продукт. ВВП стал основным индикатором для совместимости с системой национальных счетов Организации Объединённых Наций.

Номинальный и реальный ВВП


Выделяют номинальный и реальный ВВП (англ. nominal and real GDP).
Номинальный ВВП — стоимость всех конечных товаров и услуг рассматриваемого региона или государства, выраженная в текущих рыночных ценах. Вследствие этого номинальный ВВП зависит от изменений индекса цен и доходов рассматриваемой экономики. Номинальный ВВП растёт при инфляции в связи с ростом цен на продукцию и услуги. И наоборот, падает при дефляции в связи с падением цен. Так, уровень инфляции в 5 %, при неизменном уровне производства товаров, ведёт к росту ВВП тоже на 5 %.

В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен.



Реальный ВВП может быть выражен как в ценах предыдущего, так и любого другого года, взятого за базис.

Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятором ВВП.


Валовый национальный продукт


Валовый национальный продукт ( Gross-National Product, Gross-National Income). Сокращённое обозначение ВНП ( GNP или GNI).

В отличие от ВВП, отражающего совокупную стоимость всех благ, созданных на территории страны, валовой национальный продукт (ВНП) отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения.

ВВП на душу населения


ВВП на душу населения является важным экономическим показателем материального благосостояния в стране или регионе. Он рассчитывается следующим образом:



Для более объективного сравнения разных стран по данному показателю используют ВВП на душу населения, рассчитанный по ППС.

Существует 3 метода расчёта ВВП:

  • по доходам,

  • по расходам,

  • по добавленной стоимости

ВВП по доходам


ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:

Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.

Данная формула характеризует ВВП по доходам в системе национальных счетов ООН (версия 2008 года). Операционная разница измеряет излишек или дефицит, полученный от производства до выплаты любых процентов, ренты или сходных платежей, выплачиваемых по финансовым или материальным непроизведённым активам, заимствованным или арендованным предприятием, а также до получения любых процентов или ренты, полученных по финансовым или материальным непроизведённым активам, принадлежащим предприятию (для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, данный показатель называется «смешанным доходом»).

ВВП по расходам


, где



ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму, то есть покупка станков, оборудования, запасов, места производства) + Государственные расходы + Чистый экспорт (экспорт — импорт; может быть как положительным, так и отрицательным).

Конечное потребление включает в себя расходы на удовлетворение конечных потребностей индивидов или общества, произведённые следующими институциональными секторами: сектор домашних хозяйств, сектор органов государственной власти (госсектор), сектор частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Валовое накопление капитала измеряется общей стоимостью валового накопления основного капитала, изменениями в запасах материальных оборотных средств и чистым приобретением ценностей единицей или сектором.

ВВП по добавленной стоимости (производственный метод)


ВВП = сумма добавленных стоимостей.

Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги.

Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска — общая ценность промежуточной продукции.

Объём ВВП рассчитывается в настоящее время в соответствии с рекомендациями неоклассической теории — как сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны при предположении, что она создаётся как в сфере производства, так и в сфере услуг. При этом добавленная стоимость оценивается как разность между доходом предприятия и материальными затратами и не включает косвенных налогов, уплачиваемых с продукции (услуг). В итоге общий объём ВВП отличается от суммарной добавленной стоимости, зафиксированной в сферах производства и услуг, на величину чистых косвенных налогов (косвенных налогов за вычетом субсидий, предоставляемых государством бизнесу).

Саймон Кузнец (30 апреля 1901 г. – 10 июля 1985 г.).


Премия памяти Нобеля по экономике, 1971 г.

Американский ученый Саймон Смит Кузнец родился в украинском городе Харькове. Он был средним из трех сыновей Абрама и Полины (в девичестве Фридман) Кузнец. Когда мальчику было 6 лет, его отец, торговец мехами, уехал в Соединенные Штаты, собираясь вызвать туда и свою семью, как только устроится сам. Однако первая мировая война, начавшаяся в 1914 г., и последовавшая за ней русская революция разрушили эти планы. Между тем сын посещал местную гимназию, где начал изучать экономику.

Лишь в 1922 г. К. и его младший брат Соломон смогли приехать к отцу в Нью-Йорк. Все лето братья самостоятельно изучали английский язык, и осенью того же года К. поступил в Колумбийский университет. На следующий год он получил степень бакалавра, а в 1924 г. степень магистра по экономике. Свои занятия в Колумбийском университете он продолжил под руководством экономиста Уисли Митчелла, и их сотрудничество продолжалось еще долгое время после завершения его учебы. Скептическое отношение Митчелла к дедуктивной теории как основе экономической науки и его вера в успешное развитие экономики как науки эмпирической помогли К. выработать собственные убеждения. В 1926 г. К. получил докторскую степень, защитив диссертацию под названием «Циклические колебания: розничная и оптовая торговля. Соединенные Штаты, 1919...1925" ("Cyclical Fluctuations: Retail and Wholesale Trade, United States, 1919...1925"). В этой работе, подготовленной под руководством Митчелла, отразилось их общее стремление понять экономическое поведение через накопление статистической информации и открытие эмпирическим путем закономерностей экономического развития.

Завершив свои занятия диссертацией, К. в течение полутора лет был научным сотрудником Совета по исследованиям в области социальных наук (СИСН). Эта работа завершилась опубликованием в 1930 г. книги «Столетняя динамика производства и цен» ("Secular Movements in Production and Prices"). В 1927 г. Митчелл убедил К. стать сотрудником Национального бюро экономических исследований (НБЭИ); вскоре он возглавил там программу по исследованию национального дохода. Работа К. в НБЭИ по подсчету национального дохода стала его крупнейшим вкладом в экономическую науку. Он оказался первым ученым, занимавшимся изучением взаимозависимостей между экономическими колебаниями и долговременным экономическим ростом.

Работая в НБЭИ, К. разработал методы определения национального дохода (объем произведенные товаров и услуг) Соединенных Штатов, хотя он был не первым ученым, предпринявшим попытку осуществить подобные подсчеты. Еще в 1696 г. Грегори Кинг попытался определить уровень благосостояния Великобритании путем составления смет «национального дохода» этой страны. В 1921 и 1922 гг. НБЭИ опубликовало сметы национального дохода Соединенных Штатов за 1909...1918 гг., составленные У. Кингом и Освальдом Кнаутом. Первый отчет К. по национальному доходу США «Национальный доход, 1929...1932" ("National Income, 1929 – 1932") был опубликован в 1934 г. министерством торговли Соединенных Штатов. Затем последовала серия публикаций НБЭИ, в том числе «Национальный доход и формирование капитала, 1919 – 1935" ("National Income and Capital Formation, 1919...1935", 1937), «Товарный поток и формирование капитала» ("Commodity Flow and Capital Formation", 1938), двухтомник «Национальный доход и его структура, 1919...1938" ("National Income and Its Composition, 1919 – 1938", 1941), а также наиболее доступная работа «Национальный доход: краткие выводы» ("National Income: A Summary of Findings", 1946).

Вклад К. в разработку методов подсчета национального дохода основан на единой теоретической концепции взаимозависимости между вычисленным объемом национального выпуска продукции в каком-либо году и определенным уровнем благосостояния, соответствующим этому объему. Он тщательно рассматривал связь между благосостоянием и доходом при решении таких спорных эмпирических вопросов, как вклад в доход видов деятельности, находящихся за пределами рынков, и изменение объема выпуска различной продукции, еще не получившей стоимостной оценки. Он изучал состояние общественного сектора и стремился к последовательности в обработке данных по движению промежуточных товаров. Он также внес ясность в основные общие представления о валовом и чистом продуктах страны, а также разработал методы их подсчета.

В исследовании национального дохода К. стремился к тому, что он называл аналитическим описанием экономического развития с применением исследовательского процесса, который представлялся ему как движение «от измерения через оценку, далее через классификацию, через объяснение к построению теории». При помощи безупречной логики, смелых суждений и неустанной тщательной перепроверки он извлек из обширного круга данных основу для построения ясной и последовательной картины производства и дохода. В области исследования национального дохода многих стран он был пионером.

К. также обеспечил статистическую основу для кейнсианского подхода к макроэкономике. Применяя «двойной подсчет» национального дохода, он измерял национальный доход с двух позиций. Вначале он вычислял такой показатель, как совокупный спрос, по Кейнсу (сумма затрат на потребительские товары и услуги, инвестиции и государственные расходы). Затем он вычислял показатель общего дохода со стороны предложения: сумма заработной платы, прибыли и ренты. Таким образом, его метод подсчета национального дохода наполнил эмпирическим содержанием кейнсианское определение политических проблем. Хотя К. описывал и обсуждал тенденции развития, он не делал прогнозов, что было признано, по мнению многих, мудрым решением.

К. сохранил связь с НБЭИ, даже став в 1931 г. профессором экономики и статистики в Пенсильванском университете и позже, став заместителем директора Бюро планирования и статистики при Министерстве военной промышленности (1944...1946). В 40-е гг. он продолжил ретроспективную оценку своих подсчетов национального дохода. В работе «Национальный продукт с 1869 г." ("National Product Since 1869", 1946) он опубликовал исторические данные по росту национального дохода за 70-летний период. В 1949 г. он стал председателем Комитета по экономическому росту в СИСН, где возглавил сравнительное исследование роста национального дохода за определенный период для различных стран. В осуществлении этого исследования ему помогала группа аспирантов и других исследователей из СИСН, а также из Университета Джонса Хопкинса, в котором он был профессором политэкономии с 1954 по 1960 г., и из Гарвардского университета, где в 1960 г. он стал профессором экономики.

Результаты этого сравнительного исследования были опубликованы в виде серии из 10 основополагающих статей под названием «Количественные аспекты экономического роста наций» ("Quantitative Aspects of the Economic Growth of Nations") в журнале «Экономическое развитие и культурный обмен» ("Economic Development and Cultural Change") в период с октября 1956 г. по январь 1967 г. К. опубликовал также многие из полученных им данных в работах «Современный экономический рост» ("Modern Economic Growth", 1966) и «Экономический рост наций» ("Economic Growth of Nations", 1971).

Эти исследования широкой исторической перспективы процесса экономического роста определили ряд эмпирических закономерностей, прежде всего для Соединенных Штатов, а затем и для других стран. Например, были установлены длинные волны темпов экономического роста некоторых стран (так называемые «циклы Кузнеца») – 20-летние периоды чередования быстрого и медленного роста технического прогресса, населения и национального дохода. В своей последней крупной работе «Рост и структурные изменения» ("Growth and Structural Shifts"), опубликованной в 1979 г., К. рассматривал развитие Тайваня с 1895 г. Он указывал, что быстрый рост (10% в год) означает продолжительный разрушительный процесс, приводящий к структурным сдвигам в экономике и сопутствующим институциональным изменениям, а также в условиях труда и жизни. Как и в своих прежних работах, К. подчеркивал важность соответствующих демографических изменений; в случае Тайваня ярким примером такого рода изменений служило быстрое уменьшение рождаемости.

В большинстве своих работ К. рассматривал роль накопления и инвестиций, а также вклада капитала и технологических изменений в процесс экономического роста. Он поднимал эти проблемы в работе «Капитал и американская экономика» ("Capital and American Economy", 1961) и показал, что за долгий период стабильность процесса накопления определяет долю капиталовложений в экономике. Он также выработал систему измерения предельной капиталоемкости. Показывая, что относительный объем акционерного капитала обычно возрастает в ходе экономического развития, но при этом доля акционерного капитала в прибыли с течением времени уменьшается, К. отмечал, что вклад капитала в рост национального производства относительно невелик. К. первым отметил решающую роль «человеческого» капитала и показал, что изменения технологии, перераспределение рабочей силы между производственными и менее производственными секторами, а также улучшение качества применяемого труда объясняют большинство случаев повышения производительности труда.

К. внимательнейшим образом изучал отношение между экономическим ростом и распределением прибыли. В работах «Участие групп с наивысшим доходом в накоплении прибыли» ("Shares of Upper Income Groups in Income Saving", 1953) и «Современный экономический рост» ("Modern Economic Growth" 1966) К. показал, что повышение процентного объема акционерного капитала в общем объеме производства и снижение прибыли на инвестированный капитал повышают долю труда в национальном доходе. Собрав данные по доходу десяти стран, он доказал, что зачастую распределение личного дохода имеет тенденцию к выравниванию с течением времени. Кроме того, он предложил «закон Кузнеца» для экономики развивающихся стран: в первые 10 лет развития неравенство в распределении доходов будет резко возрастать, затем появятся тенденции к выравниванию. Тайвань представляет собой яркий пример такого рода тенденций.

В 1971 г. К. была присуждена Премия памяти Нобеля по экономике «за эмпирически обоснованное толкование экономического роста, которое привело к новому, более глубокому пониманию как экономической и социальной структуры, так и процесса развития». В речи при презентации Бертиль Улин, член Шведской королевской академии наук, сказал:

«К. постоянно ориентировал себя на то, чтобы дать количественное определение экономических величин, относящихся, скорее всего, к уяснению процессов социальных изменений. Он оперировал поистине огромным статистическим материалом, который подвергался настолько глубокому и тщательному анализу, что этот материал искрился мыслью и проливал совершенно новый свет на проблему экономического роста».

В 1971 г. К. получил звание почетного профессора Гарвардского университета.

В 1929 г. К. женился на Эдит Хандлер, служившей постоянным штатным экономистом в Национальном бюро экономических исследований. У них есть сын и дочь. Все их коллеги отмечали их необыкновенную скромность, всей семьей они страстно любили классическую музыку. К. умер в Кембридже 10 июля 1985 г. Среди его многочисленных почетных наград отметим лишь присуждение ему почетной ученой степени университетами Гарвардским, Принстонским, Колумбийским, Пенсильванским и Еврейским1.

 

1 Материал сайта http://n-t.ru/nl/ek/kuznets.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материал для учителя iconКалендарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Обществознание»
«Обществознание» 10 класс, автор Кравченко А. И., а также дополнительных пособий: для учителя «Обществознание. Книга для учителя....

Материал для учителя iconПояснительная записка Модуль может быть эффективно использоваться...
Гиа и егэ, помогает учителю понять типологию заданий и подходы к их изучению в классе и оцениванию. Работа с Методической библиотекой...

Материал для учителя iconИзложение ведется от частного к общему, от простого к сложному. Это...
«Высшая математика» студентами всех специальностей ву­за. Поэтому большинство примеров и задач имеют социально-экономическую направленность....

Материал для учителя iconПрограмма курса «Полезные навыки» составлена на основе авторских...
Программа курса «Полезные навыки» составлена на основе авторских программ «Приусадебное хозяйство» Алехановой С. В.,учителя биологии,...

Материал для учителя iconСтихи
Эта профессия вечная. Как бы ни менялось общество, как бы далеко ни уходило оно в своем развитии, без учителя оно никогда не обойдется....

Материал для учителя iconСовременные механизмы стимулирования деятельности учителя в достижении качества образования
На сегодняшний день существует проблема объективной и полной оценки профессиональных достижений учителя, учета его вклада в общие...

Материал для учителя iconУрок начинается вступлением учителя
Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции...

Материал для учителя iconСтатья не должна заканчиваться рисунком либо таблицей
Рекомендуемый объем статьи – 15 страниц, включая список использованных источников. Материал в статье следует излагать структурировано,...

Материал для учителя iconМетодические рекомендации и задания для выполнения контрольных работ...
Выполнение контрольной работы по учебной дисциплине «Административное право» способствует приобретению навыков логично излагать изученный...

Материал для учителя iconРабочая программа по географии 5 класс учителя географии
В отличие от примерных программ гос 2004 г примерные программы второго поколения предполагают самостоятельную работу учителя по распределению...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную