Скачать 0.77 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Экономическая теория Учебно-методическое пособиеРекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (бакалавриат) Нижний Новгород 2014 УДК 005.01 (075.8) ББК У010 я73 Э-40 Э-40 Экономическая теория: Составители: А.В. Золотов, Н.Г. Глушич, А.С. Удалов, Удалова Н.А. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородский госуниверситет, 2014. – 53с. Рецензент: к.э.н., доцент Ю.С. Ширяева Учебно-методическое пособие по курсу «Экономическая теория» включает в себя программу курса, планы семинарских занятий, вопросы и практические задания для самостоятельной работы бакалавров, тематику курсовых работ, перечень основной литературы и дополнительных источников. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов первого курса очного отделения института экономики и предпринимательства ННГУ, обучающимся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент». Ответственный за выпуск: председатель методической комиссии экономического факультета ННГУ, к.э.н., доцент Шилов М.Л. УДК 005.01 (075.8) ББК У010 я73 Предисловие Курс «Экономическая теория» формирует теоретические основы экономических знаний и включен в вариативную часть обязательных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы направления «Менеджмент». Целями преподавания дисциплины «Экономическая теория» являются: сформировать у студентов экономическое мышление; обеспечить теоретическую базу профессиональной подготовки бакалавра «Менеджмент»; дать углубленные представления о принципах и законах функционирования рыночной экономики; привить навыки экономического анализа и научить применять теоретические знания при исследовании широкого круга проблем экономики. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента таких компетенций, как владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели, выбору путей её достижения; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем; а также - способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и другие. В результате освоения дисциплины студент должен знать объективные основы возникновения и развития экономики как науки, закономерности её функционирования на микро- и макроуровне, и, в том числе, черты российской экономики на современном этапе и тенденции ее развития в будущем. Усваивая основные понятия, категории и инструменты экономической теории, студент должен уметь анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровнях; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности и возможных социально-экономических последствий. После освоения дисциплины студент может владеть методологией экономического исследования и пользоваться самостоятельно методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей, а также современными методами сбора, обработки и анализа социально-экономических показателей деятельности субъектов экономики. Содержание курса ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ И МЕТОД История возникновения и развития экономической мысли: основные этапы. Современные направления экономической науки. Предмет экономической теории. Методы познания экономических процессов. Экономические категории и экономические законы. Экономическая теория и общественная практика. Экономическая стратегия и экономическая политика. ТЕМА 2. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Производство и факторы производства. маржиналистский и марксистский подходы к определению классификации факторов производства. Факторные доходы. Экономические блага и их классификация. Общественные (коллективные) блага, полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ. Понятия «товар» и «услуга». Потребности и их классификация. Экономические потребности. Экономические потребности и производственные ресурсы: проблема выбора. Альтернативные затраты (издержки упущенных возможностей). Кривая производственных возможностей. Общественное производство: производство, распределение, обмен и потребление. Воспроизводство и его виды. Социальная и экономическая эффективность (компромисс общества между эффективностью и равенством). Парето-эффективность. ТЕМА 3. СОБСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Собственность, ее экономическое содержание и правовая форма. Владение, распоряжение, пользование. Присвоение, отчуждение. Понятие трансакционных издержек. Типы и формы собственности. Разгосударствление и приватизация: сущность и способы проведения (мировой и отечественный опыт). ТЕМА 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Условия возникновения, черты и особенности рыночной экономики. Деньги: сущность и функции. Рыночный механизм и его элементы, преимущества и недостатки. Сущность рынка, его структура и функции. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические интересы хозяйствующих субъектов, их цели и средства. Конкуренция и ее виды. Кругооборот товаров и услуг, факторов производства и денег. Провалы (фиаско) рынка и роль государства в экономике. Теорема Коуза (внешние эффекты). Инфраструктура рынка и ее функции. Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Роль информации на рынке. Рынок с асимметричной информацией. Риск, его измерение и способы снижения. Страхование. Риски в принятии инвестиционных решений. ТЕМА 5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса. Предложение товаров. Факторы предложения. Закон предложения. Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя. Рыночная цена и ее функции. Модели равновесия по Л. Вальрасу и А. Маршаллу. Показатели эластичности спроса и предложения. ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Теория предельной полезности. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Условия равновесия потребителя. Эффект дохода и эффект замещения. Особенности потребительского поведения (влияние изменения дохода и цены на потребительский выбор). ТЕМА 7. ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА Понятие издержек производства и их виды. Бухгалтерский и экономический подходы к расчету издержек производства. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Затраты и результаты: общие, средние и предельные величины. Издержки производства в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная отдача от масштаба производства). Валовая выручка и прибыль: определение, виды и способы расчета. Правило максимизации прибыли. ТЕМА 8. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ Характерные черты совершенной конкуренции. Поведение фирмы в условия совершенной конкуренции. Рынок монополии: черты и типы монополий. Сравнительная характеристика конкуренции и монополии. Ценовая дискриминация: сущность, условия ее проведения и виды. Источники и показатели монопольной власти. Особенности рынка монополистической конкуренции. Олигополия и виды стратегий ценообразования. Антимонопольная политика: цели, инструменты и формы (мировой и отечественный опыт). ТЕМА 9. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (РЕСУРСОВ) Сущность и особенности рынков факторов производства (производственных ресурсов). Механизм функционирования рынка ресурсов (спрос, предложение и ценообразование). Правило использования производственных ресурсов. Производственная функция: содержание, значение и использование. ТЕМА 10. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Формы доходов и принципы их распределения. Способы измерения неравенства в доходах населения. Заработная плата: сущность, функции и формы. Земельная рента и ее виды. Понятие арендной платы. Цена земли. Капитал как экономический ресурс. Процент на капитал. Фактор времени и дисконтирование. Потоки и запасы. Номинальные и реальные показатели. ТЕМА 11. ПРЕДПРИЯТИЕ И ФИРМА Фирма как субъект рыночных отношений. Альтернативные теории фирмы. Понятие предприятия и классификация. Сходство и различия в понятиях «фирма», «предприятие», «организация», «корпорация». Внешняя и внутренняя среда предприятия. Открытие и закрытие предприятия, санация и банкротство. Диверсификация, концентрация и централизация производства. Неопределенность, риски, страхование и экономическая безопасность предприятия в условиях рыночной экономики. ТЕМА 12. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (МАКРОЭКОНОМИКА) Макроэкономика: понятия и цели. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Модель макроэкономического кругооборота. Закрытая и открытая экономика. Макроэкономические показатели и способы их расчета: валовый внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, сбережения и инвестиции (валовые и чистые). Национальное богатство. Национальная экономика. Отраслевая и секторальная структура национальной экономики. Межотраслевой баланс. Понятие «теневая экономика». ТЕМА 13. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS). «Шоки» спроса и предложения. Эффект «храповика». Стабилизационная политика. Потребление и сбережения в масштабах национальной экономики. Модели потребления. Инвестиции и их функции в макроэкономике. Теории мультипликатора и акселератора. ТЕМА 14. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: ЭКОНОМИЧЕКИЕ ЦИКЛЫ, БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ Цикличность как форма экономического развития. Виды циклов. Теория Н. Д. Кондратьева («длинные волны»). Промышленный (экономический) цикл и его фазы. Особенности современных циклов. Теоретические подходы к причинам циклического развития. Безработица и ее формы. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена. Происхождение и сущность инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы (кривая Филлипса). Теории адаптивных и рациональных ожиданий. ТЕМА 15. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ Понятие и типы денежных систем. Рынок денег и его особенности: спрос на деньги и предложение денег. Структура денежной массы. Денежные агрегаты. Закон денежного обращения (уравнение Фишера). Количественная теория денег М. Фридмена. Равновесие на денежном рынке. Сущность, функции и структура кредитной системы. Банки и банковская система. Кредит и его формы. Цели, инструменты и типы денежно-кредитной политики. ТЕМА 16. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Государственный бюджет: содержание, принципы построения и структура. Государственные расходы. Государственные доходы. Налоги и их виды (прямые и косвенные налоги). Виды ставок налогов (твердые и долевые; пропорциональные, прогрессивные и регрессивные). Дефицит и профицит государственного бюджета. Сбалансированность бюджета и государственный долг. Сеньораж. Фискальная политика государства. Эффективность инструментов макроэкономической политики государства. ТЕМА 17. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ Экономический рост: понятие, измерение, факторы и типы. Модели экономического роста. Тенденции и источники экономического роста. Задания для самостоятельной работы студентов Тема 1: Экономическая теория как наука: предмет и метод Вопросы для обсуждения. 1. В экономической науке выделяют два основных раздела: микроэкономика и макроэкономика. Охарактеризуйте их. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией, лучше исследовать на микроуровне, а какие - на макроуровне? Почему? 2. Что такое «экономический закон»? Чем отличаются экономические законы от природных? От юридических законов? Какие основные типы экономических законов существуют? 3. Перечислите основные факторы производства. Являются ли синонимами «производственные ресурсы» и «факторы производства»? Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов? Тесты 1. К характеристике экономических законов не относится то, что они… А) носят объективный характер Б) действуют только в экономических системах В) создаются людьми Г) познаваемы 2. Соотнесите с группами ресурсов: 1. трудовые 2. природные 3. капитальные Варианты ответов: А. конвейерная линия B. месторождение нефти C. экономист 3. Изучение экономических явления, заключающееся в сборе и описании фактов и событий, представляет собой ________________метод. А) причинно-следственный Б) нормативный В) функциональный Г) эмпирический 4. К нематериальным благам можно отнести… (выберите несколько вариантов ответа) А) картины Б) лекции в университете В) продукцию автомобилестроения Г) услуги сотовой связи 5. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая: А) закономерности функционирования фирмы; Б) глобальные тенденции экономического развития человечества; В) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом; Г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина. 6. Из приведенного списка не является моделью: А) торговля на Нью-Йоркской фондовой бирже; Б) иерархия потребностей; В) концепция экономического человека; Г) валовой внутренний продукт. 7. Понятие метода науки включает в себя: А) способы оптимального применения совокупности познавательных средств; Б) структуру предмета; В) набор фактических данных; Г) мировоззренческие установки ученого. 8. Позитивный научный анализ отвечает на вопрос: А) как должно быть; Б) как могло бы быть; В) как есть; Г) как будет? 9. Микроэкономика представляет собой: А) особую науку; Б) раздел науки, в рамках которой изучается экономическое поведение отдельных хозяйственных субъектов; В) раздел науки, посвященный анализу деятельности групп отраслей экономики; Г) искусство накопления денег и имущества; Д) нормативную экономическую теорию. 10. Дедукция, или логический метод, предполагает: А) переход от наиболее общих выводов к относительно частным; Б) предварительное изучение фактов; В) мысленное разделение предмета на составные части; Г) соединение частей в единое целое. 11. Использование экспериментального метода в экономической науке: А) популярно; Б) практикуется повсеместно; В) не рекомендуется; Г) затруднено. 12. Среди основных функций экономической науки нельзя найти: А) познавательную; Б) прагматическую, или практическую; В) методологическую; Г) эстетическую. 13. К смежным («пограничным») экономическим наукам не относится: А) эконометрия; Б) история экономики; В) менеджмент; Г) экономическая география; Д) экономическая демография. 14. К функциональным экономическим наукам относится: А) история экономических учений; Б) экономическая психология; В) экономическая социология; Г) экономика транспорта; Д) маркетинг. 15. Основное значение экономической науки сегодня: А) помогает предпринимателям вести успешный бизнес; Б) дает ученым возможность реализовать свои способности; В) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей; Г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения. 16. Общенаучным методом исследования экономической теории является: А) экономическое моделирование; Б) научная абстракция; В) экономико-статистический метод; Г) системный метод; Д) метод индукции. 17. Какое из утверждений относится к позитивным, а какое — к нормативным: А) в прошлом году общий уровень цен повысился на 4,4%; Б) за последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции; В) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции; Г) в прошлом году инфляция существенно снизила уровень жизни, и правительство должно принимать меры, направленные на борьбу с инфляцией; Д) структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей; Е) осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к резкому росту безработицы и социальной дестабилизации, поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно; Ж) темп инфляции упал почти до нуля; З) темп инфляции должен быть снижен до 3% в год для стимулирования экономического роста; И) уровень доходов в США выше, чем в Европе; К) поскольку людям не следует пить, государство должно увеличить акцизы на алкоголь. 17. Для каждого из приведенных ниже понятий и терминов подберите соответствующее определение:
|
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов первого курса очного отделения института экономики и предпринимательства... | ![]() | А-64 Ангелова О. Ю., Дмитриева Е. М. Маркетинг. Рабочая тетрадь.– Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 97 с |
![]() | Ннгу, обучающихся по направлению подготовки 020400 «Биология», 020100 «Химия», 240100 «Химическая технология». / Составители: Глушич... | ![]() | Рекомендовано методической комиссией факультета вычислительной математики и кибернетики для студентов ннгу, обучающихся по направлению... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080200. 68 «Менеджмент», изучающих... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и«Менеджмент»,... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета ннгу, обучающихся по специальности 080502 «Экономика... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу направлений подготовки 080100 «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров экономического факультета по направлению подготовки 38. 03. 02 (080200)... |