Скачать 304.39 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Амурский государственный университет»
ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38.06.01 – ЭКОНОМИКА по специальности (профилю) 08.00.05 – ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ Благовещенск, 2014 г. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по программам специалитета. Составители: Светлана Анатольевна Бунина, канд. экон. наук, доцент Андрей Валентинович Плешивцев, канд.экон.наук, доцент Ксения Дмитриевна Михайленко, канд.экон.наук, ст. преподаватель Программа вступительного экзамена в аспирантуру обсуждена и переутверждена на заседании Ученого Совета экономического факультета «27» февраля 2014 года, протокол № 6. Декан__________________________Цепелев О.А.
ОБЗОР ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Относительно позднее формирование экономической теории как науки. Классическая школа (Физиократы, Петти, Смит, Рикардо, Милль). Введение в научный оборот основных проблем экономической теории. Богатство как совокупность товаров. Трудовая теория стоимости. Политика свободы предпринимательства – Laissez faire.). Раскол экономической науки в эпоху зрелого капитализма свободной конкуренции (Маркс против буржуазной политэкономии. Теория прибавочной стоимости. Социализм как альтернатива капитализму.). Неоклассическая школа (Маршалл, Пигу. Отказ от трудовой теории стоимости. Теория факторов производства и идеи классового мира.). Ведущие современные западные школы: кейнсианство, монетаризм, институционализм (Кейнс, Фридман, Веблен). Нацеленность на совершенствование капитализма. Русский марксизм (народники, Плеханов, Ленин. Роль русской общины. Проблема развития капитализма в России. Экономическая концепция социалистической революции), Прорыв на передовые рубежи мировой экономической науки (Слуцкий, Туган-Барановский, Кондратьев. Бюджет потребителя. Теория больших экономических циклов). Разработка проблем планирования и прогнозирования (Попов, Базаров, Кандратьев, Леонтьев, Канторович. Межотраслевой баланс. Советская эконометрика). ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ТРИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА Определения предмета экономической теории: классическое (наука о богатстве народов), марксистское (наука о производственных отношениях), современные западные. Общие черты разных определений предмета. Три фундаментальных проблемы экономики: Что производить? Как производить? И для кого производить? Принципиальная важность ограниченности ресурсов.
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Общие черты развитых экономик (социалистической, капиталистической, смешанной): а) технологический характер цивилизации. Широкое использование машин. Машина как база технического прогресса. Преобладание косвенного производства; б) разделение труда, специализация и кооперация. Крупное производство как их следствие. Рост производительности за счёт специализации труда и машин: в) денежное хозяйство. Современная Россия как переходная экономика нового типа. Уровень развития экономики и социальной сферы. Степень адаптации к рынку. Альтернативы развития и точка бифуркации. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 1. Отношения собственности. Частная собственность. Собственность как единство права пользования, владения и распоряжения. 2. Механизмы функционирования экономики: а) свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора. Суверенитет потребителя; б) приоритет личного (корыстного) интереса; в) конкуренция как противовес индивидуализму капиталистической экономики. Принцип «невидимой руки»; г) рынок и цены как механизм саморегуляции. Определение рынка. Необходимость адекватности ценовой информации, её доступности и верной интерпретации для саморегуляции рынка; д) рыночная направленность деятельности государства. 3. Социальная структура общества. Социальное неравенство как неотъемлемая черта рыночной экономики. Социальная несправедливость как важная угроза стабильности. Регулирование степени социального неравенства. Социальные проблемы в России. Феномен «новых русских». СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ, ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, КРУГООБОРОТ ПРОДУКТА И КАПИТАЛА Субъекты экономики: домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Три классических фактора производства: труд, земля (природные ресурсы), капитал. Фактор предпринимательская способность. Фактор технический прогресс и информация. Основные сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. Схема кругооборот а продукта и дохода (капитала). Воспроизводство и четыре основных его сферы. Основные типы рынков Рынки факторов производства и готовых продуктов. Кредитно-финансовые рынки. Степень развития основных типов рынков в России.
Марксистское определение денег как всеобщего эквивалента. Западное определение денег через их функции. Функции денег. 1. Средство обращения. 2. Мера стоимости. Пропорции сравнительной стоимости товаров и масштаб цен. 3. Средство сбережения (в марксистской терминологии - образования сокровищ). Форма материализации богатства. Функции денег, дополнительно выделяемые марксистской теорией: 4. Средство платежа (кредитных операций). Особенности купли-продажи в кредит для продавца и покупателя. 5. Мировые деньги. Выход денег за пределы юрисдикции одного государства, отсутствие всеобщего признания. Золото как исторически господствовавшая форма мировых денег. Современные плавающие курсы валют. Проблема конвертируемости рубля. Девальвация 1998 г. в России
Потребности и спрос. Определение спроса. Величина спроса. Цена как решающий фактор, определяющий величину спроса. Закон спроса. Причины повышения спроса с падением цен (расширение круга потребителей, эффект дохода, эффект замещения). Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая спроса. Факторы смещения кривой спроса: изменения потребительских вкусов, автономные изменения числа потребителей, уровень дохода (нормальные и аномальные товары), цены на другие товары (взаимозаменяющие товары, взаимодополняющие товары, независимые товары), потребительские ожидания изменений цен и доходов. График смещения кривой спроса. Определение предложения. Величина предложения. Закон предложения. Причины повышения предложения с ростом цен (расширение круга производителей, рост загрузки мощностей, переключение мощностей). Кривая предложения. Факторы смещения кривой предложения: цены на ресурсы, технологии, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания производителей, автономные изменения численности продавцов. Рыночное равновесие, его устойчивость. Равновесная цена и равновесный объём. Излишки производителя и потребителя. Равновесие по Вальрасу и Маршаллу. Паутинообразный ход приближения к точке равновесия. Неравновесные состояния рынка. Изменение точки равновесия при смещениях кривых спроса и предложения. ЭЛАСТИЧНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Определение эластичности. Формулы эластичности. Эластичный и неэластичный спрос, их значение для продавцов и покупателей. Связь эластичности спроса и объёма валовой выручки. Факторы эластичности спроса: степень незаменимости, удельный вес в доходах и расходах, степень необходимости, фактор времени. Перекрёстная эластичность. Эластичное и неэластичное предложение, их значение для продавцов и покупателей. Фактор времени как основной фактор эластичности предложения. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЯХ СТОИМОСТИ А. Теория предельной полезности. Полезность, психологические и экономические корни этого понятия. Предельные величины в экономической теории. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности, график. Кривые безразличия. Концепция и рационального потребителя, максимизация общей полезности. Б. Понятие о трудовой теории стоимости. Товар и его свойства. Две стороны товара. Меновая стоимость и потребительная стоимость. Затраты общественно необходимого труда как основа величины стоимость. Трудовая теория стоимости и график предложения. Принцип обмена эквивалентов.
ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ИЗДЕРЖКИ Внешние издержки (определенность их размера, бухгалтерский способ подсчёта). Внутренние издержки (размытость, неопределённость размеров, гипотический способ подсчёта). Нормальная прибыль как специальный случай внутренних издержек. Экономическая прибыль и бухгалтерская прибыль. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ. СРЕДНЯЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ Закон убывающей отдачи, причины его существования. Определение производительности фактора производства. Средняя и предельная производительность, её динамика с ростом объёма использования фактора производства. КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД: ВАЛОВЫЕ, ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ. Различие размеров издержек в краткосрочный и долгосрочный периоды. Понятие валовых издержек (ТFС), их график. Компоненты постоянных издержек: аренда земли, выплата процентов по ссудам, минимальные расходы на содержание оборудования, оплата костяка персонала расходы на НИОКР, часть амортизационных отчислений. Возрастание постоянных издержек с ускорением технического прогресса. Переменные издержки (ТVС), их график. Компоненты переменных издержек: сырьё, полуфабрикаты, энергия, основная часть заработной платы, физический износ первого рода. Три периода в динамики переменных издержек: 1) замедленный рост при недогрузки мощностей; 2) линейный рост вблизи технологического оптимума; 3) ускоренный рост при приближении к пределу загрузки мощностей. Понятие средних издержек. Минимумы кривых средних переменных и общих издержек. Понятие предельных издержек, их график. Взаимосвязь предельных издержек со средними переменными и средними общими издержками. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД. ЭКОНОМИЯ НА МАСШТАБАХ ПРОИЗВОДСТВА Формирование кривой средних долгосрочных издержек, её график. Определение кривой долгосрочных издержек. Три периода в динамике долгосрочных издержек: 1) экономия на масштабах производства; 2) постоянная отдача; 3) дезэкономия на масштабах производства:
Понятие конкуренции. Условия совершенной конкуренции: 1. Множество производителей. 2. Низкая рыночная доля. 3. Идентичность продукции. 4. Принятие рыночной цены 5. Свободный вход на рынок и выход из него. Абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы как критерий эластичности, график спроса. Совпадение графиков спроса, цен, среднего и предельного дохода при совершенной конкуренции D = Р = АR = МR). Идеальный характер условий совершенной конкуренции. Методологическое и практическое значение теории совершенной конкуренции. Малый бизнес в России и совершенная конкуренция. Максимизация прибыли как цель деятельности фирмы. Три принципиальных варианта поведения фирмы в краткосрочном периоде: 1. Производство в целях максимизации прибыли (при ТR. > ТС min), 2. Производство в целях минимизации убытков (при ТС min > ТR > ТVС min) 3. Прекращение производства (при ТR < ТVС min). а) ПРАВИЛО РАВЕНСТВА ПРЕДЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК И ПРЕДЕЛЬНЫХ ДОХОДОВ (МС = МR) б) КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ В КОНКУРЕНТНОЙ ОТРАСЛИ в) ДИНАМИКА ПРИБЫЛИ И ОБЪЁМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ Уровень прибыльности как регулятор объёма используемых в отрасли ресурсов. Безубыточность (нулевая экономическая прибыль) фирмы в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции. Связь безубыточности с отсутствием барьеров в отрасли (приток новых фирм и снижение цен при наличии экономической прибыли, обратный процесс при наличии экономических убытков). Графики притока и оттока фирм в отрасль. Позитивные стороны совершенной конкуренции: минимальный уровень издержек, эффективное распределение ресурсов, отсутствие дефицитов и избытков, отсутствие сверхприбылей. Ограниченность позитивного влияния совершенной конкуренции на эффективность: оптимальна только для сложившейся структуры доходов в обществе (действует в пользу богатых), не помогает решению некоммерческих задач (окружающая среда и т.п.), не приспособлена к условиям научно-технического прогресса.
ТРИ ТИПА РЫНКОВ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Предпосылки несовершенной конкуренции: значительная доля рынка у отдельных производителей, наличие барьеров проникновения в отрасль, неоднородность продуктов. Критерий несовершенной конкуренции (понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции). Наличие предела роста дохода, ускоренное сокращение предельного дохода с ростом выпуска продукции. Последствия несовершенной конкуренции: 1) недопроизводство; 2) завышение цен; 3) экономические прибыли; СТРУКТУРА РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА Условия монополистической конкуренции: 1) множество производителей; 2) низкая рыночная доля; 3) разнородность продукции; 4) низкие барьеры (дифференциация продукта); 5) несовершенная информация. Дифференциация продукта как основной фактор ограничения конкуренции в условиях монополистической конкуренции. Выбор оптимального объёма производства в условиях монополистической конкуренции, график. Характерные черты положения фирмы: занижение объёма производства, завышение цен в сравнении с совершенной конкуренцией. Относительно небольшая степень несовершенства рынка. Временный характер экономических прибылей в условиях монополистической конкуренции.
Распространенность олигополии. Олигополия как преобладающий тип рынка в России. Условия олигополии: 1) малочисленность производителей; 2) большая рыночная доля; 3) разнородность или однородность продукции; 4) высокие барьеры 5) несовершенная информация. Крупные размеры предприятия как основной фактор ограничения конкуренции в условиях олигополии (финансовый барьер и барьер ограниченной ёмкости рынка). Дифференцированные и недифференцированные продукты при олигополии. Три основных разновидности олигополии: Нескоординированная олигополия. Отсутствие сговора и общей цели у фирм-частниц. Картели. Цель фирм-участниц - монополистическая прибыль.. Типичное соглашение: квоты производства или раздел рынков, единые цены, общая политика по отношению к поставщикам факторов производства (в первую очередь - профсоюзам). |
![]() | На заседании Ученого совета Экономического факультета рассмотрен был вопрос о конкурсе на замещение должностей научно-педагогических... | ![]() | Характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза по направению подготовки 8 |
![]() | На заседании члены Ученого совета факультета почтили минутой молчания память ректора Санкт-Петербургского государственного университета... | ![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего... |
![]() | Госсельбах Л. Н. – начальник правового отдела умвд россии по Орловской области, подполковник внутренней службы | ![]() | Программа рассмотрена на заседании совета факультета экономики, менеджмента и гуманитарного образования |
![]() | Цели вступительного экзамена по Иностранному (английскому) языку – определить уровень знаний иностранного (английского) языка поступающего... | ![]() | Настоящая программа вступительного экзамена в аспирантуру (далее «Программа») разработана в соответствии с новой специальностью 12.... |
![]() | Целью данной программы является установление объёма знаний, необходимого для сдачи вступительного экзамена в аспирантуру по направлению... | ![]() | Целью данной программы является установление объёма знаний, необходимого для сдачи вступительного экзамена в аспирантуру по направлению... |