Чунг Тиен формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам)






Скачать 391.9 Kb.
НазваниеЧунг Тиен формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам)
страница1/3
Дата публикации31.05.2015
Размер391.9 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Хоанг Чунг Тиен

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ (на примере Социалистической Республики Вьетнам)

Специальность: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством -

Предпринимательство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук

Москва - 2009

Диссертация выполнена на кафедре Маркетинга Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Романов Андрей Александрович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Ягудин Семен Юрьевич

кандидат экономических наук, доцент

Горяинова Людмила Владимировна

Ведущая организация: Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ)

Защита состоится « 17 » декабря 2009 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.151.04 по экономическим наукам в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) по адресу: 119501 г. Москва, ул. Нежинская д. 7.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Автореферат разослан "____" ________________2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент /Грачева Е.А./

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена усиливающейся в условиях мирового экономического кризиса конкурентной борьбой, существенно обострившей имеющиеся недостатки механизмов формирования и развития конкурентных преимуществ системы управления предпринимательскими структурами. Несовершенство законодательной базы (в 2007 году было установлено, что 1587 нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления, неправомерно ограничивали конкуренцию) привело к деформированию функционирования системы управления предпринимательскими структурами в Социалистической Республике Вьетнам (СРВ). Темпы экономического прироста в кризисном 2008 году составили 8,2% и правительством страны была поставлена задача удержать их в 2009 году на уровне 5-5,55%1. Тем не менее, по оценке вьетнамских экспертов - авторов проекта по повышению конкурентоспособности страны, необходимость совершенствования системы управления, устранения административных барьеров из-за несовершенства законодательства была обусловлена наличием ежегодного экономического ущерба, оцениваемого в 3% ВВП. Таким образом, формирование структур по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности системы управления и развития предпринимательства, а также необходимость создания условий для усиления конкуренции является насущной и актуальной задачей вьетнамской экономики.

Степень разработанности проблемы. В зарубежной практике проблемам обеспечения конкурентоспособности организаций начало уделяться значительное внимание, как в теоретическом, так и в методологическом аспектах, только в XX веке. Наиболее существенный вклад в эту область внесли труды зарубежных авторов по научному менеджменту: Р. Акоффа, И. Ансоффа, М. Вебера, В. Грейкюнаса, П. Друкера, С. Дэвиса, П. Лоурэнса, Д. Лорша, М. Портера, Ф. Тэйлора, А. Файоля, Г. Форда и др.

Основные теоретические аспекты повышения конкурентоспособности представлены в работах Ф. Бермана, Б. Карлофа, К. Кларка, Т. Коно, А. Курно, А. Лернера, Л. А. Леонтьева, М. Мескона, Дж. С. Милля, А. Маршала, Д. Рикардо, Дж. Робинсона, П. Самуэльсона, П. Сраффа, А. Смита, С. Уилрайта, Р. Хейса, Э. Чемберлина, И. Шумпетера, Дж. Эванса, Ф. Эджоурта, Р.А. Фатхутдинова и др.

Экономические реформы во Вьетнаме давно привлекали и привлекают внимание советских и российских ученых. Этим проблемам, а также повышению эффективности экономики Вьетнама в целом посвящены труды Аносовой Л. А., Богатовой Е. Р., Верченко А., Кобелева Е.В., Мазырина В.М., Мохова И., Мурашёва Г., Маховиковой Г. А., Сергеева П., Ткачёвой Н., Тригубенко М. Е., Цветова П., Чуфрина Г. И., Шлындова А.

В трудах вьетнамских ученых-экономистов рассматриваются проблемы разработки управленческих и организационно-экономических механизмов повышения конкурентоспособности. Среди них выделяются работы таких авторов, как Во Дай Льюк, Ле Данг Зоань, До Хоай Нам, Нго Тхи Тху Хонг, Тинь Тьюен Ха, Данг Тхи Хиеу Ла, Дао Суан Шам, Чан Нгуен Туен, Фан Ван Тьем, Нгуен Дык До, Ле Ван Шанг, Нгуен Чан Куе, Нгуен Суан Тханг, Фан Данг Туат, Данг Ван Тхань, Фан Суан Шон, By Туан Ань, Буй Куанг Зунг, Дао Зуй Тунг, Чан Ван Дык.

Проблемам системы управления были посвящены исследования Алексеева С.И., Виханского О.С., Глущенко В.В., Глущенко И.И., Дрофы В.В., Жданова С.А., Круглова М.И., Михайленко Е.К., Михайлова Л.М., Максимцова М.М., Капустина С.Н. и др. Вместе с тем, ряд ключевых теоретических, методологических и методических вопросов обеспечения конкурентоспособности систем управления предпринимательскими структурами, а также оценки эффективности систем управления современных предпринимательских структур не получили до настоящего времени достаточно полного и комплексного освещения.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования - разработка теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию конкурентоспособности систем управления предпринимательскими структурами в условиях усиливающейся конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

Задачи диссертационного исследования :

- обобщить существующие представления зарубежных и отечественных ученых о сущности категорий "конкуренция" и "конкурентоспособность";

- установить основные факторы формирования конкурентоспособности предпринимательских структур;

- исследовать современные методики оценки конкурентоспособности;

- выявить сущность действующей системы управления предпринимательскими структурами и критерии ее эффективности;

- исследовать генезис и эволюцию системы управления во Вьетнаме при переходе к рыночной экономике;

- определить возможные методы достижения конкурентного преимущества предпринимательских структур на рынке;

- проанализировать современное состояние системы управления предпринимательскими структурами СРВ и определить наиболее эффективные условия обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур;

- на основе методов анализа конкурентоспособности обосновать предложения по повышению конкурентоспособности авиапредприятий Вьетнама.

Предмет и объект исследования. Предметом диссертационного исследования является конкурентоспособность систем управления предпринимательскими структурами, их формирование и развитие. Объектом диссертационного исследования является система управления предпринимательскими структурами авиапредприятий СРВ.

Теоретической базой исследования являются фундаментальные и прикладные исследования зарубежных и отечественных экономистов, материалы международных, российских и региональных научно-практических конференций по проблемам разработки инструментария обеспечения конкурентоспособности систем управления предпринимательскими структурами в условиях современной рыночной экономики.

Автором использовались следующие методы исследования: диалектический метод, системный подход, методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, наблюдения, обобщения, сравнения, моделирования и прогнозирования.

Информационную базу исследования составили материалы пленумов и съездов Коммунистической партии Вьетнама, прогнозных и аналитических обзоров Института Дальнего Востока РАН, Федеральной службы государственной статистики, публикации в периодической печати, справочники, научных статьи и монографии вьетнамских и российских ученых, информационные ресурсы Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования.

Наиболее существенными, содержащими научную новизну, результатами являются следующие:

- расширено и уточнено содержание понятия "система управления предпринимательскими структурами" - комплексного, многогранного понятия, отображающего иерархическую структуру органов управления организацией, цели, функции, принципы, методы, технологии и реальную практику управления, определенную последовательность процессов разработки и реализации решений; обосновано, что основное отличие системы управления предпринимательскими структурами от организаций других типов - наличие самоадаптации как внутреннего процесса поиска новых возможностей для управления изменениями.

-обосновано, что оценку эффективности системы управления предпринимательскими структурами различных организационно-правовых форм собственности целесообразно проводить путём сопоставления доли поступлений налогов в бюджет страны с долей, занимаемой предприятиями определённой организационно- правовой формы собственности, в капитале страны.

- установлено, что контроль как элемент системы управления предпринимательскими структурами частного сектора Вьетнама находится на более низком уровне, по сравнению с контролем над государственными предприятиями и предприятиями с иностранным капиталом. Анализ показывает, что существенные сложности контроля многочисленных мелких налогоплательщиков свидетельствует о низкой эффективности системы управления предпринимательскими структурами частных предприятий.

- выявлена зависимость между ростом числа предпринимательских структур в СРВ и качеством контроля над ними, что негативно сказывается на повышении конкурентоспособности систем управления этими структурами. Опора на крупные предприятия и совершествование системы управления мелкими предпринимательскими структурами рыночного типа, а также законодательства, устранения административных барьеров должно быть главным условием повышения конкурентоспособности экономики Вьетнама.

- обоснована целесообразность активного внедрения методики бенчмаркинга для исследования конкурентоспособности систем управления компаниями, в значительной мере расширяющей комплексность подхода к ее анализу за счет поэтапной реализации процесса с использованием модели «Колесо бенчмаркинга» с целью определения входных и выходных параметров компании, необходимых для детального анализа ее конкурентоспособности.

- выработаны практические рекомендации по совершенствованию систем управления предпринимательскими структурами Социалистической Республики Вьетнам с целью повышения их конкурентоспособности. Установлено, что наиболее перспективной стратегией наращивания конкурентных преимуществ может стать переход от усилий по созданию и развитию индивидуального стиля и сильного бренда компаний к к новым, более совершенным и широкоохватным методам и моделям маркетинга, направленным, в первую очередь на быстрое укрепление рыночной позиции компаний. Разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления для крупнейшей авиакомпании Вьетнама, по постепенному переходу на основе авиационного лизинга к использованию современных типов самолетов с одновременным обновлением аэропортов и средств аэронавигации, а также по совершенствованию управлением качеством авиауслуг с помощью механизмов маркетинга.

Практическая значимость диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы руководителями департаментов, министерств, ведомств, специалистами организационно-правовых структур и планово-экономических служб в процессе реализации мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами Вьетнама.

Результаты, полученные автором в ходе исследования, могут использоваться в процессе изучения курсов "Управление конкурентоспособностью предприятия", "Предпринимательство", "Исследование систем управления".

Апробация диссертационной работы.

Результаты исследования на различных этапах научной деятельности соискателя были отражены в научных докладах, научно-практических отчетах и методических разработках автора. По теме диссертации опубликовано 3 научных статьи общим объемом 1,2 п.л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Первый круг вопросов диссертации посвящен анализу теоретических основ исследования конкурентоспособности предпринимательских структур. Автор осуществил аналитический обзор сущности категорий "конкуренция" и "конкурентоспособность", определил факторы формирования конкурентоспособности предпринимательских структур. Исследование конкурентоспособности предпринимательских структур целесообразно начинать с выявления сущности понятия "конкурентоспособность". В русской энциклопедической литературе данный термин фиксируется сравнительно недавно, в последние двадцать лет, тогда как "конкуренция" - одно из двух слов, образующих сложносоставной термин "конкурентоспособность", известно в России на протяжении столетий. Так, настольный словарь Ф.Толля (1864 г.) определяет конкуренцию как "соперничество, соревнование нескольких купцов относительно продажи одних и тех же товаров".2 В словаре имеется также слово "конкурент", но термин "конкурентоспособность" отсутствует. Аналогичная картина представлена и в русском энциклопедическом словаре И.Н. Березина (1878г.) в котором конкуренция – "соревнование; в торговле одновременный спрос и предложение одних и тех же предметов со стороны нескольких лиц (конкуррентов)".3

Привлекая к анализу источники, традиционно не учитывающиеся при исследовании данной категории, автору удалось расширить временные границы существования конкуренции как термина, а, следовательно, и как явления в российской хозяйственной жизни.

Анализ структуры и содержания трактовок понятия "конкуренция" позволил сделать следующие выводы:

во-первых, понятия "конкуренция", предложенные различными авторами, не в полной мере отвечают требованиям системности и комплексности, т.е. они характеризуют только один из множества аспектов конкуренции;

во-вторых, существуют многообразные подходы к формулированию понятия: один автор под конкуренцией понимает соперничество (борьбу) фирм, то есть юридических лиц, другой — соперничество физических лиц, третий - как наличие на рынке достаточного количества продавцов и покупателей, четвертый — ситуацию, пятый — стремление, шестой — процесс и т.д.

Экономическая природа конкуренции, отражаемая в трактовках различных авторов, приводит к необходимости рассмотрения терминологически близкого понятия конкурентоспособности. Исследование вопросов, связанных с сущностью конкурентоспособности и её соотношением с конкуренцией, широко развернулось в литературе в 90-х годах ХХ столетия в связи с трансформационными процессами в экономике России. Проблемы раскрытия сущности конкурентоспособности, как общеэкономической категории и конкурентоспособности предпринимательских структур (промышленного предприятия, фирмы, компании), в частности, сравнительно недавно стали актуальными как для российской экономики, так и для экономики СРВ.

Отсутствие единого взгляда на проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий, с одной стороны, и растущая важность их решения, с другой, послужили мотивом к проведению анализа основных подходов к определению понятия "конкурентоспособность предприятия" и его содержания. Результаты этого анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1.

Трактовки понятия "конкурентоспособность предприятия".






Определение


Автор


1

Способность предприятия (фирмы) противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности


Донцова Л.В.

2

Способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка


Дулисова И.Л.


3

Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.


Рубин Ю.Б.

4

Сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами


Млоток Е.

5

Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

Абалкин Л.И.4
Азрилиян А.Н.5

6

Способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке….Определяется…качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами….ценами, устанавливаемыми продавцами.

Барихин А.Б.6
Борисов А.Б.7

7

(Competitive ability) совокупность потребительских свойств данного товара, характеризующая их отличие от товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям, с учётом затрат на их удовлетворение, цен.

Вечканов Г.С.,

Вечканова Г.Р.8

8

(Competitiveness) наличие сильных, устойчивых позиций на рынке. Различают К. организации, страны, товаров и услуг.

Румянцева Е.Е.9

9

Способность выстоять в конкурентной борьбе

Бударина А.В.10

10

Товаропроизводителей, фирм, компаний – способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящиеся проникнуть на рынки.

Райзберг Б.А.,

Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б11.

11

Способность предприятия, справляться с дополнительными задачами, связанными с деятельностью за рубежом.

Габлер12


12

Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.


Фатхутдинов Р.А.

13

Способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.


Сергеев И.В.

14

Способность страны или фирмы продавать свои товары

Мэйсон Р.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чунг Тиен формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам) iconСоциалистическая Республика Вьетнам
Волгоград посетила делегация Посольства Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации, которую возглавил Посол Социалистической...

Чунг Тиен формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам) iconДля сведения: Буй Динь Зинь Чрезвычайный и Полномочный Посол Социалистической...
Кабинете Министров Республики Татарстан состоится встреча Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова с Чрезвычайным и Полномочным...

Чунг Тиен формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам) iconПервая ежегодная Российско-Вьетнамская промышленная выставка
П рф, при поддержке Совета Федерации рф, Государственной Думы рф, мид рф, Минэкономразвития, Минпромторга, других отраслевых ведомств...

Чунг Тиен формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам) iconФормирование и развитие системы управления услугами в сфере культуры...

Чунг Тиен формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам) iconИнформационный бюллетень 2 сентября 2009 года
Председатель Правительства России В. В. Путин направил поздравительную телеграмму Премьер-министру Правительства Социалистической...

Чунг Тиен формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам) iconФормирование и развитие корпоративной предпринимательской среды унитарного...
Формирование и развитие корпоративной предпринимательской среды унитарного предприятия: теория и методология

Чунг Тиен формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам) iconФормирование элементов национальной инновационной системы республики казахстан
Института управления Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан

Чунг Тиен формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам) iconАнализ рисков с целью повышения конкурентоспособности предприятий...
Целью исследования является анализ рисков предприятий кондитерской отрасли с целью повышения их конкурентоспособности, а также обоснование...

Чунг Тиен формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Системный анализ и теория управления»
Цель курса «Системный анализ и теория управления» является формирование у студентов системы знаний по теории управления, развитие...

Чунг Тиен формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами (на примере Социалистической Республики Вьетнам) iconН. С. Давыдова фгбоу впо «Удмуртский государственный университет»,...
Современное развитие мировой экономики и особенно процессы глобализации мирового хозяйства, формирование глобальных товарных и финансовых...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную