Скачать 180.57 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Экономики Программа дисциплины Пространственная экономика для направления/ специальности 080100.62 - «Экономика» подготовки бакалавра экономики Автор программы: Скопин А.Ю. alex_skopin@mail.ru одобрена на заседании кафедры Региональной экономики и экономической географии «27»ноября 2012 г Зав. Кафедрой А.Ю.Скопин Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г. Ученый секретарь Т.В.Коссова ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100.62 – «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Пространственная экономика». Программа разработана в соответствии с:
Целями освоения дисциплины «Пространственная экономика» являются:
В результате освоения дисциплины «Пространственная экономика» студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра дисциплина «Пространственная экономика» является дисциплиной по выбору. Изучение дисциплины «Пространственная экономика» базируется на следующих дисциплинах:
Основные положения дисциплины «Пространственная экономика» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Порядок формирования оценок по дисциплине Текущий контроль предусматривает:
Итоговый контроль проводится в форме письменного экзамена с использованием как открытых, так и закрытых тестовых вопросов (60 минут). Результирующая оценка формируется как взвешенная сумма оценки, накопленной в течение курса, и оценки за письменную зачетную работу. Результирующая оценка складывается с учетом нижеследующих весов: Накопленная оценка (65%):
Итоговая оценка (35%):
Максимальная оценка за каждый вид деятельности по текущему контролю равна 10 баллам. Максимальная оценка за письменный зачет также равна 10 баллам. Письменный зачет является обязательным, независимо от накопленной оценки. Студент, не явившийся на зачет без уважительной причины, или написавший зачетную работу на неудовлетворительную оценку (от 1 до 3 баллов), получает неудовлетворительную оценку за курс в целом. Решение тестов или короткая письменная работа по отдельным темам курса выполняется на семинарах в присутствии преподавателя. Студентам предлагается дать короткие ответы на поставленные вопросы (закрытые и открытые). Тема тестирования определяется на предыдущем семинаре. Ориентировочное время написания работы – 15 минут. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов запрещается. Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:
Эссе оценивается по следующим критериям:
Все эссе проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за работу выставляется оценка 0 баллов. Выбор темы эссе осуществляется каждым студентом из предлагаемого перечня в Программе курса самостоятельно и фиксируется у преподавателя, ведущего семинары по курсу. По темам эссе предложен краткий план. Эссе сдается в срок, устанавливаемый преподавателем, ведущим семинары, и не может быть позже чем за одну неделю до начала зачетно-экзаменационной недели. Эссе, представленные позже оговоренного срока (но не позднее последнего учебного дня модуля) оцениваются из «8». Письменный зачет выполняется в конце курса в присутствии преподавателя. Вопросы формируются с учетом материалов базового учебника, материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов запрещается. Время написания работы – 60 мин.
Тема 1. Введение. Пространственная экономика как наука. Экономическое пространство. Элементы и структура экономического пространства. Науки об экономическом пространстве. Географическая экономика и пространственная экономика. Агломерационная экономическая теория. Агломерация и экономический рост. Основная литература: Fujita, M. Economics of agglomeration. Cambridge Cambridge University Press, 2002. - 466 с. (гл. 1), с.1-15 Дополнительная литература: 1. THE SPATIAL ECONOMY: INTRODUCTION http://web.mit.edu/krugman/www/fkvintro.html 2. Economic geography http://en.wikipedia.org/wiki/Economic_geography Тема 2. Пространственная микроэкономика Размещение предприятий. Агломерационные эффекты: преимущества специализации и экономия от масштаба. Дисперсионные эффекты: транспортные издержки и диверсификация. Агломерация и маршаллианские экстерналии. Пространственная конкуренция. Задача пространственного равновесия цен. Механизмы цен в пространственной экономике. Модели размещения. Транспортные издержки. Основная литература: Fujita, M. Economics of agglomeration. Cambridge Cambridge University Press, 2002. - 466 с. (гл. 1-2) с.16-56 Дополнительная литература: 1. Ellison G., Glaeser E., Kerr W. 'What Causes Industry Agglomeration? Evidence from Coagglomeration Patterns' (discussion paper 2133). HIER, April 2007, Harvard University. (http://econweb.fas.harvard.edu/hier/2007papers/HIER2133.pdf) 2. Fan C., Scott A. 'Industrial Agglomeration and Development: A Survey of Spatial Economic Issues in East Asia and a Statistical Analysis of Chinese Regions'. Economic Geography, Vol. 79 (3), July 2003. (http://www.sscnet.ucla.edu/geog/downloads/597/208.pdf) Тема 3. Пространственная мезоэкономика Дифференциация уровней регионального развития. Промышленная агломерация и промышленные районы. Особенности мезоэкономического пространственного анализа. Региональная экономика. Экономика города. Пространственная структура городов. Функциональная структура города. Экономическая структура городов. Анализ цен на недвижимость. Основная литература: Fujita, M. Economics of agglomeration. Cambridge Cambridge University Press, 2002. - 466 с. (гл. 5-9), с.133-345 О'Салливан, А. Экономика города. М. ИНФРА-М, 2002. - 705 с. (гл. 1-6) с. 1-173 Дополнительная литература: 1.Bosker, Maarten , 'Growth, Agglomeration and Convergence: a Space-time Analysis for European Regions', Spatial Economic Analysis, 2:1, 91 - 100. (http://taylorandfrancis.metapress.com/index/G56872X714566R66.pdf) 2.Glaeser E. 'Do Regional Economies Need Regional Coordination?' (discussion paper 2131). HIER, March 2007, Harvard University. (http://econweb.fas.harvard.edu/hier/2007papers/HIER2131.pdf) Тема 4. Пространственная макроэкономика. Центр – полупериферия – периферия как пространственная структура любого государства. Трансграничное сотрудничество. Полюса экономического роста. Теория Перу. Кластерная политика создания полюсов роста. Теория Фридмана и динамическая типологизация стран. Теория Портера. Основная литература: Портер, М. Конкуренция. Вильямс, 2001. - 495 с. (гл.7) с.205-282 Дополнительная литература: 1.Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Экономические науки" № 5. Серебрякова Л.А. Роль стратегического планирования в новой концепции региональной политики. http://science.ncstu.ru/articles/econom/2007_05/ 2.Журнал «Государственная служба», 3 (35) Май - июнь 2005. С. Агарков Современные концепции регионального развития. http://www.rags.ru/akadem/2005/35-2005/35-2005-57.html Тема 5. Пространственная мегаэкономика. Эффективность международной торговли по Кругману. Плюсы и минусы свободной торговли. Международные перемещение факторов производства. Международная макроэкономическая политика. Международная валютно-финансовая система и мировые финансовые кризисы. Основная литература: П. Р. Кругман, М. Обстфельд Международная экономика. СПб., Питер, 2004 гл. 5-11, 18-22. с.117-341, 580-795 Дополнительная литература: 1. «Международная валютная система” http://www.tu-bryansk.ru/grant2/spr/many_2.htm 2. «Reform of the International Financial System and Institutions in Light of the Asian Financial Crisis» http://www.unctad.org/en/docs/pogdsmdpbg24d12.en.pdf
На семинарских занятиях (14 часов, 7 занятий) студентам предлагается: - обсуждение проблемной темы, - выступление с докладами (краткими сообщениями на 10-15 минут с презентацией) по теме, предложенной преподавателем, ведущим семинары, - коллективное обсуждение доклада, - выполнение короткой письменной работы или разработка кейса (с привлечением статистических и нормативно-правовых документов по региональной проблемной ситуации. Материалы для групповой работы подготавливаются преподавателем и раздаются непосредственно на занятии). 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1. Тематика заданий текущего контроля(Вопросы контрольной работы направлены на проверку понимания основных понятий курса).
9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерные вопросы к зачету:
Порядок формирования оценок по дисциплине Результирующая оценка рассчитывается по формуле: О итоговая. = 0,60*Озачет. + 0,40*О конт. раб. Все округления производятся в соответствии с общими математическими правилами. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 11.1 Базовые учебникиFujita, M. Economics of agglomeration. Cambridge Cambridge University Press, 2002. - 466 с. Кругман, П. Р. Международная экономика. СПб. Питер, 2004. - 831 с. THE SPATIAL ECONOMY: INTRODUCTION http://web.mit.edu/krugman/www/fkvintro.html Дополнительная литература 1.П. Р. Кругман, М. Обстфельд Международная экономика. СПб., Питер, 2004 гл. 5-11 2.Портер, М. Конкуренция. Вильямс, 2008. - 495 с. (гл.7) с.205-282 3.О'Салливан, А. Экономика города. М. ИНФРА-М, 2002. - 705 с. (гл. 1-6) с. 1-173 4.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М: ГУ - ВШЭ, 2001, 2003. Информационные ресурсы в Интернете: информационно-аналитические сайты регионов; сайт Росстата – www.gks.ru сайт Международного центра социально-экономических исследований Леонтьевский центр http://leontief.ru/ сайт Министерства регионального развития - http://www.minregion.ru/ сайт Мирового банка - http://web.worldbank.org 12. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для лекционных занятий (в обязательном порядке) и семинарских занятий (выборочно) используется проектор, Административная карта РФ. Авторы программы: ____________________/Скопин А.Ю. Курс предназначен для студентов 4 курса специализаций:
и студентов 4 курса специальности «Финансы и кредит» следующих специализаций:
|
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ![]() | Для направления 080100. 62 «Экономика», специальности: 080105. 65 «Финансы и кредит», 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... |
![]() | Для направления 080100. 62 «Экономика», специальности: 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии» | ![]() | Для направления 080100. 62 «Экономика», специальности: 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии» |
![]() | Плисецкий Е. Л., Глушкова В. Г. Программа дисциплины «Региональная экономика» для поступающих в аспирантуру по специальности 08.... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 080100. 68 Экономика, обучающихся... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 “Экономика”... |