Программа дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100. 62 -«Экономика»






Скачать 180.57 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100. 62 -«Экономика»
Дата публикации31.05.2015
Размер180.57 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
e.120-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины






Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100.62 –«Экономика» подготовки бакалавра



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет Экономики

Программа дисциплины Пространственная экономика


для направления/ специальности 080100.62 - «Экономика»

подготовки бакалавра экономики

Автор программы: Скопин А.Ю. alex_skopin@mail.ru

одобрена на заседании кафедры Региональной экономики и экономической географии «27»ноября 2012 г

Зав. Кафедрой А.Ю.Скопин
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Т.В.Коссова ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100.62 – «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Пространственная экономика».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра;

  • Образовательной программой 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.



  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Пространственная экономика» являются:


  • получение систематизированного представления о современных научных подходах к изучению проблематики пространственной экономики и пространственном разнообразии происходящих социально-экономических процессов;

  • знание основных современных теорий пространственной экономики и принципах исследовательской диагностики экономики стран, городов и регионов;

  • овладение навыками анализа регулирования пространственного развития



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоение дисциплины


В результате освоения дисциплины «Пространственная экономика» студент должен:

  • знать основные современные российские и западные теории пространственной экономики;

  • уметь применять аналитический подход при изучении социально-экономической ситуации в странах, городах, регионах, набор аналитических инструментов пространственной экономической политики;

  • иметь навыки диагностики и анализа пространственных проблем социально-экономического развития.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы,

происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в

будущем (формируется частично)

СЛК-4

усваивает лекционный материал,
читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
привлекает несколько источников информации при написании эссе (подготовке кейса)

посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе (подготовка кейса)

умеет использовать нормативные правовые документы в своей

деятельности (формируется частично)

СЛК-5

усваивает лекционный материал, читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них, представляет связи между нормативными правовыми документами и региональной социально-экономической динамикой при написании эссе

подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе

способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач (формируется частично)

ПК-4

усваивает лекционный материал,
читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
привлекает несколько источников информации при написании эссе (подготовке кейса)

посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе (подготовка кейса)

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и

зарубежной статистики о социально-экономических процессах и

явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических

показателей

(формируется частично)

ПК-8

читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
привлекает несколько источников информации при написании эссе

подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и / или аналитический отчет
(формируется частично)

ПК-9

читает обязательную литературу к семинарским занятиям и участвует в обсуждении на них,
привлекает несколько источников информации при написании эссе (подготовке кейса)

подготовка к семинарским занятиям
и работа на них, написание эссе (подготовка кейса)



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра дисциплина «Пространственная экономика» является дисциплиной по выбору.

Изучение дисциплины «Пространственная экономика» базируется на следующих дисциплинах:

  • «Новая экономическая география»;

  • «Социально-экономическая статистика»;

  • «Демография»

  • «Основы экономической теории».

  • «Региональная экономика»

Основные положения дисциплины «Пространственная экономика» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


  • «Теория отраслевых рынков»;

  • «Российская экономика»;

  • Полюса и зоны роста мировой экономики

  • Проблемные регионы России и мира

  • «Государство в новой экономике».



  1. Тематический план учебной дисциплины







Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Сем. и практ. занятия

1.

Введение

4







4

2.

Пространственная микроэкономика

28

10




18

3.

Пространственная мезоэкономика

20

6




14

4.

Пространственная макроэкономика

28

10




18

5.

Пространственная мегаэкономика

28

10




18




ВСЕГО

108

36




72



  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

3




Текущий

Контрольная работа

3

письменная работа на 60 минут

Итоговый

зачет

3




    1. Критерии оценки знаний, навыков


Порядок формирования оценок по дисциплине

Текущий контроль предусматривает:

  • учет активности студентов в ходе проведения семинаров, выступления, участие в дискуссиях и т.п.;

  • решение тестов или короткая письменная работа по отдельным темам курса (темы 2, 5, 6)

  • написание эссе.

Итоговый контроль проводится в форме письменного экзамена с использованием как открытых, так и закрытых тестовых вопросов (60 минут).
Результирующая оценка формируется как взвешенная сумма оценки, накопленной в течение курса, и оценки за письменную зачетную работу.

Результирующая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

Накопленная оценка (65%):

  • 15% – активность на семинарских занятиях;

  • 30% – решение тестов или короткая письменная работа по отдельным темам курса на семинарах;

  • 20% – эссе (кейс);

Итоговая оценка (35%):

  • 35% – письменный зачет.


Максимальная оценка за каждый вид деятельности по текущему контролю равна 10 баллам.

Максимальная оценка за письменный зачет также равна 10 баллам. Письменный зачет является обязательным, независимо от накопленной оценки. Студент, не явившийся на зачет без уважительной причины, или написавший зачетную работу на неудовлетворительную оценку (от 1 до 3 баллов), получает неудовлетворительную оценку за курс в целом.

Решение тестов или короткая письменная работа по отдельным темам курса выполняется на семинарах в присутствии преподавателя. Студентам предлагается дать короткие ответы на поставленные вопросы (закрытые и открытые). Тема тестирования определяется на предыдущем семинаре. Ориентировочное время написания работы – 15 минут. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов запрещается.

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

  • высказывание комментариев и суждений по изучаемой теме, формулирование вопросов к докладчику;

  • выступление с докладом по заданному тексту (при подготовке доклада необходимо, во-первых, выделить главную авторскую мысль, во-вторых, изложить кратко (10-15 мин.) основное содержание текста, в-третьих, высказать свои комментарии по поводу прочитанного текста, ответить на вопросы).

Эссе оценивается по следующим критериям:

  • постановка проблемы работы;

  • степень решения поставленных целей и задач;

  • четкость и понятность выводов;

  • структурированность текста;

  • объем и качество привлекаемой литературы и других источников информации;

  • аккуратность в оформлении работы (в том числе грамотное библиографическое описание цитируемых и приводимых в списке литературы источников).

Все эссе проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого за работу выставляется оценка 0 баллов.

Выбор темы эссе осуществляется каждым студентом из предлагаемого перечня в Программе курса самостоятельно и фиксируется у преподавателя, ведущего семинары по курсу. По темам эссе предложен краткий план. Эссе сдается в срок, устанавливаемый преподавателем, ведущим семинары, и не может быть позже чем за одну неделю до начала зачетно-экзаменационной недели. Эссе, представленные позже оговоренного срока (но не позднее последнего учебного дня модуля) оцениваются из «8».

Письменный зачет выполняется в конце курса в присутствии преподавателя. Вопросы формируются с учетом материалов базового учебника, материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов запрещается. Время написания работы – 60 мин.
  1. Содержание дисциплины



Тема 1. Введение. Пространственная экономика как наука.
Экономическое пространство. Элементы и структура экономического пространства. Науки об экономическом пространстве. Географическая экономика и пространственная экономика. Агломерационная экономическая теория. Агломерация и экономический рост.
Основная литература:

Fujita, M. Economics of agglomeration. Cambridge Cambridge University Press, 2002. - 466 с. (гл. 1), с.1-15

Дополнительная литература:

1. THE SPATIAL ECONOMY: INTRODUCTION http://web.mit.edu/krugman/www/fkvintro.html

2. Economic geography http://en.wikipedia.org/wiki/Economic_geography
Тема 2. Пространственная микроэкономика
Размещение предприятий. Агломерационные эффекты: преимущества специализации и экономия от масштаба. Дисперсионные эффекты: транспортные издержки и диверсификация. Агломерация и маршаллианские экстерналии. Пространственная конкуренция. Задача пространственного равновесия цен. Механизмы цен в пространственной экономике. Модели размещения. Транспортные издержки.

Основная литература:

Fujita, M. Economics of agglomeration. Cambridge Cambridge University Press, 2002. - 466 с. (гл. 1-2) с.16-56

Дополнительная литература:

1. Ellison G., Glaeser E., Kerr W. 'What Causes Industry Agglomeration? Evidence from Coagglomeration Patterns' (discussion paper 2133). HIER, April 2007, Harvard University. (http://econweb.fas.harvard.edu/hier/2007papers/HIER2133.pdf)

2. Fan C., Scott A. 'Industrial Agglomeration and Development: A Survey of Spatial Economic Issues in East Asia and a Statistical Analysis of Chinese Regions'. Economic Geography, Vol. 79 (3), July 2003. (http://www.sscnet.ucla.edu/geog/downloads/597/208.pdf)

Тема 3. Пространственная мезоэкономика

Дифференциация уровней регионального развития. Промышленная агломерация и промышленные районы. Особенности мезоэкономического пространственного анализа. Региональная экономика. Экономика города. Пространственная структура городов. Функциональная структура города. Экономическая структура городов. Анализ цен на недвижимость.

Основная литература:

Fujita, M. Economics of agglomeration. Cambridge Cambridge University Press, 2002. - 466 с. (гл. 5-9), с.133-345

О'Салливан, А. Экономика города. М. ИНФРА-М, 2002. - 705 с. (гл. 1-6) с. 1-173

Дополнительная литература:

1.Bosker, Maarten , 'Growth, Agglomeration and Convergence: a

Space-time Analysis for European Regions', Spatial Economic Analysis, 2:1, 91 -

100. (http://taylorandfrancis.metapress.com/index/G56872X714566R66.pdf)

2.Glaeser E. 'Do Regional Economies Need Regional Coordination?' (discussion paper 2131). HIER, March 2007, Harvard University. (http://econweb.fas.harvard.edu/hier/2007papers/HIER2131.pdf)

Тема 4. Пространственная макроэкономика.
Центр – полупериферия – периферия как пространственная структура любого государства. Трансграничное сотрудничество. Полюса экономического роста. Теория Перу. Кластерная политика создания полюсов роста. Теория Фридмана и динамическая типологизация стран. Теория Портера.
Основная литература:

Портер, М. Конкуренция. Вильямс, 2001. - 495 с. (гл.7) с.205-282
Дополнительная литература:

1.Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Экономические науки" № 5. Серебрякова Л.А. Роль стратегического планирования в новой концепции региональной политики. http://science.ncstu.ru/articles/econom/2007_05/

2.Журнал «Государственная служба», 3 (35) Май - июнь 2005. С. Агарков Современные концепции регионального развития. http://www.rags.ru/akadem/2005/35-2005/35-2005-57.html
Тема 5. Пространственная мегаэкономика.
Эффективность международной торговли по Кругману. Плюсы и минусы свободной торговли. Международные перемещение факторов производства. Международная макроэкономическая политика. Международная валютно-финансовая система и мировые финансовые кризисы.
Основная литература:

П. Р. Кругман, М. Обстфельд Международная экономика. СПб., Питер, 2004 гл. 5-11, 18-22. с.117-341, 580-795

Дополнительная литература:

1. «Международная валютная система” http://www.tu-bryansk.ru/grant2/spr/many_2.htm

2. «Reform of the International Financial System and Institutions in Light of the Asian Financial Crisis» http://www.unctad.org/en/docs/pogdsmdpbg24d12.en.pdf
  1. Образовательные технологии


На семинарских занятиях (14 часов, 7 занятий) студентам предлагается:

- обсуждение проблемной темы,

- выступление с докладами (краткими сообщениями на 10-15 минут с презентацией) по теме, предложенной преподавателем, ведущим семинары,

- коллективное обсуждение доклада,

- выполнение короткой письменной работы или разработка кейса (с привлечением статистических и нормативно-правовых документов по региональной проблемной ситуации. Материалы для групповой работы подготавливаются преподавателем и раздаются непосредственно на занятии).

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля



(Вопросы контрольной работы направлены на проверку понимания основных понятий курса).


  1. Объясните влияние пространственного фактора на механизм формирования цен.

  2. В чем заключается основная задача пространственного равновесия цен?

  3. Перечислите виды дисперсионных эффектов и их особенности.

  4. Каковы предпосылки выделения региональной экономики как отдельного сектора экономической науки?

  5. Охарактеризуйте основные типы пространственной структуры городов.

  6. По каким признакам выделяются сегменты пространственной структуры государства?

  7. В чем преимущества трансграничного сотрудничества?

  8. Существуют ли недостатки трансграничного сотрудничества? Какие? Приведите примеры (2-3).

  9. Назовите основные полюса роста на территории Российской Федерации. На основании каких признаков они выделяются?

  10. Какая политика используется для создания полюсов роста. Дайте краткую характеристику данной политики.

  11. В чем заключается эффективность свободной торговли по Кругману?

  12. Перечислите плюсы и минусы свободной торговли.

  13. Приведите пример ситуации, когда свободная торговля невыгодна для экономики государства.

  14. Преимущества и недостатки международного перемещения факторов производства для отдельно взятого государства и для мировой экономики.

  15. В чем заключается эффективность использования международной валютной системы?


9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины




Примерные вопросы к зачету:


  1. Находящиеся в ограниченных промышленных зонах фирмы нередко покидают эти территории и переводят своё производство в места с меньшим уровнем заработной платы, когда в их отрасли прекращается быстрое усовершенствование технологий. Объясните эту тенденцию с точки зрения внешнего эффекта масштаба производства.

  2. Обоснуйте преимущества интернационализации фирмы и приведите пример из современного бизнеса.

  3. Приведите пример практического применения теории размещения при принятии решений в двух различных компаниях

  4. Предложите решение проблемы Харриса-Тадаро: уровень заработной платы в городе выше чем в деревне, и при этом производство в обрабатывающей отрасли становится малоэффективным, а безработица среди городского населения высока, т.к. жители деревни переезжают в деревню в надежде получить высокооплачиваемую работу.

  5. Какую, по вашему мнению, стратегическую торговую политику стоит проводить Российской Федерации в настоящее время?

  6. Опишите современное состояние международной валютной системы и её институты.

  7. Каковы основные аргументы против использования системы плавающих обменных курсов в современной мировой экономике?

  8. Опишите проблемы, возникающие в развивающихся странах (на примере какой-либо страны), и возможные пути их решения.

  9. Покажите связь агломерации и экономического роста.

  10. Дайте определение пространственной экономике. Что является предметом пространственной экономики? Опишите её основные методы.

  11. Опишите изученные модели размещения. Покажите их основные особенности.

  12. Теорема пространственной невозможности: определение, значение, применение.

  13. Всегда ли двухрегиональная экономика может находиться в стабильном пространственном равновесии? В каком случае это состояние единственно?

  14. Опишите влияние дифференциации выпускаемых товаров на агломерационные эффекты?

  15. Опишите причины существования городов.

  16. Дайте оценку влияния современных средств связи на развитие отдельных городов, стран, мировой экономики в целом. Как фактор развития телекоммуникаций влияет на глобализационные процессы.

  17. Объясните процесс перемещения предприятий из мест скопления фирм той же отрасли в места с более дешёвыми землёй и рабочей силой с точки зрения изменения ориентации фирм по мере их становления.

  18. Пусть фирма, доставляющая готовые обеды, имеет пять основных заказчиков с соответствующими объёмами потребления и расположением: А - 10 обедов, 10 км к западу от центра города, Б – 50 обедов, в центре города, В – 25 обедов, 1 км к востоку от центра, Г – 45 обедов, 2 км от центра города. Пусть удельные затраты на доставку в восточном направлении вдвое выше удельных затрат на доставку в западном направлении. Где должна располагаться фирма, если производственные затраты одинаковы во всех точках?

  19. Почему пивоваренные заводы обычно располагаются рядом с рынками сбыта (вдали от источников сырья), а заводы по производству вин поблизости от источников сырья (вдали от рынков сбыта)?

  20. В чём заключается эффект урбанизации и в каких случаях он имеет место?

  21. Оцените достоинство развития в городе диверсифицированной экономики с точки зрения величины эффектов урбанизации и локализации.

  22. Приведите пример кластерной политики в одном из субъектов РФ. Является ли она эффективной и почему?


Порядок формирования оценок по дисциплине
Результирующая оценка рассчитывается по формуле:

О итоговая. = 0,60*Озачет. + 0,40*О конт. раб.

Все округления производятся в соответствии с общими математическими правилами.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовые учебники


Fujita, M. Economics of agglomeration. Cambridge Cambridge University Press, 2002. - 466 с.

Кругман, П. Р. Международная экономика. СПб. Питер, 2004. - 831 с.

THE SPATIAL ECONOMY: INTRODUCTION http://web.mit.edu/krugman/www/fkvintro.html
Дополнительная литература
1.П. Р. Кругман, М. Обстфельд Международная экономика. СПб., Питер, 2004 гл. 5-11

2.Портер, М. Конкуренция. Вильямс, 2008. - 495 с. (гл.7) с.205-282

3.О'Салливан, А. Экономика города. М. ИНФРА-М, 2002. - 705 с. (гл. 1-6) с. 1-173

4.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М: ГУ - ВШЭ, 2001, 2003.

Информационные ресурсы в Интернете:

информационно-аналитические сайты регионов;

сайт Росстата – www.gks.ru

сайт Международного центра социально-экономических исследований Леонтьевский центр http://leontief.ru/

сайт Министерства регионального развития - http://www.minregion.ru/

сайт Мирового банка - http://web.worldbank.org

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для лекционных занятий (в обязательном порядке) и семинарских занятий (выборочно) используется проектор, Административная карта РФ.

Авторы программы: ____________________/Скопин А.Ю.
Курс предназначен для студентов 4 курса специализаций:


  • Управление рисками и страхование

  • Финансы и фондовый рынок

  • Банки и банковская деятельность

  • Математические методы анализа экономики

  • Прикладная экономика

  • Экономика и финансы фирмы

  • Экономическое моделирование и экономическая политика


и студентов 4 курса специальности «Финансы и кредит» следующих специализаций:


  • Банки и банковская деятельность

  • Управление рисками и страхование

  • Финансы и фондовый рынок

  • Экономика и финансы фирмы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100. 62 -«Экономика» iconПрограмма дисциплины Региональная экономика для направления 080100....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....

Программа дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100. 62 -«Экономика» iconПрограмма дисциплины Институциональная экономика Для направления 080100. 62 «Экономика»
Для направления 080100. 62 «Экономика», специальности: 080105. 65 «Финансы и кредит», 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,...

Программа дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100. 62 -«Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика миграций» для направления/ специальности 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....

Программа дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100. 62 -«Экономика» iconУчебной дисциплины «Региональная экономика» для направлений 080100....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....

Программа дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100. 62 -«Экономика» iconПрограмма дисциплины Теория контрактов Для направления 080100. 62 «Экономика»
Для направления 080100. 62 «Экономика», специальности: 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии»

Программа дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100. 62 -«Экономика» iconПрограмма дисциплины Теория контрактов Для направления 080100. 62 «Экономика»
Для направления 080100. 62 «Экономика», специальности: 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии»

Программа дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100. 62 -«Экономика» iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика...
Плисецкий Е. Л., Глушкова В. Г. Программа дисциплины «Региональная экономика» для поступающих в аспирантуру по специальности 08....

Программа дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100. 62 -«Экономика» iconПрограмма дисциплины Бизнес-планирование инноваций  для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 080100. 68 Экономика, обучающихся...

Программа дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100. 62 -«Экономика» iconПрограмма дисциплины Решение олимпиадных задач для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности...

Программа дисциплины Региональная экономика для направления/ специальности 080100. 62 -«Экономика» iconПрограмма дисциплины Экономика и политика стран и регионов для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 “Экономика”...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную